2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Дошкольная педагогика_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Дошкольная педагогика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
153
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18
18
18
18
Сам. работа
153
153
153
153
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Мардашова Р.С. _________________
 
 
Дошкольная педагогика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2020-2021 уч.г.

Зав. кафедрой Федекин Игорь Николаевич

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель:формирование у обучающихся компетенций в области педагогики дошкольного детства, а также способности решать задачи воспитания и развития детей в условиях дошкольной образовательной организации
1.2
Задачи:
1.3
- сформировать систему базовых педагогических знаний, необходимых для осуществления образовательной деятельности в дошкольных организациях  
1.4
- сформировать умения осуществлять процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста с учётом современной социокультурной и духовно-нравственной ситуации в российском обществе  
1.5
- сформировать опыт разработки и реализации образовательных программ для разных возрастных групп в рамках основной образовательной программы
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для успешного освоения дисциплины необходимы знания, умения, навыки и компетенции, сформированные при обучении по программе общего образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения  и воспитания в области дошкольного образования
2.2.2
Методики педагогической деятельности
2.2.3
Организация профессиональной деятельности по профилю подготовки
2.2.4
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.5
Теория и технология воспитания
2.2.6
Методика дополнительного образования в дошкольном образовании
2.2.7
Методика работы с дошкольниками в летний период
2.2.8
Методическая работа в дошкольной образовательной организации
2.2.9
Организация дошкольного образования
2.2.10
Производственная педагогическая  практика
2.2.11
Психология семьи
2.2.12
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.2.13
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.14
Организация разных видов деятельности детей в дошкольном образовании
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Психология общения
2.2.17
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.18
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.19
Этнопсихология и этнопедагогика
2.2.20
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.21
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.22
История и культура народов Республики Татарстан
2.2.23
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.2.24
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.2.25
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.26
Технологии начального математического образования
2.2.27
Технологии начального языкового образования
2.2.28
Педагогика раннего возраста
2.2.29
Теория и технологии развития речи у детей
2.2.30
Теория начального литературного образования
2.2.31
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.2.32
Историческое образование младших школьников
2.2.33
Методика семейного воспитания
2.2.34
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.35
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.36
Производственная педагогическая практика
2.2.37
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.38
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.39
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.2.40
Теория и технологии экологического образования детей
2.2.41
Технологии начального литературного образования
2.2.42
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.43
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.44
Литературное образование дошкольников
2.2.45
Методика обучения татарскому языку
2.2.46
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.2.47
Организация дошкольного образования
2.2.48
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.49
Поликультурное образование
2.2.50
Психология педагогической деятельности
2.2.51
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.52
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.2.53
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.54
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.55
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.56
Производственная преддипломная практика
2.2.57
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.58
Формирование познавательного интереса у младших школьников к изучению учебных предметов
2.2.59
Татарский язык
2.2.60
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.61
Географическое образование младших школьников
2.2.62
Работа с одарёнными детьми
2.2.63
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.2.64
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.2.65
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.66
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.67
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.68
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.69
Геометрические фигуры на плоскости
2.2.70
Этнология
2.2.71
Игровые технологии в дошкольном образовании
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
 
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
технологии разработки, методы и формы  реализации основных и дополнительных образовательных программ  для дошкольных организаций с использованием информационно-коммуникационных технологий;
3.1.2
теоретические основы осуществления духовно-нравственного воспитания в дошкольных организациях на основе базовых нациолнальных ценностей
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных программ дошкольного образования в реальной и виртуальной образовательной среде;
3.2.2
осуществлять духовно-нравственное воспитание детей на разных этапах дошкольного детства с учётом современной социокультурной ситуации
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
разработкой и реализацией образовательных программ для детей разных ступеней дошкольного детства в рамках основной образовательной программы;
3.3.2
опытом  духовно-нравственного воспитания воспитанников дошкольной организации на основе базовых национальных ценностей
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики

 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.1
Дошкольная педагогика как наука:предмет, задачи, функции; связь с другими науками; методы исследования /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.2

Э3

2
1
0
 
1.2
Целостная система воспитания детей-дошкольников /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.2

Э6

2
1
0
 
1.3
Содержание, цели и задачи, принципы воспитания детей дошкольного возраста   /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э5

8
1
0
 
1.4
Основные направлени дошкольного образования   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

