2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, Мардашова Р.С. _________________
 
 
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой канд.пед.наук Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся необходимых умений и навыков практической деятельности в области организации логопедической работы в дошкольных образовательных организациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представлений о значении, видах и формах логопедической работы в дошкольных образовательных организациях;
1.4
формирование умения  планирования логопедической работы в ДОО;
1.5
обучение основам применения  запланированной  логопедической работы;
1.6
обучение анализу  проводимой логопедической работы;
1.7
формирование теоретических и методических вопросов, определяющих организацию различных форм логопедической работы с детьми дошкольного возраста;
1.8
обучение основам создания и апробации моделей форм логопедической работы в ДОО.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.1.2
Логопедия (Алалия)
2.1.3
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.1.4
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.1.5
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.1.6
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.1.7
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.1.8
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.9
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.1.10
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.1.11
Психолингвистика
2.1.12
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
2.1.13
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.1.14
Тренинг педагогического общения
2.1.15
Курсовая работа по модулю 6
2.1.16
Логопедическая ритмика
2.1.17
2.1.18
татарская литература
2.1.19
Психолого-педагогический практикум
2.1.20
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.1.21
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.1.22
Онтогенез речевой деятельности
2.1.23
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.1.24
Речевые игры
2.1.25
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.26
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Знания и умения могут быть использованы в последующей профессиональной деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-6: способен к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм
 
Знать:
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.1.1
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы;особенности психолого-педагогического взаимодействия; основные стратегии педагогического взаимодействия; основные механизмы воздействия на партнера по общению;критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ;основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся;Основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии;основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями;формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере;аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение;осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие и сотрудничество;оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам;определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса;проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности;подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей;организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения;навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами);навыками проектирования и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях;навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей;навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе навыками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды;навыком конструирования образовательного пространства по заданным параметрам;различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды;навыком проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Организационная, методическая и диагностическая деятельность педагогов в ДОО

 
1.1
Организация логопедического воздействия в ДОО /Лек/

Э3

2
ПК-2
5
0
 
1.2
Диагностико – проектная деятельность логопеда в ДОО /Лек/

Э4

2
ПК-2
5
0
 
1.3
Логопедическое воздействия как педагогический процесс.

Принципы логопедической работы

/Пр/

Э1

2
ОПК-4
5
0
 
1.4
Дифференциальная диагностика детей с речевыми нарушениями /Пр/

Э4

2
ПК-2
5
0
 
1.5
Подготовка материалов для обследования дошкольников с ОНР и ФФН /Ср/

Э4

8
ОПК-4
5
0
 
1.6
Консультативно – методическая деятельность логопеда в ДОО /Ср/

Э2

8
ОК-6
5
0
 
1.7
Работа логопеда с педагогами и родителями   /Ср/

Э2

8
ОК-6
5
0
 
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Раздел 2. Коррекционная работа в группах для детей с речевыми нарушениями. Анализ и планирование коррекционного воздействия

 
2.1
Анализ и планирование работы логопеда в ДОО. Составление индивидуальных образовательных маршрутов  /Пр/

Э1 Э3

4
ОПК-4
5
0
 
2.2
Подготовка пособий и конспектов занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР, ФФН, Заиканием /Ср/

Э1

8
ПК-2
5
0
 
2.3
Использование наглядно – дидактического материала для проведения ООД с детьми, имеющими речевые нарушения /Ср/

Э4

8
ОПК-4
5
0
 
2.4
Составление индивидуальных образовательных маршрутов на основе речевых карт /Ср/

Э1

8
ПК-2
5
0
 
2.5
Работа логопеда с педагогами и родителями   /Ср/

Э2

8
ОК-6
5
0
 
2.6
/Зачёт/

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-6 ОПК-4 ПК-2
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1 Структура работы   для зачисления детей в группу коррекционной направленности. Работа медико- психолого- педагогической комиссии.

