2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Этногеография и география религий_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Этногеография и география религий
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
зачет 6
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.социол.наук, зав.каф. , Ахметова М.Х.29.04.2021 _________________
 
 
Этногеография и география религий
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование систематизированных знаний в области этногеографии и географии религий различных регионов мира, России и других стран; изучение культуры народов мира, этнических процессов, разнообразных аспектов жизнедеятельности этносов, формирование способности социального взаимодействия, воспринимать межкультурное разнообразие общества в различных аспектах.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
раскрытие теоретических и прикладных вопросов этнологии и этногеографии;
1.4
изучение современных концепций этноса, их закономерности формирования и функционирования;
1.5
формирование знаний о расовом, национально-языковом и конфессиональном составе населения;
1.6
формирование способности осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний;
1.7
обеспечение обучающихся возможностью приобретения знания по основным вопросам этнической истории, особенностей межэтнической коммуникаций, этнической картины мира и т.д.;
1.8
раскрытие особенностей этнической и религиозной картины мира; механизмов ее изменения во времени и пространстве;
1.9
развитие способности социального взаимодействия;
1.10
формирование способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Генетика
2.1.2
Геоэкология
2.1.3
Курсовая работа по методике обучения биологии
2.1.4
Общая экология
2.1.5
Основы экологической культуры
2.1.6
Производственная педагогическая практика
2.1.7
Решение профессиональных задач учителя биологии
2.1.8
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.1.9
Технология организации краеведческой работы в школе
2.1.10
Экономическая и социальная география мира
2.1.11
Экономическая и социальная география России
2.1.12
Биогеография
2.1.13
Методический практикум
2.1.14
Микробиология с основами вирусологии
2.1.15
Общая экономическая и социальная география
2.1.16
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.1.17
Производственная педагогическая практика
2.1.18
Теория и методика обучения географии
2.1.19
Учебная практика по физической, экономической и социальной географии
2.1.20
Физиология человека и животных
2.1.21
Физическая география России
2.1.22
Анатомия и морфология человека
2.1.23
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.24
Ландшафтоведение
2.1.25
Общее землеведение
2.1.26
Педагогика
2.1.27
Учебная технологическая практика
2.1.28
Физическая география материков и океанов
2.1.29
Географические информационные системы
2.1.30
Гистология с основами эмбриологии
2.1.31
Зоология позвоночных
2.1.32
Психология
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.1.33
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.1.34
Учебная технологическая практика
2.1.35
Физиология растений
2.1.36
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.1.37
Анатомия и морфология растений
2.1.38
Геология
2.1.39
Зоология беспозвоночных
2.1.40
Картография с основами топографии
2.1.41
Систематика растений и грибов
2.1.42
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.43
Цитология
2.1.44
География РТ
2.1.45
Основы здорового образа жизни
2.1.46
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.1.47
Туризм в школе
2.1.48
Биотехнологии
2.1.49
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы осуществления социального взаимодействия с различными категориями людей;
3.1.2
межкультурное разнообразие общества, источник географической информации;
3.1.3
основные этапы и ключевые события этногеографии;
3.1.4
описания народов мира на основе этнографических классификаций;
3.1.5
историю и региональные особенности культуры народов мира;
3.1.6
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в религиях мира;
3.1.7
основы педагогической деятельности;
3.1.8
основные понятия и определения, причинно-следственные связи,
3.1.9
закономерности этногеографических процессов и явлений и приемы их формирования в школьных курсах географии.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
устанавливать и поддерживать контакты с различными категориями людей, обеспечивающие успешную работу в коллективе;
3.2.2
работать с разноплановыми источниками;
3.2.3
осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
3.2.4
получать, обрабатывать и сохранять источники географической информации;
3.2.5
применять информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп;
3.2.6
раскрывать содержание этногеографических понятий, причинно-следственные связи и закономерности этногеографических процессов и явлений в школьных курсах географии.
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.3.1
навыками взаимодействия с различными категориями людей для достижения результата;
3.3.2
навыками анализа географических источников;
3.3.3
навыки получения, анализа и обобщения географической информации для достижения профессиональных качеств учителя;
3.3.4
навыками демонстрации специальных научных знаний по этногеографии и географии религии в школьных курсах географии.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Предмет этногеографии

 
1.1
Понятие об этносе. Признаки этноса. Концепции этноса /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
1.2
Значение этногеографии и этнографии в жизни современного общества. Основные методы этногеографических исследований /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
1.3
Становление этнологии и рождение этногеографии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
 
Раздел 2. Понятие об этносе и этничности. Современные концепции этноса

 
2.1
Этнос и этничность. Признаки этноса. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
2.2
Концепции этногенеза. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
2.3
Новые концепции этногенеза. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
 
Раздел 3. Народы мира и особенности их размещения на Земле.

