2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Психопатология_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психопатология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
119
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
119
119
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н, Доцент, Вазиева А.Р. _________________
 
 
Психопатология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р. М.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: Сформировать у студентов знания и принципы психопатологии, что необходимо адекватного психолого-педагогического подхода к детям с нарушениями развития, для их эффективной адаптации, коррекции и социализации.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить особенности психологической работы с лицами, имеющими  психические нарушения;
1.4
познакомить студентов с видами психокорекционной и психотерапевтической помощи;
1.5
изучить особенности и механизмы развития основных психических расстройства
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология
2.1.2
История
2.1.3
Логопедия (Дизартрия)
2.1.4
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.5
Логопсихология
2.1.6
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.7
Невропатология
2.1.8
Общая психология
2.1.9
Основы языкознания
2.1.10
Специальная психология
2.1.11
Теории обучения и воспитания
2.1.12
Техника речи
2.1.13
Формы логопедической работы
2.1.14
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.15
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.16
Логопедия (Дислалия)
2.1.17
Математика и информатика
2.1.18
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.19
Логопсихология
2.1.20
Основы языкознания
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по модулю 7
2.2.2
Логопедия (Алалия)
2.2.3
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.4
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.5
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.6
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.7
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.8
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.9
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.10
Психолингвистика
2.2.11
Речевые игры
2.2.12
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.13
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.14
Производственная преддипломная практика
2.2.15
Философия
2.2.16
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.17
Речевые игры
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
Основные категории и понятия науки.
 
ориентироваться в современном научном пространстве с учетом актуальных тендендий в научном мире
 
особенности актуальных философских и естественнонаучных иччлкдований соверменности
 
 
Уметь:
 
Ориентироваться в информационном пространстве, использовать понятийный аппарат науки для формирования научного мировоззрения.
 
анализировать научную литературы по проблемитике исследовательских работ
 
ориентироваться в соверменном научном пространстве
 
 
Владеть:
 
Методами научного анализа теоретических источников,  основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве в аспекте формирования научного мировоззрения
 
навыками работы со специальной литературы для проведения исселдовательских работ
 
навыками использования актуальных знаний в гуманитарной и естественно-научной области
 
 
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
 
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии
 
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии         
 
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса. 
 
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей 
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ 
 
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ  
 
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ      
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков.    
 
Критерии оценки уровня и вида речевых нарушений; виды дифференциальной    диагностики нарушений психических процессов у детей с  ОВЗ
 
Методологию исследования состояния речи детей на основе системного и комплексного подхода, с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения.  
 
 
Уметь:
 
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ
 
Оценивать уровень владения компонентами речевой системы с учетом дифференцированного и личностного подхода, возрастных особенностей детей с ОВЗ  
 
Производить речевое заключение по результатам дифференцированного комплексного системного исследования состояния речевой функции детей с ОВЗ и в том числе детей с нарушениями речи  
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Владеть:
 
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений. 
 
Навыками психолого- педагогического исследования всех компонентов речевой системы, психических процессов и физических навыков с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ.
 
Приемами проведения различных видов исследований с учетом принципов комплексной психолого-педагогической диагностики.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные симптомы и синдромы психических болезней, их формы
3.1.2
особенности психической деятельности и психопатологии детей, имеющих проблемы в развитии;
3.1.3
клинические формы психических расстройств у детей их особенности, пути компенсации и профилактики;
3.1.4
основные заболевания психической сферы, которые сопровождаются распадом психических процессов
3.1.5
определять клинические проявления болезней у детей с задержкой психического развития и органическим поражением головного мозга
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определить роль и значение педагога-дефектолога в системе медико-педагогической реабилитации проблемного ребенка и его семьи;
3.2.2
дифференцировать психогенные и психические заболевания.
3.2.3
выявлять первые признаки психических заболеваний у детей.
3.2.4
определить степень проявления симптомов и синдромов заболевания психической сферы у детей и подростков. Определять клинические проявления болезней у детей с органическим поражением головного мозга.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
анализа анамнестических данных для выявления причин и факторов развития патологии у детей;
3.3.2
применения клинических и психологических методов обследования детей с разными нарушениями психической деятельности;
3.3.3
общения с детьми и членами семьи в процессе медико-психолого-педагогического консультировании и последующей коррекционной работы.
3.3.4
способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. ОбЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ

