2022-2023_zm44_04_01 ХО 2158 гр__plx_Теория композиции_Художественное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория композиции
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6
6
6
6
Сам. работа
62
62
62
62
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к. пед. наук, доцент, Большакова Светлана Владимировна _________________
 
 
Теория композиции
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - изучение обучающимися теоретических основ композиции для применения в исследовательской и профессиональной деятельности в школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
углубить профессиональное композиционное мышление обучаемых;
1.4
научить формулировать исследовательскую композиционную задачу в процессе учебного и творческого рисования;
1.5
научить выполнять теоретический композиционный анализ произведения;
1.6
знать теоретические изыскания в области композиции и художественно-эстетической практики в целом;
1.7
изучить современные методы преподавания основ композиции школьникам в ходе реализации основных и дополнительных программ в области художественного образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Живопись и живописная композиция
2.1.2
Научно-педагогическая деятельность в художественном образовании
2.1.3
Сетевые образовательные проекты
2.1.4
Учебная ознакомительная практика
2.1.5
Живопись и живописная композиция
2.1.6
Сетевые образовательные проекты
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Преддипломная практика
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
2.2.6
Производственная  преддипломная практика
2.2.7
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы в области художественного образования с использованием современных технологий

преподавания искусства

 
ПК-1.1: Знает: основные принципы и прикладные технологии осуществления педагогической деятельности в области художественного образования
 
 
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
УК-2.5: Публично представляет результаты проекта, вступает в обсуждение хода и результатов проекта
 
 
УК-6: Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
УК-6.5: Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и умений с целью совершенствования своей деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способы реализации основных и дополнительных образовательных программ в области художественного образования с использованием современных технологий преподавания искусства
3.1.2
основные принципы и прикладные технологии осуществления педагогической деятельности в области художественного образования
3.1.3
способы управления проектом на всех этапах его жизненного цикла
3.1.4
содержание теории и методики учебной композиции;
3.1.5
способы повышения интереса к учебе и использовать предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и умений с целью совершенствования своей деятельности
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
3.1.6
понятия и термины, художественно-выразительные средства композиции;
3.1.7
художественно-выразительные средства композиции и способы их преподавания обучающимся.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
реализовывать принципы и прикладные технологии осуществления педагогической деятельности в области художественного образования
3.2.2
проявлять интерес к учебе и использовать предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и умений с целью совершенствования своей деятельности
3.2.3
осуществлять управление проектом на всех этапах его жизненного цикла.
3.2.4
проводить композиционный анализ своих работ, детских рисунков,
3.2.5
ориентироваться в условиях современного развития изобразительного искусства и художественного образования.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками реализации принципов и прикладных технологий осуществления педагогической деятельности в области художественного образования;
3.3.2
технологиями управления проектом на всех этапах его жизненного цикла;
3.3.3
опытом изучения методики преподавания композиции в работе с учащимися школ, с использованием современных методов обучения и диагностики;
3.3.4
формами повышения интереса к учебе и использовать предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и умений с целью совершенствования своей деятельности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические аспекты композиции в изобразительном искусстве: истоический экскурс и новейшие концепции.

Формальная композиция - основа изучения закономерностей создания реалистической картины. Композиция и художественный образ.

 
1.1
Современные задачи теории композиции как обоснование способов формообразования и художественного мышления. Концепция теории организации композиции в изобразительном искусстве: виды композиции. Психо-физиологическое и социально-эстетическое обоснование законов  композиции. Композиционная пластика как способ создания образа. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э5 Э9 Э10

2
ПК-1.1 УК-2.5 УК-6.5
2
0
 
1.2
Композиционная способность к структурированию изображения. Педагогические аспекты изысканий в теории композиции. Проблема совершенствования композиционной подготовки учителя школы. Художественное и педагогическое творчество. /Пр/

Э1 Э2 Э5

2
ПК-1.1 УК-2.5 УК-6.5
2
0
 
1.3
Композиция как пособ формообразования и художественного мышления). Рассмотрение теоретических концепций в области композиции  мыслителей прошлого(Аристотель, Платон, Пифагор). Обзор теоретических положений в наследии художников (Л.да Винчи, Л.Б. Альберти, Хогарт, Констебл, Делакруа и др.), трудов современных исследователей (Р.Арнхейм, В. Фаворский, Н.Волков, Е.Шорохов). /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э9 Э17

10
ПК-1.1 УК-2.5 УК-6.5
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
1.4
Композиционный центр. Акценты. Контрасты в композиции. Композиционное равновесие: симметрия-асимметрия.Ритм в композиции. Движение в композиции (статика и динамика в композиции). /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э5

12
ПК-1.1 УК-2.5 УК-6.5
2
0
 
 
Раздел 2. Теория композиции о жанровой структуре реалистического изображения. Композиция сюжетно-тематической картины. Композиционное мышление детей.

