2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Методология НИРС по филологии_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методология НИРС по филологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Кандидат филологических наук, доцент, Закиров Раиф Амирьянович _________________
 
 
Методология НИРС по филологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в овладении знаниями в области методологии проведения научных и учебных исследований по филологическим дисциплинам.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
заложить основы научно-исследовательской деятельности для постановки и решения исследовательских задач в области образования и филологии, использования в профессиональной деятельности методов научного исследования;
1.4
раскрыть технологию и методику исследований в области филологии на всех этапах научно-исследовательской деятельности;
1.5
привить навыки организации и руководства учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.2
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.3
Языковая картина мира
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по русскому языку
2.2.2
Курсовая работа по литературе
2.2.3
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.5
Преддипломная практика
2.2.6
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования 
 
 
 
ПК-12: способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся
 
Знать:
 
формы и методы организации исследовательской деятельности обучающихся, некоторые особенности научной специфики предметной области
 
основные этапы, цели и задачи организации учебно-исследовательской работы
 
содержание методической составляющей в организации исследовательской деятельности обучающихся с учётом их возрастных особенностей, уровня мотивации и образования 
 
 
Уметь:
 
определять перспективное направление и обосновывать отбор содержания исследовательской деятельности обучающихся 
 
выделять критерии оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся 
 
планировать и организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Владеть:
 
навыками организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся
 
навыками оценки исследовательской деятельности обучающихся  по заданным критериям
 
профессиональным инструментарием формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области филологии;
3.1.2
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области филологии;
3.1.3
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области языкознания;
3.1.4
формы и методы организации исследовательской деятельности обучающихся, особенности научной работы в области языка и литературы;
3.1.5
основные этапы, цели и задачи организации учебно-исследовательской работы по филологии;
3.1.6
содержание методической составляющей в организации исследовательской деятельности обучающихся по филологии с учётом их возрастных особенностей, уровня мотивации и образования. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области филологии образования;
3.2.2
анализировать исследовательские задачи в области филологии образования по заданным критериям;
3.2.3
оценивать исследовательские задачи в области языкознания и литературоведения образования по заданным критериям;
3.2.4
определять перспективное направление и обосновывать отбор содержания исследовательской деятельности по языку и литературе;
3.2.5
выделять критерии оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся по филологии;
3.2.6
планировать и организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся по русскому языку и литературе.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования в области филологии;
3.3.2
навыками постановки и решения исследовательских задач в области филологии по заданным критериям;
3.3.3
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области языка и литературы;
3.3.4
навыками организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся по русскому языку и литературе;
3.3.5
навыками оценки исследовательской деятельности обучающихся  по русскому языку и литературе;
3.3.6
профессиональным инструментарием формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся по русскому языку и литературе.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
Основные виды человеческой деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
1.2
Познание как вид человеческой деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
1.3
Специфика научного познания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
1.4
Наука и ее отношение к другим общественным явлениям /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
1.5
Структура и функции науки /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
1.6
Место языкознания в системе наук /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.7
Научно-исследовательская работа как необходимый компонент профессиональной подготовки бакалавра /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
1.8
Важнейшие принципы научно-исследовательской работы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
 
Раздел 2. Методология науки о языке

 
2.1
Методология научная и практическая; содержательная и формальная. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
2.2
Структура методологии языкознания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
2.3
Основания методологии: источники и составные части методологии языкознания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
2.4
Характеристика деятельности: принципы, условия, нормы научно-исследовательской деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
2.5
Логическая структура деятельности: объект, предмет, цель, задачи, формы, средства, результат /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
2.6
Технология деятельности: технология познания и описания результатов познания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
 
Раздел 3. Язык и метод. Методика лингвистического исследования

 
3.1
Метод в языкознании как сложная, динамическая, целостная, субординированная система принципов, приемов и способов исследования. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
3.2
Метод и теория.Метод и объект, предмет языкознания. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
3.3
Методы междисциплинарных исследований в языкознании /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-11 ПК-12
5
0
 
3.4
Методика лингвистического исследования /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-11 ПК-12
5
0
 
3.5
Технология описания результатов исследования /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-11 ПК-12
5
0
 
3.6
Этапы лингвистического исследования /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
 
Раздел 4. Технология поиска, изучения научной информации. Технология сбора и классификации языкового материала по теме исследования

