2022-2023_b44_03_05 МиФ 224_plx_Методика обучения физике_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения физике
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
экзамен 8, 10 зачет с оценкой 7, 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
72
самостоятельная работа
334
аудиторные занятия
278
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
19 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
684
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
17
14 4/6
14
8 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
34
34
28
28
42
42
24
24
128
128
Практические
34
34
28
28
56
56
32
32
150
150
Итого ауд.
68
68
56
56
98
98
56
56
278
278
Кoнтактная рабoта
68
68
56
56
98
98
56
56
278
278
Сам. работа
112
112
52
52
82
82
88
88
334
334
Часы на контроль
36
36
36
36
72
72
Итого
180
180
144
144
180
180
180
180
684
684
 
 
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Бурханова Ю.Н. _________________
 
 
Методика обучения физике
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формирование у студентов методических знаний, умений, мотивации, рефлексии и опыта продуктивной деятельности для реализации на практике идей развития учащихся в процессе обучения физики в условиях реализации ФГОС основного и среднего (полного) общего образования .
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
1. формирование у обучающихся методических знаний, умений, мотивации, рефлексии и опыта продуктивной деятельности для реализации на практике идей развития учащихся в процессе обучения физике;
1.5
2. овладение навыками традиционных форм, методов, средств обучения школьников физике, овладение будущими учителями вариативными подходами организации познавательной деятельности детей;
1.6
3. совершенствование системы усвоения студентами содержания, методов, приемов изучения основных разделов школьного курса математики,физики традиционных форм, методов, средств обучения школьников математике,физике овладение будущими учителями вариативными подходами организации познавательной деятельности детей.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.2
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.1.3
Производственная педагогическая  практика
2.1.4
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.5
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.1.6
Геометрия
2.1.7
Математический анализ
2.1.8
Педагогика
2.1.9
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.10
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.11
Учебная технологическая практика
2.1.12
Психология
2.1.13
Психология воспитательных практик
2.1.14
Психолого-педагогические основы обучения математике
2.1.15
Теория чисел
2.1.16
Учебная практика по решению математических задач
2.1.17
Учебная технологическая практика
2.1.18
Алгебра
2.1.19
Высшая математика
2.1.20
Элементарная математика
2.1.21
Циклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
стр. 4
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- содержание программы основного курса школьной физики, теоретические основы, методы и формы организации обучения;
3.1.2
- основные понятия теории и  методики олбучения физики и содержание, методы решения задач в различных учебных ситуациях;
3.1.3
- различные методы решения задач по физике в оснвной и средней школе.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- осуществлять методическую обработку научного материала, грамотно применять методы обучения и основные термины методологии, применять и изготавливать средства обучения;
3.2.2
- проводить сравнительный анализ различных педагогических концепций обучению физике,  разрабатывать на основе выбранной концепции рабочие программы обучения физике;
3.2.3
- анализировать образовательный процесс, направленный на обучение решению задач по физике.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- обращение с техническими средствами обучения, организация разнообразной внеклассной работы по физике;
3.3.2
- основными видами профессиональной деятельности учителя физики ( в области организации учебно-познавательной деятельности учащихся, использования естественно-научного эксперимента, использования новых информационных технологий);
3.3.3
- способами проектной и инновационной деятельности в постановке и решении физических задач.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общие вопросы методики обучения физике

