2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Геоэкология_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Геоэкология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
94
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
94
94
94
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.социол.наук, зав.каф. , Ахметова М.Х. _________________
 
 
Геоэкология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины формирование общих представлений о взаимодействии между обществом и природной средой, антропогенного воздействия на биосферу; способности осуществлять поиск и анализ информации, а также применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представлений об истории взаимодействия природы и общества, о видах и формах воздействия человека на природную среду;
1.4
развитие навыков анализа полученной информации для решения поставленных задач;
1.5
изучение географических закономерностей распространения и потребления природных ресурсов;
1.6
формирование умений применения геоэкологических знаний в преподавании школьного курса географии
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная педагогическая практика
2.1.2
Микробиология с основами вирусологии
2.1.3
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.1.4
Общая экономическая и социальная география
2.1.5
Теория и методика обучения географии
2.1.6
Учебная практика по физической, экономической и социальной географии
2.1.7
Физиология человека и животных
2.1.8
Физическая география России
2.1.9
Анатомия и морфология человека
2.1.10
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.11
Ландшафтоведение
2.1.12
Общее землеведение
2.1.13
Педагогика
2.1.14
Учебная технологическая практика
2.1.15
Физическая география материков и океанов
2.1.16
Географические информационные системы
2.1.17
Гистология с основами эмбриологии
2.1.18
Зоология позвоночных
2.1.19
Психология
2.1.20
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.1.21
Учебная технологическая практика
2.1.22
Физиология растений
2.1.23
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.1.24
Анатомия и морфология растений
2.1.25
Геология
2.1.26
Зоология беспозвоночных
2.1.27
Картография с основами топографии
2.1.28
Систематика растений и грибов
2.1.29
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.30
Цитология
2.1.31
Биотехнологии
2.1.32
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
География населения
2.2.4
Методы биологических исследований
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
структуру, состав и дидактические единицы предметной области (биология);
3.1.2
образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании биологии;
3.1.3
способы интеграции учебных предметов для организации учебной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
3.2.2
использовать образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании биологии в учебной и во внеурочной деятельности.го предмета.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
умениями по разработке различных форм учебных занятий;
3.3.2
методами, приемами и технологиями обучения, в том числе информационными;
3.3.3
способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.).
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
Введение в науку.Геоэкология как междисциплинарная наука /Ср/
Л1.1Л2.2

Э3 Э4

4
ПК-1.1
5
0
 
1.2
Основные методы геоэкологических исследований /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.2
5
0
 
1.3
Пространственный и временной аспекты геоэкологических исследованиях /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.1 ПК-3.2
5
0
 
 
Раздел 2. Общая геоэкология

 
2.1
Составляющие окружающей среды: природные условия и природные ресурсы /Ср/
Л1.1Л2.2

Э3 Э4

4
ПК-1.1
5
0
 
2.2
Антропогенные воздействия и связанные с ними загрязнения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.2
5
0
 
2.3
Содержание современных концепций взаимоотношения человека, общества и природы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.1 ПК-3.2
5
0
 
 
Раздел 3. Глобальная геоэкология

 
3.1
Экологические функции геосфер.Основные глобальные экологические проблемы современности /Лек/
Л1.1Л2.2

Э3 Э4

2
ПК-1.1
5
0
 
3.2
Влияние деятельности человека на геоэкосферу. Особенности проявления техногенных изменений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-3.2
5
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.3
Основные особенности геосферы почв (педосферы) и ее значение в функционировании системы Земля. Глобальная оценка деградации почв /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4

10
ПК-1.1 ПК-3.2
5
0
 
3.4
Классификация современных ландшафтов мира, их распространение. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4

10
ПК-1.1 ПК-3.2
5
0
 
3.5
Антропогенные изменения состояния атмосферы и их экологические последствия /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-3.2
5
0
 
3.6
Роль гидросферы в процессах, протекающих в географической оболочке. Основные геоэкологические пробемы гидросферы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4

4
ПК-1.1 ПК-3.2
5
0
 
3.7
Экологические проблемы использования земельных ресурсов. Сохранения биологического разнообразия /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4

4
ПК-1.1 ПК-3.2
5
0
 
 
Раздел 4. Оценка и прогноз экологических ситуаций

 
4.1
Классификация экологических проблем и ситуаций /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ПК-1.1
5
0
 
4.2
Геоэкологический прогноз /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.2
5
0
 
4.3
Вопросы управления окружающей средой на локальном, национальном и международном уровнях. Проблемы экологической безопасности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

18
ПК-1.1 ПК-3.2
5
0
 
 
Раздел 5. Региональная геоэкология

 
5.1
Геоэкологические проблемы в России /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ПК-1.1
5
0
 
5.2
Геоэкологическая ситуация в РТ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.2
5
0
 
5.3
Зональные типы экологической дестабилизации ландшафтов России /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.1 ПК-3.2
5
0
 
5.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы и задания к зачету:

1.Геоэкология – происхождение термина. Понятийная и терминологическая база геоэкологии. Межпредметные и междисциплинарные связи геоэкологии.

2.Объект и предмет геоэкологических исследований. Структура геоэкологии. Разделение геоэкологии по объекту изучения на глобальную и ландшафтную. Пространственный и временной аспекты о геоэкологических исследованиях.

3.Факторы, определяющие разнообразие природных условий. Разнообразие природных условий на примере России.

