2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Клиника интеллектуальных нарушений_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Клиника интеллектуальных нарушений
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.психол.наук, доцент, Вазиева А.Р. _________________
 
 
Клиника интеллектуальных нарушений
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование способности  осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития.
1.2
задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить обучающихся с современными клиническими методами исследования детей.
1.4
изучить симптоматику основных форм нарушений интеллекта.
1.5
научиться дифференцировать пограничные состояния.
1.6
выработать умения обучающихся учитывать клиническую картину обследуемого при проведении психолого- педагогических консультаций, лечебно-педагогических мероприятий на всех этапах развития, организации индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология
2.1.2
Концепции современного естествознания
2.1.3
Курсовая работа по модулю 6
2.1.4
Логопедия (Ринолалия)
2.1.5
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.6
Логопсихология
2.1.7
Основы генетики
2.1.8
Основы языкознания
2.1.9
Психопатология
2.1.10
Специальная психология
2.1.11
Техника речи
2.1.12
Формы логопедической работы
2.1.13
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.14
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.15
История
2.1.16
Логопедия (Дизартрия)
2.1.17
Логопедия (Дислалия)
2.1.18
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.19
Математика и информатика
2.1.20
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.21
Невропатология
2.1.22
Общая психология
2.1.23
Теории обучения и воспитания
2.1.24
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.25
Философия
2.1.26
Логопсихология
2.1.27
Основы языкознания
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.3
Политология
2.2.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации)
2.2.5
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.6
Социология
2.2.7
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.8
Речевые игры
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
категориальный аппарат, используемый при описании и диагностике интеллектуальных нарушений;
 
этиологию и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности;
 
тактику диагностических, лечебных и социально-психолого-педагогических мероприятий при интеллектуальных нарушениях.
 
 
Уметь:
 
ориентироваться в информационном пространстве, использовать понятийный аппарат науки для формирования профессионального мирровоззрения
 
дифференцировать умственную отсталость от сходных с ней состояний; 
 
обоснованно подбирать специальные образовательные учреждения для  детей с отклонениями в развитии;
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников,  основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве в аспекте формирования научного мировоззрения
 
способами осуществления анализа информации о развитии детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии;
 
прогнозирования развития детей в условиях разного типа депривации;
 
 
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
 
этиологию и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности
 
психофизические и возрастные особенности детей и подростков с различными формами интеллектуальной недостаточности
 
 
Уметь:
 
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с интеллектуальными нарушениями, учитывающие особые образовательные потребности этих детей 
 
дифференцировать умственную отсталость от сходных с ней состояний
 
реализовать образовательно-коррекционные программы с учетом индивидуальных образовательных потребностей лиц с различными формами интеллектуальных нарушений
 
 
Владеть:
 
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ.
 
коррекционно-педагогическими методами при работе с детьми с ОВЗ
 
навыками организации образовательного процесса в специальных учреждениях
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Методологию исследования состояния речи детей на основе системного и комплексного подхода, с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения.
 
классификации дизонтогенеза и основных форм нарушенного развития
 
методы психолого-педагогического оследования лиц с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Производить заключение по результатам дифференцированного комплексного системного исследования состояния интеллектуальных функций детей с ОВЗ и в том числе детей с нарушениями речи  
 
проводить псхолого-педагогическую диагностику лиц с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
проводить дифференциальную диагностику лиц с ОВЗ с различными типами дизонтогенеза
 
 
Владеть:
 
Приемами проведения различных видов исследований с учетом принципов комплексной психолого-педагогической диагностики
 
методиками для исследования детей, навыками дифференциальной диагностики умственной отсталости от сходных состояний
 
