2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_Физическая география материков и океанов_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физическая география материков и океанов
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
экзамен 6 зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
104
аудиторные занятия
112
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
7 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
252
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
14
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
28
28
42
42
Практические
28
28
42
42
70
70
Итого ауд.
42
42
70
70
112
112
Кoнтактная рабoта
42
42
70
70
112
112
Сам. работа
30
30
74
74
104
104
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
180
180
252
252
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.социол.наук, зав.каф. , Ахметова М.Х. _________________
 
 
Физическая география материков и океанов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование системы знаний и представлений в области физической географии материков и океанов с учѐтом логических и содержательно-методических связей в предметной области
1.2
«География», умений работать с различной информацией, развивать способности взаимодействия в команде, а также осуществления педагогической деятельности на основе полученных научных знаний.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
изучение закономерностей пространственной дифференциации географической оболочки, факторов, которые их определяют, результатов действия и взаимодействия этих факторов;
1.5
изучение природных территориальных и аквальных комплексов высших рангов как целостных частей географической оболочки, обладающих внутренним единством, определенной степенью однородности и специфическими чертами природы;
1.6
умений рассматривать различные точки зрения в рамках научного мировоззрения, планировать достижение заданных результатов;
1.7
освоение приемов формирования системы физико-географических знаний и умений при реализации образовательных программ по географии в школе. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общее землеведение
2.1.2
Ландшафтоведение
2.1.3
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.4
Учебная практика по физической географии
2.1.5
Философия  
2.1.6
Географические информационные системы
2.1.7
География почв с основами почвоведения
2.1.8
Межкультурная коммуникация
2.1.9
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.10
Практическая грамматика
2.1.11
Практическая фонетика
2.1.12
Технологии цифрового образования
2.1.13
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.14
Учебная языковая практика
2.1.15
Геология
2.1.16
Картография с основами топографии
2.1.17
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Лексикология английского языка
2.2.2
Литература стран изучаемого языка
2.2.3
Методический практикум
2.2.4
Общая экономическая и социальная география
2.2.5
Стилистика английского языка
2.2.6
Страноведение
2.2.7
Физическая география России
2.2.8
История и культура стран изучаемого языка
2.2.9
Производственная педагогическая практика
2.2.10
Экономическая и социальная география России
2.2.11
Производственная педагогическая практика
2.2.12
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.13
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.14
Экономическая и социальная география мира
2.2.15
Язык зарубежной прессы
2.2.16
Интерпретация иноязычного текста
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.2.17
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.18
Этногеография и география религий
2.2.19
Геоэкология
2.2.20
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.21
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.22
2.2.23
История иностранного языка
2.2.24
Основы работы с иноязычным научным текстом
2.2.25
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.26
Туризм в школе
2.2.27
География населения
2.2.28
География РТ
2.2.29
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.2: Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
виды источников информации, способы осуществления поиска, сбора информации;
3.1.2
основы осуществления социального взаимодействия и планирования достижения результатов обучения в школьных
3.1.3
курсах географии;
3.1.4
основы педагогической деятельности;
3.1.5
основные понятия и определения, причинно-следственные связи;
3.1.6
закономерности физико-географических процессов и явлений различного ранга и приемы их формирования в
3.1.7
школьных курсах географии. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выбирать и осуществлять поиск информации для решения поставленной задачи
3.2.2
устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе для достижения
3.2.3
результатов обучения в школьных курсах географии;
3.2.4
раскрывать содержание физико-географических понятий, причинно-следственные связи и закономерности
3.2.5
процессов и явлений разного ранга в школьных курсах географии. 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками выбора источников информации для решения поставленных задач и соответствующих научному
3.3.2
мировоззрению;
3.3.3
навыками планирования последовательности шагов для достижения заданного результата обучения в школьных
3.3.4
курсах географии;
3.3.5
навыками демонстрации специальных научных знаний о материках и океанах в школьных курсах географии. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Раздел 1. Материки и

океаны – крупнейшие части

географической оболочки. Разнообразие природы Земли.

 
1.1
Материки и океаны – крупнейшие

части географической оболочки.

Физико- географическое

районирование океанов и материков.  /Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
1.2
Географические (зональные и

азональные) закономерности развития

природы ПТК высших рангов.

Принципы их комплексной

характеристики.  /Пр/

Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
 
Раздел 2. Географическое положение и история развития природы Северных материков.

