Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна
ции
содержание, задачи, педагогическое
значении и история развития.
значение школьного географического
краеведения. /Ср/
Э3 Э4
в России и Республике Татарстан /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
школьников. Межпредметные связи
географического краеведенияю /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
краеведческого изучения своей
местности.
физико-географических особенностей
своей местности. /Лек/
Э3 Э4
объектов. /Ср/
Э1 Э2 Э3
краеведческой работы. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
преподавании школьной географии.
материала на уроках географии. /Лек/
Э1 Э2
планирование уроков по географии на
краеведческой основе. /Пр/
Э1 Э2 Э3
основе краеведческого подхода в
обучении географии. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
географии своей республики.
«География Республики Татарстан» /Ср/
Э1 Э3 Э4
(план-конспекта) урока на
краеведческой основе. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
республики. Составление и сбор
методического материала. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
экскурсии
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
работы в школе /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
краеведение
краеведческая работа /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
краеведческого мероприятия. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы и задания к зачету.
1.История школьного краеведения
2.Сущность, виды и формы краеведения
3.Педагогическое значение школьного краеведения
4.План изучения родного края в процессе школьного краеведения
5.Природное краеведение, его значение и сущность
6.Краеведческое изучение рельефа, геологического строения и полезных ископаемых
7.Краеведческое изучение климатических условий края
8.Краеведческое изучение гидрологических условий края
9.Краеведческое изучение почв, растительности и животного мира
10.Экономическое краеведение, его значение и сущность
11.Население края как объект краеведения
12.Народное хозяйство края как объект краеведения
13.Производственные предприятия как объект краеведения
14.Поселения как объект краеведения
15.Историческое краеведение, его значение и сущность
16.Памятники истории и культуры как объекты краеведческой деятельности
17.Искусствоведческое краеведение, его значение и сущность
18.Объекты искусствоведческого краеведения
19.Краеведческая библиография как источник краеведения
20.Картографические источники краеведческой информации
21.Устные источники краеведения
22.Организация краеведческого похода
23.Экскурсия как форма краеведческого изучения родного края
24.Организация краеведческого кружка в школе
25.Школьный музей
26.Планирование краеведческой работы в школе (календарно-тематический план, воспитательный план классного руководителя)
27.Внеклассная краеведческая работа
28.Методы и приемы осуществления краеведческого принципа в преподавания географии
29.Элементы краеведения в школьном курсе географии «География Земли»
30.Элементы краеведения в курсе «География России»
31.Организация фенологических наблюдений в школе
32.Изучение раздела «Своя республика»
33.Краеведческая деятельность внешкольных детских учреждений
Задания к зачету:
1.Разработать фрагмент урока на краеведческой основе.
2.Привести примеры исследовательских заданий на краеведческой основе.
3.Разработать задания для внеурочных краеведческих проектов.
Темы рефератов.
1.История школьного краеведения
2.Природное краеведение, его значение и сущность.
3.Экономическое краеведение, его значение и сущность
4.Население края как объект краеведения
5.Народное хозяйство края как объект краеведения
6.Производственные предприятия как объект краеведения
7.Поселения как объект краеведения
9.Памятники истории и культуры как объекты краеведческой деятельности
10.Искусствоведческое краеведение, его значение и сущность
11.Объекты искусствоведческого краеведения
12.Краеведческая библиография как источник краеведения
13.Картографические источники краеведческой информации
14.Методы и приемы осуществления краеведческого принципа в преподавания географии
15.Организация фенологических наблюдений в школе
16.Экскурсия как форма краеведческого изучения родного края.
17.Организация краеведческого кружка в школе
18.Школьный музей
19.Краеведческая деятельность внешкольных детских учреждений
20.Гидрологические памятники природы.
21.Климат родного края.
22.Культурные ландшафты родного края.
23.Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы.
24.Краеведение и экология: вопросы охраны природы
25.Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное
слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести повозможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированию у обучающихся навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и
способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определѐнной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала:
•формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;
•определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;
•выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
•подбор литературы для преподавателя и обучающихся;
•при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя:
•составление плана семинара из отдельных вопросов;
•предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару;
•предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);
•создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же времявразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими.
Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые
следует записать в тетрадь. Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:
•полнота и конкретность ответа;
•последовательность и логика изложения;
•связь теоретических положений с практикой;
•обоснованность и доказательность излагаемых положений;
•наличие качественных и количественных показателей;
•уровень культуры речи;
•использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
•качество подготовки;
•степень усвоения знаний;
•активность;
•положительные стороны в работе обучающихся;
•ценные и конструктивные предложения;
•недостатки в работе обучающихся;
•задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся готовиться к профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторнаясамостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма
контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачет является контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой. Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к зачету необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на зачет. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных,
дискуссионных проблем. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении
можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических
особенностей. Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся
предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания. При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько
этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.