 
1.1
Введение в психопатологию /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
1.2
Вопросы этики и деонтологии в психиатрии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
1.3
Методы обследования в психиатрии, понятие нормы и патологии. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
1.4
Общие представления о психопатологических симптомах  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

0
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.5
Симптомы нарушений когнитивной сферы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

6
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
1.6
Интеллект и его нарушения у детей. Теории интеллекта /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
1.7
Патопсихологическая диагностика мышления, внимания и памяти /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
1.8
Мышление и его нарушения. Память и интеллект, их особенности и нарушения в детском возрасте. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
1.9
Симптомы эмоциоонально-волевых нарушений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
1.10
Характеристика эмоций, их нарушения. Нарушения воли и внимания у детей. Синдром двигательной расторможенности с дефицитом

активного внимания.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
1.11
Уровни нервно-психического реагирования в зависимости от возраста /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

6
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
1.12
Поддбор методик диагностикик эмоциональной сферы у детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
1.13
Патопсихологическая диагностика эмоций /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
 
Раздел 2. Частная психопатология. Основные психопатолгические синдромы

 
2.1
Психопатологические синдромы, наблюдаемые преимущественно в детском возрасте.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

0
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.2
Систематика Пиаже

Этапы постнатального онтогенеза Валлона.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.3
Развитие психики в постнатальном онтогенеза, возрастные периоды и понятия «криза».Виды дизонтогенеза.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.4
Синдромы невротического уровня /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

0
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.5
Психопатические и психопатоподобные синдромы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

0
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.6
Патопсихологическая диагностика личностных особенностей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

3
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.7
Классификация акцентуаций характера /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.8
Аффективные расстройства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

0
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.9
Шизофрения. Бредовые синдромы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

0
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.10
История изучения шизофрении в Росии и за рубежем. Особенности детской щизофрении /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.11
Дигностика характера у детей. Применение патохарактерологического опросника, тест акцентуаций Леонгарда /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.12
Синдромы помраченного сознания и нарушения самосознания /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

0
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.13
Сознание. Понятие о бессознательном /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.14
Нейропсихологическое обследования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.15
Особенности нарушений чувственного познания у детей с дефектами слуха, зрения и интеллектуальной недостаточностью. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.16
Эндогенно-органические нарушения в детском возрасте. Экзогенно-органическая патология  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

0
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.17
Документальная квалификация психических расстройств

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.18
Применение нейропсихологических методик при диагностике гнозиса и праксиса у детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
2.19
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

9
ОПК-3 ПК-5 ОК-1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания

Контрольные вопросы:

1. Мышление как психический процесс. Основные критерии нарушения мышления. Классификация нарушения мышления.

2. Критерии, определения, классификация бредовых идей и навязчивых состояний.

3. Нейрофизиологические аспекты формирования эмоций. Роль лимбической системы в формировании эмоций.

4. Симптомы нарушений эмоций. Аффективные состояния. Эйфория, дисфория, депрессия, апатия. Клиническая характеристика психических заболеваний, сопровождающихся нарушением эмоций.

5. Симптомы нарушения памяти и внимания (патология умственной работоспособности). Нейрофизиологические аспекты формирования памяти и внимания и их роль в формировании умственной работоспособности.

6. Симптомы нарушения памяти.

7. Общая характеристика нарушения внимания. Неуспеваемость и умственная отсталость.

8. Определение задержки психического развития, связь задержки психического развития с минимальной мозговой функцией.

9.  Характеристика волевого процесса как деятельность ВПФ. Абулия гипербулия, гипобулия. Основные психические заболевания, где встречаются  вышеуказанные симптомы.  

10. Психопатологические синдромы, наблюдаемые преимущественно в детском возрасте.

11. Синдромы невропатии: конституциальные, органические.

12. Синдромы детского аутизма: Каннера; Аспергера; органический; психогенный; при шизофрении.

13. Синдром двигательной расторможенности (гипердинамический или гиперкинетический.

14. Синдромы страхов: сверхценного содержания ;навязчивые; бредоподобные; ночные; пароксизмальные.Синдромы патологического фантазирования: образное; отвлеченного характера.

