2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Стилизация в живописи_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Стилизация в живописи
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 5
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
82
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
5 (3.1)
Итого
Недель
16 2/6
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
16
16
50
50
66
66
Итого ауд.
32
32
50
50
82
82
Кoнтактная рабoта
32
32
50
50
82
82
Сам. работа
40
40
22
22
62
62
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Большакова С.В. _________________
 
 
Стилизация в живописи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - изучение будущим учителем изобразительного искусства и технологии основ стилизации объектов окружающей действительности, в том числе природной и предметной форм, живописными средствами с целью развития творческих способностей обучающихся, поддержания их активности, инициативности и самостоятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить основные методы, стили, приемы стилизации для формирования культурных потребностей различных социальных групп;
1.4
развить художественно-образное мышление обучающихся средствами стилизации;
1.5
научить организовывать сотрудничество при изучении стилизации в соответствии с учебно-творческой задачей;
1.6
владеть основами композиционно-графических действий по созданию художественного образа на основе знаний принципов и правил стилизации;
1.7
получить опыт самостоятельного использования приемов стилизации в живописи на уроках изобразительного искусства в школе, организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы цветоведения
2.1.2
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Батик
2.2.2
Гобелен
2.2.3
Основы стилизации
2.2.4
Теория и методика обучения технологии
2.2.5
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.6
Искусство глины в скульптуре
2.2.7
Искусство национального костюма
2.2.8
Искусство современного костюма
2.2.9
История изобразительного искусства народов Поволжья
2.2.10
История изобразительного искусства РТ
2.2.11
Книжная графика
2.2.12
Резьба по гипсу
2.2.13
История дизайна
2.2.14
Основы дизайна
2.2.15
Учебная практика по технологии
2.2.16
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)
2.2.17
Производственная  летняя педагогическая практика
2.2.18
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.19
Искусство глины в скульптуре
2.2.20
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.21
Производственная  летняя педагогическая практика
2.2.22
Теория и методика обучения технологии
2.2.23
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.24
Учебная практика по технологии
2.2.25
Батик
2.2.26
Искусство национального костюма
2.2.27
История изобразительного искусства РТ
2.2.28
Книжная графика
2.2.29
Резьба по гипсу
2.2.30
Основы дизайна
2.2.31
Гобелен
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.2.32
Искусство глины в скульптуре
2.2.33
Искусство современного костюма
2.2.34
История изобразительного искусства народов Поволжья
2.2.35
История дизайна
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в процессе изучения стилизации
 
способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в процессе изучения стилизации
 
технологии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в процессе освоения  методов стилизации
 
 
Уметь:
 
применять способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в процессе изучения стилизации
 
проводить отбор способов организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в процессе изучения основ стилизации
 
выбирать технологии сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации  в процессе изучения основ стилизации
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний  стилизаци для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в ходе изучения основ стилизации;
 
навыками реализации технологий сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в процессе освоения  стилизации.
 
 
 
ПК-13: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп 
 
Знать:
 
культурные потребности различных социальных групп 
 
критерии формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
направления формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
Уметь:
 
описывать культурные потребности различных социальных групп
 
анализировать культурные потребности различных социальных групп
 
определять направления формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
Владеть:
 
навыками описания культурных потребностей различных социальных групп
 
навыками анализа преимуществ и недостатков формирования культурных потребностей различных социальных групп  
 
навыками разработки программы формирования культурных потребностей различных социальных групп

 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы стилизации объектов окружающей действительности живописными средствами;
3.1.2
способы организации сотрудничества обучающихся на уроке ИЗО, способы поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности;
3.1.3
методику преподавания стилизации в живописи на уроке ИЗО в соответствии с ФГОС.
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.2
Уметь:
3.2.1
поддерживать активность обучающихся,инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности на уроке изобразительного искусства;
3.2.2
применять методы и приемы стилизации объектов окружающей действительности живописными средствами в работе над стилизованной композицией;
3.2.3
организовывать обучение основам живописной стилизации на уроке в школе в соответствии с ФГОС;
3.2.4
использовать выразительные возможности стилизации для решения творческих задач.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
умением выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп
3.3.2
практическими навыками стилизации объектов окружающей действительности живописными средствами;
3.3.3
основами стилизованного изображения в процессе самостоятельной творческой деятельности (в любом виде изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и компьютерной графике).
3.3.4
навыками создания учебных и творческих стилизованных композиций живописными материалами,
3.3.5
навыками руководства процессом выполнения живописной стилизации в изобразительной деятельности детей в условиях СОШ.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основные законы, правила, приемы, средства работы над декоративной композицией

