2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Методика обучения и воспитания по профилю Технология_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения и воспитания по профилю "Технология"
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 8 зачет 6, 7
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
292
аудиторные занятия
212
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
15 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
540
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
13 4/6
13 2/6
14 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
26
26
28
28
66
66
Практические
38
38
38
38
70
70
146
146
Итого ауд.
50
50
64
64
98
98
212
212
Кoнтактная рабoта
50
50
64
64
98
98
212
212
Сам. работа
58
58
116
116
118
118
292
292
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
180
180
252
252
540
540
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Валиева Р.З. _________________
 
 
Методика обучения и воспитания по профилю "Технология"
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели освоения дисциплины:
1.2
профессиональная подготовка бакалавров в области методики обучения и воспитания технологии в соответствии с современными требованиями образовательных  стандартов
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
овладение профессионально-педагогической деятельностью педагога - технолога: ознакомление обучающихся с основным содержанием, принципами и закономерностями обучения технологии в общеобразовательных учреждениях, главными идеями и направлениями изучаемой методической науки;
1.5
практическое овладение знаниями конкретной методики, методики изучения отдельных тем той или иной технологии, а так же формирование  умений  и навыков в предметной области "Технология";
1.6
использование воспитывающего потенциала предмета технологии в обучении школьников.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Композиция
2.1.2
Педагогика
2.1.3
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.4
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.5
Учебная технологическая практика
2.1.6
Дизайн
2.1.7
Психология воспитательных практик
2.1.8
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
2.1.9
Материаловедение и новые материалы
2.1.10
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
2.1.11
Технологии цифрового образования
2.1.12
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика )
2.1.13
Введение в профессию
2.1.14
Перспектива
2.1.15
Стилизация в живописи и графике
2.1.16
2.1.17
2.1.18
2.1.19
Бумагопластика
2.1.20
Цветоведение и колористика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Анализ и интерпретация произведений искусства
2.2.2
Дизайн и декоративно-прикладное творчество
2.2.3
Инженерная и компьютерная графика
2.2.4
Мехатроника и робототехника
2.2.5
Передовые производственные технологии
2.2.6
Производственная педагогическая практика по 2 профилю
2.2.7
Резьба по гипсу
2.2.8
Электротехника и электроника
2.2.9
3-D моделирование и прототипирование
2.2.10
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.2.11
Технологии обработки керамики
2.2.12
Художественная роспись по дереву
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.15
2.2.16
Лепка в художественном творчестве детей
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.2.17
Технологии обработки стекла
2.2.18
Технология обработки текстильных материалов
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования.
 
ОПК-2.2: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся.
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов.
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся.
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета.
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).
 
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
социальную значимость технологического образования, историю развития трудового обучения, специфику системно-деятельностного подхода в обучении;
3.1.2
перспективы развития технологического образования;
3.1.3
современные методики и технологии обучения в предметной области "Технология" и специфику диагностирования (оценки умений) образовательных результатов обучающихся
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять современные методики и педагогические технологии для обеспечения качества учебно- воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени;
3.2.2
применять активные приёмы обучения на уроках;
3.2.3
разрабатывать компетентностно-ориентированные задания, направленные на реализацию прогнозируемых достижений;
3.2.4
разрабатывать документацию по предмету
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками в различных технологических операциях по изготовлению продукта труда;
3.3.2
навыками в разработке плана-конспекта урока (технологической карты);
3.3.3
опытом в подборе дидактических, наглядных средств к уроку (учебников, рабочих тетерадей, плакатов, интсрументария и т.д.);
3.3.4
опытом организации коллективной  творческой деятельности обучающихся;
3.3.5
навыками организации активного и интерактивного обучения;
3.3.6
навыками применения различных современных педагогических технологий в образовательном процессе.
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История развития технологического образования

 
1.1
Ключевые понятия: технология, «технологическое образование», «технологическая культура». /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э12 Э16 Э17

2
ОПК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2
6
0
 
1.2
Методы научно-педагогических исследований образовательной области «Технология».

Разработка беседы для учащихся среднего звена (план, формулировка вопросов).

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э12 Э14 Э17

8
ОПК-5.1 ПК-1.1
6
0
 
1.3
Цивилизационный подход к изучению истории технологического образования. Этапы развития технологического образования в отечественные и зарубежные школы. Анализ систем практического обучения. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э4 Э12 Э17

2
ПК-1.1
6
0
 
1.4
Методическая литература для преподавателей технологии

Составление списка по трём группам выходящей методической литературы для образовательной области «Технология» для среднего и старшего звена общеобразовательной школы.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э5 Э17

6
ОПК-2.3 ОПК-5.1 ПК-1.1
6
0
 
1.5
Общее и отличное в современной методике преподавания технологии в РФ и за рубежом. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э12 Э17

2
ОПК-5.1
6
0
 
1.6
Определение цели и задач урока технологии. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э7 Э13 Э17

2
ПК-1.3
6
0
 
1.7
Место и содержание предметной области «Технология» в современной системе общего образования: Государственная политика РФ в сфере технологического образования. Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э3 Э8 Э15 Э17

2
ОПК-5.1 ПК-1.1
6
0
 
1.8
Методика обучения технологии как отрасль научного знания.

Проектирование содержания образовательных программ и их элементов. Принципы отбора и структурирования содержания предметной области «Технология».

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э4 Э8 Э17

2
ПК-1.1
6
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
1.9
Специфика содержания предметной области «Технология», анализ УМК, ЭОР, ЦОР по Технологии. Анализ и разработка рабочих программ и по технологии. Структура и особенности учебников по технологии, включенных в федеральный перечень учебников. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э12 Э13 Э17

2
ПК-1.1
6
0
 
1.10
Разработка фрагментов учебного занятия (по выбору студента)

Разработка содержания и методики проведения  урока открытия учащимися новых знаний (теоретический) «Изучение нового материала» (для  среднего и старшего звена).

