2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Стилистика_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Стилистика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
экзамен 4
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
22
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
22
22
22
22
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
        Кандидат филологических наук,          доцент,                          Закиров Раиф Амирьянович _________________
 
 
Стилистика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева К.А.

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании  четкого, целостного представления  о  стилистической  системе  русского  литературного  языка  и  стилистически значимых возможностях отдельных языковых единиц разных уровней.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
раскрыть основные понятия и категории стилистики русского  языка;
1.4
выявить  принципы  использования  и организации  языковых  элементов  в  каждом  из функциональных  стилей;
1.5
изучить  функционирование  языковых  единиц  всех  уровней в контекстах различного стилистического и экспрессивного содержания с учетом действующих норм профессиональной этики и речевой культуры;
1.6
научить правильно классифицировать любые виды нарушений языковой и стилистической нормы в целях овладения профессиональной этикой и речевой культурой;
1.7
выработать умение  стилистического  анализа  и  редактирования  текстов  разных  типов для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
1.8
1.9
1.10
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Активные процессы в современном русском языке
2.1.2
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.3
Иностранный язык
2.1.4
Русская диалектология
2.1.5
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.6
Русский язык и культура речи
2.1.7
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.8
Языковая картина мира
2.1.9
Старославянский язык
2.1.10
Фольклор
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История зарубежной литературы
2.2.2
Методика обучения литературе
2.2.3
Выразительное чтение
2.2.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.5
Профессиональная этика
2.2.6
Типология текстов
2.2.7
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.2.8
Производственная едагогическая практика
2.2.9
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.10
Курсовая работа по русскому языку
2.2.11
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.12
Курсовая работа по литературе
2.2.13
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.14
Литература русского зарубежья
2.2.15
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.16
Литература русского зарубежья
2.2.17
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.18
Основы этимологического анализа
2.2.19
Преддипломная практика
2.2.20
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.21
Современная зарубежная литература
2.2.22
Теория и практика русской орфографии
2.2.23
Литература русского зарубежья
2.2.24
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.25
Педагогическая риторика
2.2.26
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.27
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.28
Современная русская литература
2.2.29
Производственная преддипломная практика
2.2.30
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.31
История зарубежной литературы
2.2.32
Методика обучения литературе
2.2.33
Выразительное чтение
2.2.34
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.35
Типология текстов
2.2.36
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.2.37
Производственная педагогическая практика
2.2.38
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.39
Курсовая работа по русскому языку
2.2.40
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.41
Курсовая работа по литературе
2.2.42
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.43
Литература русского зарубежья
2.2.44
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.45
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.46
Основы этимологического анализа
2.2.47
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.48
Современная зарубежная литература
2.2.49
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.50
Теория и практика русской орфографии
2.2.51
Филологический анализ текста
2.2.52
Функциональная грамматика русского языка
2.2.53
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.54
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.55
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.56
Педагогическая риторика
2.2.57
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.58
Производственная преддипломная практика
2.2.59
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.60
Современная русская литература
2.2.61
Типология текстов
2.2.62
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.63
Литература русского зарубежья
2.2.64
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.65
Основы этимологического анализа
2.2.66
Функциональная грамматика русского языка
2.2.67
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.68
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.69
Педагогическая риторика
2.2.70
Русский язык в условиях билингвизма
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4:      способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
Знать:
 
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

 
закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка

 

методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка

 
 
Уметь:
 
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

 
использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
определять методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
 
Владеть:
 
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 

навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

 
моделями вербальной коммуникации, навыками ведения переписки на русском и иностранном языках, потенциалом невербальных средств коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать:
 
основы профессиональной этики и речевой культуры
 
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры
 
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Уметь:
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры
 
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации
 
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Владеть:
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
 
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации
 
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.1.2
закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;
3.1.3
методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;
3.1.4
основы профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.5
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.6
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.7
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.8
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.9
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.  
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.2.2
использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;
3.2.3
определять методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;
3.2.4
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры;
3.2.5
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации;
3.2.6
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры;
3.2.7
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.8
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2.9
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.  
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.3.2
навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.3.3
моделями вербальной коммуникации, навыками ведения переписки на русском и иностранном языках, потенциалом невербальных средств коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.3.4
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры;
3.3.5
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации;
3.3.6
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры;
3.3.7
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.8
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.9
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
Задачи, объект и предмет стилистики /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
1.2
Понятие нормы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
1.3
Стилистика художественной литературы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 2. Основные стилистические категории

