Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
преподавания искусства
ции
Формальная композиция - основа изучения закономерностей создания реалистической картины. Композиция и художественный образ.
Э1 Э3 Э5 Э9 Э10
Э1 Э2 Э5
Э9 Э17
Э5
Э4 Э10
Э11 Э12 Э13 Э15
Э10 Э11 Э13 Э16
Э4 Э8 Э9
Э2 Э12 Э13 Э14 Э16 Э17
Вопросы к зачету
1.Определение понятия «композиция» в изобразительном искусстве.
2.Теоретические основы композиции в учениях Аристотела, Платона, Пифагора.
3.Теория композиции в наследии великих художников 9Л.да Винчи, Констебл, Делакруа, Хогарт).
4.Теория композиции в исследованиях В.Фаворского, Р.Арнхейма, Н.Волкова, Е.Шорохова.
6.Закон целостности восприятия, единства и соподчинения в композиции.
7.Обоснование в теории композиции понятия «художественный образ» в композиции.
8.Формат и структурная организация картинной плоскости.
9.Организация композиционного центра.
10.Закон равновесия и комфортности восприятия в композиции.
11.Симметрия и асимметрия в композиции.
12.Статика и динамика в композиции.
13.Способы членения плоскости композиции.
14.Использование приема «оверлеппинг» в композиции.
15.Закон контрастов и аналогий в композиции.
16.Средства гармонизации композиции.
17.Ритм как средство гармонизации композиции.
18.Пропорции как средство гармонизации композиции.
19.«Золотое сечение» как система пропорционирования в изобразительном искусстве.
20.«Модулор» как система определения пропорций в изобразительном искусстве.
21.Масштаб как средство гармонизации композиции.
22.Применение модуля для масштабного согласования композиции.
23.Роль стаффажа для определения масштаба композиции.
24.Художественно-образный язык композиции. Средства выражения художественного образа.
25.Фактура как средство выражения художественного образа.
26.Передача фактуры средствами графики.
27.Возможности фактур в передаче образного содержания композиции.
28.Типы колорита в композиции.
29.Цвет как средство выражения художественного образа. Воздействие цвета на человека.
30.Цветовое решение композиции с учетом оптических иллюзий.
31.Выбор цвета в композиции с учетом его психологического воздействия на зрителя.
32.Контрасты цвета в композиции.
33.Выражение художественного образа через форму, цвет, фактуру.
34.Виды и типы композиций.
35.Композиция станковой картины.
36.Приемы передачи пространства в станковой композиции.
37.Построение пространства по законам перспективы.
38.Анализ композиции академических произведений живописи и графики.
39.Композиция натюрморта.
40.Методика работы над композицией натюрморта. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении композиции натюрморта.
41.Композиция интерьера.
42.Методика работы над композицией интерьера. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении композиции интерьера.
43.Композиция пейзажа.
44.Методика работы над композицией пейзажа. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении композиции пейзажа.
45.Композиция портрета.
46.Методика работы над композицией портрета. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении композиции портрета.
47.Композиция сюжетно-тематической картины.
48.Методика работы над композицией сюжетно-тематической картины. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении сюжетно-тематической композиции.
49.Вклад Л. да Винчи, Дж. Вазари, Л. Альберти в теорию композиции.
50.Теоретические взгляды на теорию и практику композиции Н. Пуссена.
51.Теоретическое развитие практики композиции в живописи А. Матисса, П. Пикассо, П. Сезанна.
52.Вклад в теорию композиции отечественных художников-исследователей: К. Юон, А. Дейнека, Е. Кибрик.
Контрольные задания
Тема контрольного задания «Особенности композиции натюрморта»
Задание №1:
Используя знания о структуре композиции, о способах иллюзорной или условной передачи пространства, видах натюрморта выполнить однопорядковый натюрморт по простым сюжетам (по выбору) – «Книги», «Дары природы", «Игрушки» и т.д.,
Задание №2:
Используя знания о структуре композиции, о способах иллюзорной или условной передачи пространства, видах натюрморта выполнить смешанный натюрморт по сюжетам (на выбор): «Стол учителя», «Увлечения», «Спорт и путеществия»
Задание №3:
Выполнить сюжетно-тематический натюрморт (по выбору): «Поздний ужин», «Праздничный обед»; «Новоселье»; «Студенческий день».