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э3 Э10 Э11 Э17

6
ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2
6
0
 
1.11
Разработка различных видов инструктажей для урока технологии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э3 Э13 Э17

10
ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.12
Разработка  разноуровневых карточек-заданий для обучающихся /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э17

10
ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
 
1.13
Современные педагогические технологии, наиболее востребованные на уроках технологии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э4 Э7 Э8 Э17

10
ОПК-2.3 ПК-1.3
6
0
 
1.14
Проектная деятельность учащихся (основные этапы) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л3.1

Э3 Э4 Э17

10
ОПК-2.2
6
0
 
1.15
Основные приёмы формирования регулятивных УУД на уроках технологии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э3 Э8 Э17

10
ОПК-5.1 ПК-1.2
6
0
 
1.16
Организационные формы технологического  обучения. Разработка  различных типов уроков (теоретических, практических, лабораторных и др.).

Разработка отдельных уроков для 5-7 классов по основным разделам курса «Технология» (по учебникам под ред. В.Д.Симоненко и Ю.Л. Хотунцева, -  М.: Вентана-Граф, 2012).

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э17

4
ПК-1.3 ПК-2.2
6
0
 
1.17
Разработка отдельных уроков для 8 классов по основным разделам курса «Технология» (Сасова И.А. Технология. 5-8 классы: программа/ И.А. Сасова, А.В. Марченко, М, Вентана-Граф,2007)  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э3 Э8 Э17

4
ПК-1.1 ПК-1.3
6
0
 
1.18
Разработка содержания элективного курса для 9-х классов по курсу «Технология» (примерное планирование занятий)

Разработка урока отдельной темы элективного курса «Твоя карьера» для 9-х классов.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э17

4
ПК-1.1 ПК-2.2
6
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
1.19
Методический анализ плана-конспекта учебного занятия в образовательной области «Технология»

Анализ технологической карты урока по технологии в аспекте реализации ФГОС

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л3.1

Э3 Э8 Э12 Э17

4
ПК-1.1
6
0
 
1.20
Традиционный анализ урока по готовому плану-конспекту по ФГОС /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л3.1

Э3 Э8 Э12 Э17

8
ПК-1.1
6
0
 
1.21
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

0
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
 
Раздел 2. Место и содержание предметной области «Технология» в современной системе общего образования: 

 
2.1
Государственная политика РФ в сфере технологического образования. Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э8 Э12 Э17

4
ПК-1.1
7
0
 
2.2
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

4
ПК-1.1
7
0
 
2.3
Оценочная деятельность учителя технологии, особенности корректировки трудностей в обучении /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

14
ПК-2.2
7
0
 
2.4
Анализ эффективности уроков технологии

Разработка критериев эффективности урока по технологии, выделение факторов, влияющих на эффективность урока, разработка методов и средств эффективности урока.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э8 Э17

8
ОПК-5.1 ПК-1.3
7
0
 
2.5
Разработка заданий для дифференцированного обучения по предмету по отдельным темам/разделам. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

10
ПК-1.3
7
0
 
2.6
Методика обучения технологии как отрасль научного знания.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э8 Э17

4
ОПК-5.1
7
0
 
2.7
Проектирование содержания образовательных программ и их элементов. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

4
ОПК-2.2 ПК-2.1
7
0
 
2.8
Принципы отбора и структурирования содержания предметной области «Технология». /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

2
ОПК-2.3 ОПК-5.1
7
0
 
2.9
Анализ и самоанализ урока технологии по ФГОС /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э8 Э17

6
ПК-2.1
7
0
 
2.10
Консультативная работа с родителями обучающихся, в т.ч. с ОВЗ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

10
ПК-2.3
7
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.11
Специфика содержания предметной области «Технология», анализ УМК, ЭОР, ЦОР по Технологии. Анализ и разработка рабочих программ и по технологии.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э12 Э17

4
ПК-1.1
7
0
 
2.12
Структура и особенности учебников по технологии, включенных в федеральный перечень учебник /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

4
ПК-1.2
7
0
 
2.13
Проведите анализ УМК различных авторских коллективов. Параметры сравнения формулирует студент. Данные для сравнения представить в сводной таблице. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л3.1

Э3 Э12 Э17

4
ПК-1.1 ПК-1.2
7
0
 
2.14
Подготовить аннотации УМК по технологии (по выбору студента). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л3.1

Э17

10
ОПК-2.1 ПК-2.1
7
0
 
2.15
Перечислить существующие школьные учебные программы по “Технологии”. Выберите учебную программу, наилучшим образом отражающую цель технологического образования школьников на современном этапе по изучению модуля … (на выбор). Ответ обоснуйте. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э5 Э17

6
ОПК-5.1
7
0
 
2.16
" Портрет учителя технологии, оценка его деятельности "

Задания:

1.На основе нормативно-правовой базы по организации обучения предмету «Технология» в современной основной школе сформулируйте требования к учителю технологии. Заполните соответствующую графу таблицы 1.

2.Оцените  свою  готовность  к  выполнению  профессиональных  задач  учителя  технологии, используя  шкалу  оценки,  в  большей  степени  отражающую  Ваши  результаты.  Заполните соответствующую графу таблицы 1. Проведите анализ полученных данных.  

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э5 Э9 Э17

14
ОПК-2.2
7
0
 
2.17
Методика обучения технологии ведения дома, конструирование и моделирование швейных изделий, технологии обработки пищевых продуктов, художественной обработке материалов (ТК уроков для учащихся среднего и старшего звена). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3Л3.1

Э3 Э5 Э10 Э11 Э17

6
ОПК-2.2 ПК-1.3
7
0
 
2.18
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира. Подготовка к конкурсам, олимпиадам технологической направленности. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3

Э3 Э8 Э17

10
ПК-1.3 ПК-2.1
7
0
 
2.19
Современные аспекты проблемы использования производительного труда учащихся на уроках технологии. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э5 Э17

6
ОПК-5.1
7
0
 
2.20
Современные методы, формы контроля и оценки достижений учащихся в образовательной области «Технология». /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э8 Э9 Э17

12
ОПК-5.1
7
0
 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.21
Методика технологической подготовки учащихся в системе дополнительного образования

Анализ программ дополнительного образования  учащихся среднего и старшего звена (кружки, изо-студии, дхш и др.).