15. Синдромы уходов и бродяжничества: реактивные (ситуационные); фиксированные; безэмотивные, импульсивные; как проявления неодолимых влечений (дромомания); пароксизмальные.

16.Синдромы мутизма: истерический; логофобический; как реакция протеста; катотонический; аутический.

17.Синдромы невротического уровня. Психопатические и психопатоподобные синдромы.  

18. Варианты невротического и неврозоподобного синдромов: астенический, истеро-невротический (истероформный); навязчивых состояний; системные невротические и неврозоподобные (заикание, тики, энурез, расстройство сна и аппетита). Варианты психопатических и психопатоподобных синдромов; повышенной аффективной возбудимости; эмоционально-волевой неустойчивости ; эксплозивно-эпилептоидной; психопатоподобной с преобладанием патологии влечений.

19. Аффективные расстройства.

20. Бредовые синдромы. Синдромы помраченного сознания и нарушения самосознания.

21. Депрессивные синдромы: меланхолическая, тревожно-ажиатированная с навязчивостями; с дереализацией и деперсонализацией: ипохондрическая; атипичные (маскированные, соматизированные); анаклиптическая депрессия у детей раннего возраста; невротическая.

22. Дистимичесские состояния. Дисфории.

23. Апатия и апатико- абулические состояния.

24. Маниакальные синдромы: особенности маниакальных состояний у детей раннего возраста; атипичная мания у подростков.

25. Эйфория, мория и мориоподобные состояния.

26. Формы бреда: образный; систематизированный. Классификация бредовых синдромов. Особенности бреда в детском и подростковом возрасте.

27. Основные признаки помраченного сознания .Оглушение. Степени оглушения; особенности оглушения у детей. Делирий, возрастные особенности , стадии делирия. Онейроидные помрачения сознания. Их особенности у детей. Дереализация-деперсонализация. Феномены «уже виденного» и «никогда невиденного».

28. Этиология,  патогенез, клинические проявления, течение психических заболеваний у детей и подростков.

Понятие об эндогенных, эндогенно-органических, соматогенных психических заболеваниях. Характеристика 

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
психотических и непсихопатических заболеваний. Особенности 29.Течения психогений у детей и подростков. Значение в генезе психических заболеваний биологических и социальных факторов. Роль социальной среды в развитии психогении. Понятие о критических периодах и их значение в развитии психических заболеваний.

30. Детский аутизм как полиэтиологическое заболевание. Причина появления аутизма, классификация, клинические проявления в возрастном аспекте. Проблема аутичных детей и их психологическая и клиническая коррекция.

31. Маниакально-депрессивный психоз у детей. Депрессия у подростков, особенности проявления меланхолии, тревожно-ажиатированные, ипохондрические, атипичные формы. 32. Эндогенно-органические нарушения в детском возрасте. Экзогенно-органическая патология

33 Эпилепсия, причина, патогенез, клинические проявления и классификация. Нейропсихофизиологические механизмы возникновения эпилепсии. О

Задания:

1. Синдромы невропатии: конституциальные, органические.

2. Синдромы детского аутизма: Каннера; Аспергера; органический; психогенный; при шизофрении.

3. Синдром двигательной расторможенности (гипердинамический или гиперкинетический.

4. Синдромы страхов: сверхценного содержания ;навязчивые; бредоподобные; ночные; пароксизмальные.Синдромы патологического фантазирования: образное; отвлеченного характера.

5. Синдромы уходов и бродяжничества: реактивные (ситуационные); фиксированные; безэмотивные, импульсивные; как проявления неодолимых влечений (дромомания); пароксизмальные.

6.Синдромы мутизма: истерический; логофобический; как реакция протеста; катотонический; аутический.

7.Синдромы невротического уровня. Психопатические и психопатоподобные синдромы.  

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Примерная тематика эссе

1. История изучения психиатрии как науки.

2. Физиологические и психологические основы детской психопатологии. Формирование детской психиатрии.

3. Различия между болезнью  и состояниями.

4. Критерии психического здоровья.

5. Разграничивающие подходы психического здоровья и психической болезни.

6. Причины возникновения, формы проявления расстройств.

7. Симптомы патологии чувственного сознания.

8. Симптомы патологии эмоций.

9. Психические болезни. Классификация психических болезней.