 
2.1
Обзор композиционных построений натюрморта. Виды натюрморта. Натюрморт в системе станковой картины (натюрморт-интерьер, натюрморт-портрет, натюрморт-пейзаж). Обзор композиционных построений пейзажа: виды пейзажей. Обзор композиционных построений портрета. ВИды портрета /Пр/
Л1.1 Л1.2Л3.2

Э4 Э10

2
ПК-1.1 УК-2.5 УК-6.5
2
0
 
2.2
История натюрморта. Виды натюрморта. Форматы натюрморта. Натюрморт в системе станковой картины (натюрморт-интерьер, натюрморт-портрет, натюрморт-пейзаж). Выполнение реферата по общим темам «Мастера зарубежного и отечественного натюрморта». Композиция натюрморта на уроке ИЗО в школе. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.2

Э11 Э12 Э13 Э15

10
ПК-1.1 УК-2.5 УК-6.5
2
0
 
2.3
Идея, замысел, сюжет в разработке тематической композиции (пейзаж, ). Точка зрения (ракурс) в пейзаже. Разработка сюжетной композиции пейзажа в детском творчестве.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.2

Э10 Э11 Э13 Э16

10
ПК-1.1 УК-2.5 УК-6.5
2
0
 
2.4
Композиционный анализ портрета. Общие и специфические принципы выполнения композиции портрета: ритм, метр, сюжетно-композиционный центр и способы его выражения (главное и второстепенное), пропорции, симметрия-асимметрия (равновесие). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.2

Э4 Э8 Э9

10
ПК-1.1 УК-2.5 УК-6.5
2
0
 
2.5
Изобразительно-выразительные средства сюжетной композиции (тон, светотень, перспектива). Композиция в живописи и в графике. Тональная и цветовая выразительность композиции (на примере натюрморта). Проблема авторства и самостоятельность композиционного мышления в профессиональном и детском творчестве. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.2

Э2 Э12 Э13 Э14 Э16 Э17

10
ПК-1.1 УК-2.5 УК-6.5
2
0
 
2.6
/Зачёт/

4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Определение понятия «композиция» в изобразительном искусстве.

2.Теоретические основы композиции в учениях Аристотела, Платона, Пифагора.

3.Теория композиции в наследии великих художников 9Л.да Винчи, Констебл, Делакруа, Хогарт).

4.Теория композиции в исследованиях В.Фаворского, Р.Арнхейма, Н.Волкова, Е.Шорохова.

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
5.Законы композиционного построения в практике художников.

6.Закон целостности восприятия, единства и соподчинения в композиции.

7.Обоснование в теории композиции понятия «художественный образ» в композиции.

8.Формат и структурная организация картинной плоскости.

9.Организация композиционного центра.

10.Закон равновесия и комфортности восприятия в композиции.

11.Симметрия и асимметрия в композиции.

12.Статика и динамика в композиции.

13.Способы членения плоскости композиции.

14.Использование приема «оверлеппинг» в композиции.

15.Закон контрастов и аналогий в композиции.

16.Средства гармонизации композиции.

17.Ритм как средство гармонизации композиции.

18.Пропорции как средство гармонизации композиции.

19.«Золотое сечение» как система пропорционирования в изобразительном искусстве.

20.«Модулор» как система определения пропорций в изобразительном искусстве.

21.Масштаб как средство гармонизации композиции.

22.Применение модуля для масштабного согласования композиции.

23.Роль стаффажа для определения масштаба композиции.

24.Художественно-образный язык композиции. Средства выражения художественного образа.

25.Фактура как средство выражения художественного образа.

26.Передача фактуры средствами графики.

27.Возможности фактур в передаче образного содержания композиции.

28.Типы колорита в композиции.

29.Цвет как средство выражения художественного образа. Воздействие цвета на человека.

30.Цветовое решение композиции с учетом оптических иллюзий.

31.Выбор цвета в композиции с учетом его психологического воздействия на зрителя.

32.Контрасты цвета в композиции.

33.Выражение художественного образа через форму, цвет, фактуру.

34.Виды и типы композиций.

35.Композиция станковой картины.

36.Приемы передачи пространства в станковой композиции.

37.Построение пространства по законам перспективы.