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3

Э12 Э17

8
ОПК-2.1 ПК-1.1 ПК-2.2
7
0
 
2.22
Содержание и методика преподавания раздела «Производство и окружающая среда» в 11 классе. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э7 Э17

14
ПК-1.1 ПК-1.2
7
0
 
2.23
Разработка и оформление школьных мастерских и лаборантских. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э3 Э6 Э17

16
ПК-1.1
7
0
 
2.24
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

0
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
 
 
Раздел 3. Формы, структура и содержание занятий по технологии в основной школе: 

 
3.1
Особенности проектирования и реализации модульной структуры рабочей программы предметной области «Технология». /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

2
ОПК-2.2 ПК-2.1
8
0
 
3.2
Разработка элементов технологии критического мышления в разных типах уроков /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

14
ОПК-2.1
8
0
 
3.3
Анализ тематики уроков по технологии для 5-9 классов (Казакевич) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

6
ОПК-5.1 ПК-1.1
8
0
 
3.4
Формы организации урочной и внеурочной деятельности по технологии. Проектирование современного урока, внеурочного занятия по технологии.

Современные средства обучения. Учебно-материальная база по технологии. Особенности организации кабинета «Технологии».

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л3.1

Э17

4
ПК-1.3
8
0
 
3.5
Разработка элементов ТРКМ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

10
ОПК-2.3 ПК-1.3
8
0
 
3.6
Разработка элементов ТРИЗ  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

6
ОПК-2.3 ПК-1.3
8
0
 
3.7
Анализ содержания тем уроков 5-9 классов (Казакевич, Симоненко).        Самостоятельное изучение технологии ТРИЗ  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

10
ОПК-5.1
8
0
 
3.8
Цифровая образовательная среда: терминология, нормативно-правовые обеспечение, перспективы развития. Цифровые технологии в преподавании. Цифровые образовательные ресурсы и сервисы. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

2
ПК-1.3
8
0
 
3.9
Разработка технологических карт к урокам технологии  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л3.1

Э17

6
ОПК-2.3
8
0
 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3.10
Разработка содержания отдельного раздела с тематикой уроков. КТП. Разработка технологических карт к урокам с содержанием элементов современных технологий.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

10
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
0
 
3.11
Разработка диагностического инструментария  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

6
ПК-2.2
8
0
 
3.12
Диагностика метапредметных умений обучающихся (разработка инструментария для проверки результатов обучения). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

10
ПК-2.2
8
0
 
3.13
Требования к учителю технологии и его функциональные обязанности. Оценочная деятельность учителя. Современные средства оценивания результатов обучения. Оценивание достижений учащихся на уроках технологии в основной школе /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

2
ПК-2.2
8
0
 
3.14
Разработка средств оценивания УУД  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

4
ПК-2.2
8
0
 
3.15
Методика проектирования воспитательной деятельности учителя технологии. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности обучающихся.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

2
ОПК-2.2 ПК-2.1
8
0
 
3.16
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

4
ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
 
3.17
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира. Подготовка к конкурсам, олимпиадам технологической направленности. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

2
ПК-2.2
8
0
 
3.18
Разработка конкурсной документации (заданий) /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-2.2
8
0
 
 
Раздел 4. Специальные вопросы методики обучения технологии

 
4.1
Методика обучения технологии обработки пищевых продуктов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

2
ПК-1.1
8
0
 
4.2
Примерный учебно-тематический план раздела /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3

Э17

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3
8
0
 
4.3
Разработка учебного проекта по технологии обработки пищевых продуктов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

8
ПК-1.1 ПК-2.1
8
0
 
4.4
Методика обучения технологии обработки текстильных материалов. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3Л3.1

Э17

2
ПК-1.1
8
0
 
4.5
Содержание и структура учебного материала по разделу /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3

Э17

4
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
4.6
Разработка типовых заданий по разделу /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3Л3.1

Э17

4
ПК-1.1
8
0
 
4.7
Методика обучения технологии обработки конструкционных материалов. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э17

2
ОПК-2.3
8
0
 
4.8
Методика обучения технологии столярной обработки /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2Л3.1

Э17

4
ПК-1.3 ПК-2.1
8
0
 
4.9
Методика обучения технологии ручной обработки металлов и пластмасс /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э17

4
ПК-1.3 ПК-2.1
8
0
 
4.10
Анализ содержания раздела, формулировка образовательных резуьтатов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л3.1

Э17

6
ОПК-5.1
8
0
 
4.11
Методика обучения станочным работам /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2

Э17

4
ПК-2.2
8
0
 
4.12
Изучение устройств сверлильного,токарного и фрезерного станков /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

4
ПК-2.1
8
0
 
4.13
Методика обучения электротехнике и электроники, основам микросистемной техники. Методика обучения черчению и компьютерной графике, САПР.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

2
ОПК-5.1
8
0
 
4.14
Изучение содержания модуля "Техника".Методика обучения электротехническим работам.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

4
ПК-1.1 ПК-1.2
8
0
 
4.15
Особенности организации учебного процесса /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

6
ПК-1.3 ПК-2.1
8
0
 
4.16
Современные технологии обучения школьников основам электроника и схемотехнике /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

4
ОПК-2.3
8
0
 
4.17
Черчение с элементами компьютерной графики (КОМПАС-3D). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

4
ОПК-5.1 ПК-1.3
8
0
 
4.18
Разработка комплекта тествых заданий. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

10
ПК-1.3
8
0
 
4.19
Методика обучения инновационным технологиям.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

2
ПК-1.1
8
0
 
4.20
Инновационные педагогические технологии. Основные классификации и подходы. Кластер. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

6
ОПК-2.3
8
0
 
4.21
Конструирование целей и задач обучения. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

4
ОПК-2.2
8
0
 
4.22
Методика обучения декоративно-прикладному искусству /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3Л3.1

Э17

2
ПК-1.1 ПК-2.2
8
0
 
4.23
Разработка дизайн-папки проекта изделия ДПИ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3Л3.1

Э17

10
ОПК-5.1
8
0
 
4.24
Методика обучения робототехнике. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

2
ПК-1.3
8
0
 
стр. 12
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
4.25
Сборка из деталей конструктора роботизированных устройств. Управление моделями роботизированных устройств /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э17

6
ПК-1.1 ПК-1.3
8
0
 
4.26
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3Л3.1

Э16 Э17

36
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Примерный перечень вопросов к зачету (6 семестр)

1. Какое место занимает методика преподавания технологии среди других отраслей педагогических знаний?

