2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_Производственная педагогическая практика_География и Иностранный язык
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Производственная педагогическая практика
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Географии, биологии и методик  их преподавания
Учебный план
b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

География и Иностранный язык

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Производственная
Тип практики
педагогическая практика
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
6
Продолжительность в часах/неделях
216/4 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Семестр (<Курс>.<Семестр на курсе>)

8(4.2)

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
6
6
6
6
Контактная работа
6
6
6
6
Сам. работа
210
210
210
210
Итого
216
216
216
216
 
Рабочую программу составил(и):
 
к. п. н. доцент Киямова А.Г. _________________
 
к.филол.н. доцент Хакимова И.Ф. _________________
 
 
Производственная педагогическая практика
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Целью производственной педагогической практики является приобретение обучающимися  практических умений и основных профессиональных компетенций учителя географии и иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС и квалификационной характеристики бакалавра.
Задачами производственной педагогической практики, в соответствии с трудовыми функциями определенными профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н, являются:
- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего образования.
- планирование и проведение учебных занятий с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
- систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- приобретение умений разрабатывать программу развития универсальных учебных действий;
- формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ).
- формирование мотивации к обучению.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: Определяет личный уровень сформированности показателей физического развития и физической подготовленности
 
 
 
УК-7.2: Владеет технологиями здорового образа жизни и здоровьесбережения, отбирает комплекс физических упражнений с учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности, адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья
 
 
 
 
УК-10: Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
 
УК-10.1: Понимает социально-экономические причины коррупции, принципы, цели и формы борьбы с проявлениями коррупционного поведения
 
 
 
УК-10.2: Идентифицирует и оценивает коррупционные риски, демонстрирует способность противодействовать коррупционному поведению
 
 
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.2: Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности
 
 
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
 
 
ОПК-2.2: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
 
 
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
 
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
 
 
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
 
 
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
 
 
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
 
 
 
ОПК-5.2: Осуществляет контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности
 
 
 
ОПК-5.3: Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса
 
 
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
 
 
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
 
 
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
 
 
 
ОПК-7.2: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
 
 
 
ОПК-7.3: Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
 
 
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.1: Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-9.2: Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
 
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
технологии здорового образа жизни;

средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности на уроке иностранного языка;

социально-экономические причины коррупции, принципы, цели;

формы борьбы с проявлениями коррупционного поведения;

основы взаимодействия с участниками образовательного процесса;

правила построения устного и письменного высказывания на русском и иностранном языках; требования к деловой устной и письменной речи;

требования к организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

психолого-педагогические технологии обучения;

требования федеральных государственных образовательных стандартов;

образовательные результаты обучающихся по географии и иностранному языку;

основы педагогической деятельности, содержание предмета и методику его обучения;

способы интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности

Уметь:
применять средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности, в том числе, для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

идентифицировать и оценивать коррупционные риски;

осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями;

осуществлять поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;

 
осуществлять отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применять их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся;

взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося;

определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности, выбирать формы, методы и средства организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, с учетом образовательных потребностей в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, выявлять трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов;

осуществлять урочную и внеурочную деятельность по географии и иностранному языку;

использовать различные методы, формы и технологии обучения географии и иностранному языку при формировании развивающей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

Владеть:
средствами и методами физической культуры, необходимых для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности в урочное и внеурочное время с учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности, адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

способностью противодействовать коррупционному поведению;

навыками ведения образовательного процесса с соблюдением условий безопасной жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;

навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития;

навыками анализа  различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументировать их выбор;

навыками выбора коммуникативных стратегий и тактик при ведении деловых переговоров;

навыками управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления;

навыками использования специальных технологий и методов, позволяющих проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся;

навыками разработки программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования;

различными приемами мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

различными диагностическими средствами, формами контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;

методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;

навыками применения ИКТ-технологии в образовательном процессе; навыками реализации основных и дополнительных образовательных программ по географии и иностранному языку; 

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.О
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Лексикология английского языка
1
 
