2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Основы этимологического анализа_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы этимологического анализа
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
14 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
22
22
22
22
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Закиров Раиф Амирьянович _________________
 
 
Основы этимологического анализа
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в овладении основами этимологического анализа и основными принципами, лежащими в основе изучения происхождения слов
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать навыки применения современных методов и приемов лингвистического анализа
1.4
развить навыки этимологического анализа
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История литературной критики
2.1.2
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.3
Курсовая работа по русскому языку
2.1.4
Методика обучения литературе
2.1.5
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.1.6
Современный русский язык
2.1.7
Теория языка
2.1.8
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.9
Методика обучения русскому языку
2.1.10
Теория литературы
2.1.11
Типология текстов
2.1.12
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.13
История русского литературного языка
2.1.14
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.15
Педагогические технологии
2.1.16
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.17
Стилистика
2.1.18
Активные процессы в современном русском языке
2.1.19
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.20
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.21
Русская диалектология
2.1.22
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.23
Проектная деятельность
2.1.24
Региональная ономастика
2.1.25
Смысловое чтение
2.1.26
Теория обучения
2.1.27
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.28
Старославянский язык
2.1.29
Фольклор
2.1.30
Производственная педагогическая практика
2.1.31
История литературной критики
2.1.32
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.33
Курсовая работа по русскому языку
2.1.34
Методика обучения литературе
2.1.35
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.1.36
Производственная педагогическая практика
2.1.37
Современный русский язык
2.1.38
Теория языка
2.1.39
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.40
Методика обучения русскому языку
2.1.41
Теория литературы
2.1.42
Типология текстов
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.1.43
История русского литературного языка
2.1.44
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.45
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.46
Стилистика
2.1.47
Активные процессы в современном русском языке
2.1.48
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.49
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.50
Русская диалектология
2.1.51
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.52
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.53
Смысловое чтение
2.1.54
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.55
Старославянский язык
2.1.56
Фольклор
2.1.57
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.58
Смысловое чтение
2.1.59
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.60
Типология текстов
2.1.61
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.62
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.63
История литературной критики
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.2
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.3
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
2.2.4
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.5
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.6
Педагогическая риторика
2.2.7
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.8
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.9
Современная русская литература
2.2.10
Производственная преддипломная практика
2.2.11
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.12
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.13
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.14
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
2.2.15
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.16
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.17
Педагогическая риторика
2.2.18
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.19
Производственная преддипломная практика
2.2.20
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.21
Современная русская литература
2.2.22
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.23
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.24
Педагогическая риторика
2.2.25
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.26
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.1.2
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.1.3
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.1.4
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.5
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.6
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.2.2
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.2.3
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
3.2.4
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.5
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.6
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;
3.3.2
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;
3.3.3
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.3.4
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.5
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.6
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Принципы этимологического анализа

 
1.1
Введение. Понятие об этимологии /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.2
Важнейшие этимологические словари /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.3
Фонетический принцип этимологического анализа /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.4
Этимологический анализ. Исторические чередования звуков /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.5
Осложнение чередований гласных палатализацией /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.6
Чередования, связанные с редуцированными в сильных и слабых позициях /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.7
Изменения, связанные с чередованием исконных носовых гласных О/Е /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.8
Изменение согласных звуков. Ассимиляция /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.9
Изменение согласных звуков. Диссимиляция. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.10
Изменения, связаннные с палатализацией заднеязычнеых согласных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.11
Словообразовательный принцип этимологического анализа /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.12
Этимологический корень слова. Исторические аффиксы /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.13
Семантический принцип этимологического анализа /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.14
Опрощение и переразложения как следствия деэтимологизации слова /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.15
Влияние экстралингвистических факторов на изменение значения слова /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.16
Изменение первоначального значения слова /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.17
Развитие энантиосемии /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 2. История некоторых заимствованных слов

 
2.1
Ранние древнерусские заимствования /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.2
Работа с этимологическими словарями /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.3
Заимствования из европейских языков /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.4
Анализ заимствований /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.5
Калькирование /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.6
Слова-курьезы в языке /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.7
Этимология фразеологизмов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 3. Этимология собственных имен

 
3.1
Переход собственых существительных в нарицательные /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
3.2
Загадки антропонимики и топонимики /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.3
История русских имен и фамилий /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-2 ПК-4
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Анализ структуры слова.

2.Понятие об этимологии. Основные принципы этимологического анализа. Этимологические словари.

3.Качественные чередования гласных.

4.Количественные чередования гласных.

5.Чередования, связанные с законом открытого слога (дифтонги, дифтонгические  сочетания)  

6.Изменения в области согласных звуков.

7.Общие закономерности деривационного подхода. Понятие о связанных корнях.

8.Суффиксы имен существительных.

9.Анализ адъективных образований.

10.Этимология глагольных образований.

11.Принцип аналогии в этимологическом анализе.

12.Лексическая энантиосемия.

13.Словообразовательная энантиосемия.

14.Общие закономерности семантического принципа этимологического анализа.

15. Расширение значения слова.

16.Сужение значения слова.

17. Смена синонимических отношений между словами на разных этапах развития языка.

18.Причины и последствия деэтимологизации.

19.Явление реэтимологизации. Народная этимология.

20.Этимология заимствований.     

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости                  

Темы сообщений

2.Названия месяцев.

3.Авторские неологизмы и окказионализмы.

4.Собственные имена в евангелических текстах.

5.Происхождение русских имен и фамилий.

6. Происхождение и история фразеологизмов.

7. Мотивация изменения значения слова.

                                            Темы эссе

1. Лексическая энантиосемия.

2. Смена синонимических отношений между словами.

3. Этимология русских фамилий.

4. Топонимика Прикамья.

5. Русские имена библейского происхождения.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД                                            
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Буров, А.А.,  Лебединская, В. Г.
Этимология русского языка : учебник и практикум для академического бакалавриата
Москва: Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Свиридова, М.Н.
Этимологический словарь современного русского языка 
Москва: Аделант, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ.
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
 
Э3
Информационная правовая система Гарант.
 
Э4
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks.
 
Э5
Национальная электронная библиотека (НЭБ).
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 

Методические указания для подготовки к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.