2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Технология организации краеведческой работы в школе_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технология организации краеведческой работы в школе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
94
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
94
94
94
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.социол.наук, зав.каф. , Ахметова М.Х. _________________
 
 
Технология организации краеведческой работы в школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование системы знаний и представлений о формах изучения своей местности и родного края, способности применять предметные знания для проведения занятий.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование навыков отбора содержания для проведения занятий;
1.4
формирование способности разрабатывать мероприятия краеведческой направленности;
1.5
раскрыть теоретические и прикладные вопросы теории и методики краеведческого изучения своей местности;
1.6
выработать у обучающихся методические умения по организации учебных краеведческих экскурсий;
1.7
формирование умений организации обучения географии на краеведческой основе и проведения краеведческой исследовательской деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биогеография
2.1.2
Методика обучения биологии
2.1.3
Методический практикум
2.1.4
Микробиология с основами вирусологии
2.1.5
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.1.6
Общая экономическая и социальная география
2.1.7
Производственная педагогическая  практика
2.1.8
Производственная педагогическая практика
2.1.9
Теория и методика обучения географии
2.1.10
Учебная практика по физической, экономической и социальной географии
2.1.11
Физиология человека и животных
2.1.12
Физическая география России
2.1.13
Анатомия и морфология человека
2.1.14
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.15
Ландшафтоведение
2.1.16
Общее землеведение
2.1.17
Основы вожатской деятельности
2.1.18
Педагогика
2.1.19
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.20
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.21
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.22
Учебная технологическая практика
2.1.23
Физическая география материков и океанов
2.1.24
Географические информационные системы
2.1.25
Гистология с основами эмбриологии
2.1.26
Зоология позвоночных
2.1.27
Психология
2.1.28
Психология воспитательных практик
2.1.29
Учебная практика (использование учебно-опытного участка в учебном процессе)
2.1.30
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.1.31
Учебная технологическая практика
2.1.32
Физиология растений
2.1.33
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.1.34
Анатомия и морфология растений
2.1.35
Геология
2.1.36
Зоология беспозвоночных
2.1.37
Картография с основами топографии
2.1.38
Систематика растений и грибов
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.1.39
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.40
Цитология
2.1.41
Биотехнологии
2.1.42
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методы биометрии
2.2.2
Этногеография и география религий
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
2.2.6
География населения
2.2.7
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание предметной области "География" ФГОС;
3.1.2
требования к составлению рабочих программ;
3.1.3
методы и средства обучения на краеведческой основе.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать образовательный процесс на основании образовательной программы с использованием современных технологий;
3.2.2
конструировать отдельные компоненты урока на краеведческой основе в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
3.2.3
проектировать, реализовывать отдельные элементы средств и технологий достижения личностных, метапредметных и предметных результатов и их оценки в рамках реализации краеведческого подхода в обучении географии.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами проектирования образовательного процесса на основании образовательной программы с использованием современных технологий;
3.3.2
навыками применения краеведческого материала для конструирования отдельных компонентов урока в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Краеведение, его

содержание, задачи, педагогическое

значении и история развития. 

 
1.1
Содержание, формы и педагогическое

значение школьного географического

краеведения.  /Ср/

Л1.1Л2.1

Э3 Э4

2
ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1.2
Основные этапы развития краеведения

в России и Республике Татарстан  /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
1.3
Роль краеведения в воспитании

школьников. Межпредметные связи

географического краеведенияю /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
 
Раздел 2. Теория и методика

краеведческого изучения своей

местности. 

 
2.1
Организация краеведческого изучения

физико-географических особенностей

своей местности. /Лек/

Л1.1Л3.1

Э3 Э4

2
ПК-1.3 ПК-3.2
5
0
 
2.2
Изучение отдельных географических

объектов.  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.3 ПК-2.2
5
0
 
2.3
Выбор и описание объектов

краеведческой работы. /Ср/

Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
 
Раздел 3. Краеведческий подход в

преподавании школьной географии.

 
3.1
Использование краеведческого

материала на уроках географии. /Лек/

Л1.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.3 ПК-3.2
5
0
 
3.2
Тематическое и поурочное

планирование уроков по географии на

краеведческой основе. /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
3.3
Планирование деятельности учителя на

основе краеведческого подхода в

обучении географии. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
 
Раздел 4. Методика изучения

географии своей республики. 

 
4.1
Особенности изучения раздела

«География Республики Татарстан»  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
4.2
Составление технологической карты

(план-конспекта) урока на

краеведческой основе. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
4.3
Особенности обучения географии своей

республики. Составление и сбор

методического материала.  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
 
Раздел 5. Учебные краеведческие

экскурсии 

 
5.1
Учебная краеведческая работа учителя. /Ср/
Л1.1

Э3 Э4

2
ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
5.2
Организация краеведческих экскурсий.  /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 ПК-3.2
5
0
 
5.3
Внеурочные формы краеведческой

работы в школе /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
 
Раздел 6. Внеклассное и внешкольное

краеведение

 
6.1
Внеклассная и внешкольная

краеведческая работа  /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.2
Организация внеклассного

краеведческого мероприятия.  /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
6.3
Внеклассная краеведческая работа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
6.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.3 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Вопросы и задания к зачету.