 
1.1
Методика обучения физике как педагогическая наука. Методология исследований в области теории и методики обучения физике.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.2
Нормативные документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс по физике в средних общеобразовательных организациях /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.3
Цели обучения физике. Способы задания целей обучения физике.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.4
Цели обучения физике как образовательные результаты. Личностные, предметные и метапредметные результаты обучения физике. Универсальные учебные действия как индикатор результатов обучения.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
1.5
Содержание и структура школьного физического образования. Принципы и технология конструирования содержания курсов физики основной и средней школы. Общая характеристика содержания и структуры курсов физики основной и средней школы.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.6
Учебно-методические комплекты (УМК) по физике. Структура и особенности учебников по физике для основной и средней школы, включенных в федеральный перечень учебников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.7
Связь обучения физике с другими учебными предметами. Состояние и тенденции развития школьного физического образования за рубежом.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.8
Методы обучения физике. Классификация методов обучения. Связь методов обучения физике с методами естественнонаучного познания. Общедидактическая система методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.9
Частно-методическая система методов обучения: словесные, наглядные, практические.Словесные методы обучения физике: рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с учебником. Решение задач по физике как метод обучения. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.10
Значение решения задач, их место в учебном процессе. Классификации задач по физике по разным основаниям.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.11
Ситуационные и контекстные задачи, задачи с лишними и недостающими данными.  Методика обучения учащихся решению задач по физике различных типов. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.12
Учебный физический эксперимент: демонстрационный эксперимент, фронтальные лабораторные работы и опыты, физический практикум, домашний эксперимент. Значение физического эксперимента в обучении, методические требования к нему. Методика формирования у учащихся экспериментальных умений. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.13
Школьный физический кабинет и его оборудование. Проведение паспортизации кабинета и обновления его оборудования /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.14
Применение средств ИКТ в физическом эксперименте (виртуальные лаборатории, цифровые лаборатории, смартфоника).  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
1.15
Типология аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий и методика их применения при обучении физике. Технические средства обучения. Методика формирования познавательного интереса к физике и активизации познавательной деятельности учащихся. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.16
Средства новых информационных технологий при обучении физике. Цифровые инструменты и сервисы для учителя физики. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.17
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Методика организации самостоятельной работы учащихся при изучении физики. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.18
Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.19
Методы контроля и самоконтроля результатов учебно-познавательной деятельности. Итоговая диагностика образовательных результатов школьников. Международные исследования качества естественнонаучного, в том числе физического школьного образования. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.20
Организационные формы обучения физике. Типологии уроков физики. Современный урок физики, требования к современному уроку. Обобщение и систематизация знаний учащихся по физике. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.21
Методика организации домашней работы учащихся по физике. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.22
Дифференцированное обучение физике. Уровневая и профильная дифференциация при обучении физике.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.23
Дополнительное физическое образование. Специфика обучения физике учащихся классов разных профилей и классов предпрофессиональной подготовки учащихся. Элективные курсы по физике. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.24
Технологии обучения физике: технологии смешанного обучения, кейс-технология, технология "перевёрнутый класс" информационные и коммуникационные технологии, дистанционного обучения физике и др. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
1.25
Формы, методы и технологии обучения физике учащихся с особыми образовательными потребностями. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
7
0
 
 
Раздел 2. Методика обучения физике в основной школе 

 
стр. 7
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.1
Цели и задачи обучения физике учащихся основной школы, определённые ФГОС основного общего образования, в том числе задача формирования научного мировоззрения учащихся и их естественнонаучной грамотности.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
8
0
 
2.2
Концепции структуры и содержания курса физики основной школы. Научно-методический анализ возможных вариантов построения курса физики основной школы базового и повышенного уровней и их реализации в учебно-методических комплектах.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
8
0
 
2.3
Реализация принципа генерализации учебного материала в содержании и структуре курса. Особенности формирования физических понятий у учащихся основной школы. Роль физических теорий в курсе физики основной школы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
8
0
 
2.4
Научно-методический анализ и методика изучения механических, тепловых, электромагнитных, световых явлений.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
8
0
 
2.5
Научно-методический анализ и методика формирования физических понятий /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
8
0
 
2.6
Научно-методический анализ и методика формирования знаний о физических законах /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
8
0
 
2.7
Методика формирования первоначальных знаний учащихся о физических теориях: классической механике, молекулярно-кинетической теории строения вещества, теории строения атома и представлений об истории развития и становления физической науки. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
8
0
 
 
Раздел 3. Методика обучения физике учащихся средней школы

 
3.1
Цели и задачи обучения физике учащихся средней школы, определённые ФГОС основного общего образования, в том числе задача формирования научного мировоззрения учащихся и физической картины мира.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
8
0
 
3.2
Концепции структуры и содержания курса физики средней школы.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
8
0
 
3.3
Научно-методический анализ возможных вариантов построения курса физики средней школы базового и повышенного уровней и их реализации в учебно-методических комплектах.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
8
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
3.4
Роль физических теорий в курсе физики основной школы, формирование представлений учащихся о структуре физической теории, физической картины мира и её эволюции.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
8
0
 
3.5
Особенности формирования физических понятий у учащихся средней школы. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
8
0
 
3.6
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
8
0
 
 
Раздел 4. Методика изучения понятий и законов механики в средней школе

 
4.1
Научно-методический анализ раздела «Механика»: значение и место раздела, содержание и структура, ведущие физические и методические идеи раздела.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
4.2
Научно-методический анализ раздела «Механика»: значение и место раздела, содержание и структура, ведущие физические и методические идеи раздела.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
4.3
Научно-методический анализ раздела «Механика»: значение и место раздела, содержание и структура, ведущие физические и методические идеи раздела.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
4.4
Методика изучения основных принципов и постулатов классической механики, понятий механики и законов динамики.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
4.5
Методика изучения основных принципов и постулатов классической механики, понятий механики и законов динамики.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
4.6
Методика изучения основных принципов и постулатов классической механики, понятий механики и законов динамики.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
4.7
Формирование представлений учащихся о структуре физической теории на примере классической механики. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
4.8
Формирование представлений учащихся о структуре физической теории на примере классической механики. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
4.9
Формирование представлений учащихся о структуре физической теории на примере классической механики. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
 