 
1.1
Методы изображения окружающей действительности средствами живописи.Ocнoвныe выpaзитeльныe cpeдcтвa живописи и их иcпoльзoвaниe в cтилизoвaннoй кoмпoзиции  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-7 ПК-13
4
0
 
1.2
Выполнение упражнений с использованием основных композиционных законов, правил, приемов, средств: статика – динамика, симметрия – асимметрия, ритм – метр, большое - маленькое, темное - светлое,  точка- линия – пятно, контраст – нюанс, укрупнение – размельчение. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4

2
ПК-7 ПК-13
4
0
 
1.3
Выполнение упражнений с использованием основных композиционных законов, правил, приемов, средств: статика – динамика, симметрия – асимметрия, ритм – метр, большое - маленькое, темное - светлое,  точка- линия – пятно, контраст – нюанс, укрупнение – размельчение. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

8
ПК-7 ПК-13
4
0
 
1.4
Контраст и нюанс в живописной стилизации.  /Лек/

2
4
0
 
1.5
Стилизация в различных жанрах и видах живописи. Выполнение упражнений на изучение декоративных колоритов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4

8
ПК-7 ПК-13
4
0
 
 
Раздел 2. Понятие «стилизации». Основные приемы стилизации. 

 
2.1
Cтилизaция кaк мeтoд изoбpaжeния пpeдмeтoв oкpужeния в различных жанрах живописи

Пoнятиe cтилизaции и cтиля. Виды живописнoй cтилизaции

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ПК-7 ПК-13
4
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.2
Выполнение упражнения с использованием основных приемов стилизации - композиционного упражнения по изучению живописных пейзажных мотивов: «Стихии природы: воздух, земля, вода, огонь» или «Времена года: зима, весна, лето, осень» способом деления поверхности листа на части (строго геометрически или свободно) и заполнения полученных плоскостей декором (текстурами, передающими фактуру поверхности или характер того  или иного состояния природы).Выполнение упражнения с использованием основных приемов стилизации - композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Цветок» («Стилизация природной формы. Дерево») с целью практического изучения основных приемов стилизации: введение в изображение модуля; создание эффекта прозрачности; заполнение реальных образов орнаментом; увеличение части изображения и т.д. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ПК-7 ПК-13
4
0
 
2.3
Выполнение упражнения с использованием основных приемов стилизации - композиционного упражнения по изучению живописных пейзажных мотивов /Ср/

4
4
0
 
2.4
Стилизация в произведениях авангардных направлений живописи (пуантиллизм, фовизм, ташизм, лучизм и пр.) /Лек/

2
4
0
 
2.5
Выполнение живописной работы (упражнений)в стиле авангардных направлений в живописи (мотивы природы, натюрморт).

/Лаб/

4
4
0
 
2.6
Выполнение живописной работы в стиле авангардных направлений в живописи (мотивы природы, натюрморт).

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
ПК-7 ПК-13
4
0
 
 
Раздел 3. Виды, основные мотивы и композиции орнамента.

 
3.1
Дeкopaтивныe пoдхoды к cтилизaции в живописи через закономерности цветоведения (виды гармоний). Колер в декоративной живописи.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4

2
ПК-7 ПК-13
4
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.2
Практическое изучение основ реалистического и орнаментального искусства. Виды орнамента, базовые мотивы орнамента, универсальные орнаментальные живописные композиции.

Выполнение композиционного упражнения «Орнаментальное решение природной формы. Цветок. Дерево». Практическое изучение основ орнаментального искусства.

