Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Учебный план
azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx

44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

Образование лиц с нарушениями речи 

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
заочная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Учебная
Тип практики
учебная
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
3
Продолжительность в часах/неделях
108/2 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Курс

3

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
0,5
0,5
Контактная работа
0,5
1
0,5
1
Сам. работа
103,5
103
103,5
103
Итого
108
108
108
108
 
Рабочую программу составил(и):
 
канд.филол.наук, доцент Ганиева А.М. _________________
 
 
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакилевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности являются ознакомление с практической деятельностью логопеда в соответствии с квалификационной характеристикой бакалавра, первичное освоение профессионально-педагогических компетенций в области исследовательской деятельности логопеда
Задачи практики  
- определение и решение исследовательских задач,
-сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;
- обобщение и презентация результатов исследовательской деятельности,
- использование современных информационных и образовательных технологий в организации собственной научно-исследовательской деятельности,
- формирование у обучающихся целостного представления о коррекционном (логопедическом) процессе современной образовательной организации.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-7: способен к самообразованию и социально-профессиональной мобильности
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ОПК-5: способен использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
общие методические аспекты и специфику организации и содержания психолого-педагогического исследования

цели, задачи, принципы, методы, приемы исследовательской деятельности.

особенности психофизического развития лиц с ОВЗ разных возрастов,

методологию анализа речевых нарушений

Уметь:
формулировать проблемы, вопросы и задачи исследования

работать с компьютером как средством управления информацией;

- использовать информационные технологии для решения исследовательских и диагностических задач

оформлять, представлять, описывать, характеризовать процессы и явления, полученные в ходе исследовательской

деятельности.

проводить измерения и наблюдения, диагностическое обследование,

- выбирать способы, методы, методики, приемы, алгоритмы, модели, средства, критерии исследований;

Владеть:
культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей их достижения;

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

методами и приемами изучения особенностей деятельности и поведения детей, имеющих нарушения развития.

навыками организации и проведении диагностики,

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.В
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Логопедия (Дизартрия)
1
 
Логопедия (Нарушения голоса)
2
 
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
3
 
Общая психология
4
 
Теории обучения и воспитания
5
 
Техника речи
6
 
Формы логопедической работы
7
 
Возрастная физиология и психофизиология
8
 
Литература с основами литературоведения
9
 
Логопедия (Введение в логопедию)
10
 
Логопедия (Дислалия)
11
 
Математика и информатика
12
 
Общая педагогика
13
 
Современные информационно-коммуникационные технологии в специальном образовании
14
 
Современный русский язык
15
 
Логопсихология
16
 
Основы языкознания
17
 
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
18
 
Психолого-педагогический практикум
19
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Курсовая работа по модулю 7
1
 
Логопедия (Алалия)
2
 
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
3
 
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
4
 
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
5
 
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
6
 
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
7
 
Производственная практика научно-исследовательская работа
8
 
Производственная преддипломная практика
9
 
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
10
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Курс
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Вводный
 
1.1
1. Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции

2. Знакомство с базой практики, с администрацией

3. Сбор первичной информации (знакомство с основополагающими документами организации и педагога, с принципами функционирования, планирования, организации работы, знакомство с группами обучающихся)

/Ср/

3
20
ПК-8,ПК-9
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3
 
Раздел 2. Основной
 
2.1
1. Изучение системы коррекционно-развивающей работы на базе практики;

2. изучение системы работы учителя - логопеда, материально-технического и методического обеспечения.

3. Планирование исследования

4. Наблюдение за деятельностью педагога

5. Наблюдение за детьми

6. Подбор диагностического инструментария

7. Проведение диагностики

8. Анализ результатов диагностики

9. Планирование (совместно со специалистами) коррекционно-развивающей работы

10. Проведение элементов коррекционно-развивающих занятий

/Ср/

3
70
ОК-7,ОПК-5,ПК-8,ПК-9
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3
 
Раздел 3. Заключительный
 
3.1
Оформление результатов диагностики Обобщение материалов практики;

подготовка отчета по итогам практики;

участие в итоговой конференции

/Ср/

3
13
ПК-8,ПК-9
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3
 
3.2
Защита отчета /РукПр/
3
1
ПК-8,ПК-9
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3
 
3.3
/ЗачётСОц/
3
4
ОК-7,ОПК-5,ПК-8,ПК-9
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики – это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру (руководителю практики от университета) отчет по практике.