Раздел 5. Методика изучения понятий и законов молекулярной физики в средней школе

 
5.1
Научно-методический анализ раздела «Молекулярная физика»: значение и место раздела, содержание и структура, ведущие физические и методические идеи раздела. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
стр. 9
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
5.2
Научно-методический анализ раздела «Молекулярная физика»: значение и место раздела, содержание и структура, ведущие физические и методические идеи раздела. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
5.3
Научно-методический анализ раздела «Молекулярная физика»: значение и место раздела, содержание и структура, ведущие физические и методические идеи раздела. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
5.4
Термодинамический и статистический методы изучения тепловых явлений, их единство, отражение молекулярно-кинетической теории строения вещества в содержании раздела.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
5.5
Термодинамический и статистический методы изучения тепловых явлений, их единство, отражение молекулярно-кинетической теории строения вещества в содержании раздела.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
5.6
Термодинамический и статистический методы изучения тепловых явлений, их единство, отражение молекулярно-кинетической теории строения вещества в содержании раздела.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
5.7
Научно-методический анализ и методика изучения основных моделей молекулярной физики и термодинамики, основных понятий, основных законов. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
5.8
Научно-методический анализ и методика изучения основных моделей молекулярной физики и термодинамики, основных понятий, основных законов. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
5.9
Научно-методический анализ и методика изучения основных моделей молекулярной физики и термодинамики, основных понятий, основных законов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
5.10
Формирование представлений учащихся о принципе дополнительности на примере молекулярной физики и термодинамики. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
5.11
Формирование представлений учащихся о принципе дополнительности на примере молекулярной физики и термодинамики. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
5.12
Формирование представлений учащихся о принципе дополнительности на примере молекулярной физики и термодинамики. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
9
0
 
 
Раздел 6. Методика изучения понятий и законов электродинамики в средней школе

 
6.1
Научно-методический анализ раздела «Электродинамика»: значение и место раздела, содержание и структура. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
стр. 10
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
6.2
Научно-методический анализ раздела «Электродинамика»: значение и место раздела, содержание и структура. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
6.3
Ведущие физические и методические идеи раздела, отражение теории Максвелла и классической электронной теории проводимости в содержании раздела. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
6.4
Ведущие физические и методические идеи раздела, отражение теории Максвелла и классической электронной теории проводимости в содержании раздела. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
6.5
Научно-методический анализ и методика изучения основных моделей электродинамики, основных понятий  законов. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
6.6
Научно-методический анализ и методика изучения волновых свойств света. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
6.7
Научно-методический анализ и методика изучения волновых свойств света. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
6.8
Научно-методический анализ и методика изучения элементов специальной теории относительности.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
6.9
Научно-методический анализ и методика изучения элементов специальной теории относительности.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
6.10
Формирование у учащихся представлений о принципе соответствия на примере классической и релятивистской теорий. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
 
Раздел 7. Методика изучения понятий и законов квантовой теории в средней школе

 
7.1
Научно-методический анализ раздела «Квантовая физика»: значение и место раздела, содержание и структура. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
7.2
Научно-методический анализ раздела «Квантовая физика»: значение и место раздела, содержание и структура. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
7.3
Ведущие физические и методические идеи. История создания и становления квантовой теории.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
7.4
Ведущие физические и методические идеи. История создания и становления квантовой теории.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
7.5
Научно-методический анализ и методика изучения основных моделей квантовой теории, основные понятия и законы. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
7.6
Научно-методический анализ и методика изучения основных моделей квантовой теории, основные понятия и законы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
стр. 11
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
7.7
Методика проведения обобщающих занятий по темам и разделам курса физики средней школы. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
7.8
Методика проведения обобщающих занятий по темам и разделам курса физики средней школы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
7.9
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-3.1
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
5.2. Темы письменных работ
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бухарова, Г. Д.
Молекулярная физика и термодинамика. Методика преподавания :  учеб. пособие для академического бакалавриатаБухарова, Г. Д. Молекулярная физика и термодинамика. Методика преподавания : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. Д. Бухарова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09388-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436993
, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Абушкин, Х. Х. 
Методика проблемного обучения физике : учеб. пособие для вузов Абушкин, Х. Х. Методика проблемного обучения физике : учебное пособие для среднего профессионального образования / Х. Х. Абушкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 178 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06143-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441136
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Г. Д. Бухарова.
Электричество и магнетизм. Методика преподавания: Бухарова, Г. Д. Электричество и магнетизм. Методика преподавания : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. Д. Бухарова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 246 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09387-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437108
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
стр. 12
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
Э3
3. Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
Э4
4. Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/ 
 
Э5
5. Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.7
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.8
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.9
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-231а Помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, стеллажи.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и 

 
стр. 13
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

 
стр. 14
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Методические указания к зачету.

При подготовке к зачету повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.