2 Комплексная диагностика речи. Исторический аспект диагностики и состояние проблем на современном этапе. Принципы комплексной диагностики.

3 Диагностика речевых нарушений у детей в раннем возрасте.

4 Соотношение признаков незрелости  и поврежденности ЦНС

5 Методика изучения уровня речевого развития.

6 Изучение уровня всех речевых компонентов. Обработка и интерпретация полученных результатов.

7 Дифференциальная диагностика    сходных речевых нарушений.

8 Ранняя поддержка ребенка

9 Особенности коррекции фонетической стороны речи с учетом компенсаторных возможностей ребенка.

10 Нарушения звукопроизношения.

11 Профилактика нарушений письменной речи.

12 Просветительская деятельность логопеда в ДОО .

13 Связь  логопеда с родителями и педагогическим персоналом.

14 Документация по взаимосвязи логопеда и специалистов ДОО,  логопеда и  родителей

15 Виды планов логопеда детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи.

16 Примерное планирование занятий с детьми. страдающими недоразвитием речи.

17 Организация индивидуальных занятий по обучению произношения и их анализу.

18 Требования к содержанию плана. Требования к индивидуальным занятиям.

19 Соблюдение метода обучения произношению, в том числе для лиц с ОВЗ.

20 Требования к подбору речевого материала

21 Организация работы и оборудование логопедического кабинета в ДОО. Фонетический режим, исправление ошибок и фиксация результатов.

22. Комплексность в работе логопеда ДОО

23. Особенность постановки свистящих звуков, автоматизации и дифференциации в условиях ДОО

24. Особенность постановки, автоматизации и дифференциации шипящих звуков в условиях ДОО

25. Особенность постановки, автоматизации и дифференциации сонорных звуков в условиях ДОО

26. Составление календарно-тематического планирования лексических тем

27. Составление календарно-тематического планирования развития грамматических категорий

28. Составление календарно-тематического планирования развития связной речи.

29. Составление индивидуального плана по работе с ребенком.

30. Основные разделы речевой карты.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1. Звуки раннего онтогенеза.

2. Звуки позднего онтогенеза.

3. Причины отсутствия звука.

4.Определите механизмы искажения звуков речи.

5.При каких нарушениях звукопроизношения фонематический слух нарушен.

6. Основные виды замен звука.

7. Смешения звуков речи.

8. Фонетические нарушения звуков в соответствии с классификацией по названию букв греческого алфавита.

9.Роль взрослых в развитии ребенка и нормализации их речи.

10.Значение ранней диагностики и коррекции детей с речевыми нарушениями.

11.Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в учреждениях ДОО.

12. Организация и содержание логопедической работы с детьми по коррекции речи в      учреждениях ДОО.

13. Технологии, применяемые в работе логопеда.

14. Обследование ребенка дошкольного возраста с речевым диагнозом дислалия.

15. Обследование ребенка дошкольного возраста с речевым диагнозом дизартрия

16. Обследование ребенка дошкольного возраста с речевым диагнозом ринолалия.

17. Обследование ребенка дошкольного возраста с речевым диагнозом заикание.

18. Обследование ребенка дошкольного возраста с речевым диагнозом тахилалия.

19. Обследование ребенка дошкольного возраста с речевым диагнозом брадилалия.

20. Обследование ребенка дошкольного возраста с речевым диагнозом алалия.

21. Обследование ребенка дошкольного возраста с ОНР.

22. Обследование ребенка дошкольного возраста с ФФН.

23. Особенности постановки свистящих звуков

24. Особенности постановки шипящих звуков.

25. Особенности постановки соноров.

26. Работа с родителями, основные формы работы.

27. Основная документация логопеда ДОО

28. Итоговый отчет о работе логопеда ДОО

29. План взаимодействия со специалистами ДОО

30. Технологии, применяемые в работе логопеда ДОО

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Принципы взаимодействия логопеда и воспитателя 
 
Э2
Специфика работы логопеда и педагога с родителями и семьей ребенка
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже 

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.