2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Психологическая диагностика развития подростков и старшеклассников_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психологическая диагностика развития подростков и старшеклассников
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.психол.н, доцент, Вазиева А.Р. _________________
 
 
Психологическая диагностика развития подростков и старшеклассников
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р. М.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - сформировать у обучающихся представления, навыки и умения, необходимых для организации и проведении психодиагностического исследования особенностей развития подростков.
1.2
Задачи изучения дисциплины:
1.3
сформировать понимание базовых принципов современной психодиагностики подростков и методических подходов к решению психодиагностических задач;
1.4
обучить нормативному использованию психодиагностических методик адекватных подростковому возрасту в области образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психологическая диагностика развития младших школьников
2.1.2
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в школе
2.1.3
Диагностика психологической готовности ребенка к школе
2.1.4
Психологическая диагностика развития дошкольников
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен проводить диагностику уровня развития личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся
 
ПК-2.1: Знает: теорию психодиагностики, классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования; методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики; способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования
 
ПК-2.2: Умеет: проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов; проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям; диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания
 
ПК-2.3: Владеет: методами и методиками психолого - педагогической диагностики; способами сбора, анализа и интерпретации полученных результатов
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научно-обоснованные методы и технологии диагностики детей подросткового возраста в психолого-педагогической деятельности, применяя эти знания в диагностической работе в образовании;основы проектирования диагностической работы, необходимой для профессиональной деятельности, представлять этапы диагностического процесса;
3.1.2
диагностику психического развития подростков, с этой целью изучить научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности,
3.1.3
особенности диагностики индивидуальных свойств детей подросткового возраста;
3.1.4
методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей,интересов, способностей и склонностей подростков.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности,
3.2.2
выделять диагностическую задачу и подбирать соответствующие ей диагностические средства с учетом возраста обследуемых;
3.2.3
проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности,использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности,
3.2.4
выделять диагностическую задачу и подбирать соответствующие ей диагностические средства с учетом возраста обследуемых;
3.2.5
проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности, выделять этапы решения психодиагностических задач,работать с каждым диагностическим этапом;
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.2.6
проводить диагностику психического развития подростков с этой целью аналитически перерабатывать большой объем диагностической информации;
3.2.7
проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в поведении и развитии подростков, уметь ориентироваться в сложных случаях диагностической практики;
3.2.8
составлять батареи психодиагностических методик. выделять этапы решения психодиагностических задач,работать с каждым диагностическим этапом;
3.2.9
проводить диагностику психического развития подростков с этой целью аналитически перерабатывать большой объем диагностической информации;
3.2.10
проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в поведении и развитии подростков, уметь ориентироваться в сложных случаях диагностической практики;
3.2.11
составлять батареи психодиагностических методик.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками изучения интересов, склонностей, способностей обучающихся, предпосылок одаренности, особенностей межличностного общения и взаимодействия подростков;
3.3.2
действиями осуществления с целью помощи в развитии детей подросткового возраста диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и
3.3.3
мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня;
3.3.4
способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся;
3.3.5
приемами психологической диагностики с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы;
3.3.6
составления психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей,администрации образовательных организаций и родителей(законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся;
3.3.7
осуществления с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Стратегия диагностики развития подростка

 
1.1
Обоснование выбранного направления работы: анализ существующих подходов к диагностике развития подростка /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
1.2
Организация диагностической процедуры.Этические принципы построения обследования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
1.3
Диагностические программы психолого-педагогического сопровождения развития подростков /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 2. Диагностика индивидуально-психологических особенностей личности

подростка

 
2.1
Методики диагностики темперамента. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
2.2
Диагностика самоотношения подростка. Изучение особенностей Я-концепции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
2.3
Диагностика и развитие мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой

сферы подростка /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
2.4
Диагностика эмоциональной сферы личности подростка /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
2.5
Диагностика тревожности в подростковом возрасте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
2.6
Диагностика волевой сферы личности подростка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
2.7
Диагностика личности в подростковом и юношеском возрасте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 3. Диагностика познавательной сферы подростка

 
3.1
Методы оценки внимания подростка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
3.2
Методы диагностики памяти подростков /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

7
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
3.3
Методы психодиагностики мышления у подростков /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
3.4
Методы диагностики интересов в подростковом и юношеском возрасте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
3.5
Исследование особенностей творческого воображения у подростков /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 4. Диагностика межличностных отношений подростка

 
4.1
Диагностика межличностных отношений со сверстниками и взрослыми /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
4.2
Диагностика агрессивности в подростковом возрасте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
4.3
Диагностика внутрисемейных отношений подростка /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
4.4
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

9
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Промежуточная аттестация

Примерные вопросы к экзамену

1. Особенности психодиагностической работы с подростками.

