Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
1. Цель и объект научных исследований.
2. Основные понятия научного исследования.
3. Развитие методов в физической географии. Классификация методов.
4. Сущность сравнительно-географического метода.
5. Сравнительно-описательный метод и история его применения.
6. Геофизический и геохимический методы при изучении функционирования ПТК.
7. Объект комплексных физико-географических исследований. Свойства ГК как объектов исследований.
8. Природные и природно-антропогенные геосистемы как объект исследований.
9. Ландшафтно-геохимический подход к изучению ПТК.
10. Экспедиционный метод. Подготовительный период (предполевой камеральный).
11. Полевой период. Методика полевого исследования.
12. Полевые наблюдения и порядок записи наблюдаемого.
13. Рекогносцировка и выбор ключевых участков. Наблюдения на опорных точках.
14. Комплексное описание подурочищ, урочищ, ландшафтов.
15. Методика изучения геологического строения.
16. Методика изучения рельефа.
17. Микроклиматические наблюдения.
18. Исследование почвенного покрова.
19. Исследование растительного покрова и животного мира.
21. Камеральный период физико-географических исследований. Составление карт природных территориальных комплексов.
22. Прикладные комплексные физико-географические исследования.
23. Методические приемы решения эколого-географических задач.
24. Космические снимки и система глобального мониторинга как источники информации.
25. Компьютерные технологии как техническое средство решения задач на глобальном уровне. Геоинформационные системы.
Задания к зачету:
1. Разработать темы исследовательских работ для обучающихся по одному из разделов школьного курса географии (по выбору преподавателя).
2. Составить описание территории на основе одного из методов географических исследований.
1. Основоположники сравнительно-географического метода К.Риттер и А. Гумбольдт.
2. Классификация методов физико-географических исследований.
3. Экспедиционные исследования. Соотношения длительности этапов исследования
4. Методика изучения структуры ландшафта.
5. Подготовительный период. Сбор и систематизация материалов.
6. Рекогносцировка. Задачи рекогносцировки при разных масштабах исследования
7. Организация полевых работ.
8. Методические приемы наблюдения на точках.
9. Основные, опорные, картировочные и специализированные точки
10.Методика изучения рельефа и микрорельефа.
11. Изучение карстовых явлений.
12. Изучение оползней.
13. Методика изучение геологического строения
14. Микроклиматические наблюдения.
15. Исследование поверхностных вод.
16. Описание подземных вод.
17. Исследование почвенного покрова.
18. Описание растительного покрова.
19. Описание животного мира.
20. Послеполевая камеральная работа.
21. Методика полевого исследования пространственной структуры ландшафта.
22. Метод комплексного ландшафтного профилирования.
23. Изучение динамики ландшафтов.
24. Космические снимки и система глобального мониторинга как источники информации.
25. Компьютерные технологии как техническое средство решения задач на глобальном уровне
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло.
Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированию у обучающихся навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определѐнной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала:
•формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;
•определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;
•выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
•подбор литературы для преподавателя и обучающихся;
•при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя:
•составление плана семинара из отдельных вопросов;
•предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару;
•предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);
•создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими.
Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:
•полнота и конкретность ответа;
•последовательность и логика изложения;
•связь теоретических положений с практикой;
•обоснованность и доказательность излагаемых положений;
•наличие качественных и количественных показателей; •уровень культуры речи; •использование наглядных пособий и т.п. В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: •качество подготовки; •степень усвоения знаний; •активность; •положительные стороны в работе обучающихся; •ценные и конструктивные предложения; •недостатки в работе обучающихся; •задачи и пути устранения недостатков. Методические указания к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания. При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.