Литература стран изучаемого языка
2
 
Методический практикум
3
 
Производственная педагогическая  практика
4
 
Стилистика английского языка
5
 
Страноведение
6
 
Теория и методика обучения географии
7
 
Ациклические виды спорта
8
 
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
9
 
Методы математической обработки данных
10
 
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
11
 
Основы вожатской деятельности
12
 
Производственная педагогическая вожатская практика
13
 
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
14
 
Физическая география материков и океанов
15
 
Биогеография
16
 
Методы исследовательской и проектной деятельности
17
 
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
18
 
Педагогика
19
 
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
20
 
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
21
 
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
22
 
Учебная технологическая практика
23
 
Ландшафтоведение
24
 
Общее землеведение
25
 
Практика устной и письменной речи (английский язык)
26
 
Психология
27
 
Психология воспитательных практик
28
 
Учебная практика по физической географии
29
 
Учебная технологическая практика
30
 
Философия  
31
 
Безопасность жизнедеятельности
32
 
Географические информационные системы
33
 
География почв с основами почвоведения
34
 
Иностранный язык 
35
 
Межкультурная коммуникация
36
 
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение
37
 
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
38
 
История (история России, всеобщая история)
39
 
Основы медицинских знаний
40
 
Практическая грамматика
41
 
Практическая фонетика
42
 
Русский язык и культура речи
43
 
Технологии цифрового образования
44
 
Учебная практика по геологии и топографии
45
 
Учебная языковая практика
46
 
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
47
 
Геология
48
 
Картография с основами топографии
49
 
Физическая культура и спорт
50
 
Финансово-экономический практикум
51
 
Циклические виды спорта
52
 
Методы географических исследований
53
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Производственная педагогическая практика
1
 
Теоретическая грамматика английского языка
2
 
Теоретическая фонетика английского языка
3
 
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
4
 
Технология организации краеведческой работы в школе
5
 
Экономическая и социальная география мира
6
 
Язык зарубежной прессы
7
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
8
 
Геоэкология
9
 
Интерпретация иноязычного текста
10
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
11
 
Производственная практика научно-исследовательская работа
12
 
Этногеография и география религий
13
 
Основы работы с иноязычным научным текстом
14
 
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
15
 
Туризм в школе
16
 
География населения
17
 
География РТ
18
 
Сравнительная типология иностранного и русского языков
19
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Семестр
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Подготовительный
 
1.1
Ознакомление с целями и задачами практики.

Участие в работе установочной конференции.

Вводный инструктаж по ТБ.

Ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка.

/РукПр/

8
2
ОПК-8.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4
2
 
1.2
Знакомство с базой практики, с администрацией.

Изучение нормативных документов  сферы образования.

Изучение методической и научно-методической литературы.

Изучение передового педагогического опыта, современных технологий обучения и воспитания.

Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики.

Знакомство с коллективом обучающихся.

Изучение системы работы учителей географии и  иностранного языка.

Знакомство с материально-техническим и методическим обеспечением базы практики.

/Ср/

8
27
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ОПК-8.1,ОПК-8.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-7.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4
 
Раздел 2. Основной
 
2.1
Знакомство с учебным планом, примерными программами и УМК по географии и иностранному языку.

Знакомство с локальными актами: режим занятий обучающихся; периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Планирование учебной и внеклассной деятельности.

Посещение и анализ уроков в закрепленном классе.

Планирование и проведение уроков в рамках ФГОС и их самоанализ.

Изучение опыта учителей географии и иностранного языка.

Работа в кабинетах географии и иностранного языка.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предмету, подготовка школьников к олимпиадам разного уровня; работа с одарѐнными детьми; участие в организации и проведении общешкольных мероприятий, работа в закрепленном классе.

Выполнение технического задания по теме курсовой работы.

Проведение интегрированного внеклассного мероприятия по географии и иностранному языку.

Индивидуальная работа с обучающимися закрепленного класса по географии и иностранному языку.

Наблюдение за обучающимися и классом в целом при посещении уроков и внеклассных мероприятий в закрепленном классе.

Выступление на заседании методического объединения учителей.

Выполнение индивидуальных заданий.

Участие в работе мастер-классов педагогов на базе практики. /Ср/

8
170
ОПК-1.2,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-4.2,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ОПК-7.3,ОПК-8.1,ОПК-8.2,ОПК-9.1,ОПК-9.2,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-7.1,УК-7.2,УК-10.1,УК-10.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4
 
Раздел 3. Заключительный
 
3.1
Обобщение материалов практики.

Подготовка группового отчета по итогам практики.

Оформление отчетной документации Участие в итоговой конференции

/Ср/

8
13
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ОПК-8.1,ОПК-8.2,ПК-3.1,ПК-3.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4
 
3.2
Защита отчетов. /РукПр/
8
4
ОПК-1.2,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-4.2,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ОПК-7.3,ОПК-8.1,ОПК-8.2,ОПК-9.1,ОПК-9.2,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-7.1,УК-7.2,УК-10.1,УК-10.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л3.1,Л3.2
Промежуточная аттестация
Э1,Э2,Э3,Э4
4
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики– это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.

Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:

1. Титульный лист.

2. Рабочий график (план) проведения практики.

3. Индивидуальное задание обучающегося.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.

4. Результаты выполненного индивидуального задания:

4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.