Выполнение композиционного упражнения «Орнаментальное решение природной формы. Человек». /Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ПК-7 ПК-13
4
0
 
3.3
Практическое изучение основ реалистического и орнаментального искусства. Виды орнамента, базовые мотивы орнамента, универсальные орнаментальные живописные композиции. /Ср/

6
4
0
 
3.4
Цветовая стилизация природных форм на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей. /Лек/

4
4
0
 
3.5
Цветовая стилизация природных форм на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей. /Лаб/

2
4
0
 
3.6
Практическое изучение основ орнаментального искусства. Выполнение упражнения "Цветовая стилизация в культуре народов Европы, Востока, России". /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

8
ПК-7 ПК-13
4
0
 
3.7
Обзорные сведения о стилизации в разных техникав живописи (акварель, гуашь, масло, акрил, смешаные техники). /Лек/

2
4
0
 
 
Раздел 4. Приемы стилизации природных форм на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей.

 
4.1
Практическое изучение приемов стилизации природных форм на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей с древних времен до начала ХХ века.

Выполнение композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Цветок. Дерево».

- в традициях орнаментального искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;

- в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрож-дение, барокко, рококо и др.

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ПК-7 ПК-13
5
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
4.2
Практическое изучение приемов стилизации природных форм на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей.

Выполнение композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Животные, птицы, насекомые».

- в традициях орнаментального искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;

- в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрож-дение, барокко, рококо и др.

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ПК-7 ПК-13
5
0
 
4.3
Выполнение живописной работы с использованием основных приемов стилизации на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей - тематической стилизованной композиции (творческое задание). Примерные темы композиции:

1. «Стилизация природных форм. Первобытное искусство».

2. «Стилизация природных форм. Древний Египет».

3. «Стилизация природных форм. Древняя Греция».

4. «Стилизация природных форм. Византия».

5. «Стилизация природных форм. Арабское искусство».

6. «Стилизация природных форм. Древняя Русь».

7. «Стилизация природных форм. Романика».

8. «Стилизация природных форм. Готика».

9. «Стилизация природных форм. Возрождение».

10. «Стилизация природных форм. Барокко».

11. «Стилизация природных форм. Рококо».

12. «Стилизация природных форм. Классицизм».

13. «Стилизация природных форм. Ампир».

14. «Стилизация природных форм. Модерн».

17. «Стилизация природных форм. Абстракционизм Супрематизм».

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
ПК-7 ПК-13
5
0
 
4.4
Выполнение композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Животные, птицы, насекомые

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ПК-7 ПК-13
5
0
 
4.5
Выполнение живописной работы с использованием основных приемов стилизации на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей - тема-тической стилизованной композиции (творческое задание).

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ПК-7 ПК-13
5
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
4.6
Выполнение контрольного задания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
ПК-7 ПК-13
5
0
 
 
Раздел 5. Приемы стилизации предметных форм на основе стилевых особенностей искусства разных эпох и народов

 
5.1
Выполнение живописной работы с использованием основных приемов стилизации на основе стилевых характеристик предметных форм разных народов и стилей - тематической стилизованной композиции (творческое задание). Примерные темы композиции:

1. «Стилизация предметных форм. Первобытное искусство».

2. «Стилизация предметных форм. Древний Египет».

3. «Стилизация предметных форм. Древняя Греция».

4. «Стилизация предметных форм. Древний Рим».

5. «Стилизация предметных форм. Византия».

6. «Стилизация предметных форм. Арабо- мусульманское искусство».

7. «Стилизация предметных форм. Древняя Русь».

8. «Стилизация предметных форм. Романика».

9. «Стилизация предметных форм. Готика».

10. «Стилизация предметных форм. Эпоха Возрождения».

11. «Стилизация предметных форм. Барокко».

12. «Стилизация предметных форм. Рококо».

13. «Стилизация предметных форм. Классицизм».

14. «Стилизация предметных форм. Ампир».

15. «Стилизация предметных форм. Модерн».

16. «Стилизация предметных форм. Ар Деко».