10. Психические нарушения при инфекционных заболеваниях.  

11. Психические расстройства при сосудистых заболеваниях головного мозга.

12. Психопатологические синдромы, проявляющиеся специфическими возрастными состояниями

13. Невротическое развитие личности.

14. Развитие неврозов у детей.

15. Неврозы: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний.  

16. Синдромы эмоциональных нарушений: депрессивный, маниакальный.

17. Психопатии. Значение социальной среды.

18. Личность и основные формы ее патологии.

19. Акцентуации личности.

20. Психопатическое развитие личности.

21. Онтогенетические особенности организма, головного мозга и психики.

22. Возрастные кризы и возникновение психических расстройств.

23. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии

Перечень вопросов к экзамену

1. Психопатология. Социальные аспекты патопсихологии.

2. Факторы, влияющие на психическое здоровье.

3. Социальная значимость психического здоровья.

4. Социально обусловленные психические расстройства.

5. Методы исследование в патопсихологии.

6. Возрастная патопсихология.

7. Характеристика расстройства восприятия.

8. Характеристика расстройства мышления.

9. Эмоциональные расстройства.

10. Невротические синдромы.

11. Психопатические синдромы.

12. Синдромы помрачения сознания.

13. Судорожные (эпилептические) синдромы.

14. Расстройства памяти и интеллекта.

15. Классификация психических расстройств.

16. Этические принципы в психопатологии.

17. Психические расстройства при черепно-мозговых травмах.

18. Психические расстройства при нейроинфекции.

19. Психические расстройства при соматических заболеваниях.

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
20. Психические расстройства при сосудистых заболеваниях.

21. Психопатии.

22. Акцентуации характера.

23. Алкоголизм.

24. Наркомания.

25. Невроз.

26. Шизофрения.

27. Эпилепсия.

28. Маниакально-депрессивный психоз.

29. Детская патопсихология.

30. Принципы патопсихологического обследования детей.

31. Патопсихологическое обследование инвалидов.

32. Понятие психологическуой помощи.

33. Понятие психологического консультирования.

34. Отличия психологического консультирования от других видов практической психологической помощи.

35. Виды психологического консультирования.

36. Цели, задачи и причины психоконсультирования.

37. Роль и место консультанта-психолога в консультировании.

38. Модель эффективного консультанта. Общие и специальные требования к психологу-консультанту.

39. Подготовка и проведение психоконсультирования.

40. Этапы и процедура психоконсультирования.

41. Техника психологического консультирования.

42. Оценка результатов психологического тестирования.

43. Особенности консультирования клиентов с психосоматическмим расстройствами.

44. Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями.

45. Понятие психогигиены.

46. Понятие психопрофилактики.

47. Психопрофилактика в семье.

48. Психопрофилактика деловых отношений.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Астапов, В. М.
Клиническая психология. Коморбидность тревоги и подростковой депрессивности : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / В. М. Астапов, А. Н. Гасилина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 178 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07940-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/424006 (дата обращения: 12.08.2019).: учебное пособие для бакалавриата и специалитета 
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 2019.
 
Л1.2
Дереча, В. А.
Психопатология : учебник и практикум для вузов / В. А. Дереча. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 291 с. — (Высшее образование). // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518290: учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Эйестад Гюру 
Самооценка у детей и подростков: Книга для родителей [Электронный ресурс]/ Эйестад Гюру— Электрон. текстовые данные.— М.: Альпина Паблишер, 2019.— 295 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82478.html.— ЭБС «IPRbooks»: пособие
М.: Альпина Паблишер, 2019
 
Л2.2
Човдырова Г.С.
Клиническая психология. Общая часть [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Човдырова Г.С., Клименко Т.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 247 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81641.html.— ЭБС «IPRbooks»: учебное пособие
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Старшенбаум Г.В.
Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебно-практическое руководство/ Старшенбаум Г.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 305 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31706.html.— ЭБС «IPRbooks»: практикум
Саратов: Вузовское образование, 2015
 
Л3.2
Венгер, А. Л.
Клиническая психология развития : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 312 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03304-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437534 (дата обращения: 12.08.2019).: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Психопатология : учебник и практикум для вузов 
 
Э2
"Общая психопатология" Бухоновский А.О.
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. 

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

 
стр. 13
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.