Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна
ции
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э3 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Разграничить признаки органической деменции и олигофрении.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Контрольные вопросы:
1. Предмет, цели и задачи клиники интеллектуальных нарушений.
2. Значение курса «Клиника интеллектуальных нарушений» в специальном образовании. Понятия «слабоумие», «олигофрения», «деменция», «задержка психического развития».
3. Методы обследования в курсе «Клиника интеллектуальных нарушений».
4. Краткая история развития учения об общем психическом недоразвитии. Роль зарубежных психиатрических исследований в области изучения олигофрений и организации лечебно-коррекционной помощи детям-олигофренам.
5. Психопатология и дефектология, их связь в медико-педагогическом комплексе.
6. Медико-генетическое консультирование: задачи, этапы.
7. Теоретические подходы к трактовке природы интеллекта.
8. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности.
9. Роль генетически обусловленной патологии в происхождении интеллектуальных нарушений.
10. Значение хромосомных аномалий в происхождении интеллектуальных нарушений.
12. Психический дизонтогенез. Классификация и характеристика основных вариантов нарушенного развития.
13. Влияние различных вредных факторов на развивающийся плод в период внутриутробного развития (инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы).
14. Алкогольный синдром плода, влияние алкоголизма родителей на потомство.
15. Последствия родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии как одна из причин интеллектуальной недостаточности.
16. Постнатальные вредности, травмирующие мозг ребенка в период раннего детства.
17. Бластопатии, эмбриопатии и фетопатии. Вредности родового периода, приводящие к умственной отсталости.
18. Клиника степеней умственной отсталости.
19. Клинический симптомокомплекс олигофрении в степени дебильности.
20. Клинический симптомокомплекс олигофрении в степени имбецильности.
21. Клинический симптомокомплекс олигофрении в степени идиотии.
22. Умственная отсталость и олигофрения.
23. Классификация олигофрений по этиологическому принципу, по принципу учета времени действия этиологического фактора, по оценке клинико-физиологических параметров и др.
24. Микроскопические и макроскопические структурные особенности мозга при олигофрениях. Биохимические нарушения нервной системы, приводящие к умственной отсталости. Биоэлектрическая активность мозга при олигофрениях.
25. Олигофрении, вызванные хромосомными аномалиями. Этиология. Патогенез. Симптоматика. Возможности адаптации и обучения.
26. Олигофрении, связанные с нарушениями белкового, жирового, углеводного, водно-солевого обмена веществ. Этиология, патогенез, клинические проявления.
27. Истинная и церебропатическая форма микроцефалии. Этиология. Симптоматика. Особенности поведения.
28. Гидроцефалия. Этиология, патогенез, клинические проявления. Особенности обучаемости и поведения ребенка с гидроцефалией.
29. Клинические проявления олигофрений, вызванные действием вирусных и бактериальных инфекций в период внутриутробного развития плода.
30. Олигофрения вследствие резус-несовместимости крови матери и плода.
31. Олигофрения, обусловленная эндокринными нарушениями. Этиология, патогенез, клинические проявления, особенности обучаемости и поведения ребенка.
32. Олигофрении, вызванные патологией родов. Симптоматика. Особенности проявлений в зависимости от преимущественного поражения лобных, теменных, затылочных, височных или средних структур мозга.
33. Олигофрения вследствие вредностей, действующих в постнатальный период жизни (энцефалитов, травм черепа, дистрофий и пр.).
34. Формы деменции. Тотальное и парциальное слабоумие.
35. Клинические проявления деменций вследствие травмы черепа и энцефалитов. Динамика проявлений деменций.
36. Деменции при эпилепсии. Клинические проявления, особенности структуры интеллекта, обучаемости, поведения, адаптации ребенка с деменцией.
37. Деменции при шизофрении. Особенности личности, структуры интеллекта, обучаемости и поведения детей.
38. Основные принципы отграничения деменции от олигофрении.
39. Астенический и атонический варианты общего психического недоразвития. Этиология, патогенез, клинические проявления, особенности обучаемости и поведения детей.
40. Понятие «задержка психического развития». Причины, механизмы формирования, распространенность, основные проявления отклонений в психическом развитии детей. Динамика проявлений задержки психического развития, обучаемость, адаптация, особенности поведения.
41. Клиническая характеристика детей с психическим инфантилизмом, с задержкой психического развития с церебрастеническим, невропатическим, психопатоподобным синдромами.