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4

12
ПК-7 ПК-13
5
0
 
 
Раздел 6. Приемы стилизации архитектурных форм на основе стилевых особенностей искусства разных эпох и народов.

 
6.1
Практическое изучение стилевых характеристик искусства архитектуры с древних времен до начала ХХ века. Практи-ческое изучение приемов и способов изображения архитектуры в искусстве разных народов и стилей.

Принципы и методы работы над стилизованной композици-ей с изображением архитектурных объектов.

Выполнение композиционного упражнения «Графическая схема. Город. Деревня».

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4

2
ПК-7 ПК-13
5
0
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
6.2
Практическое изучение стилевых характеристик архитектуры разных народов и стилей. Выполнение композиционного упражнения «Стилизация архитектурных форм в графике. Город и стиль».

- в традициях архитектуры Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;

- в каком-либо стиле архитектуры: романика, готика, возро-ждение, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн.

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ПК-7 ПК-13
5
0
 
6.3
Выполнение живописной работы с использованием основ-ных приемов стилизации на основе стилевых характеристик архитектуры разных народов и стилей - тематической стилизованной композиции (творческое задание). Примерные темы композиции:

1. «Архитектура Древнего Египта».

2. «Архитектура Древней Греции».

3. «Архитектура Византии».

4. «Архитектура стран Востока».

5. «Исламская архитектура».

6. «Архитектура Древнего Рима».

7. «Архитектура Древней Руси».

8. «Архитектура романского стиля».

9. «Архитектура готики».

10. «Архитектура эпохи Возрождения».

11. «Архитектура классицизма».

12. «Архитектура модерна».

13. «Зодчество татарского народа» и др.

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4

6
ПК-7 ПК-13
5
0
 
6.4
Выполнение живописной работы с использованием основных приемов стилизации на основе стилевых характеристик архитектуры разных народов и стилей - тематической стилизованной композиции (творческое задание)

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ПК-7 ПК-13
5
0
 
 
Раздел 7. Приемы стилизации в композиции с изображением человека

 
7.1
Практическое изучение приемов и способов изображения человека в искусстве разных народов и стилей.

Выполнение композиционного упражнения «Человек и стиль». Практическое изучение стилевых особенностей кос-тюма разных времен и народов.

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4

6
ПК-7 ПК-13
5
0
 
7.2
Выполнение упражнений на стилизацию мотивов пейзажа, портрета, сюжетные мотивы. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

8
ПК-7 ПК-13
5
0
 
7.3
Выполнение композиционного упражнения «Человек и стиль». Практическое изучение стилевых особенностей костюма разных времен и народов.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4

6
ПК-7 ПК-13
5
0
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
7.4
Создание образа в тематической стилизованной композиции с изображением человека. Выполнение живописной работы с использованием основных приемов стилизации (творческое задание)

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ПК-7 ПК-13
5
0
 
7.5
Выполнение контрольного задания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ПК-7 ПК-13
5
0
 
7.6
Экзамен по вопросам /Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4

36
ПК-7 ПК-13
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Контрольные вопросы к экзамену

1.Понятие живописной стилизации.

2.Средства и приемы живописной стилизации.

3.Композиционные особенности использования принципов живописной стилизации.

4.Влиянние больших стилей на развитие европейской живописи.

5.Понятие малого стиля. Стиль и манера мастера.

6.Точка (мазок) как структурный элемент стилизации.

7.Живописная плоскость как элемент стилизации.

8.Колорит как условие стилизации.

9.Виды живописных колоритов. Характер смешения цвета в стилизованном произведении.

10.Система контрастов в живописной стилизации.

11.Нюанс в живописной стилизации.

12.Особенности живописной стилизациии образа животного.

13.Особенности живописной стилизации натюрморта.

14.Особенности живописной стилизации пейзажа.

15.Особенности живописной стилизации портрета.

16.Особенности выполнения стилизованной живописной серии.

17.Стиь и манера художника в живописной стилизации (привести примеры).

18.Линия и контур в живописной стилизации.

19.Симметрия и асимметрия в структуре живописной композиции.