2. Психодиагностические запросы в отношении подростков.

3. Проблема получения информации о психолого-педагогическом статусе

подростков.

4. Принципы проведения психодиагностического исследования с подростками

5. Технология создания диагностической ситуации для подростков

6. Графические приемы в психодиагностической работе у подростков

7. Методы оценки внимания и памяти подростков.

8. Методы изучения особенностей мышления у подростков.

9. Причины неуспеваемости подростков и методы их выявления в

процессе психодиагностики.

10.Диагностика развития подростков, испытывающих трудности в

школе.

11.Методы изучения отношения к учению и учебных интересов у подростков

12.Методы изучения мотивации в учебно-познавательной деятельности

подростков.

13.Выявление отношения подростков к учебным предметам.

14.Диагностика готовности подростков к обучению в средней школе.

15.Методы изучения личностных особенностей подростков.

16.Методы оценка уровня тревожности и обусловливающих ее факторов у

подростков.

17.Методики изучения психических состояний подростков.

18. Методики исследования самооценки и уровня притязаний подростков

19.Использование метода наблюдения для определения психологических

особенностей подростков.

20.Проблема изучения особенностей межличностного общения подростков со сверстниками и учителем.

21.Социометрия как метод исследования структуры взаимоотношений подростков 22.Особенности и методики изучения эмоциональных отношений между

подростками в классе.

23. Классификация профессий.

24. Востребованные профессии настоящего и будущего.

25. Факторы, способствующие выбору профессии: способности, потребности, ценности, интересы, социальная среда, значимые другие, возможности.

26. Понятие «профессиональное самоопределение».

27. Содержание профессиональной ориентации.

28. Диагностика профессиональных интересов.

29. Методы и технологии проектирования профессионального пути.

30. Планирование и организация профориентационной работы в учреждениях общего

образования 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика эссе

1. Проблема перехода от младшего школьного возраста к подростковому.

2. Теории подросткового возраста в зарубежной психологии.

3. Понимание особенностей подросткового возраста в отечественной психологии.

4. Кризис подросткового возраста и его влияние на формирование личности.

5. Характеристика новообразований в подростковом возрасте.

6. Причины возникновения конфликтов в подростковый период.

7. Возникновение и формы проявления «чувства взрослости».

8. Особенности взаимоотношения подростка со сверстниками и взрослыми.

9. Особенности воспитания подростка в семье.

10. Особенности воспитания подростка в школе.

11. Психологические особенности обучения подростков.

12. Социальная ситуация в подростковом возрасте.

13. Межличностные конфликты в общении подростков.

14. Мотивация поведения подростков.

15. Психологические вопросы профориентации подростков.

16. Профилактика наркомании и алкоголизма в школе.

17. Формирование самоопределения и направленности личности у подростков.

18. Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту.

19. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте.

20. Потребность в самоопределении в раннем юношеском возрасте.

21. Психологические особенности общения со сверстниками и взрослыми в юношеском возрасте.

22. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юношеском возрасте.

23. Влияние компьютерных игр на психическое развитие подростков.

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
24. Влияние интернет-пространства на психическое развитие подростков.
 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение ФОС к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Рогов, Е. И.
Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога : практ. пособие / Е. И. Рогов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 435 с. — (Серия : Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-00817-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452832 : Практическое пособие
Юрайт, 2020
 
Л1.2
А. Н. Кошелева
Психодиагностика : учебник и практикум для вузов / А. Н. Кошелева [и др.] ; под редакцией А. Н. Кошелевой, В. В. Хороших. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 373 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00775-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511905 : учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Волков Б.С.
Психология подростка [Электронный ресурс]  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36521.html: учебное пособие / Электрон. текстовые данные
М. : Академический Проект, 2017
 
Л2.2
И. В. Дубровина [и др.] 
Руководство практического психолога. Психолог в школе : практическое пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 206 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08757-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512888: Практическое пособие
Юрайт, 2023
 
Л2.3
Подольский, А. И. 
Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07261-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514842
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Детские возрастные кризисы: от 5 до 18 лет. Е.Ларечина-Петш, Е.Потемкина. https://www.youtube.com/watch?time_continue=582&v=gZfDlFNwsq8 
 
Э2
5 Способов Наладить Отношения с Подростком https://www.youtube.com/watch?v=gSccrABVtmI
 
Э3
Как мотивировать подростка к учебе? «Совет детского психолога»https://www.youtube.com/watch?v=Ny09xrg-W6o
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, 

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
статьи,сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену

Экзамен является контрольным этапом  изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний  обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.

При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к экзамену начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения экзамена  для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.