2. Дайте определение понятию методики преподавания технологии.

3. Что является предметом изучения методики преподавания технологии?

4. Что конкретно изучает методика преподавания технологии?

5. Какие основные задачи решает методика преподавания технологии как наука?

6. Раскройте характер связей методики преподавания технологии с социально- гуманитарными и техническими науками.

7. Объясните, почему методика преподавания технологии является системообразующим элементом всей системы префессионально-педагогической подготовки учителя технологии.

Вопросы к зачету (7 семестр)

1.Содержания основных нормативных документов, регламентирующих преподавание технологии в основной школе: Федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа основного общего образования, учебный план основного общего образования, примерная программа по технологии.

2.Объяснение основных понятий и определений, раскрывающих   содержание технологического образования: производство, технологический процесс, техника, технология, техно-сфера.

3.Методика обучения технологии как отрасль научного знания.

4.Значение гендерного подхода при организации учебно-воспитательного процесса на уроках технологии.

5.Содержание Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная область «Технология»).

6.Предмет и задачи методики преподавания технологии в общеобразовательной школе.

7.Определение понятий «технологическое образование», «техническое образование»

8.Гигиенические нормы и требования безопасности при работе с техническими средствами обучения в образовательном учреждении.

9.Определение понятия «методика обучения».

10.Личность учителя технологии, его функции и задачи.

11.Особенности подготовки учителя технологии к учебному занятию.

12.Место технологической подготовки школьников в системе общего образования.

13.Содержание рабочей программы предметной области «Технология» (традиционный и инновационный подходы).

14.Классификация методов обучения и условия их отбора для использования на уроках технологии.

15.Понятие о формах организации обучения. Формы организации труда учащихся на уроках технологии (фронтальная, индивидуальная и т.д.), их характеристика и условия использования.

16.Цели и задачи воспитания в технологическом образовании.

17.Направления воспитательной работы учителя технологии.

18.Классификация средств обучения. Особенности средств обучения, применяемых на уроках технологии.

19.Современные средства обучения в технологическом образовании.

20.Общедидактические и частные методы технологического обучения.

21.Особенности применения объяснительно-иллюстративного метода в предметной области «технология», Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа), Наглядные методы. Виды наглядности, Методы демонстрации, их характеристика и классификация. Демонстрация изучаемых предметов и условных изображений. Демонстрация приемов работ, Методы практической работы учащихся. Трудовые навыки и умения, психофизические навыки их формирование.

22.Методы проблемного обучения в технологическом образовании.

23.Игровые методы обучения в технологическом образовании.

24.Метод портфолио в технологическом образовании.

25.Кейс-метод в в технологическом образовании.

26.Дидактические средства для организации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.

27.Требования, предъявляемые к использованию наглядных средств обучения на занятиях по технологии.

28.Дидактические требования к уроку технологии: определение цели и задач урока; подбор учебного материала и методов обучения; использование различных форм обучения; соблюдение правил техники безопасности.

29.Урок как основная форма обучения, типы уроков, особенности их построения.

30.Подготовка учителя к проведению занятий по технологии. Предварительная подготовка и планирование занятий. 

 
стр. 13
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Составление планов-конспектов и технологических карт уроков.

31.Учебно-материальная база технологического обучения. Материальная база школьных мастерских и кабинетов.

32.Организация учебно-материальной базы по технологии. Помещение учебных мастерских. Оборудование учебных мастерских.

33.Помещение учебных мастерских. Оборудование учебных мастерских. Санитарно-гигиенические требования и режим работы в мастерских.

34.Личностно-ориентированный и технологический подходы к обучению в предметной области «Технология».

35.Роль и место экологической подготовки в общетехнологической подготовке школьников. Воспитание экологической культуры школьников в процессе изучения предметной области «Технология».

36.Методика внеурочной работы в предметной области «Технология».

37.Специфика контроля результатов технологической подготовки школьников.

38.Современные средства оценивания результатов обучения.

39.Виды технологий цифрового образования, их преимущества и недостатки, области применения.

40.Характеристика цифровых образовательных ресурсов.

41.Методика разработки цифровых образовательных сред.

42.Организация процесса обучения в условиях цифрового образования.

43.Технологии информационного обмена с обучающимися посредством цифровых образовательных ресурсов.

44.Федеральные образовательные порталы, содержащие библиотеки цифровых образовательных ресурсов

45.Анализ компьютерных учебных курсов как программных средств учебного назначения.

Вопросы к экзамену (8 семестр)

1.Содержания основных нормативных документов, регламентирующих преподавание технологии в основной школе: Федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа основного общего образования, учебный план основного общего образования, примерная программа по технологии.

2.Объяснение основных понятий и определений, раскрывающих   содержание технологического образования: производство, технологический процесс, техника, технология, техно-сфера.

3.Методика обучения технологии как отрасль научного знания.

4.Значение гендерного подхода при организации учебно-воспитательного процесса на уроках технологии.

5.Содержание Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная область «Технология»).

6.Предмет и задачи методики преподавания технологии в общеобразовательной школе.

7.Определение понятий «технологическое образование», «техническое образование»

8.Гигиенические нормы и требования безопасности при работе с техническими средствами обучения в образовательном учреждении.

9.Определение понятия «методика обучения».

10.Личность учителя технологии, его функции и задачи.

11.Особенности подготовки учителя технологии к учебному занятию.