 
2.1
Понятие стиля. Функциональный подход к выделению и определению стилей. Основной стилеобразующий фактор /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
2.2
Дефиниция функционального стиля. Различные понимания и классификации функциональных стилей. Вопрос о понятии и термине "подстиль"  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
2.3
Стилистическая окраска единиц всех уровней языковой структуры    /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
2.4
Этимология и значение термина "стиль". Понятие "стиля" и термин "стиль" в истории языкознания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 3. Стилистика языка

 
3.1
Разговорно-обиходный функциональный стиль и разговорная речь, их соотношение /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
3.2
Фонетика, словообразование, морфология, лексика, фразеология и синтаксис разговорно-обиходного функционального стиля /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.3
Книжные функциональные стили, наиболее удаленные от разговорно-обиходного. Научный стиль /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
3.4
Словообразовательные и морфологические средства научного функционального стиля /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
3.5
Лексические и синтаксические средства научного функционального стиля /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
3.6
Производственно-технический стиль /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
3.7
Морфологические, лексические и синтаксические средства производственно-технического функционального стиля /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
3.8
Официально-деловой стиль /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
3.9
Словообразовательные и морфологические средства официально-делового функционального стиля /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
3.10
Лексические, фразеологические и синтаксические средства официально-делового функционального стиля /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
3.11
Газетно-публицистический стиль /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
3.12
Словообразовательные и морфологические средства газетно-публицистического функционального стиля /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
3.13
Лексические, фразеологические и синтаксические средства газетно-публицистического стиля /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
3.14
Стилистические ресурсы фонетических средств языка.Варианты произношения в стилистическом аспекте. Стилистические функции интонации. Взаимодействие интонации и порядка слов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
3.15
Стилистические ресурсы словообразовательных средств языка /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
3.16
Стилистические ресурсы морфологии /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
3.17
Стилистические ресурсы лексики. Стилистические возможности фразеологических единиц /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
3.18
Стилистические ресурсы синтаксиса /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 4. Стилистика речи

 
4.1
Основные задачи и понятия стилистики речи /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
4.2
Понятие текста. Стилистика текста. Основные коммуникативно-смысловые типы текстов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
4.3
Жанры речи. Коммуникативная стратегия. Стилистические приемы и стили речи /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
4.4
Характеристика морфологических, лексических и синтаксических особенностей русской разговорной речи /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
4.5
Жанры монологической разговорной речи. Диалогическая разговорная речь /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
4.6
Книжно-литературная кодифицированная речь. Стили научной речи. Стили научно-популярной речи /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
4.7
Стили производственно-технической речи /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
4.8
Стили официально-деловой речи /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
4.9
Стили газетно-публицистической речи. Реклама как особый жанр публичной речи /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
4.10
Экзамен по курсу "Стилистика русского языка" /Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация                         

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Объект и предмет стилистики.

2. Характер различий в стилистической форме речи.

3. Определение стилистики и ее задачи.

4. Стилистика художественной литературы.

5. «Практическая стилистика» и «культура речи».

6. Понятие нормы.

7. Стилистика и риторика.

8. Стилевая дифференциация современных литературных языков.

9. Этимология и значение слова стиль.

10. Понятие стиля и термин стиль в истории языкознания.

11. Функциональный подход к выделению и определению стилей. Из истории вопроса.

12. Факторы, влияющие на стилистическую форму речи.

13. Основной стилеобразующий фактор.

14. Языковые основания выделения и определения функционального стиля.

15. Дефиниция функционального стиля.

16. Различные понимания функционального стиля.

17. Классификация функциональных стилей в соответствии с их дефиницией.

18. Вопрос о месте языка художественной литературы в системе функциональных стилей русского языка.

19. Вопрос о научно-популярном и производственно-техническом стилях.

20. Вопрос о понятии и термине «подстиль».

21. Система в стилистике.

22. Двусторонний характер  стилистической окраски.

23. Виды функционально-стилевой окраски.

24. Виды эмоционально-экспрессивной стилистической окраски.