Техника исполнения (на выбор) - «акварель», «гуашь», «пастель». Формат А4.
Темы эссе
1.Провести анализ взглядов Л. Альберти на композиционную деятельность живописца (сочинение «Три книги о живописи»).
2.Дать характеристику взглядов Л. Да Винчи о работе над исторической картиной (сочинение «Трактат о живописи»).
3.Провести обзор мнений Д. Вазари о становлении мастерства художника (сочинение «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, зодчих»).
4.Провести анализ высказываний Н. Пуссена о работе над сюжетной композицией.
5.Проанализировать опыт Д. Рейнольдса о развитии замысла в картине. (сочинение «Речь на открытии Королевской Академии искусств»).
6.Э. Делакруа как художник-мыслитель (сочинение «Дневники»).
7.Д. Констебль о композиции пейзажа (сочинение «Письма»).
8.Новаторские подходы к цветовому решению композиции в теоретическом наследии А. Матисса (сочинение «Заметки живописца»).
9.К. Юон о картинной форме в композиции (сочинение «О живописи»).
10.Г. Савицкий о композиции пейзажа (сочинение «О картине»).
11.Теоретическое наследие В. Фаворского в композиции – обзор основных взглядов (сочинение «О композиции»).
12.А. Дейнека о связи рисунка и композиции в подготовке картины (сочинение «Учитесь рисовать»).
13.Проанализируйте взгляды Е. Кибрика о законах в композиции (сочинение «Объективные законы композиции в изобразительном искусстве»).
14.Размышления Е. Кибрика о художественном образе в композиции (сочинение «Объективные законы композиции в изобразительном искусстве»).
15.Н. Волков – педагог-художник о понятии «композиция» (сочинение «Композиция в живописи»).
Рекомендации по работе с учебной и научной литературой
Работа с учебной литературой - это, прежде всего,изучение новых понятий и определений из лекций, словаря терминов, написание краткого конспекта. Проработка лекционного материала и основных терминов поможет лучше понять и усвоить курс. Усвоение понятий из лекций и словаря терминов, как правило, проверяется в ходе текущего контроля и на зачете/экзамене.
Некоторые общие рекомендации по изучению литературы:
1)цель написания конспекта по дисциплине - формирование информационной компетентности- поиск, отбор, анализ учебного материала. Эти метапредметные умения являются обязательными для любого специалиста с высшим образованием, вне зависимости от выбранного направления подготовки;
2)написание конспекта должно быть творческим и должно быть направлено не на копирование-переписывание текста из источников, а на смысловое чтение и краткое изложение своими словами содержания ответа. Копирование и заучивание неосмысленного текста не имеет познавательной и практической ценности;
3)при работе над конспектом возможно появление вопросов, с которыми уместно обратиться к преподавателю в ходе семинаров или в индивидуальном порядке;
4)при работе над терминами необходимо уточнение значений по словарям, энциклопедиям.
Методические указания к лекциям.
В курсе читаются лекции. Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к педагогической деятельности в школе.Лекции по дисциплине "Теория композиции" сопровождаются иллюстративным рядом или презентацией по изучаемой теме. Обучающиеся конспектируют только наиболее важную, опроную информацию: определания, характеристики художественного процесса, зарисовывают композиции иллюстраций. Допускается фотографирование. Конспекты лекций необходимо структурировать, вести их регулярно, записи вести аккуратно, использовать систему сокращений слов и терминов. На полях страницы студент может помечать проблемные для понимания вопросы.Затем самостоятельно их разбирать по рекомендуемой литературе, либо с помощью преподавателя на следующей лекции или лаботаторных занятиях.
Методические указания к практическим занятиям.
