Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна
ции
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э3 Э4
Э1 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
1.Геоэкология – происхождение термина. Понятийная и терминологическая база геоэкологии. Межпредметные и междисциплинарные связи геоэкологии.
2.Объект и предмет геоэкологических исследований. Структура геоэкологии. Разделение геоэкологии по объекту изучения на глобальную и ландшафтную. Пространственный и временной аспекты о геоэкологических исследованиях.
3.Факторы, определяющие разнообразие природных условий. Разнообразие природных условий на примере России.
4.Стихийные природные явления геосфер Земли: характеристика, причины возникновения, районы проявления, последствия, ущерб, затраты и эффективность защиты. 5.Классификации природных ресурсов.
6.Антропогенное воздействие на механизмы и процессы устойчивости биосферы.
8.Техногенез, его проявления и экологические последствия.
9.Классификация антропогенных воздействий. Положительные и отрицательные направления антропогенные воздействия.
10.Эволюция взаимодействия природы и общества: экологические кризисы и революции (время проявления, причины, последствия).
11.Понятие о загрязнении. Классификация загрязнений. Основные последствия загрязнений разного уровня.
12.Особенности функционирования атмосферы, ее роль в процессах, протекающих в географической оболочке.
13.Геоэкологические функции атмосферы.
14.Кислотные дожди: причины формирования, районы распространения, последствия.
15.Озоновые дыры: причины формирования, характер проявления, последствия.
17.Смог, типы смога: причины формирования, характер проявления, последствия.
18.Мероприятия по охране воздушной среды.
19.Геоэкологические функции гидросферы.
20.Характеристика водных ресурсов мира и его регионов.
21.Понятие о водопользовании и водопотреблении, гидропотенциале.
22.Ресурсы Мирового океана.
23.Загрязнение Мировой океан и экологические последствия.
24.Мероприятия по защите и охране вод гидросферы.
25.Геоэкологические функции литосферы.
26.Минеральные ресурсы мира и его регионов: горючие, рудные, нерудные особенности размещения с учетом строения земной коры.
27.Масштабы изменения геологической среды и их последствия.
28.Мероприятия по защите и охране литосферы.
29.Земельные ресурсы. Структура земельного фонда мира и его регионов.
30.Почвенные ресурсы (на примере России).
31.Геоэкологические функции педосферы.
32.Биосфера - ее строение и развитие. Геоэкологические функции живого вещества. Биологическое разнообразие и биоиндикация.
33.Лесные ресурсы: лесные площади, лесистость, лесная площадь на душу населения, запасы древесины на корню мира и его регионов
34.Геоэкологические функции леса, причины сокращения и сведения лесов, негативные последствия. Мероприятия по защите и охране лесов.
35.Экологическая ситуация отдельных природных зон суши и акваторий Мирового океана.
36.Экологическая ситуация на территории России.
Задания:
1.Разработать приемы формирования геоэкологических понятий, причинно-следственных связей и закономерностей для учащихся 8-10 классов (по выбору). 2.Составить перечень исследовательских работ в сфере геоэкологии для одного из школьных курсов географии.
3.Разработать программу геоэкологической экскурсии (по выбору обучающегося).
4.Разработать план геоэкологического кружка (по выбору обучающегося).
1. Взаимоотношения природы и общества.
2. Антропогенное изменение природной среды и его географические следствия.
3. Возможные последствия парникового эффекта.
4. Проблемы разрушения озонового слоя.
5. Влияние кислотных дождей на наземные экосистемы.
6. Пути решения проблемы перенаселения Земли.
7. Глобальная продовольственная проблема в современном мире.
8. Антропогенные изменения климата Земли.
9. Способы утилизации промышленных и бытовых отходов.
10. Альтернативные источники энергии.
11. Методы очистки промышленных и бытовых отходов.
12. Причины деградации лесов на Земле.
13. Опустынивание как глобальная проблема человечества.
14. Влияние урбанизации на биосферу.
15. Значение природных ресурсов для человечества.
16. Проблема исчерпаемости минеральных ресурсов.
17. Типы природопользования в современном мире.
18. Принципы организации рационального природопользования.
19. Роль мониторинга для биосферы.
20. Природоохранное законодательство в России.
21. Природоохранное законодательство за рубежом.
22. Управление охраной природы в России.
23. Управление охраной природы за рубежом.
24. Охрана природы в развивающихся странах.
25.Этапы проведения экологической экспертизы.
26. Ответственность за экологические преступления и правонарушения.
27. Вклад экологических фондов в охрану природы.
28. Современные экологические организации.
29. Права граждан на здоровую окружающую среду.
30. Пределы экономического роста.
31.Мировой океан как единая система.
32. Особенности природы и антропогенного воздействия в зонах контакта с сушей.
33. Особенности природы и антропогенного воздействия в зонах контакта с атмосферой.
34. Неблагоприятные последствий антропогенной деятельности в различных природных зонах.
36. Экологическая обстановка и проблемы в городских агломерациях.
37. Экологическая обстановка и проблемы в промышленных центрах.
38. Экологическая обстановка и проблемы в районах крупных энергетических объектов.
39. Экологическое воздействие транспортных систем.
40. Экологическая обстановка в районах сельскохозяйственной деятельности.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к лабораторным занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе лабораторных занятий внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к экзамену
Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.