адаптированными экспериментальными методиками для лиц с ОВЗ, тестовыми методиками
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
категориальный аппарат, используемый при описании и диагностике интеллектуальных нарушений;
3.1.2
этиологию и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности;
3.1.3
тактику диагностических, лечебных и социально-психолого-педагогических мероприятий при интеллектуальных нарушениях.
3.1.4
содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
3.1.5
этиологию и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности
3.1.6
психофизические и возрастные особенности детей и подростков с различными формами интеллектуальной недостаточности
3.1.7
методологию исследования состояния речи детей на основе системного и комплексного подхода, с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения.
3.1.8
классификации дизонтогенеза и основных форм нарушенного развития
3.1.9
методы психолого-педагогического оследования лиц с ОВЗ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ориентироваться в информационном пространстве, использовать понятийный аппарат науки для формирования профессионального мирровоззрения
3.2.2
дифференцировать умственную отсталость от сходных с ней состояний;
3.2.3
обоснованно подбирать специальные образовательные учреждения для  детей с отклонениями в развитии;
3.2.4
составить план своей профессиональной работы с учетом отклонений в интеллектуальном развитии учащихся.
3.2.5
выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с интеллектуальными нарушениями, учитывающие особые образовательные потребности этих детей
3.2.6
дифференцировать умственную отсталость от сходных с ней состояний
3.2.7
реализовать образовательно-коррекционные программы с учетом индивидуальных образовательных потребностей лиц с различными формами интеллектуальных нарушений
3.2.8
производить заключение по результатам дифференцированного комплексного системного исследования состояния интеллектуальных функций детей с ОВЗ и в том числе детей с нарушениями речи  
3.2.9
проводить псхолого-педагогическую диагностику лиц с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями
3.2.10
проводить дифференциальную диагностику лиц с ОВЗ с различными типами дизонтогенеза
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами научного анализа теоретических источников,  основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве в аспекте формирования научного мировоззрения
3.3.2
способами осуществления анализа информации о развитии детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии;
3.3.3
прогнозирования развития детей в условиях разного типа депривации;
3.3.4
навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с интеллектуальными нарушениями.
3.3.5
коррекционно-педагогическими методами при работе с детьми с ОВЗ
3.3.6
навыками организации образовательного процесса в специальных учреждениях для детей с у\о
3.3.7
приемами проведения различных видов исследований с учетом принципов комплексной психолого-педагогической диагностики
3.3.8
методиками для исследования детей, навыками дифференциальной диагностики умственной отсталости от сходных состояний.
3.3.9
адаптированными экспериментальными методиками для лиц с ОВЗ, тестовыми методиками
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические вопросы клиники интеллектуальных нарушений.

 
1.1
Введение в курс. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
1.2
Понятия интеллекта и интеллектуальной деятельности в рамках различных психологических теорий. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
1.3
Работы отечественных психиатров в области изучения клиники общего психического недоразвития и пограничных с ним состояний.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э5

5
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
 
Раздел 2. Клиника различных форм интеллектуальных нарушений.

 
2.1
Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
2.2
Классификации интеллектуальных нарушений. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
2.3
Проанализировать основные группы классификаций умственной отсталости, которые предлагались в истории науки.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
2.4
Клинико-психологическая характеристика различных степеней умственной отсталости. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
2.5
Этиология и патогенез дифференциальных форм олигофрении и лежащихв их основе заболеваний /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.6
Клинические формы деменции.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
2.7
Этиология и патогенез заболеваний, приводящих к деменции /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
2.8
Медико-психолого-педагогическая комплексность лечебно-коррекционных мероприятий с детьми с задержкой психического развития. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
2.9
Проанализировать сведения об отечественных и зарубежных исследователях, занимающихся вопросами изучения пограничных интеллектуальных нарушений. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
2.10
Раннее выявление детей с психофизическими и эмоциональными отклонениями в развитии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.11
Патопсихологическая диагностики внимания и памяти  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5

6
ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.12
Патопсихологическая диагностика мышления  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.13
Нейропсихологическое обследования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5

10
ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.14
Документальная квалификация психических расстройств  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.15
Сопоставить клинико-психологические признаки олигофрении и синдрома РДА.

Разграничить признаки органической деменции и олигофрении.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
2.16
Нарушения поведения при интеллектуальных нарушениях /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
 
Раздел 3. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с отклонениями в развитии

 
3.1
Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
3.2
Основные направления психокоррекции при умственной отсталости и ЗПР. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
3.3
Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
3.4
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Контрольные вопросы:

1. Предмет, цели и задачи клиники интеллектуальных нарушений.

2. Значение курса «Клиника интеллектуальных нарушений» в специальном образовании. Понятия «слабоумие», «олигофрения», «деменция», «задержка психического развития».

3. Методы обследования в курсе «Клиника интеллектуальных нарушений».

4. Краткая история развития учения об общем психическом недоразвитии. Роль зарубежных психиатрических исследований в области изучения олигофрений и организации лечебно-коррекционной помощи детям-олигофренам.

5. Психопатология и дефектология, их связь в медико-педагогическом комплексе.

6. Медико-генетическое консультирование: задачи, этапы.

7. Теоретические подходы к трактовке природы интеллекта.

8. Этиология  и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности.

9. Роль генетически обусловленной патологии в происхождении интеллектуальных нарушений.

10. Значение хромосомных аномалий в происхождении интеллектуальных нарушений.