8
1
0
 
1.5
Умственное воспитание дошкольников /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.2

Э1

10
1
0
 
1.6
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.2

10
1
0
 
1.7
Физическое воспитание в дошкольной образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э7

10
1
0
 
1.8
Эстетическое воспитание в детстом саду /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.2

Э6

10
1
0
 
 
Раздел 2. Воспитание и развитие ребёнка-дошкольника в разных видах деятельности

 
2.1
Виды деятельности детей-дошкольников; их содержание /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.2

Э1

2
1
0
 
2.2
Воспитание ребёнка-дошкольника в игре   /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э2

2
1
0
 
2.3
Составление конспекта проведения сюжетно-ролевой игры (на выбор)  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.2

6
1
0
 
2.4
Соствление конспекта дидактической игры  /Ср/

8
1
0
 
2.5
Обучение – сущностная сторона образовательного процесса; интеграция образовательной деятельности в ДОО   /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.2

Э1

6
1
0
 
2.6
Исследования трудового воспитания дошкольников в работах отечественных и зарубежных педагогов  /Ср/

8
1
0
 
2.7
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте /Пр/

2
1
0
 
2.8
Составление конспекта проведения непосредственно-образовательной деятельности в дошкольной организации  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.2

Э3

8
1
0
 
2.9
Анализ занятия  /Ср/

6
1
0
 
2.10
Виды творческой деятельности детей дошкольного возраста /Ср/

10
1
0
 
2.11
Условия организации разных видов деятельности в дошкольном учреждении /Ср/

10
1
0
 
 
Раздел 3. Взаимодействие детского сада со школой и семьё

 
3.1
Формы работы ДОО с семьёй  и школой /Пр/
Л1.1Л2.2

Э4

2
1
0
 
3.2
Решение вопроса преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования в истории дошкольной педагогики  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э6

6
1
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.3
Подготовка детей к обучению в школе: виды подготовки /Ср/

10
1
0
 
3.4
Формы преемственности между ДОО и школой  /Ср/

4
1
0
 
3.5
формы сотрудничества между детским садом и семьёй : традиционные и нетрадиционные /Ср/

10
1
0
 
3.6
Составление конспекта родительского собрания   /Ср/

4
1
0
 
3.7
Составление конспекта проведения консультации для родителей /Ср/

4
1
0
 
3.8
/Лек/

0
1
0
 
3.9
Составление конспекта взаимодействия школы и детского сада /Ср/

3
1
0
 
3.10
/Экзамен/

9
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачёту

Теоретические вопросы

1.Предмет, объект дошкольной педагогики

2.Место дошкольной педагогики в системе наук

3.Факторы развития личности ребенка-дошкольника

4.Возрастная периодизация детей дошкольного возраста индивидуальность ребенка-дошкольника

5.Воспитатель дошкольного образовательного учреждения

6.Развитие общественного дошкольного воспитания в России

7.Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

8.Условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

9.Методика организации и проведения прогулки с детьми дошкольного возраста

10.Теоретические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста

11.Сенсорное воспитание детей – основа умственного воспитания

12.Принципы обучения детей дошкольного возраста

13.Методы умственного воспитания детей дошкольного возраста

14.Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

15.Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

16.Сущность  эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста

17.Своеобразие методов эстетического воспитания детей дошкольного возраста

18.Содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста

19.История создания программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста

20.Новые альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста

21.Концепция дошкольного воспитания об основных положениях теории нравственного воспитания

22.Пути, средства и условия формирования культуры поведения в дошкольном возрасте

23.Общая характеристика игрушки, классификации

24.История создания игрушки; педагогические требования к игрушке

25.Теория игры: характеристика различных направлений

26.Характеристика творческих игр

27.Виды творческих игр

28.Сюжетно-ролевая игра, её развитие в дошкольном возрасте

29.Строительные игры, методика руководства в разных возрастных группах

30.Игра-драматизация, методика руководства

31.Режисёрская игра, методика руководства

32. Классификации детских игр

33.Виды игр с правилами; их значение для развития детей дошкольного возраста

34.Виды дидактических игр; структура дидактической игры

35.Руководство дидактическими играми  в разных возрастных группах

36.Народные игры в воспитании дошкольников

37.Подвижные игры, методика руководства в разных возрастных группах

38.Виды трудовой деятельности дошкольников

39.Формы организации трудовой деятельности дошкольников

40.Специфика трудовой деятельности дошкольника

41.Исследования вопросов организации трудовой деятельности дошкольников

42.Принципы планирования воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации

43.Условия и требования к планированию воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации

 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
44.Виды планирования воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации

45.Содержание календарно-тематического планирования в дошкольной образовательной организации

46.Актуальные проблемы обучения детей дошкольного возраста

47.Формы обучения в условиях дошкольной образовательной организации

48.Особенности методики проведения образовательной деятельности в разновозрастных группах

49.Дидактическая игра как форма обучения дошкольников

51.Сущность и значение преемственности в работе дошкольной образовательной организации и семьи

52.Решение вопросов преемственности в между дошкольной и школьной ступенями образования в истории дошкольной педагогики

53.Исследования проблемы готовности дошкольников к школьному обучению

54.Характеристика общей готовности детей к школьному обучению

55.Специальная готовность дошкольников к школьному обучению

56.формирование предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников

57.Подготовка дошкольников к школьному обучению

58.Современные исследования об  особенностях семейного воспитания

59.Формы работы с семьей

60.Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи

Практические задания

1.Разработать тематику трудовых поручений для детей II младшей группы. Определить цель работы

2.Составить конспект трудовой деятельности в природе с подгруппой детей старшей группы

3.Составить конспект хозяйственно-бытового труда с подгруппой детей средней группы

4.Составить конспект ручного труда с подгруппой детей подготовительной к школе группы

5.Раскройте положение современной концепции дошкольного воспитания об обучении детей

6.Разработать интегрированную непосредственную образовательную деятельность в разновозрастной группе, составить программное содержание, наметить ход (карточка №1)

7.Разработать интегрированную непосредственную образовательную деятельность в разновозрастной группе, составить программное содержание, наметить ход (карточка №2)

8.Дать аннотацию книги А.П.Усовой Занятия в детском саду. – М., 1954.

9.Спланировать утренний отрезок времени в подготовительной к школе группе (время года – зима)

10.Спланировать вечерний отрезок времени во 2 младшей группе (время года – весна)

11.Спланировать прогулку в старшей группе (время года – осень)

12.Спланировать НОД (тема по выбору) в средней группе

13.Дайте аннотацию на книгу: Подготовительная к школе группа /под ред. М.В.Залужской – М., 1972

14.Дать аннотацию на книгу (Р.С.Буре Готовим детей к школе. – М., 1987)

15.Подготовить тезисы рекомендаций для родителей на тему:«Как подготовить ребенка к обучению в школе»

16.Определить тематику совместных форм работы дошкольной организации и школы

17.Спланировать день открытых дверей в дошкольной образоательной организации

18.Спланировать посещение семьи

19.Составить эскиз родительского уголка в группе

20.Спланировать сюжетно-ролевую игру

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1.Особенности формирования личности ребёнка-дошкольника

2.Роль воспитателя в формировании личности ребёнка-дошкольника

3.Возрастные особенности личности дошкольника

4.Возрастная периодизация дошкольного детства

5.Факторы развития ребёнка-дошкольника

6.Отечественные педагоги и психологи о роли сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка-дошкольника

7.Сущность социально-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных организациях

8.Методы психолого-педагогического изучения процесса социально-нравственного развития дошкольника

9.Использование игр с правилами в воспитании дошкольников

10.Значение и руководство театрализованными играми в дошкольном возрасте

11.Виды труда в дошкольном возрасте

12.Формы организации и руководство трудом дошкольников

13.Специфика обучения детей дошкольного возраста

14.Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

15.Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

16.Дидактическая игра как средство умственного воспитания дошкольников

17.Аспекты успешной адаптации ребенка к условиям дошкольной организации

18.Основные направления работы дошкольной образовательной организации с семьёй

19.Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольной организации и семьи

20.Формы преемственности в работе дошкольной организации и школы

Темы эссе

1.Что произойдёт, если не будет педагогов, знающих дошкольную педагогику и психологию?

2.Ученые-теоретики и практики о дошкольном воспитании

3. Народная мудрость о воспитании маленьких детей

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4.Чем отличается современное образование, дающее  профессиональную подготовку в воспитании и обучении детей дошкольного возраста от образования  в советские годы?