42. Задержка психического развития у детей с тяжелыми нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
43. Клиническая характеристика детей с тяжелой семейно-бытовой запущенностью.
44. Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития.
45. Пограничная интеллектуальная недостаточность.
46. Клиническое изучение пограничной интеллектуальной недостаточности.
47. Основные формы пограничной интеллектуальной недостаточности.
48. Смешанные формы пограничной интеллектуальной недостаточности.
49. Явления адаптации и дезадаптации детей-олигофренов.
50. Психопатоподобные и неврозоподобные проявления у детей-олигофренов.
51. Неврозы и реактивные состояний у детей-олигофренов. Клинические проявления, особенности поведения детей в семье, в школе, в свободное от занятий время.
52. Дифференциальная диагностика клинических форм недоразвития, задержанного развития, поврежденного развития.
53. Отграничение олигофрении от задержки психического развития
54. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний у детей с сенсорной недостаточностью.
55. Состав учащихся коррекционной школы 8-го вида.
56. Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии.
57. Специфика деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения I-VIII видов.
58. Организация отбора детей в специальное (коррекционное) образовательное учреждение.
Контрольные задания
1. Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях
3. Исторические периоды развития представлений об умственной отсталости. Определение
умственной отсталости в историческом аспекте.
4. Понятие дизонтогенеза (концепции В.В.Лебдинского, Г.К.Ушакова, В.В.Ковалева).
Этиология. Психологические закономерности дизонтогенеза. Параметры оценки психического
дизонтогенеза. Классификация психического дизонтгенеза.
5. Этиология и патогенез умственной отсталости.
6. Систематика форм умственно отсталости (классификации, основанные на степени тяжести
интеллектуального дефекта, этиологические классификации, этиопатогенетические
классификации, международная классификация болезней (МКБ-10).
7. Легкая умственная отсталость: нарушения процессов ощущения и восприятия, расстройства
внимания, мышления, памяти, чувств. Нарушения речи. Волевые расстройства. Недоразвитие
психомоторики. Формирование самооценки.
8. Умеренная умственная отсталость: статические и локомоторные функции. Расстройства
внимания. Нарушения процессов ощущения и восприятия. Расстройства мышления, памяти.
Нарушения речи. Эмоционально-волевые расстройства.
9. Тяжелая умственная отсталость: Недоразвитие двигательной сферы. Расстройства
внимания, чувств, восприятия. Недоразвития мышления, речи, памяти.
10. Глубокая умственная отсталость.
11. Клиника пограничной интеллектуальной недостаточности. Основные принципы
клинического изучения пограничной интеллектуальной недостаточности.
Тематика рефератов:
1 Олигофрении при хромосомных болезнях;
2. Наследственные (моногенные) формы олигофрении;
3. Смешанные по этиологии (эндогенно-экзогенные) формы олигофрении;
4. Экзогенно обусловленные формы олигофрении;
5. Семейные формы олигофрении;
6. Осложненные формы олигофрении;
7. Синдром Шерешевского - Тернера
8. Синдром Нунан
9. Синдром Рубинштейна-Тейби
10. Синдром Вильямса (синдром "лицо эльфа")
11. Синдром Дубовица
12. Синдром Барде-Бидля
13. Синдром Гольтца (дермальная фокальная гипоплазия)
14. Синдром Опица-Каведжиа (синдром FG)
15. Синдром Корнелии де Ланге
16. Синдром Беквита-Видемана
17. Синдром Прадера-Вилли и синдром Ангельмана
18. Болезнь Дауна
19. Микроцефалия
20. Фенилкетонурия
21. Гаргоилизм (синдром Герлера)
22. Рубеолярная олигофрения
23. Олигофрения при врожденном сифилисе
24. Олигофрения, обусловленная токсоплазмозом
25. Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных
26. Олигофрения, обусловленная гидроцефалией
27. Энцефалопатические формы пограничной интеллектуальной недостаточсоти
28. Задержка психического развития - как вариант дизонтогенеза
29. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения
30. Задержка психического развития конституционального происхождения
31. Психогенная задержка психического развития
32. Соматогенная форма задержки психического развития
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день.
С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающийся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающийся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающийся и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающийся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающийся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающийся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающийся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья .
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающийся, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающийсяов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
м увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.