(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева К.А.
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Безударные гласные в корне слова. Корни с чередованием гласных.
2. Гласные –о-, -е- после шипящих.
3. Гласные после –ц-.
4. Правописание согласных.
5. Употребление на письме твердого и мягкого знаков.
6. Правописание приставок.
7. Правописание имен существительных.
8. Правописание имен прилагательных.
9. Правописание сложных слов.
10. Правописание имен числительных и местоимений.
11. Правописание глаголов и причастий.
12. Правописание -н- и –нн- в отглагольных прилагательных и причастиях.
13. Правописание наречий.
14. Правописание союзов.
15. Правописание предлогов.
16. Правописание частиц.
17. Правописание частица –не- с разными частями речи.
18. Тире между подлежащим и сказуемым.
19. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах.
20.Однородные и неоднородные определения.
21.Обособленные определения.
22.Обособленные обстоятельства.
23. Знаки препинания при вводных словах.
24. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
25.Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
26. Сравнительный оборот.
27. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.
28. Знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитатах.
Темы эссе
1. Морфологические нормы.
2. Лексические нормы.
3. Синтаксические нормы.
4. Дифференцирующие написания в русском языке.
5. История русской орфографии.
7. Словообразовательно-грамматический принцип русской орфографии.
8. Традиционный принцип русской орфографии.
9. Фонематический принцип орфографии.
10. Обзор частных случаев спорного или двойственного написания.
11. Функции знаков препинания.
12. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
13. Речевые ошибки в словоупотреблении и в строении текста.
14. Семантические ошибки.
Тема: Безударные гласные в корне слова
Безударные гласные в корне слова вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми же буквами, что и ударяемые звуки. Часто при этом получается расхождение между произношением слова и его изображением на письме. Чтобы не делать ошибок в правописании в таких случаях, нужно сомнительную гласную проверять. Рекомендуется предложить студентам способы проверки безударных гласных.
В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной. Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.
Следует вспомнить и чередование а - о, е - и,а(я) – им, а(я) – ин в корнях слов.
Тема: Гласные после шипящих и –ц-
Шипящие звуки ж, ш, ч,щ в русском языке имеют некоторые особенности: ж, ш звучат всегда только твердо, а ч, щ – только мягко. Однако эти особенности произношения шипящих звуков на письме не передаются. Русское правописание подчиняется закону: сочетания жи-, ши- пиши с и.После шипящих не пишутся буквы я, ю, а пишутся а, у: час, чужой, роща, щука. Исключения: брошюра, жюри, парашют.
В русской орфографии особые трудности вызывает правописание ударяемых гласных о-е после шипящих звуков ж, ч, ш, щ. Это объясняется тем, что в одних случаях мы применяем морфологический принцип орфографии, то есть сохраняем одинаковое написание корней родственных слов (например, шептать – шепот, хотя слышится ш[о]пот), а в других случаях используем фонетические написания, то есть как слышим, так и пишем (например, хорошо, ножом, речонка).
Согласный звук ц в русском языке всегда твердый, поэтому после него звучит и пишется а (не я), у (не ю), и только в иноязычных фамилиях и географических названиях иногда встречаются отступления от этого правила (Коцюбинский, Цюрих).
Однако по традиции после ц принято писать е (не э), хотя после твердого согласного слышится [э].
В зависимости от ударения в слове гласные о-е после ц могут чередоваться, и тогда в соответствии с произношением под ударением пишем о, в неударяемом слоге – е, например: танцевать – танцовщик.
В некоторых заимствованных словах о пишется и в неударяемом слоге под влиянием языка-источника: герцог, меццо, скерцо.
На разных принципах орфографии основаны правила правописания гласных и- ы после ц в корне, суффиксах и окончаниях слов. Под влиянием традиции, вопреки произношению, в корнях слов после ц пишется и (цитата, цифра). Это написание выделяет преимущественно заимствованные русским языком слова, на орфографию которых влияет их правописание в языке-источнике. Не подчиняются этому правилу исконно русские слова цыпленок, цыц, на цыпочках, цыган.
В окончаниях и суффиксах после ц пишется ы (не и) в соответствии с произношением, например: отцы, бледнолицый, сестрицын (хотя в написании фамилий в документах могут быть исключения, ср: Ельцин – Синицын).
Тема: Правописание согласных
Различают слова с проверяемыми и непроверяемыми (или труднопроверяемыми) согласными.
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832, 732.plx стр. 9
1. Для проверки написания первых существует такое правило: слова, содержащие неясные согласные, нужно изменить или подобрать родственные слова, с тем чтобы за проверяемым согласным следовал гласный звук, например: косьба (косить) – резьба (резать).
В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась одна из согласных р, л, м, н, в, например: штраф – штрафной, зубки – зубной.
2. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется в словарном порядке, то есть по орфографическому словарю, например: вокзал, футбол, мундштук.
Далее следует остановиться на правописании непроизносимых и двойных согласных.