12.Место технологической подготовки школьников в системе общего образования.

13.Содержание рабочей программы предметной области «Технология» (традиционный и инновационный подходы).

14.Классификация методов обучения и условия их отбора для использования на уроках технологии.

15.Понятие о формах организации обучения. Формы организации труда учащихся на уроках технологии (фронтальная, индивидуальная и т.д.), их характеристика и условия использования.

16.Цели и задачи воспитания в технологическом образовании.

17.Направления воспитательной работы учителя технологии.

18.Классификация средств обучения. Особенности средств обучения, применяемых на уроках технологии.

19.Современные средства обучения в технологическом образовании.

20.Общедидактические и частные методы технологического обучения.

21.Особенности применения объяснительно-иллюстративного метода в предметной области «технология», Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа), Наглядные методы. Виды наглядности, Методы демонстрации, их характеристика и классификация. Демонстрация изучаемых предметов и условных изображений. Демонстрация приемов работ, Методы практической работы учащихся. Трудовые навыки и умения, психофизические навыки их формирование.

22.Методы проблемного обучения в технологическом образовании.

23.Игровые методы обучения в технологическом образовании.

24.Метод портфолио в технологическом образовании.

25.Кейс-метод в в технологическом образовании.

26.Дидактические средства для организации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.

27.Требования, предъявляемые к использованию наглядных средств обучения на занятиях по технологии.

28.Дидактические требования к уроку технологии: определение цели и задач урока; подбор учебного материала и методов обучения; использование различных форм обучения; соблюдение правил техники безопасности.

29.Урок как основная форма обучения, типы уроков, особенности их построения.

30.Подготовка учителя к проведению занятий по технологии. Предварительная подготовка и планирование занятий. Составление планов-конспектов и технологических карт уроков.

31.Учебно-материальная база технологического обучения. Материальная база школьных мастерских и кабинетов.

32.Организация учебно-материальной базы по технологии. Помещение учебных мастерских. Оборудование учебных мастерских.

33.Помещение учебных мастерских. Оборудование учебных мастерских. Санитарно-гигиенические требования и режим работы в мастерских.

34.Личностно-ориентированный и технологический подходы к обучению в предметной области «Технология».

 
стр. 14
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
35.Роль и место экологической подготовки в общетехнологической подготовке школьников. Воспитание экологической культуры школьников в процессе изучения предметной области «Технология».

36.Методика внеурочной работы в предметной области «Технология».

37.Специфика контроля результатов технологической подготовки школьников.

38.Современные средства оценивания результатов обучения.

39.Виды технологий цифрового образования, их преимущества и недостатки, области применения.

40.Характеристика цифровых образовательных ресурсов.

41.Методика разработки цифровых образовательных сред.

42.Организация процесса обучения в условиях цифрового образования.

43.Технологии информационного обмена с обучающимися посредством цифровых образовательных ресурсов.

44.Федеральные образовательные порталы, содержащие библиотеки цифровых образовательных ресурсов

45.Анализ компьютерных учебных курсов как программных средств учебного назначения.

Задание на экзамен:

Разработка фрагмента урока по одному из разделов или тем предметной области «Технология» (по выбору студента).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Устный ответ

1.История развития обучения технологии в общеобразовательных учреждениях.

2.Характеристика современного состояние и перспектив развития обучения технологии в общеобразовательных учреждениях.

3.Обучение и труд обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

4.Трудовая технологическая деятельность как средство воспитания и развития личности обучающегося.

5.Общетехнические основы обучения технологии.

6.Системы трудового (производственного) обучения.

7.Принципы обучения технологии.

8.Урок как основная форма организации обучения технологии.

9.Внеклассная работа по технологии.

10.Методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний.

11.Методы демонстрации.

12.Методы практической работы учащихся.

13.Инструктаж как совокупность методов обучения.

14.Метод творческих проектов в обучении технологии.

15.Виды технических знаний и особенности подходов к их изучению.

16.Учебно-техническая документация, средства наглядности и технические средства обучения при изучении технологии.

17.Учебно-материальная база обучения технологии.   

Творческие задания:

Раздел 1 Теоретические основы методики обучения технологии.

Задание 1. Методы научно-педагогических исследований образовательной области «Технология». Разработка беседы для обучающихся среднего звена (план, формулировка вопросов).

Задание 2. Составление анкеты для обучающихся среднего звена общеобразовательной школы (по основным требованиям).

Задание 3. Ознакомьтесь с литературой, в которой дается описание учебно-материальной базы по технологии и нормативные документы по ее организации, перечня типового оборудования и инструментов, технических кабинетов и учебных мастерских общеобразовательных учреждений. Определитесь, какая литература потребуется в случае организации или реконструкции учебно-материальной базы, Составьте список этой литературы.

Задание 4.  Ознакомьтесь с учебно-методической литературой для учителей технологии.

А) Составить список по трём группам выходящей методической литературы для образовательной области «Технология» для среднего и старшего звена общеобразовательной школы, соответствующей новому стандарту.

Б) Ознакомление с научно-методическими журналами «Школа и производство», «Профессионал» и другими.

Ознакомиться с предложенными методическими пособиями и по каждому из них ответить письменно  на следующие вопросы:

1. Какова цель и кому адресовано методическое пособие?

2. Из каких основных разделов и глав состоит пособие?

3. Какие аспекты методики преподавания технологии отражены, в пособии

(организация учебно-материальной базы, применение средств наглядности, использование метода творческих проектов и т.д.)?

4. Какие вопросы обшей методики преподавания технологии рассматриваются в пособии?

5. Какие конкретные методические разработки даны в пособии?

6. В каких видах учебно-воспитательной работы можно использовать данное методическое пособие (при подготовке уроков технологии, в организации дополнительного технологического обучения и т.д.)?

В) Ознакомиться с предложенными научно-методическими журналами и по каждому из них ответить на следующие вопросы.

1. Из каких основных разделов состоит журнал?

2. Публикуются ли в журнале технологические сведения, отражающие содержание

обучения технологии?