38.Анализ композиции академических произведений живописи и графики.

39.Композиция натюрморта.

40.Методика работы над композицией натюрморта. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении композиции натюрморта.

41.Композиция интерьера.

42.Методика работы над композицией интерьера. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении композиции интерьера.

43.Композиция пейзажа.

44.Методика работы над композицией пейзажа. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении композиции пейзажа.

45.Композиция портрета.

46.Методика работы над композицией портрета. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении композиции портрета.

47.Композиция сюжетно-тематической картины.

48.Методика работы над композицией сюжетно-тематической картины. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении сюжетно-тематической композиции.

49.Вклад Л. да Винчи, Дж. Вазари, Л. Альберти в теорию композиции.

50.Теоретические взгляды на теорию и практику композиции Н. Пуссена.

51.Теоретическое развитие практики композиции в живописи А. Матисса, П. Пикассо, П. Сезанна.

52.Вклад в теорию композиции отечественных художников-исследователей: К. Юон, А. Дейнека, Е. Кибрик.

Контрольные задания

Тема контрольного задания «Особенности композиции натюрморта»

Задание №1:

Используя знания о структуре композиции, о способах иллюзорной или условной передачи пространства, видах натюрморта выполнить однопорядковый натюрморт по простым сюжетам (по выбору) – «Книги», «Дары природы", «Игрушки» и т.д.,

Задание №2:

Используя знания о структуре композиции, о способах иллюзорной или условной передачи пространства, видах натюрморта выполнить смешанный натюрморт по сюжетам (на выбор): «Стол учителя», «Увлечения», «Спорт и путеществия»

Задание №3:

Выполнить сюжетно-тематический натюрморт (по выбору): «Поздний ужин», «Праздничный обед»; «Новоселье»; «Студенческий день».

Техника исполнения (на выбор) - «акварель», «гуашь», «пастель». Формат А4.

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Темы эссе

1.Провести анализ взглядов Л. Альберти на композиционную деятельность живописца (сочинение «Три книги о живописи»).

2.Дать характеристику взглядов Л. Да Винчи о работе над исторической картиной (сочинение «Трактат о живописи»).

3.Провести обзор мнений Д. Вазари о становлении мастерства художника (сочинение «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, зодчих»).

4.Провести анализ высказываний Н. Пуссена о работе над сюжетной композицией.

5.Проанализировать опыт Д. Рейнольдса о развитии замысла в картине. (сочинение «Речь на открытии Королевской Академии искусств»).

6.Э. Делакруа как художник-мыслитель (сочинение «Дневники»).

7.Д. Констебль о композиции пейзажа (сочинение «Письма»).

8.Новаторские подходы к цветовому решению композиции в теоретическом наследии А. Матисса (сочинение «Заметки живописца»).

9.К. Юон о картинной форме в композиции (сочинение «О живописи»).

10.Г. Савицкий о композиции пейзажа (сочинение «О картине»).

11.Теоретическое наследие В. Фаворского в композиции – обзор основных взглядов (сочинение «О композиции»).

12.А. Дейнека о связи рисунка и композиции в подготовке картины (сочинение «Учитесь рисовать»).

13.Проанализируйте взгляды Е. Кибрика о законах в композиции (сочинение «Объективные законы композиции в изобразительном искусстве»).

14.Размышления Е. Кибрика о художественном образе в композиции (сочинение «Объективные законы композиции в изобразительном искусстве»).

15.Н. Волков – педагог-художник о понятии «композиция» (сочинение «Композиция в живописи»).

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к ПРД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бесчастнов, Н.П.
Основы композиции (история, теория и современная практика): монография: / Н. П. Бесчастнов. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 222 c. — ISBN 978-5-4487- 0277-8. — Текст:электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/76538.htm 
Саратов : Вузовское образование, 2018
 
Л1.2
Барышников, А. П.
Основы композиции: /А. П. Барышников, И. В. Лямин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 196 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10775-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: 
Москва : Издательство Юрай, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Воронова, И. В.
Основы композиции: учебное пособие для вузов: / И. В. Воронова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : изд-во КемГИК. — 119 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11106-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0375-8 (изд-во КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444486
Москва: Издательство Юрайт; изд-во КемГИК, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Погосская, Ю. В. 
Композиция [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Ю. В. Погосская. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. — 35 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77569.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университе, 2018
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.2
Беляева, О. А. 
Композиция. практическое пособие для вузов: / О. А. Беляева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : КемГИК. — 59 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-11593-2 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0413-7 (КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445688
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сущность творчества: [сайт]. -   URL:   http://www.coposic.ru/suschnost-tvorchestva(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
Средства композиции: [сайт]. -   UR:  http://www.coposic.ru/sredstva-kompozitsii/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
Станковая картина (обзор): [сайт]. -   URL:  http://www.coposic.ru/stankovaya-kartina/Portret-kartina/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э4
Композиция натюрморта: [сайт]. -   URL:  http://www.coposic.ru/stankovaya-(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронныйkartina/natyurmort/
 
