(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна
ции
океаны – крупнейшие части
географической оболочки. Разнообразие природы Земли.
части географической оболочки.
Физико- географическое
районирование океанов и материков. /Лек/
Э1 Э2
азональные) закономерности развития
природы ПТК высших рангов.
Принципы их комплексной
характеристики. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
характеристика Северных
материков. /Лек/
Э1 Э2
Северных материков /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
характеристика
Основные черты структуры и рельефа. /Лек/
Э1 Э2
Евразии. Тектоническое строение
Евразии /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
площадь, конфигурация материка и их
географические следствия /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2
районирование Евразии /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
метеостанций Евразии /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3 Э4
экологическое состояние внутренних вод /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2
зон /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Евразии. Характерные черты
природы и связанные с ними
особенности хозяйства.
дифференциации и физико-
географическое районирование Евразии /Лек/
Э1 Э2
географической характеристики
природных регионов Евразии /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
географического профиля /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
характеристика.
Основные черты структуры и рельефа. /Лек/
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3 Э4
Северной Америки /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2
и областей Северной Америки /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
метеостанций Северной Америки. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2
Северной Америки /Пр/
Э2 Э3 Э4
Америки. /Лек/
Э1 Э2
географических поясов и зон северной
Америки. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
природных зон Евразии и Северной
Америки. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Северной Америки. Характерные
черты природы и связанные с ними
особенности хозяйства.
дифференциации и физико-
географическое районирование
Северной Америки /Лек/
Э1 Э2
Северной Америки. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
характеристика.Этапы формирования природы.
Основные черты структуры и рельефа. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Америки. /Лек/
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3 Э4
Южной Америки. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Южной Америки. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Основные черты структуры и рельефа. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Африки. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
географических поясов и зон. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
географических регионов /Пр/
Э2 Э3 Э4
Океании. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы и задания к экзамену:
2. Основные этапы формирования природы Евразии.
3. Из истории исследования Евразии.
4. Основные черты структуры и рельефа Евразии.
5. Климат Евразии.
6. Внутренние воды Евразии.
7. Географические пояса и зоны Евразии.
8. Северная и средняя Европа.
9. Средиземноморье.
10. Переднеазиатские нагорья.
11. Юго-Западная Азия.
12. Центральная Азия.
13. Восточная Азия.
14. Южная и Юго-Восточная Азия.
15. Географическое положение Северной Америки, влияние его на особенности природы.
16. Основные этапы формирования природы Северной Америки.
17. Из истории исследования Северной Америки.
18. Основные черты структуры и рельефа Северной Америки.
19. Климат Северной Америки.
20. Внутренние воды Северной Америки.
21. Географические пояса и зоны Северной Америки.
22. Внекордильерский восток Северной Америки.
23. Кордильерский запад Северной Америки.
24. Центральная Америка.
25. Размеры и конфигурация, географическое положение Южных материков. Общие черты и различия между материками,
их следствия.
26. Основные этапы формирования природы Южной Америки.
27. Из истории исследования Южной Америки.
28. Основные черты структуры и рельефа Южной Америки
29. Климат Южной Америки.
30. Воды Южной Америки.
31. Географические пояса и зоны Южной Америки
32. Внеандийский восток.
33. Анды.
34. Из истории исследования Африки.
35. Основные этапы формирования природы Африки.
36. Из истории исследования Африки.
37. Основные черты структуры и рельефа Африки.
38. Климат Африки.
39. Воды Африки.
40. Географические пояса и зоны Африки.
41. Северная Африка.
42. Центральная (экваториальная) Африка.
43. Восточная Африка.
44. Южная Африка.
45. Из истории исследования Австралии.
46. Основные этапы формирования природы Австралии.
47. Основные черты структуры и рельефа Австралии.
48. Климат и воды Австралии.
49. Географические пояса и зоны Австралии.
50. Равнинно-платформенный запад Австралии.
51. Горный восток Австралии.
52. Из истории исследования Антарктиды.
53. Своеобразие природы материка Антарктида, связанное с географическим положением и наличием ледового щита.
54. Мировой океан и его части.
55. Комплексная физико-географическая характеристика Атлантического океана.
56. Комплексная физико-географическая характеристика Тихого океана.
