МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: b44.03.05 МиФ 224.plx
доц., Гумерова М.М. _________________
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: b44.03.05 МиФ 224.plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование компетенций по организации воспитательной работы классного руководителя на основе знаний о теории и технологии организации воспитательных практик.
Задачи освоения дисциплины:
ознакомить с теорией и практикой современной воспитательной системы школы и основами организации воспитательных мероприятий обучающихся в соответствии с ФГОС ООО;
формировать умения проектировать воспитательный процесс в школе, умения планирования и организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, на основе применения психолого-педагогических технологий индивидуализации, форм, методов и технологий взаимодействия и сотрудничества;
формировать умения разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся, организации различных форм и методов воспитательной деятельности, основываясь на традиционных для росссийского общества ценностях.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Психология воспитательных практик
Психолого-педагогические основы обучения математике
Учебная практика по решению математических задач
Учебная технологическая практика
Безопасность жизнедеятельности
Русский язык и культура речи
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
Физическая культура и спорт
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
Основы вожатской деятельности
Производственная педагогическая практика
Производственная педагогическая вожатская практика
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
Производственная педагогическая практика
Учебная практика по решению задач по физике
Образовательные технологии в обучении математике
Производственная педагогическая практика
Решение олимпиадных задач по математике
Специальные методы решения математических задач
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Вычислительный эксперимент в физике
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УП: b44.03.05 МиФ 224.plx
УК-3.1: Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения
УК-3.2: Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
принципы работы в команде;
формы, виды и способы конструктивного социального взаимодействия,особенности организации воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся;
основы управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания.
сущность духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения в профессиональной деятельности;
принципы, содержание, методы и технологии духовно-нравственного воспитания обучающихся;
психолого-педагогические технологии воспитания;
технологии и методы регуляции поведения и деятельности обучающихся;
алгоритм постановки воспитательных целей и проектирования воспитательной деятельности;
способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности;
методы организации работы с родителями.
работать в команде, проявлять лидерские качества и умения,умения эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе, с различными организациями
ставить диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся;
организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся;
УП: b44.03.05 МиФ 224.plx
применять психолого-педагогические технологии для адресной работы с различными категориями обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
проектировать и осуществлять воспитательную деятельность в поликультурной среде на основе базовых национальных ценностей;
понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) и рекомендации по использованию индивидуально-ориентированных воспитательных технологий с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
выбирать технологии и методы воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников;
проектировать воспитательные программы и обоснованно определять методы их реализации в соответствии с требованиями ФГОС;
проектировать способы организации различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий;
выбирать методы организации работы с родителями (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания
способами эффективного социального взаимодействия в команде:способами эффективного социального взаимодействия, в том числе, с различными организациями
приемами организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития;
технологиями помощи и поддержки в организации деятельности ученических органов самоуправления;
методами формирования у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире;
навыками анализа и отбора психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и
применения их в профессиональной воспитательной деятельности с учетом различного контингента обучающихся; психолого-педагогическими технологиями индивидуализации воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
технологиями реализации интерактивных форм и методов воспитательной работы, организации воспитательных мероприятий;
способами комплексной оценки воспитательного эффекта различных видов внеурочной деятельности ребенка;
способами оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Организационно-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя
Цель и задачи воспитательной деятельности педагога /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Ценностные основы воспитательной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
УП: b44.03.05 МиФ 224.plx
Субъекты организации воспитательной деятельности в образовании (учитель-предметник, классный руководитель, педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог-организатор, вожатый, тьютор, советник по воспитанию, заместитель директора по воспитательной работе и др.) и их трудовые функции в области воспитания в соответствии с требованиями Профессиональных стандартов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Примерная программа воспитания как неотъемлемая часть Основной образовательной программы школы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Уровни реализации направлений воспитательной работы школы (внешкольный уровень, школьный уровень, уровень класса, индивидуальный уровень) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Педагогический потенциал различных видов воспитательной деятельности (игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, общественная, экологическая, художественно-эстетическая, поисковая, краеведческая, туристско- экскурсионная, досуговая и др.) в решении задач воспитания. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Раздел 2. Технологии воспитаельной деятельности классного руководителя
Формы организации образовательных практик воспитания /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Технологии организации и проведения коллективных форм воспитательной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
УП: b44.03.05 МиФ 224.plx
Формы воспитательной деятельности – индивидуальная, групповая, коллективная (рассказ, беседа, дискуссия, конкурс, игра, спектакль, экскурсия, КТД, ролевая игра, многодневный поход или поход, соревнование, сбор, трудовой десант и др.) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Анализ и обоснованность выбора форм воспитательной деятельности педагога с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития обучающихся и цели воспитательного события. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Классификации методов воспитательной деятельности (методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта поведения, методы стимулирования деятельности и поведения, методы контроля и оценки/самооценки). /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Решение практических ситуаций и анализ обоснованности выбора методов воспитательной деятельности педагога с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития обучающихся и цели воспитательного события. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Содержание воспитательных практик как смысловое наполнение различных видов и форм воспитательной деятельности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Основные задачи деятельности классного руководителя /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
УП: b44.03.05 МиФ 224.plx
Основные цели и задачи деятельности классного руководителя. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Профессиональные и социальные роли классного руководителя. Принципы воспитательной деятельности классного руководителя. Инвариантная и вариативная части содержания деятельности классного руководства. Личностно-ориентированная деятельность классного руководителя по воспитанию и социализации обучающихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Формирование классного коллектива как воспитательной среды /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Выявление и поддержка обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Профилактика наркотической и алкогольной зависимости. Формирование навыков информационной безопасности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Технологии взаимодействия с родителями /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
УП: b44.03.05 МиФ 224.plx
Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями и педагогическим коллективом, социальными партнерами. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Технологии педагогической диагностики воспитательных результатов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Оценка эффективности работы классного руководителя.
