2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Практикум по орфографии и пунктуации_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Практикум по орфографии и пунктуации
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
экзамен 4
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
74
аудиторные занятия
70
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
18 3/6
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Практические
54
54
16
16
70
70
Итого ауд.
54
54
16
16
70
70
Кoнтактная рабoта
54
54
16
16
70
70
Сам. работа
54
54
20
20
74
74
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
72
72
180
180
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Кандидат филологических наук, доцент, Закиров Раиф Амирьянович _________________
 
 
Практикум по орфографии и пунктуации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева К.А.

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в  повышении уровня практической грамотности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:  
1.3
активизировать орфографические и пунктуационные знания для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
1.4
выработать навыки анализа и правки письменного текста для достижения метапредметных и предметных результатов при обучении русскому языку.
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
1.18
1.19
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.2
Старославянский язык
2.1.3
Фольклор
2.1.4
Старославянский язык
2.1.5
Фольклор
2.1.6
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История зарубежной литературы
2.2.2
Методика обучения литературе
2.2.3
Типология текстов
2.2.4
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.2.5
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.6
Курсовая работа по русскому языку
2.2.7
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.8
Курсовая работа по литературе
2.2.9
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.10
Литература русского зарубежья
2.2.11
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.12
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.13
Основы этимологического анализа
2.2.14
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.15
Современная зарубежная литература
2.2.16
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.17
Теория и практика русской орфографии
2.2.18
Филологический анализ текста
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.19
Функциональная грамматика русского языка
2.2.20
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.21
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.22
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.23
Педагогическая риторика
2.2.24
Преддипломная практика
2.2.25
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.26
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.27
Современная русская литература
2.2.28
Производственная преддипломная практика
2.2.29
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.30
История зарубежной литературы
2.2.31
Методика обучения литературе
2.2.32
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.2.33
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.34
Курсовая работа по русскому языку
2.2.35
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.36
Курсовая работа по литературе
2.2.37
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.38
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.39
Современная зарубежная литература
2.2.40
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.41
Теория и практика русской орфографии
2.2.42
Филологический анализ текста
2.2.43
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.44
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.45
Производственная преддипломная практика
2.2.46
Современная русская литература
2.2.47
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.48
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.49
Педагогическая риторика
2.2.50
Типология текстов
2.2.51
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.52
Функциональная грамматика русского языка
2.2.53
Литература русского зарубежья
2.2.54
Основы этимологического анализа
2.2.55
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.56
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 

основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета

 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета

 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета

 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета

 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета

 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.2
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.3
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.2
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.3
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета. 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.2
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.3
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы русской орфографии

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.1
Безударные гласные в корне слова /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
3
0
 
1.2
Гласные после шипящих и Ц /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
3
0
 
1.3
Правописание согласных /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
3
0
 
1.4
Употребление разделительных Ъ и Ь знаков /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
3
0
 
1.5
Правописание приставок /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-4
3
0
 
1.6
Употребление прописных букв /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-4
3
0
 
1.7
Правописание сложных слов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-4
3
0
 
1.8
Правописание имен существительных /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
3
0
 
1.9
Правописание имен прилагательных /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
3
0
 
1.10
Правописание числительных и местоимений /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
3
0
 
1.11
Правописание глаголов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
3
0
 
1.12
Правописание глаголов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
3
0
 
1.13
Правописание причастий /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
3
0
 
1.14
Правописание наречий /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
3
0
 
1.15
Правописание предлогов  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-4
3
0
 
1.16
Правописание союзов и частиц /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-4
3
0
 
1.17
Правописание частиц НЕ, НИ /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
3
0
 
 
Раздел 2. Основы русской пунктуации

 
2.1
Знаки препинания в простом предложении /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
4
0
 
2.2
Знаки препинания в предложениях с однородными членами /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
4
0
 
2.3
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
4
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.4
Обособленные приложения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
4
0
 
2.5
Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
4
0
 
2.6
Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами КАК, ЧТО, ЧЕМ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4
4
0
 
2.7
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
4
0
 
2.8
Знаки препинания в сложном предложении /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-4
4
0
 
2.9
Знаки препинания при прямой речи и цитатах /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-4
4
0
 
2.10
Экзамен по курсу "Практикум по орфографии и пунктуации" /Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
ПК-4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
    Промежуточная аттестация                                                

  Вопросы для подготовки к экзамену

1. Безударные гласные в корне слова. Корни с чередованием гласных.

2. Гласные  –о-, -е- после шипящих.

3. Гласные после –ц-.

4. Правописание согласных.

5. Употребление на письме твердого и мягкого знаков.

6. Правописание приставок.

7. Правописание имен существительных.

8. Правописание имен прилагательных.

9. Правописание сложных слов.

10. Правописание имен числительных и местоимений.

11. Правописание глаголов и причастий.

12. Правописание  -н- и –нн- в отглагольных прилагательных и причастиях.

13. Правописание наречий.

14. Правописание союзов.

15. Правописание предлогов.

16. Правописание частиц.

17. Правописание частица –не- с разными частями речи.

18. Тире между подлежащим и сказуемым.

19. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах.

20.Однородные и неоднородные определения.

21.Обособленные определения.

22.Обособленные обстоятельства.

23. Знаки препинания при вводных словах.

24. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

25.Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

26. Сравнительный оборот.

27. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.

28. Знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитатах.

                                                                                                     

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости                                                                 

Темы эссе

1. Морфологические нормы.

2. Лексические нормы.

3. Синтаксические нормы.

4. Дифференцирующие написания в русском языке.

5. История русской орфографии.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6. Лексико-синтаксический принцип русской орфографии.

7. Словообразовательно-грамматический принцип русской орфографии.

8. Традиционный принцип русской орфографии.

9. Фонематический принцип орфографии.

10. Обзор частных случаев спорного или двойственного написания.

11. Функции знаков препинания.

12. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

13. Речевые ошибки в словоупотреблении и в строении текста.

14. Семантические ошибки.

                                             

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД                                                               
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лекант, П. А. и др.
Современный русский язык : учебник для академического бакалавриата 
Москва: Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Елисеева М. Б., Шульман Б. М., Ковалевская Е. Г.
Справочник по орфографии и пунктуации: Практическое пособие
Москва: Издательство "Юрайт", 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Каримова И.Р., Окишева К.А.
Практикум по орфографии и пунктуации: методические рекомендации для самостоятельной работы по учебной дисциплине: Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01, 44.03.05 «Педагогическое образование», профили «Русский язык», «Русский язык и литература»
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Грамота. Ру. - http://gramota.ru/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ.
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания для подготовки к практическим занятиям

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Раздел "Основы русской орфографии"

Тема: Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми же буквами, что и ударяемые звуки. Часто при этом получается расхождение между произношением слова и его изображением на письме. Чтобы не делать ошибок в правописании в таких случаях, нужно сомнительную гласную проверять. Рекомендуется предложить студентам способы проверки безударных гласных.

В русском языке немало  слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной. Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.

Следует вспомнить и чередование а - о, е - и,а(я) – им, а(я) – ин в корнях слов.

Тема: Гласные  после шипящих и –ц-

Шипящие звуки ж, ш, ч,щ в русском языке имеют некоторые особенности: ж, ш звучат всегда только твердо, а ч, щ – только мягко. Однако эти особенности произношения шипящих звуков на письме не передаются. Русское правописание подчиняется закону: сочетания жи-, ши- пиши с и.После шипящих не пишутся буквы я, ю, а пишутся а, у: час, чужой, роща, щука. Исключения: брошюра, жюри, парашют.

В русской орфографии особые трудности вызывает правописание ударяемых гласных о-е после шипящих звуков ж, ч, ш, щ. Это объясняется тем, что в одних случаях мы применяем морфологический принцип орфографии, то есть сохраняем одинаковое написание корней родственных слов (например, шептать – шепот, хотя слышится ш[о]пот), а в других случаях используем фонетические написания, то есть как слышим, так и пишем (например, хорошо, ножом, речонка).

Согласный звук ц в русском языке всегда твердый, поэтому после него звучит и пишется а (не я), у (не ю), и только в иноязычных фамилиях и географических названиях иногда встречаются отступления от этого правила (Коцюбинский, Цюрих).

Однако по традиции после ц принято писать е (не э), хотя после твердого согласного слышится [э].

В зависимости от ударения в слове гласные о-е после ц могут чередоваться, и тогда в соответствии с произношением под ударением пишем о,  в неударяемом слоге – е, например: танцевать – танцовщик.

В некоторых заимствованных словах о пишется и в неударяемом слоге под влиянием языка-источника: герцог, меццо, скерцо.

На разных принципах орфографии основаны правила правописания гласных и- ы после ц в корне, суффиксах и окончаниях слов. Под влиянием традиции, вопреки произношению, в корнях слов после ц пишется и (цитата, цифра). Это написание выделяет преимущественно заимствованные русским языком слова, на орфографию которых влияет их правописание в языке-источнике. Не подчиняются этому правилу исконно русские слова цыпленок, цыц, на цыпочках, цыган.

В окончаниях и суффиксах после ц пишется ы (не и) в соответствии с произношением, например: отцы, бледнолицый, сестрицын (хотя в написании фамилий в документах могут быть исключения, ср: Ельцин – Синицын).

Тема: Правописание согласных

Различают слова с проверяемыми и непроверяемыми (или труднопроверяемыми) согласными.

УП: ab44.03.05 РЯЛ а832, 732.plx стр. 9

1. Для проверки написания  первых существует такое правило: слова, содержащие неясные согласные, нужно изменить или подобрать родственные слова, с тем чтобы за проверяемым согласным следовал гласный звук, например: косьба (косить) – резьба (резать).

В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась одна из согласных р, л, м, н, в, например: штраф – штрафной, зубки – зубной.

2. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется в словарном порядке, то есть по орфографическому словарю, например: вокзал, футбол, мундштук.

Далее следует остановиться на правописании непроизносимых и двойных согласных.