1.История школьного краеведения

2.Сущность, виды и формы краеведения

3.Педагогическое значение школьного краеведения

4.План изучения родного края в процессе школьного краеведения

5.Природное краеведение, его значение и сущность

6.Краеведческое изучение рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

7.Краеведческое изучение климатических условий края

8.Краеведческое изучение гидрологических условий края

9.Краеведческое изучение почв, растительности и животного мира

10.Экономическое краеведение, его значение и сущность

11.Население края как объект краеведения

12.Народное хозяйство края как объект краеведения

13.Производственные предприятия как объект краеведения

14.Поселения как объект краеведения

15.Историческое краеведение, его значение и сущность

16.Памятники истории и культуры как объекты краеведческой деятельности

17.Искусствоведческое краеведение, его значение и сущность

18.Объекты искусствоведческого краеведения

19.Краеведческая библиография как источник краеведения

20.Картографические источники краеведческой информации

21.Устные источники краеведения

22.Организация краеведческого похода

23.Экскурсия как форма краеведческого изучения родного края

24.Организация краеведческого кружка в школе

25.Школьный музей

26.Планирование краеведческой работы в школе (календарно-тематический план, воспитательный план классного руководителя)

27.Внеклассная краеведческая работа

28.Методы и приемы осуществления краеведческого принципа в преподавания географии

29.Элементы краеведения в школьном курсе географии «География Земли»

30.Элементы краеведения в курсе «География России»

31.Организация фенологических наблюдений в школе

32.Изучение раздела «Своя республика»

33.Краеведческая деятельность внешкольных детских учреждений

Задания к зачету:

1.Разработать фрагмент урока на краеведческой основе.

2.Привести примеры исследовательских заданий на краеведческой основе.

3.Разработать задания для внеурочных краеведческих проектов.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов.

1.История школьного краеведения

2.Природное краеведение, его значение и сущность.

3.Экономическое краеведение, его значение и сущность

4.Население края как объект краеведения

5.Народное хозяйство края как объект краеведения

6.Производственные предприятия как объект краеведения

7.Поселения как объект краеведения

 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
8.Историческое краеведение, его значение и сущность

9.Памятники истории и культуры как объекты краеведческой деятельности

10.Искусствоведческое краеведение, его значение и сущность

11.Объекты искусствоведческого краеведения

12.Краеведческая библиография как источник краеведения

13.Картографические источники краеведческой информации

14.Методы и приемы осуществления краеведческого принципа в преподавания географии

15.Организация фенологических наблюдений в школе

16.Экскурсия как форма краеведческого изучения родного края.

17.Организация краеведческого кружка в школе

18.Школьный музей

19.Краеведческая деятельность внешкольных детских учреждений

20.Гидрологические памятники природы.

21.Климат родного края.

22.Культурные ландшафты родного края.

23.Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы.

24.Краеведение и экология: вопросы охраны природы

25.Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение – Фонд оценочных средств по дисциплине 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шмакова, Г.В.
Краеведение: учебное пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Сулейманова Г. В.
География Республики Татарстан:  География Республики Татарстан : учебное пособие / Г. В. Сулейманова. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2014. — 322 c. — ISBN 978-5-7882-1729-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL : http://www.iprbookshop.ru/61965.html 
Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Никонова М.А.
Краеведение: учебное пособие для высших учебных пед. заведений
М.: Издательский центр "Академия", 2009
 
Л2.2
Таможняя, Е.А.
Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов/ Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина ; под общ. ред. Е. А. Таможней. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 321 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-08129-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:   https://.biblio-online.ru/book/metodika-obucheniya-geografii-433224 
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Киямова, А.Г. 
Обучение географии в условиях реализации ФГОС : [Электронный ресурс] : учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А.Г. Киямова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 143 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./Обучение географии в условиях реализации ФГОС_Киямова АГ.pdf
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт Русского географического общества.
 
Э2
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (начальное и основное общее образование) - 
 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-413 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное

слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести повозможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированию у обучающихся навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и

способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определѐнной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

•формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;

•определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

•выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

•подбор литературы для преподавателя и обучающихся;

•при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

•составление плана семинара из отдельных вопросов;

•предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару;

•предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);

•создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же времявразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими.

Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые

следует записать в тетрадь. Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

•полнота и конкретность ответа;

•последовательность и логика изложения;

•связь теоретических положений с практикой;

•обоснованность и доказательность излагаемых положений;

•наличие качественных и количественных показателей;

•уровень культуры речи;

•использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

•качество подготовки;

•степень усвоения знаний;

•активность;

•положительные стороны в работе обучающихся;

•ценные и конструктивные предложения;

•недостатки в работе обучающихся;

•задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся готовиться к профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторнаясамостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма

контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачет является контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой. Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к зачету необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на зачет. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных,

дискуссионных проблем. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении

можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических

особенностей. Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся

предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания. При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько

этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.