20.Монохроматическая система живописной стилизации.

21.Родственно-цветовая схема в построении композиции в живописной стилизации.

22.Контрастно-цветовая схема в построении композиции в живописной стилизации.

23.Триадная (трёхцветовая схема цветовой гармонии) в живописной стилизации мотива.

24.Тональные отношения в построении композиции в живописной стилизации.

35.Методические принципы использования закономерностей живописной стилизации в обучении школьников.

Контрольные задания.

1. Выполнение живописной работы с использованием основных приемов стилизации - тематической стилизованной композиции. Примерные темы композиций

2. «Стилизация природных форм. Цветочная композиция».

3. «Стилизация природных форм. Мир насекомых».

4. «Стилизация природных форм. Мир животных».

5. «Стилизация природных форм. Мир птиц».

6. «Стилизация природных форм. Подводный мир».

7. Выполнение живописной работы с использованием основных приемов стилизации на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей

8. Выполнение композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Животные, птицы, насекомые».

- в традициях орнаментального искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;

- в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрождение, барокко, рококо и др.

9. Выполнение композиционного упражнения «Человек и стиль». Стилевые особенности изображение человека в искусстве разных народов и стилей.

10.Выполнение композиционного упражнения «Мир архитектуры».Стилевые особенности изображение элементов архитектуры в искусстве разных народов и стилей.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Темы реферативных работ.

1. Точка – средство выражения в стилизованной живописной композиции.

2. Линия - средство выражения в стилизованной живописнойкомпозиции.

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3. Пятно - средство выражения в стилизованной живописнойкомпозиции.

4. Фактура и текстура - средства выражения в стилизованной живописной композиции.

5. Размер, масштаб, пропорции, модуль - средства выражения в стилизованной композиции

6. Средства гармонизации художественной формы в стилизованной живописной композиции.

7. Художественные средства построения стилизованной живописной композиции.

8. Основные принципы создания стилизованной живописной композиции.

9. Стилизация – искусство декоративного обобщения в живописи.

10. Способы и приемы стилизации в живописи.

11. Декоративность как средство выразительности в стилизованной живописной композиции.

12. Виды и композиционная структура цветного (живописного) орнамента.

13. Искусство стилизации в Древнем Египте и в Древней Греции.

14. Искусство стилизации в Византия.

15. Живописная стилизация в арабском искусстве.

16. Живописная стилизация и искусство орнамента в Древней Руси.

17. Живописная стилизация и декор в искусстве Японии.

18. Живописная стилизация и орнамент в искусстве Китая.

19. Декор и стиль в живописи искусства романики и готики.

20. Декор и стиль в  живописи искусства Возрождения.

21. Декор и стиль. Изобразительное искусство барокко.

22. Декор и стиль. Изобразительное  искусство классицизма.

23. Декор и стиль. Изобразительное искусство ампира.

24. Декор и стиль. Изобразительное искусство модерна.

25. Супрематизм. Выразительность и ассоциативность геометрической формы.

26.Анализ формы и передача выразительности животного средствами цветовой (живописной)стилизации.

27.Создание образа в пейзаже с помощью средств и приемов живописной стилизации.

28.Создание образа в портрете с помощью средств и приемов живописной стилизации.

29.Создание образа в натюрморте с помощью средств и приемов живописной стилизации.

30.Опыты современных художников в стилизации живописи (оп-арт, пуантиллизм, экспрессионизм, фовизм, ташизм и пр.)

