2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.психологических наук, доцент, Вазиева А.Р. _________________
 
 
Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель: формирование компетенций обучающихся в области профориентационной работы и практической готовности к осуществлению профессиональных психолого-педагогических функций в сфере профессионального самоопределения.
1.2
Задачи:
1.3
ознакомить с теоретическими основами и представлениями видения и понимания  теоретических основ профессионального самоопределения и профессионального развития, базовой системы научных знаний об организации профориентационной работы;
1.4
освоить  практические навыки владения приемами, методами и технологиями организации профориентационной работы
1.5
формировать навыки планирования и организации осуществления профессиональных психолого-педагогических функций в сфере профессионального самоопределения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Конфликтология
2.1.2
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
2.1.3
Курсовая работа по психолого-педагогическому модулю
2.1.4
Основы экономических знаний в профессиональной деятельности
2.1.5
Производственная педагогическая  практика
2.1.6
Психодиагностика (с практикумом)
2.1.7
Психология семьи
2.1.8
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
2.1.9
Социально-педагогическое проектирование
2.1.10
Технологии работы с различными категориями детей
2.1.11
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.12
Гендерная психология и педагогика
2.1.13
История психологии
2.1.14
Педагогическая психология
2.1.15
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.16
Психология воспитания
2.1.17
Психология развития и возрастная психология
2.1.18
Анатомия и возрастная физиология
2.1.19
Введение в профессию
2.1.20
Информационные и коммуникационные технологии
2.1.21
История педагогики и образования
2.1.22
Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований
2.1.23
Общая психология
2.1.24
Общие основы педагогики
2.1.25
Психологическая служба в образовании
2.1.26
Психолого-педагогический практикум
2.1.27
Современные теории обучения и воспитания
2.1.28
Технологии здоровьесбережения в образовании
2.1.29
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.4
Производственная преддипломная практика
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.3: Демонстрирует понимание документации специалистов (педагогов, дефектологов, логопедов и т.д.) и рекомендаций по использованию индивидуально-ориентированных образовательных технологий с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся в учебной деятельности и воспитании личности
 
ОПК-6.4: Демонстрирует умения проводить по известному алгоритму психологические занятия и тренинги с использованием современных психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.4: Демонстрирует методы диагностики и оказания психолого-педагогической помощи разным категориям обучающихся на основе стандартизированных методов
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.2: Объясняет способы планирования свободного времени и проектирования траектории профессионального и личностного роста
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современную структуру и тенденции развития профессий, а также закономерности профессионального самоопределения личности;
3.1.2
основные психологические закономерности профессионального становления личности; психологическую характеристику личности на разных этапах профессионального становления; основные психологические закономерности овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками и формирования профессионально важных качеств личности; основные парадигмы и теории профессионального образования; ведущие принципы профессионального образования; основные технологии профессионального обучения, воспитания и развития обучаемых; психологические основы педагогического взаимодействия субъектов профессионального образования;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать теоретические знания по основам профориентологии для организации системы профориентации в школьной  образовательной среде;
3.2.2
проектировать содержание профессионального образования на разных его ступенях; психологически обоснованно осуществлять выбор технологий обучения, воспитания и развития обучаемых;
3.2.3
использовать активные методы при решении практических задач профессиональной деятельности;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами подбора технологий профессионального информирования и первичной психологической помощи клиенту при выборе пути профессионального  развития;
3.3.2
навыками проведения диагностики учебно-познавательных и профессиональных способностей обучаемых;
3.3.3
навыками проведения психологического анализа профессионально-образовательного процесса, навыки использования и составления профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности;
3.3.4
навыками самостоятельного использования методов активного обучения в реальных ситуациях и анализа их результатов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Особенности профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях

 
1.1
Сущность психолого-педагогического сопровождения выбора професии  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
1.2
Профессиональное самоопределение учащихся /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
1.3
Планирование и организация профориентационной работы в школе /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
1.4
Профинформирование, профконсультация, профотбор и психологическая поддержка как направления профориентационной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
1.5
Виды профессиональных консультаций: ранняя (детская), школьная, профконсультация родителей, учителей и подростков, помощь в профессиональном самоопределении инвалидам, ретроспективная профконсультация /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
1.6
Взаимодействие психолога с социальным педагогом, работниками кадровых служб, центров занятости населения с целью оптимальной организации профориентационной деятельности /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
 
Раздел 2. Возрастные особенности профессионального самоопределения

 
2.1
Предпосылки и становление профессионального самоопределния /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
2.2
Основные варианты и фазы развития профессионала /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
2.3
Профориентационная работа на разных возрастын этапах развития школьника /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
2.4
Типы и задачи профессиональных консультаций в зависимости от образовательно-возрастных характеристик клиентов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
 
