(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э4
Э4
Э1 Э2 Э4
Пoнятиe cтилизaции и cтиля применительно к цветовым вариациям в живописи.Виды живописнoй cтилизaции.
/Лек/
Э4
Э4
Примерные темы композиций
1. «Стилизация природных форм. Цветочная композиция».
2. «Стилизация природных форм. Мир насекомых».
3. «Стилизация природных форм. Мир животных».
4. «Стилизация природных форм. Мир птиц».
5. «Стилизация природных форм. Подводный мир».
6. «Передача явлений природы в пейзаже» (на основе японской гравюры) и др.
/Ср/
Э4
Opнaмeнтaльнoe peшeниe peaльных oбpaзoв
/Лек/
Э2 Э4
Выполнение композиционного упражнения «Орнаментальное решение пейзажа».
/Пр/
Э1 Э4
Э4
Э4
1. «Стилизация природных форм. Первобытное искусство».
2. «Стилизация природных форм. Древний Египет».
3. «Стилизация природных форм. Древняя Греция».
4. «Стилизация природных форм. Византия».
5. «Стилизация природных форм. Арабское искусство».
6. «Стилизация природных форм. Древняя Русь».
7. «Стилизация природных форм. Романика».
8. «Стилизация природных форм. Готика».
9. «Стилизация природных форм. Возрождение».
10. «Стилизация природных форм. Барокко».
11. «Стилизация природных форм. Рококо».
12. «Стилизация природных форм. Классицизм».
13. «Стилизация природных форм. Ампир».
14. «Стилизация природных форм. Модерн».
17. «Стилизация природных форм. Абстракционизм Супрематизм».
/Пр/
Э4
/Ср/
Э1 Э4
/Ср/
Э4
Э4
Выполнение композиционного упражнения «Стилизация предметных форм в графике».
- изображение предметных форм (предметы быта и интерьера) с использованием основных приемов стилизации;
- изображение предметных форм (предметы быта и интерьера) в традициях искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.; в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрождение, барокко, рококо и др.
/Пр/
Э4
Выполнение композиционного упражнения «Стилизация предметных форм в графике».
- изображение предметных форм (предметы быта и интерьера) с использованием основных приемов стилизации;
- изображение предметных форм (предметы быта и интерьера) в традициях искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.; в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрождение, барокко, рококо и др.
/Ср/
Э4
Принципы и методы работы над стилизованной композици-ей с изображением архитектурных объектов.
Выполнение композиционного упражнения «Живописная разработка стилизованного мотива пейзажа:Город. Деревня».
/Пр/
Э1 Э4
- в традициях архитектуры Древнего Египта, Древней Гре-ции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;
- в каком-либо стиле архитектуры: романика, готика, возро-ждение, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн.
/Пр/
Э4
1. «Архитектура Древнего Египта».
2. «Архитектура Древней Греции».
3. «Архитектура Византии».
4. «Архитектура стран Востока».
5. «Исламская архитектура».
6. «Архитектура Древнего Рима».
7. «Архитектура Древней Руси».
8. «Архитектура романского стиля».
9. «Архитектура готики».
10. «Архитектура эпохи Возрождения».
11. «Архитектура классицизма».
12. «Архитектура модерна».
13. «Зодчество татарского народа» и др.
/Пр/
Э2 Э4
/Ср/
Э4
Э2 Э4
Выполнение композиционного упражнения «Человек и город». Передача единства природной и архитектурной форм.
/Пр/
Э4
Выполнение композиционного упражнения «Человек и стиль». Практическое изучение стилевых особенностей костюма разных времен и народов.
/Пр/
Э2 Э4
1. «Фараоны Древнего Египта».
2. «Боги Древней Греции».
3. «Женские образы Византии».
4. «Восточные красавицы».
5. «Русские красавицы»
6. «Танец».
7. «Изображение человека в романском стиле».
8. «Изображение человека в готическом стиле».