3. Содержит ли журнал конкретные методические разработки?

 
стр. 15
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
4. В каких видах учебно-воспитательной работы можно использовать данный журнал

(при проведении уроков технологии, по черчению, при организации и проведении

занятий по дополнительному технологическому обучению)?

Форма отчета: конспективная запись ответов на поставленные в задании вопросы. Участие, в коллективном обсуждений этих вопросов.

Задание 5. Анализ основных разделов программы для ООО в предметной  области «Технология» (технология обработки конструкционных материалов, пищевых продуктов, швейных изделий и т.д.). Выполнить краткую конспективную запись.

Задание 6. Определение цели и задач современного урока технологии, постановка учебной проблемы.

Задание 7. Проблемно-развивающие и личностно-развивающие технологии обучения, их разновидности и особенности применения при изучении основных разделов предметной области «Технология».

Задание 8. Разработка содержания и методики проведения урока «открытия новых знаний» и анализ отдельных этапов урока. Темы уроков и класс по выбору.

Задание 9. Построение урока технологии, содержание практических работ обучающихся, определение содержания вводного и текущего инструктажей к этим работам.

1. Выберите один из уроков по разработанному календарно-тематическому плану, который содержит практические работы учащихся.

2. Уточните задачи практической подготовки учащихся на данном уроке.

3. Уточните объекты труда учащихся на планируемом уроке (педагогическая и производственная ценность, примерные затраты материалов и т.д.)

4. Определите последовательность изготовления изделия, которое будут выполнять учащиеся. (Укажите состав и последовательность выполнения обработочных, сборочных, отделочных и контрольно-измерительных операций). Уточните время на изготовление изделия.

5. Продумайте содержание и составьте план проведения вводного инструктажа для обучающихся.

6. Продумайте содержание и порядок проведения текущего инструктажа. (Укажите целевые обходы рабочих мест обучающихся).

7. Определите основные критерии оценки практических работ учащихся на данном уроке.

Форма отчета: разработанный план-конспект урока технологии с подробным изложением методики проведения практической работы учащихся.

Задание 10. Разработка  разноуровневых карточек-заданий для обучающихся (дифференциация).

Задание 11. Разработка плана-конспекта урока технологии для 5-7 классов по учебнику «Технология под ред. В.Д.Симоненко и Ю.Л. Хотунцева, -  М.: Вентана-Граф, 2012.

Задание 12. Разработка отдельных уроков для 8 класса по основным разделам курса «Технология» (Сасова И.А. Технология. 5-8 классы: программа/ И.А. Сасова, А.В. Марченко, М, Вентана-Граф).

Задание 13. Разработка плана-конспекта (технологической карты) урока элективного курса «Твоя карьера» для 9-х классов.

Задание 14. Методический и дидактический анализ плана-конспекта и видео-урока в аспекте реализации ФГОС ООО.

Раздел 2 Организационно-технические условия обучения технологии

Задание 1. Педагогическое проектирование учебного процесса. Отбор учебного материала для занятия. Разработать календарно-тематический план на одну четверть для 5, 6, 7  классов для неделимых классов в соответствии с примерной программой ООО.

1. Руководствуясь учебной программой по технологии и календарем, определите количество занятий на данную четверть.

2. Для каждого из занятий:

а) определите тему, цель и узловые вопросы содержания обучения;

б) руководствуясь примерным перечнем объектов труда, приведенном в учебной программе, подберите соответствующие содержанию занятия изделия, которые будут изготовлять ученики;

в) определите необходимее виды и количество конструкционных материалов для выполнения изделий всеми учениками в расчете на подгруппу (20 человек);

г) продумайте технологию изготовления изделия, определите необходимое для этого оборудование, инструменты и приспособления;

д) подберите необходимый дидактический материал, средства наглядности, учебно-техническую документацию, которые будут использована на занятиях.

3. Запишите полученные данные в календарно-тематический план.

Форма отчета: составленный календарно-тематический план на четверть.

Задание 2. Разработка критериев эффективности урока по технологии, выделение факторов, влияющих на эффективность урока, разработка методов и средств эффективности урока.

Задание 3. Анализ урока по ФГОС.

Задание 4. Анализ учебно-материальной базы и организационно-технических условий обучение технологии.

Опираясь на требование учебной программы и содержание учебников по технологии обработки конструкционных материалов и пользуясь литературой по организации учебно-материальной базы по технологии разработать проект учебной мастерской, в котором определить:

1. Какие типы и марки металлорежущих и дерёвообрабатывающих станков потребуются для организации процесса обучения. Сколько различных станков необходимо в расчете на 20 учащихся в каждом из 5-9 классов в одной параллели.

2. Какие и сколько комплектов рабочих инструментов потребуются для указанного количества учащихся по разделам «Обработка древесины» и «Обработка металлов».

3. Какие контрольно-измерительные инструменты и приборы и в каком количестве потребуются для организации учебного и технологического процессов в 5-9 классах.

4. Какие средства наглядности потребуются для организации учебного процесса.

5. Сделайте эскизы размещения; рабочих мест учащихся и оборудования на планах основных учебных мастерских по обработке древесины и обработке металлов.

 
стр. 16
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Форма отчета: Эскизы размещения рабочих мест учащихся на планах учебных мастерских по обработке древесины и

обработке металлов. Списки станочного оборудования и комплектов рабочих и контрольно-измерительных инструментов и приспособлений.

Задание 5. Определение типа и структуры урока технологии.

Задание:

1. По разработанному календарно-тематическому плану выделите два различных типа урока.

2.Определите структуру этих уроков. Для чего:

а) сформулируйте образовательные, развивающие и воспитательные цели урока;

б) в соответствии с этими целями установите ход урока. т.е, укажите основные элементы структуры или этапы урока;

в) обоснуйте выбранный тип и структуру урока.

Форма отчета: разработанные планы уроков, отражающие различные типы и соответствующие структуры этих уроков.

Задание 6. Определение методов изучения новых технико-технологических, сведений на уроках технологии.

