Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Р. М.
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
активного внимания.
/Ср/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Этапы постнатального онтогенеза Валлона.
/Ср/
Э1 Э2
/Ср/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
/Пр/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Вопросы и задания
Контрольные вопросы:
1. Мышление как психический процесс. Основные критерии нарушения мышления. Классификация нарушения мышления.
2. Критерии, определения, классификация бредовых идей и навязчивых состояний.
3. Нейрофизиологические аспекты формирования эмоций. Роль лимбической системы в формировании эмоций.
4. Симптомы нарушений эмоций. Аффективные состояния. Эйфория, дисфория, депрессия, апатия. Клиническая характеристика психических заболеваний, сопровождающихся нарушением эмоций.
5. Симптомы нарушения памяти и внимания (патология умственной работоспособности). Нейрофизиологические аспекты формирования памяти и внимания и их роль в формировании умственной работоспособности.
6. Симптомы нарушения памяти.
7. Общая характеристика нарушения внимания. Неуспеваемость и умственная отсталость.
8. Определение задержки психического развития, связь задержки психического развития с минимальной мозговой функцией.
9. Характеристика волевого процесса как деятельность ВПФ. Абулия гипербулия, гипобулия. Основные психические заболевания, где встречаются вышеуказанные симптомы.
10. Психопатологические синдромы, наблюдаемые преимущественно в детском возрасте.
11. Синдромы невропатии: конституциальные, органические.
12. Синдромы детского аутизма: Каннера; Аспергера; органический; психогенный; при шизофрении.
13. Синдром двигательной расторможенности (гипердинамический или гиперкинетический.
14. Синдромы страхов: сверхценного содержания ;навязчивые; бредоподобные; ночные; пароксизмальные.Синдромы патологического фантазирования: образное; отвлеченного характера.
15. Синдромы уходов и бродяжничества: реактивные (ситуационные); фиксированные; безэмотивные, импульсивные; как проявления неодолимых влечений (дромомания); пароксизмальные.
16.Синдромы мутизма: истерический; логофобический; как реакция протеста; катотонический; аутический.
17.Синдромы невротического уровня. Психопатические и психопатоподобные синдромы.
18. Варианты невротического и неврозоподобного синдромов: астенический, истеро-невротический (истероформный); навязчивых состояний; системные невротические и неврозоподобные (заикание, тики, энурез, расстройство сна и аппетита). Варианты психопатических и психопатоподобных синдромов; повышенной аффективной возбудимости; эмоционально-волевой неустойчивости ; эксплозивно-эпилептоидной; психопатоподобной с преобладанием патологии влечений.
19. Аффективные расстройства.
20. Бредовые синдромы. Синдромы помраченного сознания и нарушения самосознания.
21. Депрессивные синдромы: меланхолическая, тревожно-ажиатированная с навязчивостями; с дереализацией и деперсонализацией: ипохондрическая; атипичные (маскированные, соматизированные); анаклиптическая депрессия у детей раннего возраста; невротическая.
22. Дистимичесские состояния. Дисфории.
23. Апатия и апатико- абулические состояния.
24. Маниакальные синдромы: особенности маниакальных состояний у детей раннего возраста; атипичная мания у подростков.
25. Эйфория, мория и мориоподобные состояния.
26. Формы бреда: образный; систематизированный. Классификация бредовых синдромов. Особенности бреда в детском и подростковом возрасте.
27. Основные признаки помраченного сознания .Оглушение. Степени оглушения; особенности оглушения у детей. Делирий, возрастные особенности , стадии делирия. Онейроидные помрачения сознания. Их особенности у детей. Дереализация-деперсонализация. Феномены «уже виденного» и «никогда невиденного».
28. Этиология, патогенез, клинические проявления, течение психических заболеваний у детей и подростков.
Понятие об эндогенных, эндогенно-органических, соматогенных психических заболеваниях. Характеристика
30. Детский аутизм как полиэтиологическое заболевание. Причина появления аутизма, классификация, клинические проявления в возрастном аспекте. Проблема аутичных детей и их психологическая и клиническая коррекция.
