2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Формирование учебной деятельности в начальной школе_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Формирование учебной деятельности в начальной школе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
89
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
89
89
89
89
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат педагогических наук, доцент, Рахматуллина Л.В. _________________
 
 
Формирование учебной деятельности в начальной школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
сформировать навыки анализа учебной деятельности и ее организации со стороны учителя в начальной школе
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Образовательные программы начальной школы
2.1.2
Организация проектно-исследовательской деятельности школьников
2.1.3
Основы правовой защиты детства
2.1.4
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.5
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен к участию в коллективной работе по проектированию и реализации программ развития и воспитания обучающихся
 
ПК-1.1: Знает: технологии проектирования образовательных программ и систем; нормативно-правовые основы профессиональной деятельности; условия, способы и средства личностного и профессионального саморазвития
 
ПК-1.2: Умеет: проектировать образовательные программы для разных категорий, обучающихся; проектировать программу личностного и профессионального развития
 
ПК-1.3: Владеет: способностью анализировать подходы и модели к проектированию программ психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в системе образования, опытом проектной деятельности; навыками проектирования и реализации векторов профессионального и личностного саморазвития
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
понятие и структуру учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
3.1.2
закономерности формирования учебной деятельности младших школьников.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
производить анализ совместной учебной деятельности и индивидуальных особенностей учебной деятельности младших школьников;
3.2.2
провести анализ действий учителя при организации совместной учебной деятельности младших школьников и формировании универсальных учебных действий;
3.2.3
планировать и разрабатывать содержание групповых занятий по психологическому просвещению педагогов по вопросам формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком диагностики универсальных учебных действий и компонентов учебной деятельности младших школьников;
3.3.2
навыком составления индивидуальных характеристик на младших школьников;
3.3.3
навыком проведения групповых занятий по психологическому просвещению педагогов по вопросам психического развития детей младшего школьного возраста средствами учебной деятельности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общее представление об учебной деятельности

 
1.1
Понятие учебной деятельности и обучения /Лек/ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

1
ПК-1.3
3
0
 
1.2
Психология учебной деятельности младших школьников /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-1.3
3
0
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
1.3
Логико-предметные и логико- психологические основы теории учебной деятельности /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.1
3
0
 
1.4
Мотивы и мотивация учебной деятельности /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.3
3
0
 
1.5
Структура учебной деятельности. Понятие учебной задачи

/Лек/

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1.1
3
0
 
1.6
Вопросы обучения и развития в теории учебной деятельности /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2
3
0
 
1.7
Структура учебной деятельности. Понятие учебной задачи

/Ср/

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

0
ПК-1.1
3
0
 
 
Раздел 2. Совместная учебная деятельность младших школьников

 
2.1
Анализ ситуаций совместной учебной деятельности в начальной школе /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2
3
0
 
2.2
Совместная учебная деятельность  /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.3
3
0
 
2.3
Квазиисследовательские аспекты учебной деятельности /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1
3
0
 
 
Раздел 3. Микроструктура учебной деятельности и ее диагностика

 
3.1
Структура учебных действий  /Ср/ /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.3
3
0
 
3.2
Понятие об универсальных учебных действиях /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.2
3
0
 
3.3
Понятие об универсальных учебных действиях /Ср/ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1.2
3
0
 
3.4
Понятие об универсальных учебных / Совместная учебная деятельность  /Лек/ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3
3
0
 
3.5
Формирование УУД в начальной школе. Возрастное развитие УУД  /Пр/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1
3
0
 
3.6
Формирование УУД. Возрастное развитие УУД  /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1
3
0
 
3.7
Методы диагностики развития основ теоретического мышления и УУД /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.3
3
0
 
 
Раздел 4. Формирование субъекта учебной деятельности в начальной школе

 
4.1
Формирование и развитие учебной деятельности /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

7
ПК-1.1
3
0
 
4.2
Формирование и развитие учебной деятельности /Ср/ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.2
3
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
4.3
Развитие учебной самостоятельности школьников /Пр/ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1.3
3
0
 
4.4
Субъект учебной деятельности, его развитие /Ср/ /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2
3
0
 
4.5
Современное состояние теории УД /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2

4
ПК-1.2
3
0
 
4.6
Варианты неблагополучного психического развития в младшем школьном возрасте /Пр/ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3
3
0
 
4.7
/Экзамен/

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

9
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Учебная деятельность: понятие и теория (для младшего школьного возраста).

2. Понятие о развивающем обучении.

3. Влияние программ обучения на психическое развитие младших школьников.

4. Программа обучения как психолого-педагогическое условие, влияющее на развитие мотивации учебной деятельности.

5. Проблема адаптации к школьному обучению.

6. Условия появления и формирования познавательной потребности и познавательных мотивов.

7. Факторы, влияющие на формирование познавательной мотивации.

8. Пути формирования познавательной мотивации в младшем школьном возрасте.

9. Формирование и развитие учебной деятельности (В.В. Давыдов, В.В. Репкин).

10. Начало формирования совместной деятельности. Сотрудничество с учителем как психолого-педагогическое условие формирования и развития кооперативных форм учебной деятельности.

11. Решение учебной задачи. Влияние учителя на ее решение.

12. Совместная учебная деятельность, ее формы.

13. Рефлексивное развитие младших школьников.

14. Понятие и виды универсальных учебных действий (УУД) (краткая характеристика).

15. Общелогические и предметные УУД.