 
2.1
Регионально-географическая

характеристика Северных

материков.  /Лек/

Л1.1 Л1.3Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 ПК-1.1
5
0
 
2.2
Из истории открытий и исследования

Северных материков  /Ср/

Л1.1 Л1.3Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
 
Раздел 3. Евразия. Общая

характеристика 

 
3.1
Этапы формирования природы.

Основные черты структуры и рельефа.  /Лек/

Л1.1Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
3.2
Особенности орографии и гипсометрии

Евразии. Тектоническое строение

Евразии  /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
3.3
Географическое положение Евразии,

площадь, конфигурация материка и их

географические следствия /Ср/

Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
3.4
Климат Евразии  /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
3.5
Климат Евразии. Климатическое

районирование Евразии /Пр/

Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
3.6
Составление и анализ климатодиаграмм

метеостанций Евразии /Ср/

Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
3.7
Внутренние воды Евразии /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
3.8
Характеристика внутренних вод Евразии /Пр/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 ОПК-9.2
5
0
 
3.9
Хозяйственное использование и

экологическое состояние внутренних вод /Ср/

Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
3.10
Географические пояса и зоны Евразии  /Лек/
Л1.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 ПК-1.1
5
0
 
3.11
Сравнительная характеристика поясов и

зон  /Пр/

Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
 
Раздел 4. Природные регионы

Евразии. Характерные черты

природы и связанные с ними

особенности хозяйства. 

 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
4.1
Особенности пространственной

дифференциации и физико-

географическое районирование Евразии /Лек/

Л1.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 ПК-1.1
5
0
 
4.2
Составление комплексной физико-

географической характеристики

природных регионов Евразии  /Пр/

Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
4.3
Составление и анализ физико-

географического профиля  /Ср/

Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
4.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
 
Раздел 5. Северная Америка. общая

характеристика. 

 
5.1
Этапы формирования природы.

Основные черты структуры и рельефа.  /Лек/

Л1.1 Л1.3

Э1 Э2

2
УК-1.1 ПК-1.1
6
0
 
5.2
Рельеф Северной Америки  /Пр/
Л1.3Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
5.3
Составление морфоструктурной карты

Северной Америки /Ср/

Л1.1 Л1.3Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
5.4
Климат Северной Америки.  /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

4
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
5.5
Характеристика климатических поясов

и областей Северной Америки /Пр/

Л1.3Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
5.6
Составление и анализ климатограмм

метеостанций Северной Америки.  /Ср/

Л1.1 Л1.3Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
5.7
Внутренние воды Северной Америки.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 ПК-1.1
6
0
 
5.8
Характеристика крупных рек и озер

Северной Америки /Пр/

Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
5.9
Географические пояса и зоны Северной

Америки.  /Лек/

Л1.1Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 ПК-1.1
6
0
 
5.10
Комплексная характеристика

географических поясов и зон северной

Америки. /Пр/

Л1.3Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
5.11
Сравнительная характеристика

природных зон Евразии и Северной

Америки.  /Ср/

Л1.3Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
 
Раздел 6. Природные регионы

Северной Америки. Характерные

черты природы и связанные с ними

особенности хозяйства. 

 
6.1
Особенности пространственной

дифференциации и физико-

географическое районирование

Северной Америки  /Лек/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
УК-1.1 ПК-1.1
6
0
 
6.2
Характеристика природных регионов

Северной Америки.  /Пр/

Л1.1 Л1.3Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Раздел 7. Географическое положение и история развития природы Южных материков. 

 
7.1
Южная Америка. Общая

характеристика.Этапы формирования природы.

Основные черты структуры и рельефа.  /Ср/

Л1.1 Л1.4Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
7.2
Рельеф Южной Америки.  /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
7.3
Климат и внутренние воды Южной

Америки.  /Лек/

Л1.1 Л1.4

Э1 Э2

4
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
7.4
Особенности климата Южной Америки. /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
7.5
Характеристика крупных рек и озер

Южной Америки.  /Ср/

Л1.1 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
7.6
Характеристика природных регионов

Южной Америки. /Пр/

Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
 
Раздел 8. Физическая география Африки и Австралии

 
8.1
Африка. Этапы формирования природы.