5. Что важнее для современного человека нравственное или умственное воспитание?

6. Чья роль важнее – дошкольного учреждения или родителей в подготовке детей к обучению в школе?

7.Современные родители: трудности взаимодействия

Учебно-творческие задания

Учебно-творческие задания к Разделу 1

1.Прочитайте мемуары Е. Н. Водовозовой «На заре жизни» (М., 1964) и проанализируйте особенности воспитания детей до школы в семьях дворян в конце XIX — начале XX вв.

2.Охарактеризуйте воспитание детей в мещанской, рабочей и крестьянской среде с использованием произведений Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького.

3.Сравните воспитание детей до школы в разных социальных слоях конца XIX — начала XX вв. по: 1)целям воспитания; 2)условиям жизни, быта, взаимоотношений в семье; 3)физическому и трудовому воспитанию; 4) религиозно-нравственному воспитанию; 5) подготовке к школе.

4.Прав ли П.Ф. Каптерев, утверждая, что «русская дошкольная педагогика создана П.Ф. Лесгафтом»?

5.В предназначенных для родителей руководствах по воспитанию детей раннего и дошкольного возраста  периода конца XIX–начала XX вв. содержалось множество указаний: о вреде стрижки волос, как потере питательного материала (белка), или прогулок на свежем воздухе из-за различных опасений простуды и заразы, или опасности подвижных игр и т. п. Как вы оцениваете эти рекомендации?

6.Прочитайте стихотворение великого армянского поэта Е. Чаренца и проанализируйте, чем отличается человек, знающий историю, в том числе историю дошкольной педагогики, от человека, не изучившего ни ее содержания, ни ее идей.

Дни станут прахом, все умрут светила

В сияющих и синих небесах,

Истлеет та весна, что нас пленила,

И даже розы превратятся в прах.

О, память, ты одна не станешь тленьем,

Как бы лучом бессмертья рождена,

Ты, словно, облако над вод кипеньем,

Сиянием своим окружена.

Е. Чаренц.

Учебно-творческие задания к Разделу 2  

1.Изучите и проанализируйте принципы построения развивающей среды в дошкольной организации. Сравните с опытом построения предметно-развивающего пространства в дошкольных образовательных организациях своего города. Представьте письменно положительные стороны и недостатки данной работы.

2.Ознакомтесь с содержанием справки: «Детский сад – дом радости» – комплексная программа развития ребёнка дошкольного возраста, разработанная Н.М. Крыловой и В.Т. Ивановой. Целью программы является построение целостного педагогического процесса и создания условий для формирования межпредметных связей в системе с заранее заданными показателями эффективности. Специфика программы – формирование у детей представлений о модели их деятельности (трудовой, игровой, продуктивных видов деятельности, общения и речевой деятельности) и использование воспитателем плана-сценария с режимом 12-часового пребывания детей в группе. Сначала педагог опосредованно заинтересовывает ребёнка деятельностью, затем раскрывает содержание каждого компонента деятельности и его место в цепи действий. Организует фронтальное обучение воспитанников. Задание: подумайте, какая модель организации образовательного процесса оптимальна для детского сада. Представьте модель в виде схемы. отразив в ней особенности организации организованной образовательной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности воспитанников.

Учебно-творческие задания к Разделу 3  

2.На выставке 1910 г. по борьбе с пьянством в Петербурге был представлен богатый статистический материал по вопросу о наследственной предрасположенности к алкоголизму, собранный различными авторами (Г. Бунге, Коровин, А.М. Мендельсон, Е.Б. Рига, Сажин и др.) [Душевная жизнь детей. Очерки по педагогической психологии / под ред. А.Ф. Лазурского, А.П. Нечаева. — М.: Польза, XIX10., c. 73—75]. Что авторы этим хотели сказать?

3.Стремясь подчеркнуть важность воспитания как фактора, влияющего на развитие личности ребенка, М.М. Манасеина писала: «…современная наука вполне подтверждает тех авторов, которые доказывали, что каждый ребенок родится уже с задатками ко всему дурному, ложному и порочному и что каждый человек в течение всей своей жизни должен бывает бороться с этой темной стороной своей природы для того, чтобы не дать ей заглушить в себе тех светлых качеств, добрых чувств и возвышенных мыслей, которые являются лучшим достоянием человечества и ввиду присутствия которых только и мыслимы надежды человечества на жизнь вечную» [Манасеина, М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования: в 5 т. / М.М. Манасеина. — СПб, 1894—1902. — Т. 1, c. 32]. Объясните позицию педагога.