25. Различие и взаимодействие обеих сторон стилистической окраски.

26. Стилистическая окраска единиц всех уровней языковой структуры.

27. Стилистическая окраска в языке и в речи. Стилистическое значение.

28. Стилистические ресурсы фонетических средств языка.

29. Стилистические ресурсы словообразовательных средств языка.

30. Стилистические ресурсы морфологии.

31. Стилистические ресурсы лексики.

32. Стилистические возможности фразеологических единиц.

33. Стилистические ресурсы синтаксиса.

34. Место разговорно-обиходного стиля в системе функциональных разновидностей русского языка. Фонетика.

35. Состав разговорной лексики, фразеологии.

36. Грамматические особенности разговорного стиля.

37. Книжные стили современного русского литературного языка, наиболее удаленные от разговорного. Общие признаки книжных стилей.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
38. Общая характеристика научного стиля.

39. Словообразовательные и морфологические средства научного стиля.

40. Лексические средства научного стиля.

41. Синтаксические средства научного стиля.

42. Общая характеристика производственно-технического стиля.

43. Использование средств  производственно-технического стиля в различных жанрово-ситуативных стилях речи.

44. Общая характеристика официально-делового стиля.

45. Словообразовательные и морфологические средства официально-делового стиля.

46. Лексические и фразеологические средства официально-делового стиля.

47. Синтаксические средства официально-делового стиля.

48. Экстралингвистические особенности газетно-публицистического стиля. 49. Основные функции публицистики. Стандарт, причины его порождения.

50. Словообразовательные и морфологические средства газетно-публицистического стиля.

51. Лексические и фразеологические средства газетно-публицистического стиля.

52. Синтаксические средства газетно-публицистического стиля.

53. Стилистика текста.

54. Жанры речи.

55. Стилистические приемы и стили речи.

56. Стили научной и научно-популярной речи.

57. Стили официально-деловой речи.

58. Стили производственно-технической речи.

59. Стили газетно-публицистической речи.

60. Жанр рекламы как особый жанр публичной речи.

61. Характеристика морфологических особенностей разговорной речи.

62. Характеристика лексических особенностей разговорной речи.

63. Характеристика синтаксических особенностей разговорной речи.

64. Жанры монологической разговорной речи.

65. Диалогическая разговорная речь.

                                                        

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости                                                              

Темы эссе

1.Стиль научной монографии

2.Стиль научной статьи

3.Стиль диссертации на соискание ученой степени

4.Стиль автореферата диссертации

5.Аннотация научной работы

6.Резюме статьи или книги

7.Стиль технической документации

8.Стиль описания устройства приборов и техники

                                                             Контрольные задания

1.Приведите примеры особых произносительных вариантов разговорного стиля языка, составляющих оппозицию строгому, «академическому» книжному стилю произношения.

2.Укажите словообразовательные модели разговорного и книжных стилей языка.

3.Назовите грамматические формы, имеющие разговорную и книжную окрашенность. Определите все значения глагольных форм официально-делового и газетно-публицистического стилей языка.

4.Приведите примеры специфически окрашенной разговорной и книжной лексики. Назовите сферу употребления слов с двуплановой стилистической окрашенностью.

5.Пользуясь толковым словарем русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, приведите примеры эмоционально-экспрессивной разговорной и специфической книжной фразеологии. В чем принципиальное отличие фразеологии газетно-публицистического стиля от речевых штампов?

6.Из текстов рассказов В. Шукшина выпишите примеры разговорного синтаксиса (эллипсис, неполные предложения, предложения с присоединительными конструкциями).

7.Приведите примеры многокомпонентных сложных предложений книжных стилей и «скреп» научного стиля языка.

                                                                   

                            

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД                                                                                                  
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Голуб И.Б.
Русский язык и практическая стилистика : учебно-справочное пособие / И. Б. Голуб. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 355 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01034-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431996 .
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Чигинцева Т.А.
Практическая стилистика русского языка:  учебное пособие
Вузовское образование,,  2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Каримова И.Р.
Лингвистическая стилистика: методические рекомендации для самостоятельной работы по учебной дисциплинеДля студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Русский язык»
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks.
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ).
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                          Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                       Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

                                                      Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                           Методические указания для подготовки к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.