4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
Фонд оценочных средств представлен отдельным документом в приложении
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Подготовительный
ОПК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-8.1, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-7.2
Ознакомление с целями и задачами практики.

Участие в работе установочной конференции.

Вводный инструктаж по ТБ.

Ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка.

Знакомство с базой практики, с администрацией.

Изучение нормативных документов  сферы образования.

Изучение методической и научно-методической литературы.

Изучение передового педагогического опыта, современных технологий обучения и воспитания.

Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики.

Знакомство с коллективом обучающихся.

Изучение системы работы учителей географии и  иностранного языка.

Знакомство с материально-техническим и методическим обеспечением базы практики.

Текущий контроль успеваемости

Текущий контроль успеваемости

 
2
Основной
ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-7.1, УК-7.2, УК-10.1, УК-10.2
Знакомство с учебным планом, примерными программами и УМК по географии и иностранному языку.

Знакомство с локальными актами: режим занятий обучающихся; периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Планирование учебной и внеклассной деятельности.

Посещение и анализ уроков в закрепленном классе.

Планирование и проведение уроков в рамках ФГОС и их самоанализ.

Изучение опыта учителей географии и иностранного языка.

Работа в кабинетах географии и иностранного языка.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предмету, подготовка школьников к олимпиадам разного уровня; работа с одарѐнными детьми; участие в организации и проведении общешкольных мероприятий, работа в закрепленном классе.

Выполнение технического задания по теме курсовой работы.

Проведение интегрированного внеклассного мероприятия по географии и иностранному языку.

Индивидуальная работа с обучающимися закрепленного класса по географии и иностранному языку.

Наблюдение за обучающимися и классом в целом при посещении уроков и внеклассных мероприятий в закрепленном классе.

Выступление на заседании методического объединения учителей.

Выполнение индивидуальных заданий.

Участие в работе мастер-классов педагогов на базе практики.

Текущий контроль успеваемости
 
3
Заключительный
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, УК-7.1, УК-7.2, УК-10.1, УК-10.2
Обобщение материалов практики.

Подготовка группового отчета по итогам практики.

Оформление отчетной документации Участие в итоговой конференции

Защита отчетов.

Текущий контроль успеваемости

Промежуточная аттестация

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Финаров, Д. П Методика обучения географии в школе:учеб. пособие для студ. вузов /Д. П. Финаров. – М. : АСТ : Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382 с. : ил. – (Высшая школа). - М. : АСТ : Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 382 с.
Л1.1
 
Трубицина, О.И. Методика обучения иностранному языку : учебник и практикум для вузов / О. И. Трубицина [и др.] ; под редакцией О. И. Трубициной. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 384 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09404-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511673. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Таможняя, Е.А. Методика обучения географии [Электронный ресурс]:учебник и практикум для вузов/ Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина ; под общ. ред. Е. А. Таможней. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 321 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-08129-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:   https://.biblio-online.ru/book/metodika-obucheniya-geografii-433224 . - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 321 с. – Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/metodika-obucheniya-geografii-433224 
Л2.1
 
Мещерякова, Е. В.  Инновационное обучение иностранным языкам: методы и технологии: учебное пособие / Е. В. Мещерякова, Т. Ю. Шевченко, Ю. В. Мещерякова. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019. — 160 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87231.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019. - 
Л2.2
 
 
Методические разработки
 
Новикова, А.Ю. Интерактивные методы обучения на занятиях по иностранному языку:учебно-методическое пособие / А. Ю. Новикова. — Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2018. — 66 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/84066.html . -  Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2018. - 
Л3.1
 
Киямова, А.Г. Методические указания по прохождению производственной практики:Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили География и Иностранный язык [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / сост. А. Г. Киямова, Э. Ш. Ахметова .— Набережные Челны : НГПУ, 2019 .— 45 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./Метод указания по прохождению производ практики_сост АГ Киямова, ЭШ Ахметова_961.pdf.. - НГПУ, 2019. - 
Л3.2
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Всероссийский педагогический портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://методкабинет.рф/
Э1
 
Национальная электронная библиотека (НЭБ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://нэб.рф/
Э2
 
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/
Э3
 
Российское образование: федер. образоват. портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/
Э4
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html

Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  

Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/

Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License

Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
2-413, Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
1
 
 
2-302а, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
2
 
 
1-102б, Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
3
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключенный между профильной организацией и Университетом. Обучающимся разрешается проходить практику в образовательных организациях по своему выбору.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

- присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы производственной практики;

- прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

- получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

- ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

- активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

- выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

- ежедневно вести дневник практики;

- соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

- осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

- представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

- содержание отчета и доклада обучающегося;

- качество ответов на вопросы;

- корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

- в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

- на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

- пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

- на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

- на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.