2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Организация совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Мардашова Р.С.. _________________
 
 
Организация совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Федекин Игорь Николаевич

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся представлений о совместной работе логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Ознакомление с общеобразовательными учреждениями для дошкольников и с основами организации педагогического процесса
1.4
Формирование представлений о совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в детском сад для детей с нарушениями речи
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Правовые основы противодействия коррупции
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика организации волонтёрской деятельности
2.2.2
Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения
2.2.3
Логопедическая работа с детьми с нарушением слуха
2.2.4
Методика профилактики и разрешения конфликтов
2.2.5
Организация логопедической работы с детьми с задержкой психического развития
2.2.6
Организация логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
2.2.7
Основы логопедической работы с детьми с комплексными нарушениями
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Формирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи
2.2.10
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.11
Логопедическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.2.12
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.13
Производственная преддипломная практика
2.2.14
2.2.15
Методика организации волонтёрской деятельности
2.2.16
Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения
2.2.17
Логопедическая работа с детьми с нарушением слуха
2.2.18
Методика профилактики и разрешения конфликтов
2.2.19
Основы логопедической работы с детьми с комплексными нарушениями
2.2.20
Производственная педагогическая практика
2.2.21
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.22
Логопедическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.2.23
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.24
Производственная преддипломная практика
2.2.25
Организация логопедической работы с детьми с задержкой психического развития
2.2.26
Организация логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
2.2.27
Формирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен к проектированию и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.4: знает основные закономерности создания специальной образовательной среды, психологически безопасной и комфортной для развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.7: умеет создавать специальную образовательную среду, психологически безопасную и комфортную для развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.8: умеет применять технологии воспитательной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей детей с нарушениями речи
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
ПК-1.13: владеет готовностью создания специальной образовательной среды, психологически безопасной и комфортной для развития детей с нарушениями речи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы организации педагогического процесса в детских садах
3.1.2
особенности организации специальной образовательной среды, необходимой для организации совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи
3.1.3
технологии воспитательной работы (игровые технологии, гармонического развития, здоровьесберегающие и др.
3.1.4
особенности создания специальной образовательной среды, необходимой для организации совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
организовывать педагогический процесс в детском саду.
3.2.2
организовывать специальную образовательную среду для развития детей с нарушением речи
3.2.3
применять технологии воспитательной работы (игровые технологии, гармонического развития, здоровьесберегающие и др.)
3.2.4
создавать специальную образовательную среду, необходимой для организации совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком организации педагогического процесса в детском саду
3.3.2
навыком организации специальной образовательной среды,необходимой для  совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи
3.3.3
навыком применения технологий воспитательной работы (игровые технологии, гармонического развития, здоровьесберегающие и др.
3.3.4
навыком создания специальной образовательной среды, необходимой для организации совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Организация совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи

 
1.1
Совместная деятельность логопеда и воспитателя  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.4 ПК-1.7 ПК-1.8 ПК-1.13
2
0
 
1.2
Специфика деятельности воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ФФН,ОНР,заиканием /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.4 ПК-1.7 ПК-1.8 ПК-1.13
2
0
 
1.3
Специфика деятельности логопеда в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ФФН, ОНР,заиканием /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.4 ПК-1.7 ПК-1.8 ПК-1.13
2
0
 
1.4
Организация совместной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.4 ПК-1.7 ПК-1.8 ПК-1.13
2
0
 
1.5
Коррекционно-логопедическая работа в режимных моментах /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.4 ПК-1.7 ПК-1.8 ПК-1.13
2
0
 
1.6
Звуковой режим /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.4 ПК-1.7 ПК-1.8 ПК-1.13
2
0
 
 
Раздел 2. Отчетная документация

 
2.1
Заполнение отчетной документации совместной работы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.4 ПК-1.7 ПК-1.8 ПК-1.13
2
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
2.2
Перспективный план работы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.4 ПК-1.7 ПК-1.8 ПК-1.13
2
0
 
2.3
Календарно-тематическое планирование /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.4 ПК-1.7 ПК-1.8 ПК-1.13
2
0
 
2.4
Основная документация /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.4 ПК-1.7 ПК-1.8 ПК-1.13
2
0
 
2.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.4 ПК-1.7 ПК-1.8 ПК-1.13
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Характеристика и анализ основных направлений коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи.

2.Содержание работы логопеда детского сада для детей с нарушениями речи.

3.Специфика работы воспитателя логопедической группы детского сада.