16. Регулятивные УУД (действия по саморегуляции и организации учебной деятельности).

17. Познавательные УУД.

18. Регулятивные рефлексивные УУД (действия контроля и оценки).

19. Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий.

20. Возрастное развитие регулятивных УУД.

21. Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

22. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

23. Субъект учебной деятельности и его развитие в младшем школьном возрасте.

24. Развитие основных характеристик субъекта учебной деятельности (учебная самостоятельность, активность, умение учиться и проч.).

25. Индивидуализация учебной деятельности в подростковом возрасте.

26. Проблемы теории учебной деятельности.

27. Научные понятия и способ их изложения при построении учебных предметов по методике РО.

28. Методологические и дидактические принципы построения учебных предметов в методике РО.

29. Особенности построения учебного предмета «Русский язык» в методике РО.

30. Особенности построения учебного предмета «Математика» в методике РО.

31. Особенности построения учебного предмета «Литература как предмет эстетического цикла» в методике РО.

32. Особенности построения учебного предмета «Изобразительное искусство» в методике РО.

33. Неуспевающие младшие школьники.

34. Медлительные и демонстративные дети.

35. Тревожные дети.

36. Дети с задержкой психического развития.

37. Социально дезориентированные дети, дети с семейной изоляцией, вербализм и интеллектуализм у детей, дети с ярко выраженными чертами характера.

38. Методы диагностики регулятивных универсальных учебных действий.

39. Методы диагностики познавательных универсальных учебных действий.

40. Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения в начальной школе.

41. Различные технологии развивающего обучения.

42. Микроструктура учебной деятельности (по В.В. Давыдову).

43. Учение как квазиисследовательская деятельность

44. Роль учебного сотрудничества в организации учебной деятельности

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
45. Понятие учебной задачи

46. Организация обучения методом решения учебных задач.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика письменных сообщений

1. Сравнительный анализ понятий «учебная деятельность» (теория Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) и «деятельность учения» (теория П.Я. Гальперина).

2. Сравнительный анализ различных технологий развивающего обучения.

3. Экспериментальные исследования влияния различных программ обучения на психическое развитие младших школьников.

4. Формирование учебной мотивации и познавательных интересов в начальной школе.

5. Преемственность теории формировании высших психических функций (Л.С. Выготский) и теории учебной деятельности (Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

6. Сотрудничество с учителем как психолого-педагогическое условие формирования и развития учебной деятельности в начальной школе.

7. Сравнительная характеристика понятия «задача» в разных психолого-педагогических теориях обучения.

8. Развитие форм совместной учебной деятельности в начальной школе.

9. Роль социальных факторов в развитии мышления детей (по материалам исследований научных школ Ж. Пиаже и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

10. Анализ новых Федеральных образовательных стандартов начального и среднего общего образования: универсальные учебные действия.

11. Сравнительная характеристика различных диагностических подходов к оценке сформированности универсальных учебных действий.

12. Развитие основных характеристик субъекта учебной деятельности (учебная самостоятельность, активность, умение учиться и проч.).

13. Перспективы развития теории учебной деятельности в условиях перехода к Федеральным образовательных стандартов начального общего образования нового поколения.

14. Сравнительный анализ дидактических принципов построения учебных предметов в традиционной методике обучения и в методике развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

15. Сравнительный анализ дидактических принципов построения учебных предметов в традиционной методике обучения и в методике развивающего обучения (система Занкова).

16. Учебная дискуссия как форма организации учебной деятельности в начальной школе.

17. История теории развивающего обучения в России (вторая половина ХХ в).

18. Метапредметные результаты обучения: анализ различных подходов к этому понятию и способы их диагностики.

19. Трудности в реализации системы развивающего обучения в современной школе.

20. Логико-психологические принципы построения учебных предметов в системе развивающего обучения (методика Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

21. Обзор исследований действия моделирования по теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

22. Особенности психолого-педагогического сопровождения учителем процесса обучения медлительных детей в начальных классах.

23. Особенности психолого-педагогического сопровождения учителем процесса обучения неуспевающих младших школьников.

24. Формирование учебной самостоятельности школьников в начальных классах.

25. Организация, приемы и методы групповой работы обучающихся на уроках в начальных классах.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гребенюк, О. С.
Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 410 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09998-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429118: учебник и практикум
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Симановский, А. Э. 
Педагогическая психология : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 203 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06004-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441588.
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Талызина, Н. Ф.
Усвоение научных понятий в школе : учеб. пособие / Н. Ф. Талызина, И. А. Володарская, Г. А. Буткин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 114 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-04740-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/usvoenie-nauchnyh-ponyatiy-v-shkole-438574 (дата обращения: 15.04.2019).: учебное пособие
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Дважды два равно икс. Фильм про развивающее обучение. https://www.youtube.com/watch?v=OiYLBgJOkFI
 
Э2
Эльконин Борис Даниилович - «Мировые тенденции в образовании и развивающее обучение» https://www.youtube.com/watch?v=slT4Yh8dzlE 
 
Э3
Борис Эльконин: "Технология развивающего обучения"  https://www.youtube.com/watch?v=3NNwxbpBcKs  

 
Э4
Урок по системе развивающего обучения. Проверка гипотез https://www.youtube.com/watch?v=qQu7Nd551yI
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.5
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.6
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.7
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-205 Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, 

 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и 

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 10-15 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзамене посторонних лиц без разрешения декана

факультета не допускается.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов С ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.