«Набережночелнинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «НГПУ»)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Логопедия
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакилевна
-методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей;
- структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере специального образования (СФГОС для детей с нарушениями речи, закон об образовании);
- нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере образования;
-требования к качеству реализуемых адаптированных и коррекционных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере специального образования;
-содержание адаптированных и коррекционно-образовательных программ и особенности их применения в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями с учетом принципа системности и дифференцированного подхода;
- базовые понятия и термины в современном информационном пространстве; возможности компьютерных и информационных технологий в профессиональной деятельности;
- основные способы и методы работы с в современном информационном пространстве;
теорию и методику духовно-нравственного воспитания обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
нормы психофизического развития детей и особенности развития личности детей с ТНР,
- нормы психофизического развития детей и особенности развития личности детей с ТНР,
- особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития и возрастных кризисов ребенка, особые образовательные потребности обучающихся с ТНР.
-использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей; пользоваться моделями вербальной коммуникации, навыками ведения переписки на русском и иностранном языках, потенциалом невербальных средств коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
-использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач в обучении детей с ТНР;
- применять законы и другие нормативные правовые акты в различных видах профессиональной деятельности;
-оценивать качество реализуемых коррекционных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере специального образования;
- реализовывать коррекционно- логопедические программы обучения детей с речевыми нарушениями ;
- выбирать программы коррекционно-логопедического воздействия для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ТНР;
- выбирать методику духовно-нравственного воспитания обучающихся с тяжелым нарушением речи
-выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи;
- разрабатывать и реализовывать содержание логопедических занятий с учетом личностных особенностей ребенка и критических периодов в развитии детей с ТНР.
- навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
-навыками ориентирования в законодательстве РФ, регламентирующем деятельность педагогов в обучении детей с ТНР.
- навыком отбора материалов для разработки коррекционных программ для детей с ТНР.
навыком отбора специальных методов воздействия при обучении детей с ТНР и воспитания у них духовно-нравственных качеств
навыком определения личностных качеств детей с ТНР и кризисов периодов развития
ный
Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка.
Знакомство с базой практики, с администрацией.
Сбор первичной информации (знакомство с основополагающими документами закон об образовании РФ и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями, ФГОС для детей с ОВЗ, законодательства о правах ребенка, правах ребенка с ОВЗ, трудового законодательства.
/Ср/
2.Изучение системы работы учителя - логопеда, материально-технического и методического обеспечения.
3.Планирование исследования.
4.Наблюдение за деятельностью педагога в области духовно- нравственного воспитания детей с ТНР.
5.Подбор диагностической методики и инструментария исследования психических процессов детей с ТНР.
6.Психолого-педагогическая диагностика психических процессов детей с ТНР.
7.Планирование (совместно со специалистами) коррекционно-развивающей работы, работы по духовно-нравственному воспитанию.
8.Проведение элементов коррекционно-развивающих занятий
9.Подготовка модели статьи по результатам исследования для печати с аннотацией на английском языке.
9. Изучение Закона «Об образовании в РФ» (статей, посвященных обучению детей с ОВЗ)
/Ср/
Подготовка материалов и письменного отчета обучающегося по итогам практики.
Участие в итоговой конференции.
Сдача отчета.
/Ср/
По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.
Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:
1. Титульный лист.
2. Рабочий график (план) проведения практики.
3. Индивидуальное задание обучающегося.
Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.
4. Результаты выполненного индивидуального задания:
4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.
4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.
4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.
Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.
Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.
Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.
Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.
По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:
5 (отлично) - зачтено;
4 (хорошо) - зачтено;
3 (удовлетворительно) - зачтено;
2 (неудовлетворительно) – не зачтено.
(этапы)
ный
Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка.
Знакомство с базой практики, с администрацией.
Сбор первичной информации (знакомство с основополагающими документами закон об образовании РФ и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями, ФГОС для детей с ОВЗ, законодательства о правах ребенка, правах ребенка с ОВЗ, трудового законодательства.
2.Изучение системы работы учителя - логопеда, материально-технического и методического обеспечения.
3.Планирование исследования.
4.Наблюдение за деятельностью педагога в области духовно- нравственного воспитания детей с ТНР.
5.Подбор диагностической методики и инструментария исследования психических процессов детей с ТНР.
6.Психолого-педагогическая диагностика психических процессов детей с ТНР.
7.Планирование (совместно со специалистами) коррекционно-развивающей работы, работы по духовно-нравственному воспитанию.
8.Проведение элементов коррекционно-развивающих занятий
9.Подготовка модели статьи по результатам исследования для печати с аннотацией на английском языке.
9. Изучение Закона «Об образовании в РФ» (статей, посвященных обучению детей с ОВЗ)
Подготовка материалов и письменного отчета обучающегося по итогам практики.
Участие в итоговой конференции.
Сдача отчета.
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
Обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключенный между профильной организацией и Университетом. Обучающимся разрешается проходить практику в образовательных организациях по своему выбору.
Обучающийся, проходящий практику, должен:
На организационном этапе:
присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы производственной практики;
прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;
получить индивидуальное задание.
В период прохождения практики:
ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);
активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;
выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;
ежедневно вести дневник практики;
соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;
нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
осуществлять взаимодействие с руководителем от профильной организации.
На заключительном этапе:
представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.
Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:
- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;
- ответы обучающегося на вопросы по отчету;
При оценке учитываются:
содержание отчета и доклада обучающегося;
качество ответов на вопросы;
корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.
в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.
Обучающийся имеет право:
на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;
пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;
на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;
на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.
Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.
Практика бакалавров проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;
- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;
- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения
При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.
Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.