Курс дисциплины "Теория композиции" включает теоретическую и практическую части. Цели практической части курса композиции: привить обучающимся навыки творческой работы; обучить их наблюдению жизни, определению в ней существенного, типичного, достойного отражения в искусстве, выражению идейного замысла произведения изобразительными средствами; воспитание умения последовательно работать над произведением от эскиза до его завершения. Воплощение идеи и темы композиции требует постоянного наблюдения, изучения действительности посредством рисунка, этюда, а также систематических упражнений. Этим объясняется насыщенность курса практическими занятиями. Каждое практическое задание реализуется через две основные формы работы - аудиторную и домашнюю.
Аудиторные занятия отводятся в основном упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к свойствам, средствам, правилам, приемам и закономерностям композиции. При этом особо подчеркивается, что все средства построения художественного произведения, закономерности и приемы выражения композиционного центра, ритма, равновесия, статики и динамики, тона, цвета, колорита не являются самоцелью, а служат наиболее яркому выражению содержания произведения; установкам на разработку эскизов композиций практических заданий (раскрытие целей, задач и содержания практических заданий).
Устный, письменный и изобразительный анализ композиционной структуры произведений классического произведения искусства проводится как самим преподавателем, так и обучающимся самостоятельно в рамках самоподготовки. Беседы в процессе теоретического разбора композиционных проблем произведения служат основой углубления теоретических знаний и способствуют анализу текущих практических заданий с объяснением ошибок и причин их появления.
Выработка практических навыков в работе над композицией состоит в выполнении последовательных, методически выстроенных этапов:
- вынашивание идеи (замысла), разработка темы, сюжета (сюжетной группы, сюжетной ситуации, решение сюжета) по задуманной или заданной теме и выражение ее в конструктивно-пластической форме (эскиз);
- поиск формального (схематического), пластического, цветового и колористического решения (эскиз, этюд);
- выполнение итоговой работы в определенном замыслом и сюжетом формате в соответствующей художественной технике (живопись, графика, ДПИ).
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся ОЗО.
Самостоятельная работа обучающихся (СРС) в вузе рассматривается как фактор повышения качества образования. Основное содержание СРС заключается в самостоятельном поиске информации, приобретении знаний для решения учебных, научных или профессиональных задач, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе лекций, подготовки к практическим занятиям, экзаменам без непосредственного руководства со стороны преподавателя, но по его заданию и под его наблюдением. По содержанию самостоятельная СРС по изучению настоящей дисциплины делится на две части: организуемая преподавателем и организуемая самим обучающимся по своему усмотрению без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям и практическим занятиям, зачетам, экзаменам). Содержание самостоятельной работы, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.
Виды самостоятельной работы следующие:
1.самостоятельное изучение обучающимися отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса композиции;
2.дополнительная проработка лекционных материалов по записям прочитанных лекций и представленного раздаточного материала по тематике курса;
3.подготовка к лабораторным работам по предусмотренным программой темам;
4.подготовка и представление рефератов по отдельным вопросам (по требованию преподавателя). Перечень ориентировочных тем рефератов приведен в методических рекомендациях по подготовке реферата;
5.формирование неясных вопросов для их рассмотрения во время лекционных и лабораторных занятий с помощью преподавателя;
6.подготовка к зачету , включающая теоретический компонент курса и правильное выполнение практических работ по композиции в указанном формате и технике.
Обучающиеся факультетов искусств и дизайна имеют зачастую затруднения в овладении необходимым уровнем изобразительного мастерства. Во время самостоятельной работы студенту необходимо уделять время для композиционно-графических упражнений в различных техниках (фломастер, карандаш, тушь-кисть, аппликация).
Методические указания к промежуточной аттестации - к зачету.
Зачет - важный этап в учебном процессе, имеющий целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. При подготовке к зачету с оценкой и экзамену обучающиеся внимательно изучают конспект, рекомендованную литературу и делают краткие записи по каждому вопросу.В ходе сдачи зачета учитывается не только качество ответа, но и текущая успеваемость обучающегося, поэтому к зачетной процедуре необходимо выполнить все практические, художественные задания на должном уровне. Проверка теоретического материала курса проводится в форме письменного теста. При подготовке к зачету обучающийся должен тщательно готовить практические задания, оформить их согласно требованям, разобрать теоретические вопросы.
Методические указания для лиц с ОВЗ
Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование. При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене). При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.