4.Стихийные природные явления геосфер Земли: характеристика, причины возникновения, районы проявления, последствия, ущерб, затраты и эффективность защиты. 5.Классификации природных ресурсов.

6.Антропогенное воздействие на механизмы и процессы устойчивости биосферы.

8.Техногенез, его проявления и экологические последствия.

9.Классификация антропогенных воздействий. Положительные и отрицательные направления антропогенные воздействия.

10.Эволюция взаимодействия природы и общества: экологические кризисы и революции (время проявления, причины, последствия).

11.Понятие о загрязнении. Классификация загрязнений. Основные последствия загрязнений разного уровня.

12.Особенности функционирования атмосферы, ее роль в процессах, протекающих в географической оболочке.

13.Геоэкологические функции атмосферы.

14.Кислотные дожди: причины формирования, районы распространения, последствия.

15.Озоновые дыры: причины формирования, характер проявления, последствия.

 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
16.Парниковый эффект: причины формирования, характер проявления, последствия.

17.Смог, типы смога: причины формирования, характер проявления, последствия.

18.Мероприятия по охране воздушной среды.

19.Геоэкологические функции гидросферы.

20.Характеристика водных ресурсов мира и его регионов.

21.Понятие о водопользовании и водопотреблении, гидропотенциале.

22.Ресурсы Мирового океана.

23.Загрязнение Мировой океан и экологические последствия.

24.Мероприятия по защите и охране вод гидросферы.

25.Геоэкологические функции литосферы.

26.Минеральные ресурсы мира и его регионов: горючие, рудные, нерудные особенности размещения с учетом строения земной коры.

27.Масштабы изменения геологической среды и их последствия.

28.Мероприятия по защите и охране литосферы.

29.Земельные ресурсы. Структура земельного фонда мира и его регионов.

30.Почвенные ресурсы (на примере России).

31.Геоэкологические функции педосферы.

32.Биосфера - ее строение и развитие. Геоэкологические функции живого вещества. Биологическое разнообразие и биоиндикация.

33.Лесные ресурсы: лесные площади, лесистость, лесная площадь на душу населения, запасы древесины на корню мира и его регионов

34.Геоэкологические функции леса, причины сокращения и сведения лесов, негативные последствия. Мероприятия по защите и охране лесов.

35.Экологическая ситуация отдельных природных зон суши и акваторий Мирового океана.

36.Экологическая ситуация на территории России.

Задания:

1.Разработать приемы формирования геоэкологических понятий, причинно-следственных связей и закономерностей для учащихся 8-10 классов (по выбору). 2.Составить перечень исследовательских работ в сфере геоэкологии для одного из школьных курсов географии.

3.Разработать программу геоэкологической экскурсии (по выбору обучающегося).

4.Разработать план геоэкологического кружка (по выбору обучающегося).

 
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов:

1. Взаимоотношения природы и общества.

2. Антропогенное изменение природной среды и его географические следствия.

3. Возможные последствия парникового эффекта.

4. Проблемы разрушения озонового слоя.

5. Влияние кислотных дождей на наземные экосистемы.

6. Пути решения проблемы перенаселения Земли.

7. Глобальная продовольственная проблема в современном мире.

8. Антропогенные изменения климата Земли.

9. Способы утилизации промышленных и бытовых отходов.

10. Альтернативные источники энергии.

11. Методы очистки промышленных и бытовых отходов.

12. Причины деградации лесов на Земле.

13. Опустынивание как глобальная проблема человечества.

14. Влияние урбанизации на биосферу.

15. Значение природных ресурсов для человечества.

16. Проблема исчерпаемости минеральных ресурсов.

17. Типы природопользования в современном мире.

18. Принципы организации рационального природопользования.

19. Роль мониторинга для биосферы.

20. Природоохранное законодательство в России.

21. Природоохранное законодательство за рубежом.

22. Управление охраной природы в России.

23. Управление охраной природы за рубежом.

24. Охрана природы в развивающихся странах.

25.Этапы проведения экологической экспертизы.

26. Ответственность за экологические преступления и правонарушения.

27. Вклад экологических фондов в охрану природы.

28. Современные экологические организации.

29. Права граждан на здоровую окружающую среду.

30. Пределы экономического роста.

31.Мировой океан как единая система.

32. Особенности природы и антропогенного воздействия в зонах контакта с сушей.

33. Особенности природы и антропогенного воздействия в зонах контакта с атмосферой.

34. Неблагоприятные последствий антропогенной деятельности в различных природных зонах.

 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
35. Экологические последствия горнодобывающей промышленности.

36. Экологическая обстановка и проблемы в городских агломерациях.

37. Экологическая обстановка и проблемы в промышленных центрах.

38. Экологическая обстановка и проблемы в районах крупных энергетических объектов.

39. Экологическое воздействие транспортных систем.

40. Экологическая обстановка в районах сельскохозяйственной деятельности.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Комарова Н.Г.
Геоэкология и природопользование: учебное пособие для студентов пед. вузов
М.: Академия, 2008
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Горохов В.Л., Цаплин В.В., Савин С.Н.
Геоэкология и науки о Земле: http://www.iprbookshop.ru/80742.html.— ЭБС «IPRbooks» 
СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2018
 
Л2.2
Мананков А. В.
Геоэкология. Методы оценки загрязнения окружающей среды  : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Мананков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 186 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07885-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434627
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Географический портал "Планета Земля"
 
Э2
Сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
7.1
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Мриступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к лабораторным занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе  лабораторных занятий внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к экзамену

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

      Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.