 
3.1
История формирования современной этнической картины мира / /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
3.2
Народы мира и особенности их размещения по Земле /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
6
0
 
3.3
Формационный и цивилизационный подход к эволюции этносов. Мировые цивилизации и современные этносы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
 
Раздел 4. Этнос и географическая среда

 
4.1
Природный детерминизм и природный нигилизм. Признаки этноса. Расовые признаки и теории формирования рас /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э5

2
ПК-1.1
6
0
 
4.2
Расы человечества /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
4.3
Факторы формирования этнической культуры: психологический, природный, религиозный. Компоненты культуры как адаптация к окружающей природной среде /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
 
Раздел 5. Религии современного мира

 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
5.1
География основных религий современного мира. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э5

2
ПК-1.1
6
0
 
5.2
Религии современного мира. Конфессиональный состав регионов мира. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
5.3
Религия и этническое самосознание /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
 
Раздел 6. Этнические процессы их диалектика и динамика. Этнические конфликты

 
6.1
Основные виды этнических процессов. Причины и последствия /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э5

6
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
6.2
Этнические конфликты в современном мире /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
6.3
Этнические процессы в современном мире на этапе постиндустриального развития. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
6.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1.Становление этногеографии как науки. Связь с другими науками.

2.Предмет и методы этногеографии.

3.Понятие об этносе и этничности.

4.Структура этноса.

5.Концепции теории этногенеза.

6.Концепция Л.Н. Гумилева.

7.Формационный и цивилизационный подход к эволюции этносов.

8.Этнос и географическая среда.

9.Природный детерминизм и природный нигилизм.

10.Признаки этноса.

11.Расовые признаки и теории формирования рас.

12.Роль природной среды в формировании расовых признаков.

13.Культура – объективная основа этноса: многообразие проявлений.

14.Роль языка в фиксации, хранении и передаче этнической информации.

15.Единство этноинтегрирующих и этнодифференцирующих функций языка.

16.Языковые семьи и группы.

17.Язык и письменность, системы письменности народов мира.

18.Религии современного мира.

19.Мировые религии и их география.

20.Религиозный состав населения мира.

21.Религия и этническое самосознание.

22.Этнические процессы, их диалектика и динамика.

23.Этнические конфликты.

24.География очагов современного сепаратизма.

25.Национальное самоопределение этносов.

26.Национальная политика в различных странах современного мира.

27.Этногеографическая картина мира (по выбору студента).

 
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов:

1.Пассионарная теория этноса Л.Н. Гумилева.

2.Признаки и причины этнических конфликтов.

3.Расизм.

4.Расогенез и его особенности.

5.Распространение основных рас.

 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.Мировые религии (на выбор).

7.Национальные религии (на выбор).

8.Религии стран Азии.

9.Основные типы этнических процессов.

10.Современная этническая картина мира.

11.Сходство и различие национальных характеров народов мира (по странам, регионам).

12.Традиции и обычаи народов мира (по выбору студентов).

13.Этногеографическая картина Тропической Африки.

14.Этногеографическая картина Арабского мира (Северной Африки и Юго-западной Азии).

15.Этногеографическая картина Южной Азии (Индия).

16.Этногеографическая картина Восточной и Юго-Восточной Азии (Китай, Япония).

17.Этногеографическая картина Закавказья (Грузия, Армения); Казахстан, Средняя Азия (Узбекистан, Туркмения, Киргизия,Таджикистан, Азербайджан). 18.Этногеографическая картина Северной Европы и Западной Европы (Швеция, Норвегия, Исландия, Дания, Германия, Великобритания, Франция). 19.Этногеографическая картина Южной и Восточной Европы (Испания, Польша, Чехия, Румыния, Словакия, Украина). 20.Этногеографическая картина России. 21.Этнографическая картина Северной Америки (США, Канада).

22.Этнографическая картина Латинской Америки.

23.Этнографическая картина Австралии и Океании (полинезийцы, меланезийцы, микронезийцы).

24.Этнически конфликты. Способы урегулирования межэтнических конфликтов.

25.Крупнейшие экономические и религиозные конфликты в регионе: палестино - израильский, курдский, между шиитами и суннитами в Ираке.

26.Очаги сепаратизма в регионе: Кашмир, индийский Пенджаб, северо-восток Индии.

27.Этнический конфликт между англокакадцами и франко-канадцами, проблема сепаратизма Квебека.

28.Роль международных организации в урегулировании этнических конфликтов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение – Фонд оценочных средств по дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лобжанидзе А.А.,Горохов  С. А., Заяц Д. В. 
Этногеография и география религий : учебник и практикум для академического бакалавриата. Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/424728
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Каледин, Н.В., Михеева, Н.М.
Социально-экономическая география мира : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.] ; под редакцией Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7578-9. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/geografiya-mira-v-3-t-tom-2-socialno-ekonomicheskaya-geografiya-mira-434199
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Киямова, А.Г.
Обучение географии в условиях реализации ФГОС: учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А.Г. Киямова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 143 с. — Электронная версия печатной публикации .— URL: http://bibl:81/books/Эл.Библ./Обучение географии в условиях реализации ФГОС_Киямова АГ.pdf
Набережные Челны: Издательство НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Максаковский В.П. Географическая культура.
 
Э2
Проект "Народы России".
 
Э3
Gumilevica: гипотезы, теория, мировоззрение.
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-414 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков 

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определѐнной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

1) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся;

- при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

2) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, магистранты должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственные; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков. Методические указания к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ: а) для овладения знаниями: - чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), - составление плана текста, - графическое изображение структуры текста, - конспектирование текста, выписки из текста, - работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, - учебно-исследовательская работа, б) для закрепления и систематизации знаний: - работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей), - составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, - ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), - подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др. в) для формирования умений: - решение вариативных задач, - решение ситуационных (профессиональных) задач Завершающим этапом освоения дисциплины является зачет. Методические указания к зачету. При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю. Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения. Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания. При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.