2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Анатомия человека_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Анатомия человека
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 1
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
18
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
18
18
18
18
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Смирнова А.В. _________________
 
 
Анатомия человека
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать целостное представление об организме человека, его строении, раскрыть механизмы адаптации его к физическим нагрузкам и тем самым способствовать  медико-биологическому обеспечению современного спорта.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
способствовать формированию у обучающихся диалектико-материалистического мировоззрения в понимании естественных научных основ спорта;
1.4
расширять общебиологическую и методологическую подготовку обучающихся – специалистов по физической культуре и спорту;
1.5
обеспечить обучающихся, знаниями о форме, строении, функциях и развитии человека во взаимосвязи его с окружающей средой;
1.6
изучить возрастные и индивидуальные особенности организма человека и те изменения, которые происходят в нем в связи с занятиями физической культурой и спортом;
1.7
научить понимать и предвидеть те структурно-функциональные изменения в различных органах и организме в целом, которые могут происходить под влиянием физических нагрузок различного характера и интенсивности;
1.8
привить навыки и умения использования полученных знаний по анатомии человека в практической деятельности: построении учебно-тренировачных занятий для различных групп спортивной ориентации, индивидуализации спортивной тренировки.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины "Анатомия человека" обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Физиология человека
2.2.2
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.2.3
Валеология
2.2.4
Спортивная медицина
2.2.5
Физиология спорта
2.2.6
Концепции современного естествознания
2.2.7
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.2.8
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.2.9
Общая и социальная психология
2.2.10
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.11
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.2.12
Возрастная и педагогическая психология  
2.2.13
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.2.14
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.2.15
Психолого-педагогический практикум
2.2.16
Теория и методика физической культуры и спорта
2.2.17
Учебная ознакомительная практика
2.2.18
Методика обучения  физической культуры   
2.2.19
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.20
Педагогика и психология физической культуры
2.2.21
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.2.22
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.23
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.2.24
Методика обучения  безопасности жизнедеятельности
2.2.25
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.26
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.2.27
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.28
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.2.29
Производственная педагогическая практика
2.2.30
Курсовая по безопасности жизнедеятельности
2.2.31
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.2.32
Охрана труда на производстве и ОО
2.2.33
Пожарная безопасность
2.2.34
Система гражданской защиты населения
2.2.35
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.2.36
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.37
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.2.38
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.39
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
строение организма человека на всех уровнях его организации;
3.1.2
основы возрастной анатомии и спортивной антропологии;
3.1.3
методы морфологического исследования;
3.1.4
анатомические термины (русские и латинские);
3.1.5
анатомию и топографию органов, систем и аппаратов органов, детали их строения и основные функции;
3.1.6
проекцию органов на поверхности тела.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения, и правильно называть их;
3.2.2
находить и показывать на теле человека основные костные ориентиры, части и области тела;
3.2.3
применять полученные знания для объяснения разнообразных физиологических процессов, протекающих в организме человека.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы с микроскопом;
3.3.2
навыками организации морфологического исследования человека;
3.3.3
навыками морфологического исследования человека.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в анатомию и морфологию 

 
1.1
Анатомия как наука. Краткий очерк истории развития. Методы анатомического исследования  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ОПК-8.1
1
0
 
1.2
Увеличительные приборы и правила работы с ними.Классификация и функциональная характеристика эпителиальных тканей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.3
Общая организация клетки. Основные функции клетки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.4
Классификация и функциональная характеристика тканей внутренней среды /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
1.5
Классификация и функциональная характеристика нервной и мышечной тканей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.6
Общий обзор тела человека, анатомическая терминология. Уровни организации организма человека /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат

 
2.1
Учение о костях — остеология /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
2.2
Учение о мышцах — миология /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
2.3
Скелет человека /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
2.4
Мышцы и фасции туловища и головы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
2.5
Мышцы и фасции конечностей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
2.6
Осанка тела человека.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 3. Учения о внутренностях (спланхнология)

 
3.1
Пищеварительная система /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
3.2
Дыхательная система. Эндокринные железы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
3.3
Морфология и анатомия пищеварительного тракта /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
3.4
Морфология и анатомия дыхательных путей  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
3.5
Морфология и анатомия желез внутренней секреции /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
3.6
Морфология и анатомия органов мочевыделения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
3.7
Морфология и анатомия половых органов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Раздел 4. Учение о сосудах (ангиология)

 
4.1
Кровеносная система /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
4.2
Лимфатическая система. Лимфология /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ОПК-8.1
1
0
 