Э5
Основные законы композиции: [сайт]. -  URL: http://www.coposic.ru/osnovnye-zakony/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э6
Конструкция и композиция: [сайт]. -  URL:  http://m.slovari.yandex.ua/article.xml?book(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э7
Приёмы композиции: [сайт]. -  URL: http://www.coposic.ru/priyomy-kompozitsii/ (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э8
Правила композиции: [сайт]. -  URL:  http://www.coposic.ru/pravila/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э9
Определение композиции и ее свойства: [сайт]. -  URL:  http://www.kodiz.ru/abcompos/compozbs.html(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э10
Художественный образ: [сайт]. -  URL: http://www.coposic.ru/hudozhestvennyy-obraz/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э11
К проблеме формата в изобразительном искусстве: [сайт]. -  URL:  http://apelipenko.ru/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э12
Композиция в интерьере: [сайт]. -  URL: http://www.coposic.ru/stankovaya-kartina/interer/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э13
Композиция в различных направлениях искусства: [сайт]. -  URL: http://www.coposic.ru/kompoziciya-napravlenie(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э14
Портрет в русской живописи: [сайт]. -  URL:  http://studbooks.net/570274/kulturologiya/portret_russkoy_zhivopisi(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э15
Портрет: [сайт]. -  URL: http://shedevrs.ru/materiali/280-portret.html
 
Э16
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL:https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
Э17
Электронный каталог НГПУ - URL:http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины начинается с ознакомления обучающегося с содержанием рабочей программы дисциплины (РПД).РПД в электронном и бумажном видах представлена в библиотеке вуза.Рекомендуем обратить особое внимание на ожидаемые результаты,   приведенные в перечне знаний и умений, которые студент  должен приобрести в ходе изучения данного предмета, на содержание вопросов к  текущему контролю знаний.

Рекомендации по работе с учебной и научной литературой

  Работа с учебной литературой  - это, прежде всего,изучение новых понятий и определений из лекций, словаря терминов, написание краткого конспекта. Проработка лекционного материала и основных терминов   поможет лучше понять и усвоить курс. Усвоение   понятий из лекций и словаря терминов,   как правило,   проверяется  в  ходе текущего контроля и  на зачете/экзамене.   

Некоторые общие рекомендации по изучению литературы:

1)цель написания конспекта по дисциплине -  формирование информационной компетентности-     поиск, отбор, анализ   учебного материала. Эти метапредметные умения  являются обязательными  для любого специалиста с высшим образованием, вне   зависимости  от выбранного направления подготовки;

2)написание конспекта должно быть творческим и должно быть  направлено не на копирование-переписывание     текста из источников, а на смысловое чтение  и   краткое изложение  своими словами содержания ответа.   Копирование и заучивание неосмысленного текста   не имеет познавательной и практической ценности;

3)при работе над конспектом возможно появление  вопросов, с которыми уместно обратиться к преподавателю в ходе  семинаров или в индивидуальном порядке;

4)при работе над терминами необходимо    уточнение  значений по словарям, энциклопедиям.

  

Методические указания к  лекциям.

В курсе читаются лекции. Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к педагогической деятельности в школе.Лекции по дисциплине "Теория композиции" сопровождаются иллюстративным рядом или презентацией по изучаемой теме. Обучающиеся конспектируют только наиболее важную, опроную информацию: определания, характеристики художественного процесса, зарисовывают композиции иллюстраций. Допускается фотографирование. Конспекты лекций необходимо структурировать, вести их регулярно, записи вести аккуратно, использовать систему сокращений слов и терминов. На полях страницы студент может помечать проблемные для понимания вопросы.Затем самостоятельно их разбирать по рекомендуемой литературе, либо с помощью преподавателя на следующей лекции или лаботаторных занятиях.

  

  Методические указания к практическим занятиям.