57. Комплексная физико-географическая характеристика Северного Ледовитого океана.
58. Комплексная физико-географическая характеристика Индийского океана.
59. Описать географическое положение одного из материка по плану.
60. Сопоставить карту строения земной коры и физическую карту с целью выявления закономерностей отражения в рельефе
строения земной коры.
61. Сравнить особенности рельефа материков (по заданию преподавателя). Объяснить размещение крупных форм рельефа
материков.
62. Составить характеристику рельефа одного из материков по картам атласа (по заданию преподавателя).
63. Объяснить закономерность размещения полезных ископаемых. Привести примеры (использовать карты строения земной
64. Прочитать климатограмму (по заданию преподавателя).
65. Начертить и проанализировать схему общей циркуляции атмосферы.
66. Привести примеры влияния на климат постоянных ветров, характера земной поверхности, океанических течений и
рельефа.
67. Составить описание климата одного климатического пояса (по заданию преподавателя) по картам давления воздуха и
циркуляции атмосферы (по климатическим картам).
68. Сравнить особенности климатов материков (по заданию преподавателя).
69. На примерах объяснить климатические различия западных и восточных частей материков.
70. Составить характеристику климата одного из материков по картам атласа.
71. Сопоставить тематические карты с целью выявления зависимости характера и режима рек от рельефа и климата.
72. Сравнить и объяснить особенности внутренних вод материков (по заданию преподавателя).
73. Сравнить обеспеченность материков, их частей водными ресурсами. Назвать причины выявленных различий.
74. По картам атласа объяснить особенности размещения природных зон на материке (по заданию преподавателя).
75. Составить характеристику природной зоны одного из материков по картам атласа (по заданию преподавателя).
76. Составить характеристику внутренних вод одного из материков по картам атласа (по заданию преподавателя).
77. Привести примеры влияния на климат постоянных ветров, характера земной поверхности, океанических течений и
рельефа.
78. Определить протяженность материка с запада на восток и с севера на юг в градусах и километрах.
Комплект контрольных заданий
Раздел «Южная Америка», «Австралия»
1.Рельеф Южной Америки.
2.Особенности климата Южной Америки.
3.Характеристика природных регионов Южной Америки.
4.Рельеф Африки.
5.Особенности климата Африки.
6.Комплексная характеристика географических поясов и зон.
7.Характеристика физико- географических регионов Африки.
8.Комплексная характеристика Австралии.
9.Комплексная характеристика океанов (по выбору преподавателя).
10. Используя карту атласа, определите возраст пород по линии профиля. В какой части Австралии расположены равнины?
Какие полезные ископаемые залегают на территории по линии профиля. Объясните закономерности их распространения.
11.Используя предлагаемую карту «Среднегодовое количество осадков» и физическую карту атласа, объясните особенности
распределения осадков на материке. Сопоставьте эту карту с картой атласа и объясните, почему в субтропическом поясе
материка выделяют три климатические области.
12. Сопоставьте предложенную карту Природных зон Австралии с климатической картой атласа и объясните особенности
расположения природных зон Австралии. Какие типы почв характерны для материка? Какая растительность преобладает в
каждой из природных зон Австралии? Как растения приспособились к условиям жизни?
13. Раскройте особенности животного мира Австралии? Какие животные изображены на рисунке? Как они приспособились к
условиям обитания?
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной
учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии.Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированию у обучающихся навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определѐнной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала:
•формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;
•определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;
•выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
•подбор литературы для преподавателя и обучающихся;
•при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя:
•составление плана семинара из отдельных вопросов;
•предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару;
•предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и
положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);
•создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими.
Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:
•полнота и конкретность ответа;
•последовательность и логика изложения;
•связь теоретических положений с практикой;
•обоснованность и доказательность излагаемых положений;
•наличие качественных и количественных показателей;
•уровень культуры речи;
•использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
•качество подготовки;
•степень усвоения знаний;
•активность;
•положительные стороны в работе обучающихся;
•ценные и конструктивные предложения;
•недостатки в работе обучающихся;
•задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся готовиться к
профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и
конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамен является контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению
практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения(персонального и коллективного использования). Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей.
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания. При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.