Темы: Правописание сложных слов. Правописание имен существительных и прилагательных
Темы предполагают изучение слитного, дефисного написания сложных имен существительных и прилагательных;
правописания окончаний и суффиксов имен существительных и прилагательных. Особое внимание следует уделить существительным со значением лица по роду занятий или действий, где пишется суффикс -чик после согласных д, т, з, с, т; после других согласных пишется -щик.
Следует различать написание относительных прилагательных с суффиксом –ск- и качественных прилагательных с суффиксом –к- (первые не образуют краткой формы, вторые ее образуют): белорус – белорусский; резкий (резок).
Два н пишется в суффиксах –енн- (хозяйственный), -онн- (комиссионный), а также на стыке основы, оканчивающейся на н, и суффикса –н- (конный).
Одно н пишется в суффиксах –ин- (гусиный), -ан-(кожаный), -ян-(серебряный). Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.
Тема: Правописание числительных и местоимений
Следует остановиться на правописании дробных, сложных, составных количественных и порядковых числительных, на правописании числительного пол-.
далее следует осветить правописание отрицательных местоимений, сочетаний не кто иной, как; не кто другой, как и не что иное, как; никто иной (другой) и ничто иное (другое);суффиксов -то, -либо, -нибудь, приставки кое- в составе неопределенных местоимений.
Темы: Правописание глаголов и причастий
На занятиях следует осветить вопросы, связанные с употреблением буквы ь в глагольных формах; правописанием суффиксов и личных окончаний глаголов.
Далее рассмотреть правописание окончаний и суффиксов действительных и страдательных причастий, при употреблении которых возникают трудности. Особого внимания требует правописание -нн- и -н- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Рекомендуется осветить правописание гласных на конце наречий, наречий на шипящую, слитное, дефисное написание наречий и раздельное написание наречных выражений; слитное и раздельное написание частиц не, ни с разными частями речи.
Раздел "Основы русской пунктуации"
Тема: Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении
Следует обратить внимание на знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи: точку, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие; а также на постановку тире между подлежащим и сказуемым в
простом предложении.
Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Тема затрагивает постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, не соединенными союзами; однородными и неоднородными определениями; однородными членами, соединенными неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами. Следует рассмотреть знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
Темы: Знаки препинания в предложениях с обособленными, уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения
При изучении данных тем следует обратить внимание на постановку знаков препинания в предложениях с обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями; уточняющими, пояснительными и присоединительными членами, поясняющими смысл предшествующих членов предложения и содержащими дополнительные замечания и разъяснения.
При изучении темы "Знаки препинания в словах, грамматически не связанных с членами предложения" рассмотреть постановку знаков препинания при вводных словах и словосочетаниях, вводных и вставных предложениях, обращениях и междометиях.
Тема: Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении
На занятиях следует обратить внимание на постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном предложении с одним и несколькими придаточными, сложных предложениях с сочинением и подчинением, бессоюзных сложных предложениях.
Методические указания к самостоятельной работе
Тема: Употребление разделительных ъ и ь знаков. Правописание приставок
При изучении темы следует обратить внимание на правописании разделительных ъ и ь знаков, употреблении ь при обозначении на письме мягкости согласных и обозначения грамматических форм.
Далее следует рассмотреть правописание приставок на -з и -с; пре-, при-, которые придают словам разные значения, гласных и – ы после приставок.
Тема: Употребление прописных букв
Следует ознакомиться с правописанием собственных имен, географических названий, названий государств, административно-территориальных наименований, астрономических названий, названий правительственных, общественных организаций, исторических эпох и событий, народных праздников и знаменательных дат, литературных
произведений, органов печати, наименований званий, титулов, знаков отличия.
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832, 732.plx стр. 10
Темы: Правописание предлогов, союзов и частиц
Тема освещает раздельное написание непроизводных предлогов, дефисное написание сложных предлогов, слитное написание производных предлогов.
Студенты должны научиться различать слитное написание союзов и раздельное написание созвучных сочетаний местоимений, наречий с частицами; а также раздельное и дефисное написание частиц.
Тема: Обособленные приложения
Следует обратить внимание на постановку знаков препинания в предложениях с одиночными и распространенными приложениями, выраженными именами существительными нарицательными и собственными. Особое внимание следует обратить на обособленные приложения, которые присоединяются союзом как с дополнительным оттенком причины.
Темы: Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, при прямой речи и цитатах
Следует рассмотреть обороты в составе простых и сложных предложений, не являющиеся придаточными предложениями, но внешне напоминающие их, что создает трудности в пунктуации. К таким конструкциям относятся сравнительный оборот, различные фразеологические сочетания.
Далее следует остановиться на постановке знаков препинания при прямой речи, которая может идти в строку, начинаться с абзаца, стоять после слов автора, перед ними или внутри них.
Особое внимание следует обратить на знаки препинания при цитатах. Цитаты могут состоять из нескольких абзацев, стоять после слов лица, которому они принадлежат, синтаксически связываться с авторским текстом, образуя придаточное предложение, приводиться не полностью.
Методические указания для подготовки к экзамену
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора,
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса. При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.