Курс дисциплины "Теория композиции" включает теоретическую и практическую части. Цели практической части курса композиции: привить обучающимся навыки творческой работы; обучить их наблюдению жизни, определению в ней существенного, типичного, достойного отражения в искусстве, выражению идейного замысла произведения изобразительными средствами; воспитание умения последовательно работать над произведением от эскиза до его завершения. Воплощение идеи и темы композиции требует постоянного наблюдения, изучения действительности посредством рисунка, этюда, а также систематических упражнений. Этим объясняется насыщенность курса практическими занятиями. Каждое практическое задание реализуется через две основные формы работы - аудиторную и домашнюю.

Аудиторные занятия отводятся в основном упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к свойствам, средствам, правилам, приемам и закономерностям композиции. При этом особо подчеркивается, что все средства построения художественного произведения, закономерности и приемы выражения композиционного центра, ритма, равновесия, статики и динамики, тона, цвета, колорита не являются самоцелью, а служат наиболее яркому выражению содержания произведения; установкам на разработку эскизов композиций практических заданий (раскрытие целей, задач и содержания практических заданий).

Устный, письменный и изобразительный анализ композиционной структуры произведений классического произведения искусства проводится как самим преподавателем, так и обучающимся самостоятельно в рамках самоподготовки. Беседы в процессе теоретического разбора композиционных проблем произведения служат основой углубления теоретических знаний и способствуют анализу текущих практических заданий с объяснением ошибок и причин их появления.

Выработка практических навыков в работе над композицией состоит в выполнении последовательных, методически выстроенных этапов:

- вынашивание идеи (замысла), разработка темы, сюжета (сюжетной группы, сюжетной ситуации, решение сюжета) по задуманной или заданной теме и выражение ее в конструктивно-пластической форме (эскиз);

- поиск формального (схематического), пластического, цветового и колористического решения (эскиз, этюд);

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
- разработка картона (законченного подготовительного рисунка композиции (изображения в натуральную величину) или законченного композиционного эскиза. В качестве вспомогательного средства освоения композиции обучающимися проводятся экскурсии в художественные музеи, галереи и на выставки.

- выполнение итоговой работы в определенном замыслом и сюжетом формате в соответствующей художественной технике (живопись, графика, ДПИ).

   Методические указания к самостоятельной работе обучающихся  ОЗО.

Самостоятельная работа обучающихся (СРС) в вузе рассматривается как фактор повышения качества образования. Основное содержание СРС заключается в самостоятельном поиске информации, приобретении знаний для решения учебных, научных или профессиональных задач, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе лекций, подготовки к практическим занятиям, экзаменам без непосредственного руководства со стороны преподавателя, но по его заданию и под его наблюдением. По содержанию самостоятельная СРС по изучению настоящей дисциплины делится на две части: организуемая преподавателем и организуемая самим обучающимся по своему усмотрению без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям и практическим занятиям, зачетам, экзаменам). Содержание самостоятельной работы, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.

Виды самостоятельной работы следующие:

1.самостоятельное изучение обучающимися отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса композиции;

2.дополнительная проработка лекционных материалов по записям прочитанных лекций и представленного раздаточного материала по тематике курса;

3.подготовка к лабораторным работам по предусмотренным программой темам;

4.подготовка и представление рефератов по отдельным вопросам (по требованию преподавателя). Перечень ориентировочных тем рефератов приведен в методических рекомендациях по подготовке реферата;

5.формирование неясных вопросов для их рассмотрения во время лекционных и лабораторных занятий с помощью преподавателя;

6.подготовка к зачету , включающая теоретический компонент курса и правильное выполнение практических работ по композиции в указанном формате и технике.

Обучающиеся  факультетов искусств и дизайна имеют зачастую затруднения в овладении необходимым уровнем изобразительного мастерства. Во время самостоятельной работы студенту необходимо уделять время для композиционно-графических упражнений в различных техниках (фломастер, карандаш, тушь-кисть, аппликация).

   Методические указания к промежуточной аттестации - к зачету.

Зачет - важный этап в учебном процессе, имеющий целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. При подготовке к зачету с оценкой и экзамену обучающиеся внимательно изучают конспект, рекомендованную литературу и делают краткие записи по каждому вопросу.В ходе сдачи зачета учитывается не только качество ответа, но и текущая успеваемость обучающегося, поэтому к зачетной процедуре необходимо выполнить все практические, художественные задания на должном уровне. Проверка теоретического материала курса проводится в форме письменного теста. При подготовке к зачету обучающийся должен тщательно готовить практические задания, оформить их согласно требованям, разобрать теоретические вопросы.  

   Методические указания для лиц с ОВЗ

Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование. При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене). При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

 
стр. 11
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.