4.И.А. Сикорский разделил возраст первого детства на следующие периоды: 1) душа новорожденного, или душа младенца; 2) три первые месяца после рождения; 3) от четвертого до десятого месяца жизни; 4) конец первого и начало второго года жизни; 5) от второго до шестого года жизни [Сикорский, И. А. Душа ребенка с кратким описанием души животных и души взрослого человека / И. А. Сикорский. — 3-е изд., доп. — Киев, 1911., c. 29]. Какими показателями он при этом пользовался? Как вы оцениваете, построенную им, возрастную периодизацию?

Учебно-творческие задания к Разделу 4

1.Докажите, что принцип воспитания в деятельности особенно характерен для организации процесса воспитания детей дошкольного возраста

2.В чем заключаются противоречия процесса воспитания? Пронаблюдайте, как воспитатели разрешают противоречия в практической деятельности

3.Проследите на практике, как воспитатели в своей работе руководствуются личностно-ориентированной моделью 

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
воспитания и развития ребенка

4.Составьте схему «Задачи умственного воспитания дошкольников»

5.К.И. Чуковский много лет собирал детские вопросы, которые пометил в книге «От двух до пяти». Прочитайте две первые главы этой книги и ответьте на вопрос: что интересует детей, живущих в разные времена, о чём их «вечные вопросы»?

6.Докажите, что не существует специальной нравственной деятельности

7.Охарактеризуйте социально-нравственное воспитание и его основное содержание по следующим позициям: ребенок и взрослые; ребенок и сверстники

Учебно-творческие задания к Разделу 5

1.Спланировать утренний отрезок времени в подготовительной к школе группе (время года – зима)

2.Спланировать вечерний отрезок времени во 2 младшей группе (время года – весна)

Учебно-творческие задания к Разделу 6

1.Разработать тематику трудовых поручений для детей II младшей группы. Определить цель работы.

2.Составить конспект трудовой деятельности в природе с подгруппой детей старшей группы.

3.Составить конспект хозяйственно-бытового труда с подгруппой детей средней группы.

4.Составить конспект ручного труда с подгруппой детей подготовительной к школе группы.

5.Раскройте положение современной концепции дошкольного воспитания об обучении детей.

6.Разработать интегрированную непосредственную образовательную деятельность в разновозрастной группе, составить программное содержание, наметить ход (карточка №1).

7.Разработать интегрированную непосредственную образовательную деятельность в разновозрастной группе, составить программное содержание, наметить ход (карточка №2).

Учебно-творческие задания к Разделу 7

1.Выявите и опишите преимущества и недостатки общественного и семейного воспитания. Результаты занесите в таблицу

2.Докажите, что тесный союз дошкольной организации и семьи необходим в воспитании ребёнка. Для доказательства используйте положительный опыт воспитателей и родителей

3.Какие из форм работы с родителями являются наиболее действенными? Почему? К каким формам вы считаете себя наиболее подготовленными?

4.Продолжите перечень правил взаимодействия с семьёй:

- общаться только по имени и отчеству;

- проявлять искренний интерес к родителям и их детям;

- уметь слушать родителей;

- проявлять доброжелательность

5.Составьте годовой план работы воспитателя по обеспечению преемственности между дошкольной образовательной организацией и школой

6.Разберите ситуацию и письменно ответьте на вопросы

Родители готовили Колю к школе давно. Им хотелось, чтобы их сын был исполнительным и послушным и они решили воспитывать его нравоучительными предупреждениями.

- Скоро школа - отбегаешься. Сядешь за книжки..

- Учительница у тебя будет строгая. Смотри!

- На уроке - не за столом. Будешь сидеть как вкопанный.

И страх вселился в ребёнка. Но вопреки надеждам и ожиданиям родителей, страх привёл к обратным результатам. Ребёнок сидел на уроке тихо, но трудно воспринимал всё, что происходило. Он не отвечал на вопросы учительницы. Более того, когда она подходила к Колиной парте, он сжимался в комок и отворачивался.

В чём заключается волевая и нравственная подготовка ребёнка к школе?

В чём ошибка родителей в подготовке мальчика к школе?