1. Выберите один из уроков по разработанному календарно-тематическому плану, который имеет целью ознакомление учащихся с новыми технико-технологическими знаниями.

2. Отберите содержание этих сведения.

3. Определите, какими методами следует делать изложение новых технико-технологических сведений. Опишите эту методику.

4. Установите, как следует провести первичное закрепление изложенных технико-технологических сведений. Дайте характеристику методам закрепления знаний.

Форма отчета: разработанный план урока технологии с подробным изложением методики изучения и закрепления новых технико-технологических сведение.

Задание 7. Разработка учебно-технической документации для организации процесса обучения технологии. Составление технологических карт на изготовление изделий.

1. Выберите изделие из примерного перечня объектов труда для учащихся 5-го класса.

Продумайте технологию его изготовления, а составьте технологическую карту.

2. Выберите изделие из примерного перечня объектов труда для учащих ей 6-7 классов. Продумайте технологию его изготовления и составьте технологическую карту по форме:

Технологическая карта на изготовление ______________________

Задание 8  Построение урока технологии, содержащего лабораторную работу обучающихся.

1. Выберите урок из разработанного календарно-тематического плана, который содержит лабораторную работу учащихся.

2. Уточните цели и задачи этого урока.

3. Определите структуру этого урока и составьте план его проведения.

4. Определите содержание лабораторной работы, подберите лабораторное оборудование и инструменты, установите порядок выполнения работы и форму отчета учащихся по ее окончании.

5. Продумайте и определите содержание и методику проведения других элементов структуры данного урока.

Форма отчета: составленный план-конспект урока-лабораторной работы.

Задание 9 Методика бучения элементам машиноведения, электротехники, робототехники  и автоматики. Разработка учебно -технической документации для организации процесса обучения технологии. Составление технологических карт на изготовление изделий.

Задание 10. Методика обучения технологии ведения дома, конструированию и моделированию швейных изделий, технологии обработки пищевых продуктов, художественной обработке материалов. Обработка древесины, металла. Разработка учебно-технической документации для организации процесса обучения технологии. Составление технологических карт на изготовление изделий.

Раздел 3. Особенности преподавания технологии в условиях реализации новых стандартов.

Задание 1.Анализ примерной рабочей программы по технологии для неделимых классов.  Структурирование и конкретизация планируемых результатов по годам обучения.

Задание 2. Разработка типовых задач на формирование УУД у обучающихся, компетентностно-ориентированных заданий, активных и интерактивных методов и технологий, применяемых на уроке технологии.

Задание 3. Составление конструктора урока с применением активных методов, приёмов обучения на разных этапах урока.

Задание 4. Изучение современных требований, предъявляемых к видео-уроку.

Задание 5. Деловая игра.  Сценарий урока открытия новых знаний (по ТК). Самоанализ урока.

Задание 6.  Особенности применения различных видов рефлексии на разных этапах урока.

Задание 7. Применение метода творческих проектов в процессе обучения технологии обработки конструкционных материалов.

1. По предложению преподавателя определите содержание обучения учащихся проектной деятельности в целом и конкретно в одном из 5-9 классов.

2. Определите методику изучения этого учебного материала.

3. Пользуясь описанными в литературе примерами, объектами творческих проектов учащихся, а также своими представлениями об этих объектах» разработайте образец творческого проекта учащегося.

Форма отчета: образец творческого проекта учащегося 5-9 классов.

Задание 8. Планирование внеклассной работы по техническому и декоративно-прикладному творчеству учащихся.

1. По предложению преподавателя ознакомьтесь с учебной программой и методической литературой одного из кружков технического или декоративно-прикладного творчества учащихся.

2. Составьте примерную тематику занятий кружка на четверть учебного года.

3. Разработайте план-конспект (сценарий) одного из занятий кружка.

Форма отчета: разработанный план-конспект занятия кружка.

Задание 9. Разработка и подготовка экскурсии на промышленное предприятие.

1. По предложению преподавателя подготовьте методику проведения экскурсии по определенной теме и на конкретное

 
стр. 17
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
предприятие.

2. При возможности студенту желательно лично предварительно. познакомиться с данным предприятием.

3. Сформулируйте цель и составьте план проведения экскурсии.

4. Подготовьте вопросы для проведения итоговой беседы по проведенной экскурсии.

Форма отчета: план проведения экскурсии.                                

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении  к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Романова, К. Е.
Теория и методика обучения технологии [Электронный ресурс] : URL: http://www.iprbookshop.ru/72469.htm :  учебно-методическое пособие
Саратов : Ай Пи Эр Медиа,, 2022
 
Л1.2
Субочева М.Л., Вахтомина Е. А. , Сапего, И. П.  Максимкина И.В.
Теория и методика обучения технологии с практикумом [Электронный ресурс] : URL:http://www.iprbookshop.ru/75826.htm. -дата обращения 5.07.2019l: учебно-методическое пособие
Москва. : Московский педагогический государственный университет, 2018
 
Л1.3
Серебренников, Л. Н
Серебренников, Л. Н.  Методика обучения технологии : учебник для вузов / Л. Н. Серебренников. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 226 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06302-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491199: учебник для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, , 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Р. Ф. Катаев, В. С. Милютин, М. Г. Близник 
Технология конструкционных материалов: теория и технология контактной сварки : учебное пособие для вузов / Р. Ф. Катаев, В. С. Милютин, М. Г. Близник ; под научной редакцией М. П. Шалимова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 146 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10116-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1491-1 (Изд-во Урал. ун-та). дата обращения 12.07.2019 : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Хворостов, А. С.
Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства: работы по дереву : практическое пособие для среднего профессионального образования / А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов ; под общей редакцией А. С. Хворостова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 152 с. — — ISBN 978-5-534-11449-2. -дата обращения 14.08.2019.: практическое пособие
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Макленкова ,С.Ю., Максимкина И.В.
Макленкова С.Ю. Моделирование и конструирование одежды [Электронный ресурс]: практикум/ Макленкова С.Ю., Максимкина И.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2018.— 84 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75809.html.— ЭБС «IPRbooks». -дата обращения 23.07.2019: практикум
Москва : Московский педагогический государственный университет, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Тонковид С.Б., Гуляева Е.Ю., Игнатова М.И., Гамов И.Е.
Основы пластического языка в художественной обработке материалов [Электронный ресурс]: методические указания к изучению дисциплины технологии художественной обработки материалов/ — Электрон. текстовые данные.— Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2016.— 19 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73084.html.— ЭБС «IPRbooks. -дата обращения 12.08.2019»: Методические указания
Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2016
 