4.3
Анатомия и морфология сердца /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
4.4
Строение кровеностных сосудов. Сосуды большого и малого круга кровообращения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
4.5
Функциональное значение лимфатической системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
4.6
Органы кроветворения и иммунной системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 5. Учение о нервной системе (неврология)

 
5.1
Центральная нервная система  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
5.2
Периферическая нервная система  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
5.3
Спинной мозг  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
5.4
Головной мозг /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
5.5
Понятие о цитоархитектонике и миелоархитектонике коры /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
5.6
Лимбическая система мозга /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
5.7
Периферическая нервная система /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
5.8
Вегетативная нервная система /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 6. Органы чувств и их проводящие пути

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
6.1
Органы чувств /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
6.2
Анатомия и морфология органов зрения, слуха и равновесия /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
6.3
Анатомия и морфология органов обоняния и вкуса  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
6.4
Общий покров тела. Кожа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
1
0
 
6.5
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ОПК-8.1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1.Анатомия как наука. Классификация анатомических наук. Задачи анатомии и ее связь с другими науками о человеке.

2.Краткая история развития анатомии. Значение работ русских анатомов И.И. Пирогова, Н.Ф. Лестгафта, М.Р. Иваницкого.

3.Методы исследования в анатомии.

4.Общая организация клетки. Строение и функции органоидов. Межклеточное вещество.

5.Плазмолемма: строение, химический состав и функции.

6.Ткани. Классификация тканей. Морфо-функциональная характеристика эпителиальных тканей. Классификация. Особенности строения эпителиальных тканей. Строение и роль базальной мембраны.

7.Особенности организации хрящевой ткани. Морфофункциональная характеристика различных видов хрящевой ткани.

8.Особенности организации костной ткани. Особенности структурно-функциональной организации межклеточного вещества различных видов кости.

9.Классификация и морфофункциональная характеристика мышечной ткани.

10.Морфофункциональная характеристика нервной ткани. Морфологическая, функциональная и биохимческая классификации нейронов.

11.Особенности строения нервных волокон. Строение мякотных и безмякотных нервных волокон, их функциональные особенности.

12.Общий обзор внешней формы тела человека, плоскости симметрии, оси вращения и области тела человека.

13.Строение кости как органа. Классификация костей.

14.Соединения костей. Виды непрерывных соединений. Прерывные соединения. Виды и строение прерывных соединений.

15.Скелет. Функции скелета. Фило- и онтогенез скелета человека.

16.Скелет головы. Кости мозгового и лицевого отделов, топография черепа.

17.Позвоночник. Особенности строения позвонков разных отделов позвоночника человека.

18.Скелет туловища. Строение и функции.

19.Скелет верхней конечности. Строение костей плечевого пояса свободной верхней конечности.

20.Скелет нижней конечности. Строение костей тазового пояса свободной нижней конечности.

21.Учение о мышцах. Общее строение мышц.

22.Мышца как орган. Классификация, строение мышц, вспомогательный аппарат мышц и его роль.

23.Мышцы головы. Топография и функции.

24.Мышцы туловища: груди, живота, спины. Функции мышц туловища.

25.Мышцы верхней конечности: плечевого пояса; плеча; предплечья; кисти. Функции мышц верхней конечности.

26.Мышцы нижней конечности: тазового пояса; бедра; голени; стопы. Функции мышц нижней конечности.

27.Внутренние органы. Топография внутренних органов, разделение на системы, особенности строения.

28.Ротовая полость. Строение и функциональное значение.

29.Глотка, пищевод, желудок. Топография, строение и функциональное значение.

30.Желудок. Топография, особенности микро и макроскопического строения, функции желудка.

31.Тонкий кишечник. Особенности микро и макроскопического строения тонкого кишечника, функции.

32.Толстый кишечник. Топография, отделы, особенности микро и макроскопического строения, функции.

33.Печень, топография, особенности строения и функции. Микроскопическое строение и функции печени.

34.Поджелудочная железа. Топография, особенности микро и макроскопического строения, функции.

35.Гортань, трахея, бронхи. Строение, функции.

36.Легкие. Особенности микро и макроскопического строения.

37.Функциональная анатомия легких. Строение бронхиального и альвеолярного дерева.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
38.Почки. Топография, особенности микро и макроскопического строения, функции почек. Функциональная анатомия почек.

39.Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Топография, строение, функции.

40.Органы женской половой системы, их строение, функциональное значение.

41.Органы мужской половой системы, их строение, функциональное значение.

42.Закономерности распределения артерий и вен в организме человека. Строение стенок артерий, вен, капилляров.