Письменная проверочная работа

Вопросы для письменной проверочной работы по Разделу 1

1.Объясните тезис об эклектичности российской дошкольной педагогики на рубеже XIX—XX вв.

2.Что положительного для изучения ребенка раннего и дошкольного возраста содержалось в экспериментальных методах, предложенных И.А. Сикорским, М.М. Манасеиной и другими представителями этого течения в педагогике?

3.Как повлияла экспериментальная педагогика России на развитие дошкольной педагогики как науки?

4.Сравните направления исследований в области дошкольного детства рубежа веков в России и на Западе, выделив в них общее и особенное.

5.К какому примерно периоду относится становление в России дошкольной педагогики в качестве относительно самостоятельной отрасли научного знания?

6.Выделите основные теоретические проблемы дошкольной педагогики России рубежа XIX-XX вв., назовите имена наиболее крупных ученых-педагогов этого периода

Вопросы для письменной проверочной работы по Разделу 2

1.Опишите основные вехи истории создания программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста

2.Охарактеризуйте виды дошкольных учреждений на современном этапе развития дошкольного образования

Вопросы для письменной проверочной работы по Разделу 3

1.Какие ученые-педагоги развивали учение о возрастных особенностях детей раннего и дошкольного возраста? Перечислите их достижения

2.Сформулируйте суть понятия «мышление чувствами», которое ввела в дошкольную педагогику М.М. Манасеина

3.Какую классификацию индивидуальных умственных типов детей раннего и дошкольного возраста составил И.А. Сикорский?

Вопросы для письменной проверочной работы по Разделу 4

1.Раскройте цель учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. 2.В трудах педагогов конца XIX-начала XX вв. теоретические знания о целостном процессе воспитания и обучения детей раннего и дошкольного 

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
возраста объединялись в нескольких, наиболее общих для данной области знания понятиях: развитие, воспитание и обучение. Сформулируйте суть этих понятий

3.Каковы задачи учебно-воспитательного процесса и их специфика в связи с возрастом детей-дошкольников?

3.Дайте характеристику принципов воспитания

3.Какие направления составляют процесс воспитания детей дошкольного возраста?

4.В чем вы видите гуманистическую направленность содержания процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении?

Вопросы для письменной проверочной работы по Разделу 5

1.Особенности умственного воспитания и развития дошкольника

4.Кем из педагогов изучались проблемы умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста?

3.В чем состоит оригинальность идей нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста в период конца XIX-начла XX вв.

Вопросы для письменной проверочной работы по Разделу 6

1. Воспитание трудолюбия в дошкольников

2.Опыт воспитания социально-нравственных ценностей у дошкольников в игре

3.Специфика обучения дошкольников

4. Игра как средство воспитания физических качеств у дошкольников  

Вопросы для письменной проверочной работы по Разделу 7

1.Генезис новой философии в работе с семьёй

2.Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольной организации и семьи

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Болотина Л.Р.
Болотина, Л. Р.  Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06925-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/452593 : учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Савенкова , Т.Д.
Савенкова, Т. Д.  Развитие социального интеллекта дошкольников : учебное пособие для вузов / Т. Д. Савенкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 146 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13640-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/466158
Москва : Издательство Юрайт,, 2020
 
Л2.2
Смирнова, Е.О.
Смирнова, Е. О.  Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 121 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13304-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519180: учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 521 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12334-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/447368 
Москва : Издательство Юрайт, , 
 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.2
Микляева Н.В.
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 450 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12763-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/448289 : учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт, , 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Методика Зайцева | Методики раннего развития ребенка  Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=UlEvg46aBsY 
 
Э2
Методика Марии Монтессори | Методики раннего развития ребенка Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=456tc-vp-aU 
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Оптимизация развития ребенка: опредмечивание речи, слово-образ, метод "Интоника". Советы родителям. Видеолекция. Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=bnlw6KiLmCQ 
 
Э5
Особенности организации дошкольного образования в РФ https://poisk-ru.ru/s8674t2.html
 
Э6
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э7
Развитие и воспитание детей раннего возраста Видеолекция Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=TOr28TJO3yI 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. 

 
стр. 13
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам

 публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под 

 
стр. 14
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной задачи.

Методические указания к зачету.

Зачет, как правило, служит формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины "Дошкольная педагогика" осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.