9. «Человек эпохи Возрождения».
10. «Изображение человека в стиле ампир».
11. «Изображение человека в стиле рококо».
12. «Женские образы стиля модерн».
13. «Татарские девушки».
14. «Наши современники» и др.
/Пр/
Э4
/Ср/
Э2 Э4
/Ср/
Э4
Э4
Э2 Э4
Контрольные вопросы к экзамену
1.Понятие живописной стилизации.
2.Средства и приемы живописной стилизации.
3.Композиционные особенности использования принципов живописной стилизации.
4.Влиянние больших стилей на развитие европейской живописи.
5.Понятие малого стиля. Стиль и манера мастера.
7.Живописная плоскость как элемент стилизации.
8.Колорит как условие стилизации.
9.Виды живописных колоритов. Характер смешения цвета в стилизованном произведении.
10.Система контрастов в живописной стилизации.
11.Нюанс в живописной стилизации.
12.Особенности живописной стилизациии образа животного.
13.Особенности живописной стилизации натюрморта.
14.Особенности живописной стилизации пейзажа.
15.Особенности живописной стилизации портрета.
16.Особенности выполнения стилизованной живописной серии.
17.Стиь и манера художника в живописной стилизации (привести примеры).
18.Линия и контур в живописной стилизации.
19.Симметрия и асимметрия в структуре живописной композиции.
20.Монохроматическая система живописной стилизации.
21.Родственно-цветовая схема в построении композиции в живописной стилизации.
22.Контрастно-цветовая схема в построении композиции в живописной стилизации.
23.Триадная (трёхцветовая схема цветовой гармонии) в живописной стилизации мотива.
24.Тональные отношения в построении композиции в живописной стилизации.
35.Методические принципы использования закономерностей живописной стилизации в обучении школьников.
Контрольные задания.
1. Выполнение живописной работы с использованием основных приемов стилизации - тематической стилизованной композиции. Примерные темы композиций
2. «Стилизация природных форм. Цветочная композиция».
3. «Стилизация природных форм. Мир насекомых».
4. «Стилизация природных форм. Мир животных».
5. «Стилизация природных форм. Мир птиц».
6. «Стилизация природных форм. Подводный мир».
7. Выполнение живописной работы с использованием основных приемов стилизации на основе стилевых особенностей орнаментального искусства разных народов и стилей
8. Выполнение композиционного упражнения «Стилизация природной формы. Животные, птицы, насекомые».
- в традициях орнаментального искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси, Китая, Персии и др.;
- в каком-либо стиле искусства: романика, готика, возрождение, барокко, рококо и др.
9. Выполнение композиционного упражнения «Человек и стиль». Стилевые особенности изображение человека в искусстве разных народов и стилей.
10.Выполнение композиционного упражнения «Мир архитектуры».Стилевые особенности изображение элементов архитектуры в искусстве разных народов и стилей.
Темы реферативных работ.
1. Обобщение как принцип выполнения стилизованной живописной композиции
2. Линия - средство выражения в стилизованной живописной композиции.
3. Пятно - средство выражения в стилизованной живописной композиции.
4. Фактура и текстура - средства выражения в стилизованной живописной композиции.
5. Размер, масштаб, пропорции, модуль - средства выражения в стилизованной композиции
6. Средства гармонизации художественной формы в стилизованной живописной композиции.
7. Художественные средства построения стилизованной живописной композиции.
8. Основные принципы создания стилизованной живописной композиции.
9. Стилизация – искусство декоративного обобщения в живописи.
10. Способы и приемы стилизации в живописи.
11. Декоративность как средство выразительности в стилизованной живописной композиции.
12. Виды и композиционная структура цветного (живописного) орнамента.
13. Искусство стилизации в Древнем Египте и в Древней Греции.
14. Искусство стилизации в Византия.
15. Живописная стилизация в арабском искусстве.