стр. 18
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Рабочая программа по технологии 7 класс. Современный учительский портал. -[сайт]: URL:http://easyen.ru/load/tekhnologija/7_klass/rabochaja_programma_po_ttekhnologii/224-1-0-15549/ 
 
Э2
Рабочая программа по технологии 9 класс (девочки) /Современный учительский портал. -[сайт]: URL: https://easyen.ru/load/tekhnologija/9_klass/rabochaja_programma_9_klass_po_tekhnologii/226-1-0-14818 
 
Э3
Использование ИКТ на уроках технологии при изучении темы

«Конструирование одежды» /Современный учительский портал. -[сайт]: URL: https://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/ispolzovanie_ikt_na_urokakh_tekhnologii_pri_izuchenii_temy_konstruirovanie_odezhdy/356-1-0-3684 

 
Э4
Использование метода проектов на уроках технологии для развития

творческих способностей /Современный учительский портал. -[сайт]: URL: https://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/ispolzovanie_metoda_proektov_na_urokakh_tekhnologii_dlja_razvitija_tvorcheskikh_sposobnostej/356-1-0-11691

 
Э5
Методическая разработка раздела "Машиноведение" для 5 класса

(обслуживающий труд) https://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/metodicheskaja_razrabotka_razdela_mashinovedenie_dlja_5_klassa_obsluzhivajushhij_trud/356-1-0-13572

 
Э6
Применение ИКТ на уроках Технологии-http://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/primenenie_ikt_na_urokakh_tekhnologii/356-1-0-3685/
 
Э7
Применение принципов проблемного обучения на уроках технологии -http://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/primenenie_principov_problemnogo_obuchenija_na_urokakh_tekhnologii/356-1-0-6099/
 
Э8
Развитие УУД на уроках технологии -http://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/razvitie_uud_na_urokakh_tekhnologii/356-1-0-6801/ 
 
Э9
Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда  при работе на швейной машине -http://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/sanitarno_gigienicheskie_trebovanija_i_pravila_bezopasnosti_truda_pri_rabote_na_shvejnoj_mashine/356-1-0-2347/

 
Э10
Технология обработки древесины -http://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/tekhnologija_obrabotki_drevesiny_5_klass/356-1-0-14254 
 
Э11
Терминология швейных работ - http://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/terminologija_shvejnykh_rabot/356-1-0-2349
 
Э12
Творчество учащихся в технологическом образовании -http://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/tvorchestvo_uchashhikhsja/356-1-0-2029/
 
Э13
Рабочая программа по технологии 10  класс (для девушек) -http://easyen.ru/load/tekhnologija/raznoe/rabochaja_programma_po_tekhnologii_10_klass/221-1-0-15552/
 
Э14
Реестр примерных основных общеобразовательных программ -http://fgosreestr.ru/
 
Э15
Анализ и самоанализ урока по ФГОС -https://multiurok.ru/files/analiz-i-samoanaliz-uroka-po-fgos.html
 
Э16
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
Э17
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 19
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям:

Методическая подготовка обучающихся складывается из лекционного курса по теории и методике обучения технологии, практических занятий по этому курсу,выполнения рефератов, презентаций, кейсов, а также участия студентов в научно-методических исследованиях, прохождения ими педагогической практики инаписания выпускных квалификационных (дипломных) работ.Среди указанных видов учебной работы в системе методической подготовки студентов значительное место занимают практические занятия. При подготовке к этим занятиям и при их проведении студенты изучают и обсуждают первоисточники по методическим вопросам, расширяя, углубляя и практически осваивая теоретические знания методики преподавания. На практических занятиях студенты овладевают знаниями конкретной методики, методики изучения отдельных тем той или иной технологии, у них формируются первоначальные методические умения.

Важное место на этих занятиях занимают вопросы проектирования учебного роцесса по конкретной технологии, а также его организации и осуществления в виде

деловых игр.

Методические указания к практическим занятиям:

Цель практических занятий:

1. На основе повторения и практического осмысления лекционного курса по общим основам методики преподавания технологии, изучения учебных пособий и другой учебно-методической литературы по технологии овладеть теоретической базой методической подготовки, включающей в себя:

-знания содержания образовательной области «Технология» и ее роли в формировании технологической культуры учащихся, в развитии их личности;

-ясное представление о содержании и характере профессионально-педагогической деятельности учителя технологии и предпринимательства, о требованиях к его подготовке;

-знание социально-педагогических основ технологического обучения;

-знание организационно-методических систем и принципов технологического обучения;

-знание функциональных педагогических и технико-экономических требований к учебно-материальной базе технологического обучения.

2. Формировать практическую готовность к будущей профессиональной деятельности:

-на основе изучения образовательного стандарта образовательной области «Технология» и примерных учебных программ, учебников и учебных пособий по технологии обработки различных материалов подробно ознакомиться с содержанием технологического обучения; изучить методическую литературу, раскрывающую конкретную методику

преподавания технологии;

-изучить материально-технические условия технологического обучения;

-научиться планировать процесс технологического обучения, разрабатывать планы-конспекты (сценарии) уроков технологии;

-с помощью деловых игр сформировать первоначальные умения готовить и проводить уроки технологии.

Форма отчета на коллоквиуме: конспективная запись ответов на поставленные в задании вопросы. Участие в коллективном обсуждении этих вопросов на коллоквиуме.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под 

 
стр. 20
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Рекомендации по подготовке к экзамену

Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине

За 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно.

Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.

Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.

Методические указания к занятиям для обучающихся с ОВЗ.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.