Темы: Правописание сложных слов. Правописание имен существительных и прилагательных

Темы предполагают изучение слитного, дефисного написания сложных имен существительных и прилагательных;

правописания окончаний и суффиксов имен существительных и прилагательных. Особое внимание следует уделить существительным со значением лица по роду занятий или действий, где пишется суффикс -чик после согласных д, т, з, с, т; после других согласных пишется -щик.

Следует различать написание относительных прилагательных с суффиксом –ск- и качественных прилагательных с суффиксом –к- (первые не образуют краткой формы, вторые ее образуют): белорус – белорусский;  резкий (резок).

Два н пишется в суффиксах –енн- (хозяйственный), -онн- (комиссионный),  а также на стыке основы, оканчивающейся на н, и суффикса –н- (конный).

Одно н пишется в суффиксах –ин- (гусиный), -ан-(кожаный), -ян-(серебряный). Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.

Тема: Правописание числительных и местоимений

Следует остановиться на правописании дробных, сложных, составных количественных и порядковых числительных, на правописании числительного пол-.

далее следует осветить правописание отрицательных местоимений, сочетаний не кто иной, как; не кто другой, как и не что иное, как; никто иной (другой) и ничто иное (другое);суффиксов -то, -либо, -нибудь, приставки кое- в составе неопределенных местоимений.

Темы: Правописание глаголов и причастий

На занятиях следует осветить вопросы, связанные с употреблением буквы ь в глагольных формах; правописанием суффиксов и личных окончаний глаголов.

Далее рассмотреть правописание окончаний и суффиксов действительных и страдательных причастий, при употреблении которых возникают трудности. Особого внимания требует правописание -нн- и -н- в причастиях и отглагольных прилагательных.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Темы: Правописание наречий и частиц не, ни

Рекомендуется осветить правописание гласных на конце наречий, наречий на шипящую, слитное, дефисное написание наречий и раздельное написание наречных выражений; слитное и раздельное написание частиц не, ни с разными частями речи.

Раздел "Основы русской пунктуации"

Тема: Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении

Следует обратить внимание на знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи: точку, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие; а также на постановку тире между подлежащим и сказуемым в

простом предложении.

Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Тема затрагивает постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, не соединенными союзами; однородными и неоднородными определениями; однородными членами, соединенными неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами. Следует рассмотреть знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

Темы: Знаки препинания в предложениях с обособленными, уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения

При изучении данных тем следует обратить внимание на постановку знаков препинания в предложениях с обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями; уточняющими, пояснительными и присоединительными членами, поясняющими смысл предшествующих членов предложения и содержащими дополнительные замечания и разъяснения.

При изучении темы "Знаки препинания в словах, грамматически не связанных с членами предложения" рассмотреть постановку знаков препинания при вводных словах и словосочетаниях, вводных и вставных предложениях, обращениях и междометиях.

Тема: Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении

На занятиях следует обратить внимание на постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном предложении с одним и несколькими придаточными, сложных предложениях с сочинением и подчинением, бессоюзных сложных предложениях.

Методические указания к самостоятельной работе

Тема: Употребление разделительных ъ и ь знаков. Правописание приставок

При изучении темы следует обратить внимание на правописании разделительных ъ и ь знаков, употреблении ь при обозначении на письме мягкости согласных и обозначения грамматических форм.

Далее следует рассмотреть правописание приставок на -з и -с; пре-, при-, которые придают словам разные значения, гласных и – ы после приставок.

Тема: Употребление прописных букв

Следует ознакомиться с правописанием собственных имен, географических названий, названий государств, административно-территориальных наименований, астрономических названий, названий правительственных, общественных организаций, исторических эпох и событий, народных праздников и знаменательных дат, литературных

произведений, органов печати, наименований званий, титулов, знаков отличия.

УП: ab44.03.05 РЯЛ а832, 732.plx стр. 10

Темы: Правописание предлогов, союзов и частиц

Тема освещает раздельное написание непроизводных предлогов, дефисное написание сложных предлогов, слитное написание производных предлогов.

Студенты должны научиться различать слитное написание союзов и раздельное написание созвучных сочетаний местоимений, наречий с частицами; а также раздельное и дефисное написание частиц.

Тема: Обособленные приложения

Следует обратить внимание на постановку знаков препинания в предложениях с одиночными и распространенными приложениями, выраженными именами существительными нарицательными и собственными. Особое внимание следует обратить на обособленные приложения, которые присоединяются союзом как с дополнительным оттенком причины.

Темы: Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, при прямой речи и цитатах

Следует рассмотреть обороты в составе простых и сложных предложений, не являющиеся придаточными предложениями, но внешне напоминающие их, что создает трудности в пунктуации. К таким конструкциям относятся сравнительный оборот, различные фразеологические сочетания.

Далее следует остановиться на постановке знаков препинания при прямой речи, которая может идти в строку, начинаться с абзаца, стоять после слов автора, перед ними или внутри них.

Особое внимание следует обратить на знаки препинания при цитатах. Цитаты могут состоять из нескольких абзацев, стоять после слов лица, которому они принадлежат, синтаксически связываться с авторским текстом, образуя придаточное предложение, приводиться не полностью.

Методические указания для подготовки к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса. При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.