Структура отчета по прохождению практики:

1.Титульный лист.

2.Рабочий график (план) проведения практики.

3.Дневник практики.

Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.Индивидуальное задание.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых компетенций.

5.Материалы выполненных индивидуальных заданий.

(в зависимости от вида и типа практики например – план-конспекты уроков,  характеристика,  самоанализ урока, разработки и др.).

6. Письменный отчет обучающегося о прохождении практики.

Письменный отчет обучающегося о прохождении практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать анализ своей деятельности в период практики, обобщаются результаты проделанной работы.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
«Представлен отдельным документом в приложении»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Вводный
ПК-8, ПК-9
1. Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции

2. Знакомство с базой практики, с администрацией

3. Сбор первичной информации (знакомство с основополагающими документами организации и педагога, с принципами функционирования, планирования, организации работы, знакомство с группами обучающихся)

 
2
Основной
ОК-7, ОПК-5, ПК-8, ПК-9
1. Изучение системы коррекционно-развивающей работы на базе практики;

2. изучение системы работы учителя - логопеда, материально-технического и методического обеспечения.

3. Планирование исследования

4. Наблюдение за деятельностью педагога

5. Наблюдение за детьми

6. Подбор диагностического инструментария

7. Проведение диагностики

8. Анализ результатов диагностики

9. Планирование (совместно со специалистами) коррекционно-развивающей работы

10. Проведение элементов коррекционно-развивающих занятий

 
3
Заключительный
ПК-8, ПК-9, ОК-7, ОПК-5
Оформление результатов диагностики Обобщение материалов практики;

подготовка отчета по итогам практики;

участие в итоговой конференции

Защита отчета

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова Соловьева, Л. Г.   Логопедия : учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07395-9. [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО. - Издательство Юрайт, 2019. - 191 – Режим доступа: https://urait.ru/catalog/437076 
Л1.1
 
Микляева Н.В. Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 362 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11198-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498973  [Электронный ресурс]:. - Юрайт, 2022. -  – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/498973  
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления [Электронный ресурс]/ Ковшиков В.А.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: КАРО, 2018.— 304 c.— URL:  http://www.iprbookshop.ru/86699.html :. - IPR SMART, . - 
Л2.1
 
Клепацкая Л.Б. Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Ч.1. Работа над пониманием обращенной речи [Электронный ресурс]/ Клепацкая Л.Б.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.— 121 c.—  URL:   http://www.iprbookshop.ru/89284.html      :. - Москва: Изд-во В. Секачев, ЭБС «IPRbooks» 2019, . - 
Л2.2
 
Балакирева А.С. Логопедия. Ринолалия [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Балакирева А.С.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.— 204 c.—  URL: http://www.iprbookshop.ru/90109.html. :. - Москва: Изд-во В. Секачев, 2019  ЭБС «IPRbooks», . - 
Л2.3
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
1) Библиотека "Культурно-историческая дефектология".
Э1
 
2) Всероссийский педагогический портал
Э2
 
3) Институт коррекционной педагогик
Э3
 
7) Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок»
Э4
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
1-315, Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). , Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
1
 
 
1-117, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
2
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключенный между профильной организацией и Университетом. Обучающимся разрешается проходить практику в образовательных организациях по своему выбору.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

 присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы производственной практики;

 прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

 получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

 ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

 соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

 активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

 выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

 ежедневно вести дневник практики;

 соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

 нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

 осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

 представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

 содержание отчета и доклада обучающегося;

 качество ответов на вопросы;

 корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

 в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

 на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

 пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

 на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

 на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.