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соколов, М. В. 
Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие  : / М. В. Соколов, М. С. Соколова. —  Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 467 c. — ISBN 978-5-4486-0248-1. - Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71803.html.
Саратов :  Ай Пи Эр Медиа, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Скакова, А.Г. 
Рисунок и живопись. учебник /Скакова, А.Г. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 164 с. — ISBN 978-5-534-10876-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432200
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Коробейников, В. Н. 
Академическая живопись: практикум для обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль подготовки «Художественная керамика»; квалификация (степень) выпускника «бакалавр»: / В. Н. Коробейников. —  Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017. — 60 c. — ISBN 978-5-8154-0386-4. — Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks»  [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76327.html.
Кемерово:Кемеровский государственный институт культуры, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Э1
ПРОБЛЕМА ПОСТИЖЕНИЯ УСЛОВНОСТИ И СТИЛИЗАЦИИ В ЖИВОПИСИ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: [сайт]. – URL:http://izron.ru/articles/pedagogika-i-psikhologiya-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-2-teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-spetsialnost-13-00-02/problema-postizheniya-uslovnosti-i-stilizatsii-v-zhivopisi-v-protsesse-ee-osvoeniya-studentami-dekor/  (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
Граф.дизайн. Стилизация предметов: [сайт]. – URL:  .http://learn.unium.ru/uniumdesign/design1/lesson4/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
Графическая стилизация: [сайт].– URL:    http://aliveline.ru/index.php/line/style(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э4
Стилизация (изобразительное искусство): [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стилизация_(изобразительное_искусство)  – Текст: электронный
 
Э5
Стилизация в декоративно-прикладном искусстве : [сайт].– URL:   https://lektsii.org/2-(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный45030.html
 
Э6
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:специализированная мебель, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для работы с первоисточниками.

   Методические рекомендации к лекциям

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

   Методические рекомендации к лабораторным занятиям

Каждое лабораторное задание реализуется через две основные формы работы - аудиторную и самостоятельную.

Аудиторные занятия отводятся в основном упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к средствам, правилам, приемам стилизации различных объектов окружающей действительности.  Композиционные упражнения рекомендуется выполнять на бумаге формата А4, в технике тушь-перо.

Устный, письменный и изобразительный анализ выполненных учебных и творческих заданий проводится как самим преподавателем, так и обучающимся самостоятельно в рамках самоподготовки.

   Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа по дисциплине включает:

- изучение дополнительной учебно-методической и справочной литературы,

- подготовку к лабораторным занятиям (поиск информации, подбор иллюстративного материала),

 
стр. 14
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
- выполнение контрольных заданий, предусмотренных программой дисциплины.

Самостоятельное изучение теоретических вопросов по каждому из разделов дисциплины способствует более осмысленному выполнению лабораторных работ и творческих заданий; выработке практических навыков последовательной работы над стилизованной живописной композицией (вынашивание идеи, разработка темы, сюжета по задуманной или заданной теме и выражение ее в конструктивно-пластической форме (эскиз), поиск графического решения, разработка законченного композиционного эскиза); подготавливает обучающегося  к педагогической деятельности в школе.

В качестве вспомогательного средства освоения основ стилизации обучающимися проводятся экскурсии в художественные музеи, галереи и на выставки.

    Методические указания для выполнения контрольных заданий.

Для повышения эффективности контроля знаний обучающихся  при изучении курса предполагается выполнение двух контрольных заданий. Перед выполнением контрольного задания необходимо проработать литературу, предложенную преподавателем или подобранную самостоятельно. Выполнение контрольных заданий отражает: способность обучающегося логично мыслить и излагать определенную точку зрения по той или иной проблеме дисциплины; умение использовать полученные знания по дисциплине при анализе современных проблем практики преподавания изобразительного искусства. При выполнении контрольных заданий надо показать вариативность решения учебно-практической задачи, способность выбрать свою позицию. Контрольные задания рекомендуется выполнять на бумаге формата А3, в технике тушь, перо.

     Методические указания для выполнения реферативных работ.

В конце изучения дисциплины студенты выполняют самостоятельную исследовательскую реферативную работу на предложенную тему. Написание реферата обогащает знания обучающихся по выбранной теме, помогает им логично, грамотно обобщить и изложить в письменном виде собранный материал (овладение студентом навыками научной организации своего умственного труда и профессиональной культуры), а затем умело, аргументировано публично устно защитить его перед своими сокурсниками (формирование ораторских и организаторских способностей докладчика). Реферат — письменная работа, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Реферат отвечает на вопрос — что обучающегося требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам обучающийся, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Язык реферата должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

     Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой. При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин. Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для таких обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

 
стр. 15
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата).

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.