Основные черты структуры и рельефа.  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
8.2
Рельеф, климат и внутренние воды

Африки.  /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
8.3
Комплексная характеристика

географических поясов и зон.  /Пр/

Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
8.4
Характеристика физико-

географических регионов /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
8.5
Общая характеристика Австралии и

Океании.  /Ср/

Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
 
Раздел 9. Физическая география океанов.

 
9.1
Мировой океан и его части. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
9.2
Экологические проблемы материков и океанов.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
9.3
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Вопросы и задания к экзамену:

 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
1. Географическое положение Евразии, влияние его на особенности природы.

2. Основные этапы формирования природы Евразии.

3. Из истории исследования Евразии.

4. Основные черты структуры и рельефа Евразии.

5. Климат Евразии.

6. Внутренние воды Евразии.

7. Географические пояса и зоны Евразии.

8. Северная и средняя Европа.

9. Средиземноморье.

10. Переднеазиатские нагорья.

11. Юго-Западная Азия.

12. Центральная Азия.

13. Восточная Азия.

14. Южная и Юго-Восточная Азия.

15. Географическое положение Северной Америки, влияние его на особенности природы.

16. Основные этапы формирования природы Северной Америки.

17. Из истории исследования Северной Америки.

18. Основные черты структуры и рельефа Северной Америки.

19. Климат Северной Америки.

20. Внутренние воды Северной Америки.

21. Географические пояса и зоны Северной Америки.

22. Внекордильерский восток Северной Америки.

23. Кордильерский запад Северной Америки.

24. Центральная Америка.

25. Размеры и конфигурация, географическое положение Южных материков. Общие черты и различия между материками,

их следствия.

26. Основные этапы формирования природы Южной Америки.

27. Из истории исследования Южной Америки.

28. Основные черты структуры и рельефа Южной Америки

29. Климат Южной Америки.

30. Воды Южной Америки.

31. Географические пояса и зоны Южной Америки

32. Внеандийский восток.

33. Анды.

34. Из истории исследования Африки.

35. Основные этапы формирования природы Африки.

36. Из истории исследования Африки.

37. Основные черты структуры и рельефа Африки.

38. Климат Африки.

39. Воды Африки.

40. Географические пояса и зоны Африки.

41. Северная Африка.

42. Центральная (экваториальная) Африка.

43. Восточная Африка.

44. Южная Африка.

45. Из истории исследования Австралии.

46. Основные этапы формирования природы Австралии.

47. Основные черты структуры и рельефа Австралии.

48. Климат и воды Австралии.

49. Географические пояса и зоны Австралии.

50. Равнинно-платформенный запад Австралии.

51. Горный восток Австралии.

52. Из истории исследования Антарктиды.

53. Своеобразие природы материка Антарктида, связанное с географическим положением и наличием ледового щита.

54. Мировой океан и его части.

55. Комплексная физико-географическая характеристика Атлантического океана.

56. Комплексная физико-географическая характеристика Тихого океана.

57. Комплексная физико-географическая характеристика Северного Ледовитого океана.

58. Комплексная физико-географическая характеристика Индийского океана.

59. Описать географическое положение одного из материка по плану.

60. Сопоставить карту строения земной коры и физическую карту с целью выявления закономерностей отражения в рельефе

строения земной коры.

61. Сравнить особенности рельефа материков (по заданию преподавателя). Объяснить размещение крупных форм рельефа

материков.

62. Составить характеристику рельефа одного из материков по картам атласа (по заданию преподавателя).

63. Объяснить закономерность размещения полезных ископаемых. Привести примеры (использовать карты строения земной

 
стр. 9
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
коры и физические карты мира).

64. Прочитать климатограмму (по заданию преподавателя).

65. Начертить и проанализировать схему общей циркуляции атмосферы.

66. Привести примеры влияния на климат постоянных ветров, характера земной поверхности, океанических течений и

рельефа.

67. Составить описание климата одного климатического пояса (по заданию преподавателя) по картам давления воздуха и

циркуляции атмосферы (по климатическим картам).

68. Сравнить особенности климатов материков (по заданию преподавателя).

69. На примерах объяснить климатические различия западных и восточных частей материков.

70. Составить характеристику климата одного из материков по картам атласа.

71. Сопоставить тематические карты с целью выявления зависимости характера и режима рек от рельефа и климата.

72. Сравнить и объяснить особенности внутренних вод материков (по заданию преподавателя).

73. Сравнить обеспеченность материков, их частей водными ресурсами. Назвать причины выявленных различий.