31. Маниакально-депрессивный психоз у детей. Депрессия у подростков, особенности проявления меланхолии, тревожно-ажиатированные, ипохондрические, атипичные формы. 32. Эндогенно-органические нарушения в детском возрасте. Экзогенно-органическая патология
33 Эпилепсия, причина, патогенез, клинические проявления и классификация. Нейропсихофизиологические механизмы возникновения эпилепсии. О
Задания:
1. Синдромы невропатии: конституциальные, органические.
2. Синдромы детского аутизма: Каннера; Аспергера; органический; психогенный; при шизофрении.
3. Синдром двигательной расторможенности (гипердинамический или гиперкинетический.
4. Синдромы страхов: сверхценного содержания ;навязчивые; бредоподобные; ночные; пароксизмальные.Синдромы патологического фантазирования: образное; отвлеченного характера.
5. Синдромы уходов и бродяжничества: реактивные (ситуационные); фиксированные; безэмотивные, импульсивные; как проявления неодолимых влечений (дромомания); пароксизмальные.
6.Синдромы мутизма: истерический; логофобический; как реакция протеста; катотонический; аутический.
7.Синдромы невротического уровня. Психопатические и психопатоподобные синдромы.
Примерная тематика эссе
1. История изучения психиатрии как науки.
2. Физиологические и психологические основы детской психопатологии. Формирование детской психиатрии.
3. Различия между болезнью и состояниями.
4. Критерии психического здоровья.
5. Разграничивающие подходы психического здоровья и психической болезни.
6. Причины возникновения, формы проявления расстройств.
7. Симптомы патологии чувственного сознания.
8. Симптомы патологии эмоций.
9. Психические болезни. Классификация психических болезней.
10. Психические нарушения при инфекционных заболеваниях.
11. Психические расстройства при сосудистых заболеваниях головного мозга.
12. Психопатологические синдромы, проявляющиеся специфическими возрастными состояниями
13. Невротическое развитие личности.
14. Развитие неврозов у детей.
15. Неврозы: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний.
16. Синдромы эмоциональных нарушений: депрессивный, маниакальный.
17. Психопатии. Значение социальной среды.
18. Личность и основные формы ее патологии.
19. Акцентуации личности.
20. Психопатическое развитие личности.
21. Онтогенетические особенности организма, головного мозга и психики.
22. Возрастные кризы и возникновение психических расстройств.
23. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии
Перечень вопросов к экзамену
1. Психопатология. Социальные аспекты патопсихологии.
2. Факторы, влияющие на психическое здоровье.
3. Социальная значимость психического здоровья.
4. Социально обусловленные психические расстройства.
5. Методы исследование в патопсихологии.
6. Возрастная патопсихология.
7. Характеристика расстройства восприятия.
8. Характеристика расстройства мышления.
9. Эмоциональные расстройства.
10. Невротические синдромы.
11. Психопатические синдромы.
12. Синдромы помрачения сознания.
13. Судорожные (эпилептические) синдромы.
14. Расстройства памяти и интеллекта.
15. Классификация психических расстройств.
16. Этические принципы в психопатологии.
17. Психические расстройства при черепно-мозговых травмах.
18. Психические расстройства при нейроинфекции.
19. Психические расстройства при соматических заболеваниях.
21. Психопатии.
22. Акцентуации характера.
23. Алкоголизм.
24. Наркомания.
25. Невроз.
26. Шизофрения.
27. Эпилепсия.
28. Маниакально-депрессивный психоз.
29. Детская патопсихология.
30. Принципы патопсихологического обследования детей.
31. Патопсихологическое обследование инвалидов.
32. Понятие психологическуой помощи.
33. Понятие психологического консультирования.
34. Отличия психологического консультирования от других видов практической психологической помощи.
35. Виды психологического консультирования.
36. Цели, задачи и причины психоконсультирования.
37. Роль и место консультанта-психолога в консультировании.
38. Модель эффективного консультанта. Общие и специальные требования к психологу-консультанту.
39. Подготовка и проведение психоконсультирования.
40. Этапы и процедура психоконсультирования.
41. Техника психологического консультирования.
42. Оценка результатов психологического тестирования.
43. Особенности консультирования клиентов с психосоматическмим расстройствами.
44. Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями.
45. Понятие психогигиены.
46. Понятие психопрофилактики.
47. Психопрофилактика в семье.
48. Психопрофилактика деловых отношений.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.