Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
ции
Э1 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Лек/
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Учебная деятельность: понятие и теория (для младшего школьного возраста).
2. Понятие о развивающем обучении.
3. Влияние программ обучения на психическое развитие младших школьников.
4. Программа обучения как психолого-педагогическое условие, влияющее на развитие мотивации учебной деятельности.
5. Проблема адаптации к школьному обучению.
6. Условия появления и формирования познавательной потребности и познавательных мотивов.
7. Факторы, влияющие на формирование познавательной мотивации.
8. Пути формирования познавательной мотивации в младшем школьном возрасте.
9. Формирование и развитие учебной деятельности (В.В. Давыдов, В.В. Репкин).
10. Начало формирования совместной деятельности. Сотрудничество с учителем как психолого-педагогическое условие формирования и развития кооперативных форм учебной деятельности.
11. Решение учебной задачи. Влияние учителя на ее решение.
12. Совместная учебная деятельность, ее формы.
13. Рефлексивное развитие младших школьников.
14. Понятие и виды универсальных учебных действий (УУД) (краткая характеристика).
15. Общелогические и предметные УУД.
16. Регулятивные УУД (действия по саморегуляции и организации учебной деятельности).
17. Познавательные УУД.
18. Регулятивные рефлексивные УУД (действия контроля и оценки).
19. Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий.
20. Возрастное развитие регулятивных УУД.
21. Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
22. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
23. Субъект учебной деятельности и его развитие в младшем школьном возрасте.
24. Развитие основных характеристик субъекта учебной деятельности (учебная самостоятельность, активность, умение учиться и проч.).
25. Индивидуализация учебной деятельности в подростковом возрасте.
26. Проблемы теории учебной деятельности.
27. Научные понятия и способ их изложения при построении учебных предметов по методике РО.
28. Методологические и дидактические принципы построения учебных предметов в методике РО.
29. Особенности построения учебного предмета «Русский язык» в методике РО.
30. Особенности построения учебного предмета «Математика» в методике РО.
31. Особенности построения учебного предмета «Литература как предмет эстетического цикла» в методике РО.
32. Особенности построения учебного предмета «Изобразительное искусство» в методике РО.
33. Неуспевающие младшие школьники.
34. Медлительные и демонстративные дети.
35. Тревожные дети.
36. Дети с задержкой психического развития.
37. Социально дезориентированные дети, дети с семейной изоляцией, вербализм и интеллектуализм у детей, дети с ярко выраженными чертами характера.
38. Методы диагностики регулятивных универсальных учебных действий.
39. Методы диагностики познавательных универсальных учебных действий.
40. Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения в начальной школе.
41. Различные технологии развивающего обучения.
42. Микроструктура учебной деятельности (по В.В. Давыдову).
43. Учение как квазиисследовательская деятельность
44. Роль учебного сотрудничества в организации учебной деятельности
46. Организация обучения методом решения учебных задач.
Примерная тематика письменных сообщений
1. Сравнительный анализ понятий «учебная деятельность» (теория Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) и «деятельность учения» (теория П.Я. Гальперина).
2. Сравнительный анализ различных технологий развивающего обучения.
3. Экспериментальные исследования влияния различных программ обучения на психическое развитие младших школьников.
4. Формирование учебной мотивации и познавательных интересов в начальной школе.
5. Преемственность теории формировании высших психических функций (Л.С. Выготский) и теории учебной деятельности (Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).
6. Сотрудничество с учителем как психолого-педагогическое условие формирования и развития учебной деятельности в начальной школе.
7. Сравнительная характеристика понятия «задача» в разных психолого-педагогических теориях обучения.
8. Развитие форм совместной учебной деятельности в начальной школе.
9. Роль социальных факторов в развитии мышления детей (по материалам исследований научных школ Ж. Пиаже и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).
10. Анализ новых Федеральных образовательных стандартов начального и среднего общего образования: универсальные учебные действия.
11. Сравнительная характеристика различных диагностических подходов к оценке сформированности универсальных учебных действий.
12. Развитие основных характеристик субъекта учебной деятельности (учебная самостоятельность, активность, умение учиться и проч.).
13. Перспективы развития теории учебной деятельности в условиях перехода к Федеральным образовательных стандартов начального общего образования нового поколения.
14. Сравнительный анализ дидактических принципов построения учебных предметов в традиционной методике обучения и в методике развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).
15. Сравнительный анализ дидактических принципов построения учебных предметов в традиционной методике обучения и в методике развивающего обучения (система Занкова).
16. Учебная дискуссия как форма организации учебной деятельности в начальной школе.
17. История теории развивающего обучения в России (вторая половина ХХ в).
18. Метапредметные результаты обучения: анализ различных подходов к этому понятию и способы их диагностики.
19. Трудности в реализации системы развивающего обучения в современной школе.
20. Логико-психологические принципы построения учебных предметов в системе развивающего обучения (методика Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).
21. Обзор исследований действия моделирования по теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
22. Особенности психолого-педагогического сопровождения учителем процесса обучения медлительных детей в начальных классах.
23. Особенности психолого-педагогического сопровождения учителем процесса обучения неуспевающих младших школьников.
24. Формирование учебной самостоятельности школьников в начальных классах.
25. Организация, приемы и методы групповой работы обучающихся на уроках в начальных классах.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда,
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 10-15 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзамене посторонних лиц без разрешения декана
факультета не допускается.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов С ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.