Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна
ции
Э1 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э5
Вопросы и задания к зачету:
1.Становление этногеографии как науки. Связь с другими науками.
2.Предмет и методы этногеографии.
3.Понятие об этносе и этничности.
4.Структура этноса.
5.Концепции теории этногенеза.
6.Концепция Л.Н. Гумилева.
7.Формационный и цивилизационный подход к эволюции этносов.
8.Этнос и географическая среда.
9.Природный детерминизм и природный нигилизм.
10.Признаки этноса.
11.Расовые признаки и теории формирования рас.
12.Роль природной среды в формировании расовых признаков.
13.Культура – объективная основа этноса: многообразие проявлений.
14.Роль языка в фиксации, хранении и передаче этнической информации.
15.Единство этноинтегрирующих и этнодифференцирующих функций языка.
16.Языковые семьи и группы.
17.Язык и письменность, системы письменности народов мира.
18.Религии современного мира.
19.Мировые религии и их география.
20.Религиозный состав населения мира.
21.Религия и этническое самосознание.
22.Этнические процессы, их диалектика и динамика.
23.Этнические конфликты.
24.География очагов современного сепаратизма.
25.Национальное самоопределение этносов.
26.Национальная политика в различных странах современного мира.
27.Этногеографическая картина мира (по выбору студента).
1.Пассионарная теория этноса Л.Н. Гумилева.
2.Признаки и причины этнических конфликтов.
3.Расизм.
4.Расогенез и его особенности.
5.Распространение основных рас.
7.Национальные религии (на выбор).
8.Религии стран Азии.
9.Основные типы этнических процессов.
10.Современная этническая картина мира.
11.Сходство и различие национальных характеров народов мира (по странам, регионам).
12.Традиции и обычаи народов мира (по выбору студентов).
13.Этногеографическая картина Тропической Африки.
14.Этногеографическая картина Арабского мира (Северной Африки и Юго-западной Азии).
15.Этногеографическая картина Южной Азии (Индия).
16.Этногеографическая картина Восточной и Юго-Восточной Азии (Китай, Япония).
17.Этногеографическая картина Закавказья (Грузия, Армения); Казахстан, Средняя Азия (Узбекистан, Туркмения, Киргизия,Таджикистан, Азербайджан). 18.Этногеографическая картина Северной Европы и Западной Европы (Швеция, Норвегия, Исландия, Дания, Германия, Великобритания, Франция). 19.Этногеографическая картина Южной и Восточной Европы (Испания, Польша, Чехия, Румыния, Словакия, Украина). 20.Этногеографическая картина России. 21.Этнографическая картина Северной Америки (США, Канада).
22.Этнографическая картина Латинской Америки.
23.Этнографическая картина Австралии и Океании (полинезийцы, меланезийцы, микронезийцы).
24.Этнически конфликты. Способы урегулирования межэтнических конфликтов.
25.Крупнейшие экономические и религиозные конфликты в регионе: палестино - израильский, курдский, между шиитами и суннитами в Ираке.
26.Очаги сепаратизма в регионе: Кашмир, индийский Пенджаб, северо-восток Индии.
27.Этнический конфликт между англокакадцами и франко-канадцами, проблема сепаратизма Квебека.
28.Роль международных организации в урегулировании этнических конфликтов.
Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определѐнной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
1) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся;
- при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
2) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, магистранты должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственные; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков. Методические указания к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ: а) для овладения знаниями: - чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), - составление плана текста, - графическое изображение структуры текста, - конспектирование текста, выписки из текста, - работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, - учебно-исследовательская работа, б) для закрепления и систематизации знаний: - работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей), - составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, - ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), - подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др. в) для формирования умений: - решение вариативных задач, - решение ситуационных (профессиональных) задач Завершающим этапом освоения дисциплины является зачет. Методические указания к зачету. При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю. Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения. Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания. При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.