4.Работа логопеда и воспитателя с родителями.

5.Коррекционная направленность музыкальных и физкультурных занятий с детьми логопедических групп.

6.Документация логопеда и воспитателя.

7.Краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка (по результатам посещения базовых учреждений).

8. Особенности составления совместного плана работы логопеда и воспитателя с детьми.

9. Особенности проведения фронтальных занятий воспитателя с детьми.

10.Особенности проведения индивидуальных, подгрупповых занятий воспитателя с детьми.

11.Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-логопедической работе на этапе первичного психолого-педагогического обследования.

12.Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-логопедической работе на этапе обоснования педагогического и логопедического заключений.

13.Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-логопедической работе на этапе перспективного планирования.

14.Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-логопедической работе на подготовительном этапе.

15.Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-логопедической работе на этапе формирования первичных языковых (речевых) умений и навыков.

16.Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-логопедической работе на этапе автоматизации первичных языковых (речевых) умений и навыков.

17.Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-логопедической работе на этапе дифференциации первичных языковых (речевых) умений и навыков.

18.Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-логопедической работе на этапе формирования коммуникативных умений и навыков.

19.Документация воспитателя.

20.Формы работы логопеда и воспитателя с родителями в группе для детей с ОНР, ФФН, заиканием.

21.Особенности организации артикуляционной гимнастики в режимных моментах.

22. Особенности организации и проведения упражнений на развитие мелкой, общей моторики в режимных моментах.

23. Особенности организации и проведения упражнений на развитие фонематических процессов в режимных моментах.

24. Особенности организации упражнений на развитие оптико-пространственной ориентировки в режимных моментах.

25. Особенности организации и проведения упражнений на профилактику нарушений чтения и письма в режимных моментах.

26. Особенности организации и проведения работы по автоматизации поставленных звуков в режимных моментах.

27. Особенности организации работы по закреплению грамматических категорий в режимных моментах

28. Особенности организации работы по развитию лексического словаря в режимных моментах.

29. Особенности организации работы по развитию связной речи в режимных моментах.

30. Особенности организации работы по развитию познавательных процессов в режимных моментах

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1.Составление плана индивидуальной работы студентов в базовом дошкольном учреждении.

2.Разработка модели наблюдения за ребенком.

3.Составление вопросников для беседы с логопедом,воспитателем,психологом.

4.Проведение анализа документации и пособий логопеда.

5.Составление заключения по результатам наблюдения за ребенком.

6.Разработка плана и написание психолого-педагогической характеристики на ребенка.

 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
7.Составление вопросов для беседы с логопедом,воспитателем,психологом.

8.Проведение анализа документации и пособий логопеда.

9.Специфика работы воспитателя логопедической группы детского сада.

10.Совместная документация логопеда и воспитателя.

11. План совместной индивидуальной работы на один месяц по коррекции звукопроизношения.

12. План совместной индивидуальной работы на один месяц по работе над мелкой моторикой.

13. План совместной индивидуальной работы на один месяц по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи.

14. План совместной индивидуальной работы на один месяц по определённой лексической теме.

15. План совместной индивидуальной работы на один месяц по развитию связной речи.

16. Совместные рекомендации логопеда и психолога по детям, входящим в состав "группы риска".

17. Основные направления Основной общеобразовательной программой МДОУ.

18. Основные направления  программы " Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)" Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

19. Формирование первичных речевых навыков у детей-логопатов.

20. Закрепление сформированных речевых навыков.

21. Форма организации интегрированных занятий с детьми.

22. Использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

23. Особенности организации дыхательных упражнений в режимных моментах.

24. Логопедические занятия с применением компьютерных программ.

25. Особенности организации и проведения оздоровительной и речевой зарядки в режимных моментах.

26. Особенности организации и проведения логоритмических занятий в режимных момпентах.

27. Особенности организации и проведения упражнений для стабилизации эмоционально-волевой сферы в режимных моментах с дошкольниками.

28. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).

29. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

30. Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шевцова Е. Е., Забродина Л. В
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратурыhttps://biblio-online.ru/book/tehnologii-formirovaniya-intonacionnoy-storony-rechi-425004
М:, Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Щуркова, Н. Е. 
Щуркова, Н. Е.  Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06546-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472237
Москва : Издательство Юрайт,  2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Принципы взаимодействия логопеда и воспитателя для работы с детьми с ОВЗ - URL: https://www.youtube.com/watch?v=0cEhJuUKoBA
 
Э2
Использование инновационных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда -  URL: https://www.youtube.com/watch?v=U0rjkfqHQD8
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.