74. По картам атласа объяснить особенности размещения природных зон на материке (по заданию преподавателя).

75. Составить характеристику природной зоны одного из материков по картам атласа (по заданию преподавателя).

76. Составить характеристику внутренних вод одного из материков по картам атласа (по заданию преподавателя).

77. Привести примеры влияния на климат постоянных ветров, характера земной поверхности, океанических течений и

рельефа.

78. Определить протяженность материка с запада на восток и с севера на юг в градусах и километрах. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Комплект контрольных заданий

Раздел «Южная Америка», «Австралия»

1.Рельеф Южной Америки.

2.Особенности климата Южной Америки.

3.Характеристика природных регионов Южной Америки.

4.Рельеф Африки.

5.Особенности климата Африки.

6.Комплексная характеристика географических поясов и зон.

7.Характеристика физико- географических регионов Африки.

8.Комплексная характеристика Австралии.

9.Комплексная характеристика океанов (по выбору преподавателя).

10. Используя карту атласа, определите возраст пород по линии профиля. В какой части Австралии расположены равнины?

Какие полезные ископаемые залегают на территории по линии профиля. Объясните закономерности их распространения.

11.Используя предлагаемую карту «Среднегодовое количество осадков» и физическую карту атласа, объясните особенности

распределения осадков на материке. Сопоставьте эту карту с картой атласа и объясните, почему в субтропическом поясе

материка выделяют три климатические области.

12. Сопоставьте предложенную карту Природных зон Австралии с климатической картой атласа и объясните особенности

расположения природных зон Австралии. Какие типы почв характерны для материка? Какая растительность преобладает в

каждой из природных зон Австралии? Как растения приспособились к условиям жизни?

13. Раскройте особенности животного мира Австралии? Какие животные изображены на рисунке? Как они приспособились к

условиям обитания? 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение – Фонд оценочных средств по дисциплине 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Власова Т.В., Аршинова М.А., Ковалева Т.А., Ковалева Т.А.
Физическая география материков и океанов: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Власова, М. А. Аршинова, Т. А. Ковалева
М.: Академия, 2005
 
Л1.2
Фирсенкова, В. М. 
Физическая география и ландшафты Африки : учебно-методическое пособие — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/98627
Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018. , 2018
 
Л1.3
Фирсенкова В.М., Панкратова И.В., Корнилова О.А.
Физическая география и ландшафты Северной Америки : учебно-методическое пособие - Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/98628.html
Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,, 2019
 
стр. 10
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.4
Корнилова, О. А. Панкратова И.В., Фирсенкова В.М. 
Физическая география и ландшафты Южной Америки : учебно-методическое пособие - Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/98629.html 
Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Эдельштейн, К.К.
Гидрология материков : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / К. К. Эдельштейн. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 297 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08204-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/438519 
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л2.2
Петровская, Т. К. 
Методика обучения географии. Изучение географической номенклатуры курса «Физическая география и ландшафты мира» : учебно-методическое пособие / Т. К. Петровская, Т. В. Константинова, А. А. Везеничева, О. И. Алейников. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 59 c. — ISBN 978-5-4486-0787-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/82226.html 
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахметова М.Х., Гайфутдинова Т.В., Гайфутдинов А.М.
Физическая география материков и океанов : методическое пособие для студентов профиля "География"
Наб.Челны: НИСПТР,, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Географический портал "Планета Земля 
 
Э2
Информационные ресурсы по географии
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-412 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 11
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной

учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии.Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированию у обучающихся навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определѐнной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

•формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;

•определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

•выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

•подбор литературы для преподавателя и обучающихся;

•при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

•составление плана семинара из отдельных вопросов;

•предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару;

•предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и

положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);

•создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими.

Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

•полнота и конкретность ответа;

•последовательность и логика изложения;

•связь теоретических положений с практикой;

•обоснованность и доказательность излагаемых положений;

•наличие качественных и количественных показателей;

•уровень культуры речи;

•использование наглядных пособий и т.п.   

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

•качество подготовки;

•степень усвоения знаний;

•активность;

•положительные стороны в работе обучающихся;

•ценные и конструктивные предложения;

•недостатки в работе обучающихся;

•задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся готовиться к

профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и

конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамен является контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, 

 
стр. 13
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению

практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения(персонального и коллективного использования). Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей.

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания. При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.