 
4.1
Библиографические традиционные источники научной информации /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.2
Каталоги библиотек, библиографические указатели /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.3
Работа в фондах библиотек. Обзоры. Архивы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
4.4
Словарно-справочные источники /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.5
Инновационные источники научной информации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.6
Электронные ресурсы, интернет-ресурсы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.7
Личная картотека по индивидуальной научно-исследовательской теме /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.8
Первичная библиография по теме исследования /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.9
Основные нормы и требования к библиографии по теме исследования /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.10
Техника чтения разных текстов /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.11
Просмотровое, ознакомительное, изучающее выборочное чтение /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.12
Виды записей при изучении литературы. Выписки. Пометки /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.13
Цитирование /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.14
Конспекты. Правила оформления записей при чтении литературы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.15
Технология сбора и классификации  материала по теме исследования /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.16
Справочно-словарная литература и ее компьютерные аналоги /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.17
Тексты, дискурсы на бумажных и электронных носителях /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.18
Способы фиксации языкового материала по теме исследования /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
4.19
Сбор, обработка и систематизация языкового материала по теме исследования /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
 
Раздел 5. Технология моделирования научного текста по проведенному исследованию

 
5.1
Язык, метаязык и графический метаязык реферата /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
5.2
Жанровые особенности курсовой и выпускной квалификационной работы /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
5.3
Язык, метаязык и графический метаязык курсовой и выпускной квалификационной работы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
5.4
Нормы и правила цитирования. Техника цитирования /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
5.5
Правила оформление таблиц /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
5.6
Типичные трудности и ошибки при моделировании научных текстов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
 
Раздел 6. Технология редактирования текста учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы

 
6.1
Логические основы редактирования /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
6.2
Виды и техника правки научных текстов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
6.3
Принципы редактирования научного текста. Подходы к редактированию научного текста /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
6.4
Анализ текста реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
6.5
Защита итоговой зачетной работы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-11 ПК-12
5
0
 
6.6
Зачет по курсу "Методология НИРС по филологии" /Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

0
ПК-11 ПК-12
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация                                     

Вопросы для подготовки к зачету

1. Важнейшие функции научно-исследовательской работы.

2. Научно-исследовательская работа как необходимый компонент профессиональной подготовки бакалавра.

3. Понятие о методологии. Методология научная и практическая; содержательная и формальная.

4. Иерархия уровней методологии.

5. Структура методологии языкознания (общий обзор).

6. Источники и составные части методологии языкознания (общий обзор).

7. Понятие о методе. Классификация методов. Метод в языкознании и литературоведения.

8. Метод и теория языкознания.

9. Методы междисциплинарных исследований в языкознании и литературоведения.

10. Понятие о познавательной ситуации в языкознании и литературоведения.

11. Этапы научной работы.

12. Традиционные и инновационные источники библиографии в филологическом исследовании.

13. Основные нормы и требования к библиографии по теме исследования.

14. Технология изучения научной литературы по языкознанию и литературоведению.

15. Техника чтения учебно-научной и научной литературы.

16. Традиционные и инновационные типы источников языкового материала.

17. Понятие о моделировании научного текста.

18. Типичные трудности и ошибки в моделировании научных текстов.

19. Жанровые особенности реферата.

20. Жанровые особенности курсовой работы.

21. Жанровые особенности выпускной квалификационной работы.

22. Цитирование в науке, лингвистическом исследовании и лингвистическом описании исследования.

23. Нормы и правила цитирования. Технология цитирования.

24. Принцип редактирования научного текста.

25. Подходы к редактированию научного текста.

26. Системный подход к редактированию лингвистического текста.

27. Метод лингвистического описания и его методики.

28. Сравнительно-исторический метод и его методики.

29. Структурный метод и его методики.

30. Метод и методики лингвокультурологии.

         

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
5.2. Темы письменных работ
   Текущий контроль успеваемости                                                                   

Темы эссе

1. Основные виды человеческой деятельности.

2. Место познавательной деятельности среди других видов деятельности человека.

3. Виды познания.

4. Структура научного познания.

5. Понятие о науке и ее отношение к другим общественным явлениям.

6. Структура и функции науки.

7. Роль науки в современном обществе.

8. Классификация наук.

9. Место языкознания среди других наук: традиция и современность.

10.Философские проблемы методологии.

11.Философия языка и философия языкознания.

12.Логические операции.                                                                      

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД                                                                     
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Мокий, В. С. 
Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441285 
М.: Изд-во Юрайт, 2019. 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Дрещинский, В. А. 
Методология научных исследований: учебник для вузов / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 274 с. —URL: https://urait.ru/bcode/492409: учебник для вузов / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07187-0
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Киямова А.Г., Миронова А.А.
Методические указания к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ : пособие для бакалавриата / сост. А. Г. Киямова, А. А. Миронова .— Набережные Челны : НГПУ, 2019 .— 71 с.
ФГБОУ ВО "НГПУ", 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ.
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ).
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
7.2
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                              Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                            Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

                                                           Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                    Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающимуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь. При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.