43.Сердце, топография, строение, влияние факторов среды на анатомическую изменчивость сердца.

44.Сосуды малого круга кровообращения и область их кровоснабжения. Сосуды сердца.

45.Понятие о системе крови. Кровь как ткань. Форменные элементы крови и их количество, размеры, форма, строение, функции, продолжительность жизни.

46.Эндокринная система, ее значение.

47.Гипофиз: строение (адено- и нейрогипофиз). Их функциональная характеристика. Связь гипофиза с гипоталамусом и ее значение.

48.Щитовидная  и паращитовидная железы: строение и функции.

49.Надпочечники: строение и функции.

50.Понятие рефлекса. Морфологическая основа рефлекса (рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо).

51.Внешнее строение спинного мозга. Внутреннее строение спинного мозга.

52.Строение спинномозговых нервов.

53.Оболочки головного и спинного мозга. Спинномозговая жидкость. Внешнее строение головного мозга.

54.Продолговатый мозг. Строение, функции. Нервы, отходящие от продолговатого мозга, области их иннервации.

55.Задний мозг. Топография, строение, функции. Нервы заднего мозга, области их иннервации.

56.Средний мозг. Топография, строение, функциональное значение. Нервы среднего мозга, области их иннервации.

57.Промежуточный мозг. Топография, строение, функциональное значение.

58.Конечный мозг. Общая морфология больших полушарий мозга: доли, борозды, извилины.

59.Головные нервы, их число, состав волокон. Ядра, узлы. Место отхождения от мозга и места выхода из черепа, области иннервации.

60.Корковые концы анализаторов. Цитоархитектоника коры больших полушарий.

61.Вегетативная нервная система. Классификация, строение и функциональное значение.

62.Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Строение и функции.

63.Симпатический отдел вегетативной нервной системы. Строение и функции.

64.Зрительный анализатор. Строение глаза. Преломляющие среды глазного яблока: роговица, хрусталик, стекловидное тело.

65.Слуховоай анализатор. Строение наружного, среднего (барабанная полость, слуховые косточки, слуховая труба)и внутреннего уха.

66.Кожа. Ее морфо-функциональная характеристика. Строение кожи и ее производных – кожных желез, волос, ногтей. Возрастные и половые особенности кожи. Регенерация.

67.Вкусовой и обонятельный анализаторы.

68.Орган равновесия. Строение, развитие, функции. Морфо- функциональная характеристика сенсоэпителиальных (волосковых) клеток.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика рефератов

1. Анатомическая характеристика пищеварительной системы.

2. Анатомическая характеристика дыхательной системы.

3. Анатомическая характеристика мочевой системы.

4. Анатомическая характеристика сердца.

5. Анатомическая характеристика лимфатической системы.

6. Особенности роста и развития организма.

7. Анатомическая характеристика половой системы.

8. Анатомическая характеристика проводящих путей головного и спинного мозга.

9. Анатомическая характеристика головного мозга.

10. Лимбическая система мозга.

11. Вегетативная (автономная) нервная система.

12. Анатомическая характеристика зрительного  анализатора.

13. Анатомическая характеристика слухового анализатора.

14. Анатомическая характеристика вкусового анализатора.

15. Анатомическая характеристика обонятельного анализатора.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Замараев, В. А
Анатомия: учебное пособие для вузов / В. А. Замараев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 268 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07276-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437343 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Кабанов, Н. А. 
Анатомия человека : учебник для вузов / Н. А. Кабанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 464 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09075-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/427567
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Киселев, С. Ю.
Анатомия центральной нервной системы : учебное пособие для вузов / С. Ю. Киселев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 65 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-05376-0 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1239-9 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/441466
Москва : Издательство Юрайт , 2019
 
Л2.2
Лысенков, Н. К. 
Пластическая анатомия:: учебник для вузов / Н. К. Лысенков, П. И. Карузин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 240 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06400-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441993 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Марысаев, В. Б. 
Атлас анатомии человека: В. Б. Марысаев. — 2-е изд. — Москва : РИПОЛ классик, 2016. — 576 c. — ISBN 978-5-386-04919-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85563.html 
Москва : РИПОЛ классик, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Анатомия человека медицинский сайт - Режим доступа: http://www.aopma.ru/ 
 
Э2
Анатомические препараты - Режим доступа: http://anatomka.odmu.edu.ua/museum_main.htm 
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 10
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-223 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, учебное оборудование, лабораторные наборы, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
       Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическом занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе   практических занятий внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,    рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к экзамену

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

      

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.