Раздел 3. Основные методы и формы профориентационной работы

 
3.1
Методы и формы профориентационной работы /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
3.2
Методы профориентационной работы со школьниками /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

15
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
3.3
Формы профориентационной работы (профконсультационная беседа, профориентационные игра, групповые формы работы и т.д.) /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
3.4
Задачи профориентационной работы со школьниками /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
3.5
Возможности и ограничения различных форм профориентационной работы: лекций, лекций-обсуждений, дискуссий, групповых обсуждений, дискуссий, разыгрываний ситуаций, профориентационных игр /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.6
Метод наблюдения, метод убеждения, метод психологического информирования, метод художественных аналогий, метод мини-тренинга /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
 
Раздел 4. Профинформирование как технология профориентационной деятельности

 
4.1
Классификации профессий и их использование в целях практической профконсультации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
4.2
Профессиография. Профессиограмма. Психограмма /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
4.3
Диагностические аспекты профориентационного консультирования /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
4.4
Психологическое профессиоведение /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
4.5
Методы решения информационно-справочных, информационно-поисковых и просветительских задач /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
4.6
Профессиональная реклама и агитация, средства массовой информации, экскурсии и др. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
4.7
Написание реферата с презентацией  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
4.8
Составление терминологического словаря /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
4.9
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

9
ОПК-6.3 ОПК-6.4 ОПК-8.4 УК-6.2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестацияПримерные вопросы:

1 Сущность и виды самоопределения личности

2 Основные проблемы самоопределения личности

3 Сущность, задачи и структурные компоненты профессионального самоопределения

учащихся

4 Понятие «профессия» и классификация профессий

5 Стадии профессионального самоопределение личности

6 Понятие и типы профессиограмм

7 Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения

школьников

8 Диагностика профессионального самоопределение учащихся

9 Сущность и принципы профессиональной ориентации учащихся

10 Принципы выбора профессии

11 Основные ошибки при выборе профессии

12 Этапы профессиональной ориентации личности

13 Сущность, содержание и формы реализации профессионального просвещения

14 Сущность, содержание и формы реализации профессионального воспитания

15 Сущность, содержание и формы реализации профессионального консультирования

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
16 Методы и формы профориентационной работы

17 Педагогические условия профориентационной работы

18 Планирование и организация профориентационной работы в учреждениях общего

образования

задание:

Отработка алгоритма диагностики и профконсультирования на методике "Профнавигатор"

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерные темы эссе:

1. Сущность и типология самоопределения личности.

2. Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения.

3. Профессиональная направленность личности.

4. Профессиональное самосознание личности.

5. Профессионально важные качества личности.

6. Понятие «субъект профессионального самоопределения».

7. Основные причины, влияющие на процесс профессионального

самоопределения личности

8. Уровни профессионального самоопределения личности.

9. Психологические проблемы самоопределение личности.

10.Психологическая готовность старшеклассника к профессиональному

самоопределению.

11.Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении

личности.

12.Актуальность профориентационной деятельности в современной

России.

13.Принципы систематизации классификаций профессий в целях

практической профконсультации.

14

14.Профессиография: сущность понятия и общая характеристика.

15.Профессиограмма: сущность понятия и общая характеристика.

16.Психограмма: сущность понятия и общая характеристика.

17.Профессиональное просвещение и формы реализации.

18.Профессиональное воспитание и формы реализации.

19.Профессиональная консультация и формы реализации.

20.Профессиональное развитие личности.

21.Основные группы профориентационных методов.

22.Особенности профориентационной помощи различным

образовательно-возрастным группам учащихся.

23.Проблемы профессиональной ориентации школьников.

24.Сущность и проблемы профотбора.

25.Проблема подготовки школьных профконсультантов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение ФОС к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Панина, С. В.
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учебник и практикум для вузов / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 312 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04267-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449903: учебник и практикум для  вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Степанов В.Г.
Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Степанов В.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2017.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36505.html.— ЭБС «IPRbooks»: учебник
М.: Академический Проект, 2017
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахмедова, Э.М.
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся [Электронный ресурс]: практикум/ — Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018.— 120 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83217.html.— ЭБС «IPRbooks»: практикум
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Профессиональное выгорание и вторичный травматический стресс. - Режим доступа:  https://www.youtube.com/watch?time_continue=85&v=j08Z99FNqXs 
 
Э2
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся.http://www.iprbookshop.ru/83217.html
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, 

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья .

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации  устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов 

 
стр. 11
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся  процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.