Диагностика и динамика результатов развития личности обучающегося.
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Технологии раскрытия потенциальных способностей и талантов, самоопределения каждого обучающегося. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Ведение педагогической документации, в т.ч. с использованием ЭОР и ИКТ. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
Технологии дистанционного общения с родителями, алгоритм размещения на сайте школы информации о мероприятиях класса. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация
Вопросы и задания к зачету
1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
2. Закономерности воспитания
УП: b44.03.05 МиФ 224.plx
3. Базовые теории воспитания и развития личности.
4. Понятие о воспитательных системах.
5. Система форм и методов воспитания.
6. Педагогическое взаимодействие в воспитании.
7. Коллектив как объект и субъект воспитания
8. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
9. Работа с родителями.
10. Организация внеурочной деятельности в школе.
11. Волонтерство и общественная деятельность как форма социального творчества.
12 Сущность методики проектирования воспитательных мероприятий.
13. Характеристика методов организации деятельности и опыта общественного поведения.
14. Методы стимулирования поведения и деятельности.
15. Методы оценки эффективности воспитательного процесса.
16. Прием воспитания.
17. Организация и проведение коллективного творческого дела.
18. Средства воспитания. Общение как средство воспитания.
19. Педагогическая запущенность и трудновоспитуемость.
20. Роль воспитателя в организации воспитательных взаимодействий.
21. Планирование процесса воспитания.
22. Методика взаимодействия классного руководителя с родителями.
23. Особенности воспитательной работы с неблагополучными семьями.
24. Технологии формирования коллектива.
26. Организация коллективной и индивидуальной творческой деятельности.
27. Воспитание доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса. Выявление и поддержка обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
28. Технологии анализа эффективности воспитательной работы.
29. Принципы воспитания.
30. Целеполагание в процессе воспитания.
31. Личностно-ориентированная деятельность классного руководителя по воспитанию и социализации обучающихся.
32. Профилактика наркотической и алкогольной зависимости. Формирование навыков информационной безопасности.
33. Раскрытие потенциальных способностей и талантов, самоопределения каждого обучающегося.
34. Ведение педагогической документации, в т.ч. с использованием ЭОР и ИКТ.
35. Примерная программа воспитательной работы и уровни реализации направлений воспитательной работы школы.
Задание:
Разработать сценарий воспитательного мероприятия по направлению воспитания (по выбору):
• Общественно-полезная деятельность учащихся.
• Научно-познавательное.
• Военно-патриотическое.
• Художественно-эстетическое.
• Спортивно-оздоровительное
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости
Темы письменных сообщений
1. Сущность процесса воспитания в современной школе
2. Проблемы в воспитании современного школьника
3. Задачи, содержание и методы нравственного воспитания школьников
4. Система гражданского воспитания в школе (политическое, правовое)
5. Патриотическое и поликультурное воспитание в школе
6. Проблемы полового воспитания школьников в школе и обществе
7. Трудовое воспитание в школе: проблемы и решения
8. Формирование здорового образа жизни у школьников
9. Профилактика правонарушений, девиантного поведения школьников
10. Формирование эстетической культуры современных детей и подростков
11. Возможности коллективного воспитания в современной школе
12. Система методов воспитания в работе учителя: теория и практика
13. Демократические и гуманистические методы воспитания в современной школе
14. Проблема взаимодействия школы и средств массовой информации в воспитании детей
15. Психологические и психотерапевтические методы в воспитании детей
16. Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе
17. Диагностика учащихся класса как часть воспитательной работы учителя, классного руководителя: задачи, содержание, методы
18. Планирование воспитательной работы учителя, классного руководителя с учащимися в классе
19. Методика КТД.
20. Структура организации внеурочной деятельности: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты.
21. Формы и виды организации внеурочной деятельности школьников.
22. Формирование научно-исследовательского навыка во внеурочной деятельности.
УП: b44.03.05 МиФ 224.plx
23. Методический конструктор внеурочной образовательной программы. Моделирование внеурочной образовательной программы
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01032-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510663
Классное руководство : учебное пособие для вузов / И. Ф. Исаев [и др.] ; под редакцией И. Ф. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 342 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11812-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518356: учебное пособие для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Щуркова, Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве : практическое пособие / Н. Е. Щуркова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06553-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514332
Педагогика в 2 т. Том 2. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 252 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06489-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515021
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок»: [сайт]. – Москва, 2015 – Текст: электронный
2. Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа https://edu.gov.ru
Российское образование: федеральный образовательный портал: [сайт]. – Москва. - Обновляется в течение суток. –– Текст: электронный
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
УП: b44.03.05 МиФ 224.plx
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.
В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.
Обучающийся, проходящий практику, должен:
На организационном этапе:
присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;
прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;
получить индивидуальное задание.
В период прохождения практики:
ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);
активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;
выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;
ежедневно вести дневник практики;
соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;
нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
осуществлять взаимодействие с руководителем от профильной организации.
На заключительном этапе:
представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.
Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите.
УП: b44.03.05 МиФ 224.plx
Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:
- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;
- ответы обучающегося на вопросы по отчету;
При оценке учитываются:
содержание отчета и доклада обучающегося;
качество ответов на вопросы;
корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.
в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.
Обучающийся имеет право:
на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;
пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;
на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;
на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.
Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.
Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;
- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;
- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения
При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.
Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.