16. Живописная стилизация и искусство орнамента в Древней Руси.
17. Живописная стилизация и декор в искусстве Японии.
18. Живописная стилизация и орнамент в искусстве Китая.
19. Декор и стиль в живописи искусства романики и готики.
20. Декор и стиль в живописи искусства Возрождения.
21. Декор и стиль в изобразительном искусстве барокко.
22. Декор и стиль. Изобразительное искусство классицизма.
23. Декор и стиль. Изобразительное искусство ампира.
24. Декор и стиль. Изобразительное искусство модерна.
25. Супрематизм. Выразительность и ассоциативность геометрической формы.
26.Анализ формы и передача выразительности животного средствами цветовой (живописной)стилизации.
28.Создание образа в портрете с помощью средств и приемов живописной стилизации.
29.Создание образа в натюрморте с помощью средств и приемов живописной стилизации.
30.Опыты современных художников в стилизации живописи (оп-арт, пуантиллизм, экспрессионизм, фовизм, ташизм и пр.).
Методические рекомендации к лекциям
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
Методические рекомендации к лабораторным занятиям
Каждое лабораторное задание реализуется через две основные формы работы - аудиторную и самостоятельную.
Аудиторные занятия отводятся в основном упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к средствам, правилам, приемам стилизации различных объектов окружающей действительности. Композиционные упражнения рекомендуется выполнять на бумаге формата А4, в техниках живописи.
Устный, письменный и изобразительный анализ выполненных учебных и творческих заданий проводится как самим преподавателем, так и студентом самостоятельно в рамках самоподготовки.
Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающегося
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа по дисциплине включает:
- изучение дополнительной учебно-методической и справочной литературы,
- подготовку к лабораторным занятиям (поиск информации, подбор иллюстративного материала),
- выполнение контрольных заданий, предусмотренных программой дисциплины.
Самостоятельное изучение теоретических вопросов по каждому из разделов дисциплины способствует более осмысленному выполнению лабораторных работ и творческих заданий; выработке практических навыков последовательной работы над стилизованной композицией (вынашивание идеи, разработка темы, сюжета по задуманной или заданной теме и выражение ее в конструктивно-пластической форме (эскиз), поиск графического решения, разработка законченного композиционного эскиза); подготавливает студента к педагогической деятельности в школе.
В качестве вспомогательного средства освоения основ стилизации студентами проводятся экскурсии в художественные музеи, галереи и на выставки.
Методические указания для выполнения контрольных заданий.
Для повышения эффективности контроля знаний обучающихся при изучении курса предполагается выполнение двух контрольных заданий.
Перед выполнением контрольного задания необходимо проработать литературу, предложенную преподавателем или подобранную самостоятельно. Выполнение контрольных заданий отражает: способность обучающегося логично мыслить и излагать определенную точку зрения по той или иной проблеме дисциплины; умение использовать полученные знания по дисциплине при анализе современных проблем практики преподавания изобразительного искусства. При выполнении контрольных заданий надо показать вариативность решения учебно-практической задачи, способность выбрать свою
Контрольные задания рекомендуется выполнять на бумаге формата А3, в технике тушь, перо.
Методические указания для выполнения реферативных работ.
В конце изучения дисциплины обучающиеся выполняют самостоятельную исследовательскую реферативную работу на предложенную тему. Написание реферата обогащает знания студентов по выбранной теме, помогает им логично, грамотно обобщить и изложить в письменном виде собранный материал (овладение студентом навыками научной организации своего умственного труда и профессиональной культуры), а затем умело, аргументировано публично устно защитить его перед своими сокурсниками (формирование ораторских и организаторских способностей докладчика).
Реферат — письменная работа, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях). Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа. В настоящее время, помимо реферирования прочитанной лите-ратуры, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам сту-дент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.
В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал пода-ется не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Язык реферата должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой. При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.Форма проведения аттестации для обучающихся С ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.