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
11. Эндогенные и экзогенные факторы, вызывающие нарушения  интеллектуального развития.

12. Психический дизонтогенез. Классификация и характеристика основных вариантов нарушенного  развития.

13. Влияние различных вредных факторов на развивающийся плод в период внутриутробного развития (инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы).

14. Алкогольный синдром плода, влияние алкоголизма родителей на потомство.

15. Последствия родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии как одна из причин интеллектуальной недостаточности.

16. Постнатальные вредности, травмирующие мозг ребенка в период раннего детства.

17. Бластопатии, эмбриопатии и фетопатии. Вредности родового периода, приводящие к умственной отсталости.

18. Клиника степеней умственной отсталости.

19. Клинический симптомокомплекс олигофрении в степени дебильности.

20. Клинический симптомокомплекс олигофрении в степени имбецильности.

21. Клинический симптомокомплекс  олигофрении в степени идиотии.

22. Умственная отсталость и олигофрения.

23. Классификация олигофрений по этиологическому принципу, по принципу учета времени действия этиологического фактора, по оценке клинико-физиологических параметров и др.

24. Микроскопические и макроскопические структурные особенности мозга при олигофрениях. Биохимические нарушения нервной системы, приводящие к умственной отсталости. Биоэлектрическая активность мозга при олигофрениях.

25. Олигофрении, вызванные хромосомными аномалиями. Этиология. Патогенез. Симптоматика. Возможности адаптации и обучения.

26. Олигофрении, связанные с нарушениями белкового, жирового, углеводного, водно-солевого обмена веществ. Этиология, патогенез, клинические проявления.

27. Истинная и церебропатическая форма микроцефалии. Этиология. Симптоматика. Особенности поведения.

28. Гидроцефалия. Этиология, патогенез, клинические проявления. Особенности обучаемости и поведения ребенка с гидроцефалией.

29. Клинические проявления олигофрений, вызванные действием вирусных и бактериальных инфекций в период внутриутробного развития плода.

30. Олигофрения вследствие резус-несовместимости крови матери и плода.

31. Олигофрения, обусловленная эндокринными нарушениями. Этиология, патогенез, клинические проявления, особенности обучаемости и поведения ребенка.

32. Олигофрении, вызванные патологией родов. Симптоматика. Особенности проявлений в зависимости от преимущественного поражения лобных, теменных, затылочных, височных или средних структур мозга.

33. Олигофрения вследствие вредностей, действующих в постнатальный период жизни (энцефалитов, травм черепа, дистрофий и пр.).

34. Формы деменции. Тотальное и парциальное слабоумие.

35. Клинические проявления деменций вследствие травмы черепа и энцефалитов. Динамика проявлений деменций.

36. Деменции при эпилепсии. Клинические проявления, особенности структуры интеллекта, обучаемости, поведения, адаптации ребенка с деменцией.

37. Деменции при шизофрении. Особенности личности, структуры интеллекта, обучаемости и поведения детей.

38. Основные принципы отграничения деменции от олигофрении.

39. Астенический и атонический варианты общего психического недоразвития. Этиология, патогенез, клинические проявления, особенности обучаемости и поведения детей.

40. Понятие «задержка психического развития». Причины, механизмы формирования, распространенность, основные проявления отклонений в психическом развитии детей. Динамика проявлений задержки психического развития, обучаемость, адаптация, особенности поведения.

41. Клиническая характеристика детей с психическим инфантилизмом, с задержкой психического развития с церебрастеническим, невропатическим, психопатоподобным синдромами.

42. Задержка психического развития у детей с тяжелыми нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.

43. Клиническая характеристика детей с тяжелой семейно-бытовой запущенностью.

44. Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития.

45. Пограничная интеллектуальная недостаточность.

46. Клиническое изучение пограничной интеллектуальной недостаточности.

47. Основные формы пограничной интеллектуальной недостаточности.

48. Смешанные формы пограничной интеллектуальной недостаточности.

49. Явления адаптации и дезадаптации детей-олигофренов.

50. Психопатоподобные и неврозоподобные проявления у детей-олигофренов.

51. Неврозы и реактивные состояний у детей-олигофренов. Клинические проявления, особенности поведения детей в семье, в школе, в свободное от занятий время.

52. Дифференциальная диагностика клинических форм недоразвития, задержанного  развития, поврежденного развития.

53. Отграничение олигофрении от задержки психического развития

54. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний у детей с сенсорной недостаточностью.

55. Состав учащихся коррекционной школы 8-го вида.

56. Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии.

57. Специфика деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения I-VIII видов.

58. Организация отбора детей в специальное (коррекционное) образовательное учреждение.

Контрольные задания

1. Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2. Общепатологический подход к проблеме интеллектуальных нарушении

3. Исторические периоды развития представлений об умственной отсталости. Определение

умственной отсталости в историческом аспекте.

4. Понятие дизонтогенеза (концепции В.В.Лебдинского, Г.К.Ушакова, В.В.Ковалева).

Этиология. Психологические закономерности дизонтогенеза. Параметры оценки психического

дизонтогенеза. Классификация психического дизонтгенеза.

5. Этиология и патогенез умственной отсталости.

6. Систематика форм умственно отсталости (классификации, основанные на степени тяжести

интеллектуального дефекта, этиологические классификации, этиопатогенетические

классификации, международная классификация болезней (МКБ-10).

7. Легкая умственная отсталость: нарушения процессов ощущения и восприятия, расстройства

внимания, мышления, памяти, чувств. Нарушения речи. Волевые расстройства. Недоразвитие

психомоторики. Формирование самооценки.

8. Умеренная умственная отсталость: статические и локомоторные функции. Расстройства

внимания. Нарушения процессов ощущения и восприятия. Расстройства мышления, памяти.

Нарушения речи. Эмоционально-волевые расстройства.

9. Тяжелая умственная отсталость: Недоразвитие двигательной сферы. Расстройства

внимания, чувств, восприятия. Недоразвития мышления, речи, памяти.

10. Глубокая умственная отсталость.

11. Клиника пограничной интеллектуальной недостаточности. Основные принципы

клинического изучения пограничной интеллектуальной недостаточности.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Тематика рефератов:

1 Олигофрении при хромосомных болезнях;

2. Наследственные (моногенные) формы олигофрении;

3. Смешанные по этиологии (эндогенно-экзогенные) формы олигофрении;

4. Экзогенно обусловленные формы олигофрении;

5. Семейные формы олигофрении;

6. Осложненные формы олигофрении;

7. Синдром Шерешевского - Тернера

8. Синдром Нунан

9. Синдром Рубинштейна-Тейби

10. Синдром Вильямса (синдром "лицо эльфа")

11. Синдром Дубовица

12. Синдром Барде-Бидля

13. Синдром Гольтца (дермальная фокальная гипоплазия)

14. Синдром Опица-Каведжиа (синдром FG)

15. Синдром Корнелии де Ланге

16. Синдром Беквита-Видемана

17. Синдром Прадера-Вилли и синдром Ангельмана

18. Болезнь Дауна

19. Микроцефалия

20. Фенилкетонурия

21. Гаргоилизм (синдром Герлера)

22. Рубеолярная олигофрения

23. Олигофрения при врожденном сифилисе

24. Олигофрения, обусловленная токсоплазмозом

25. Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных

26. Олигофрения, обусловленная гидроцефалией

27. Энцефалопатические формы пограничной интеллектуальной недостаточсоти

28. Задержка психического развития - как вариант дизонтогенеза

29. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

30. Задержка психического развития конституционального происхождения

31. Психогенная задержка психического развития

32. Соматогенная форма задержки психического развития

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение ФОС к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Нагаев В.В.
Основы клинической психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Нагаев В.В., Жолковская Л.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 463 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81520.html.— ЭБС «IPRbooks»
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
 
Л1.2
Венгер, А. Л.
Клиническая психология развития : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 312 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03304-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437534 (дата обращения: 12.08.2019).: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Астапов, В. М.
Клиническая психология. Коморбидность тревоги и подростковой депрессивности : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / В. М. Астапов, А. Н. Гасилина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 178 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07940-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/424006 (дата обращения: 12.08.2019).: учебное пособие для бакалавриата и специалитета 
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 2019.
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Старшенбаум Г.В.
Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебно-практическое руководство/ Старшенбаум Г.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 305 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31706.html.— ЭБС «IPRbooks»: практикум
Саратов: Вузовское образование, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Интеллектуальные нарушения https://youtu.be/mLNSkDaDzZQ
 
Э2
Публичная лекция Диагностика и профилактика х-сцепленной умственной отсталости у детей https://youtu.be/oQsd11uVWq4
 
Э3
Клиническая психология https://youtu.be/6_JYGLNrKKI
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день.

С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и  на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые 

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающийся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающийся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающийся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающийся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающийся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающийся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающийся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья .

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающийся, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающийсяов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

м  увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся  процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.