«Набережночелнинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «НГПУ»)
44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
Образование лиц с нарушениями речи
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакилевна
формы организации и способы реализации логопедического воздействия в ДОУ ,
принципы личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ в ДОУ
особенности коррекционно-педагогической среды в условиях структуры образования, ее методического и технического обеспечения;
диагностические показатели сформированности разных сторон мысле-рече-языковой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями;
методологию анализа речевых нарушений
клинико-психолого-педагогические классификации нарушений развития
общие и специфические (при разных типах нарушений) закономерности психического и психофизиологического развития, в том числе и развития речи,
определять диагностические и прогностические показатели развития речи ребенка,
формы организации и способы реализации логопедического воздействия;
отбирать и использовать учебно - методическое и техническое обеспечение в осуществлении коррекционно-педагогической деятельности в ДОУ;
осуществлять выбор адекватных средств и методов логопедического воздействия на детей;
обоснованно оценивать степень эффективности использованных форм воздействия, методов и приемов преодоления трудностей детей в овладении родным языком, а также степени результативности работы по их абилитации в контексте коррекции искаженного личностного развития;
работать с медицинскими картами лиц с ОВЗ,
анализировать результаты диагностики речевого развития и выстраивать план работы с ближайшим окружением
технологиями помощи учащимся с ОВЗ в самоопределении и социализации .
технологиями индивидуального и группового обучения
способностью к планированию и реализации коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ;
основными формами и приемами логопедической диагностики и коррекции
способами рационального ведения логопедической документации
навыками оценки психофизического статуса ребенка
методами педагогического консультирования лиц с нарушениями речи либо представителей ближайшего социального окружения лиц с нарушениями речи: родителей, педагогов;
Знакомство с базой практики, с администрацией Изучение системы коррекционно-развивающей работы на базе практики;
знакомство с коллективом педагогов и группой детей;
изучение системы работы учителя - логопеда, материально-технического и методического обеспечения.
/Ср/
2. Подбор диагностического инструментария для диагностики
3. Проведение диагностики детей с нарушениями речи различного генеза
4. Анализ и оформление результатов диагностики
5. Беседы и консультации с педагогами и родителями
6. Планирование коррекционно-развивающей работы
7. Проведение индивидуальных и фронтальных коррекционно-развивающих занятий
8. Разработка и реализация воспитательных мероприятий
9. Анализ координации деятельности специалистов образовательной организации в коррекционно-развивающей работе
10. Проведение диагностики по теме исследования
/Ср/
подготовка группового отчета по итогам практики;
участие в итоговой конференции
/Ср/
По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру (руководителю практики от университета) отчет по практике.
Структура отчета по прохождению практики:
1.Титульный лист.
2.Рабочий график (план) проведения практики.
3.Дневник практики.
Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.
4.Индивидуальное задание.
Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых компетенций.
5.Материалы выполненных индивидуальных заданий.
(в зависимости от вида и типа практики например – план-конспекты уроков, характеристика, самоанализ урока, разработки и др.).
6. Письменный отчет обучающегося о прохождении практики.
Письменный отчет обучающегося о прохождении практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать анализ своей деятельности в период практики, обобщаются результаты проделанной работы.
Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.
Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.
Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.
Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.
По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:
5 (отлично) - зачтено;
4 (хорошо) - зачтено;
3 (удовлетворительно) - зачтено;
2 (неудовлетворительно) – не зачтено.
(этапы)
Знакомство с базой практики, с администрацией Изучение системы коррекционно-развивающей работы на базе практики;
знакомство с коллективом педагогов и группой детей;
изучение системы работы учителя - логопеда, материально-технического и методического обеспечения.
2. Подбор диагностического инструментария для диагностики
3. Проведение диагностики детей с нарушениями речи различного генеза
4. Анализ и оформление результатов диагностики
5. Беседы и консультации с педагогами и родителями
6. Планирование коррекционно-развивающей работы
7. Проведение индивидуальных и фронтальных коррекционно-развивающих занятий
8. Разработка и реализация воспитательных мероприятий
9. Анализ координации деятельности специалистов образовательной организации в коррекционно-развивающей работе
10. Проведение диагностики по теме исследования
подготовка группового отчета по итогам практики;
участие в итоговой конференции
Защита отчета
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключенный между профильной организацией и Университетом. Обучающимся разрешается проходить практику в образовательных организациях по своему выбору.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики
Обучающийся, проходящий практику, должен:
На организационном этапе:
присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы производственной практики;
прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;
получить индивидуальное задание.
В период прохождения практики:
ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);
активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;
выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;
ежедневно вести дневник практики;
соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;
нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
осуществлять взаимодействие с руководителем от профильной организации.
На заключительном этапе:
представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.
Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:
- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;
- ответы обучающегося на вопросы по отчету;
При оценке учитываются:
содержание отчета и доклада обучающегося;
качество ответов на вопросы;
корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.
в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.
Обучающийся имеет право:
на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;
пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;
на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;
на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.
Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.
Практика бакалавров проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;
- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;
- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения
При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.
Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.