2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_Методы исследовательской и проектной деятельности_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методы исследовательской и проектной деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
66
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
28
28
28
28
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42
42
42
42
Сам. работа
66
66
66
66
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.социол.наук, зав.каф. , Ахметова М.Х. _________________
 
 
Методы исследовательской и проектной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании знаний и представлений об организации и содержании
1.2
исследовательской деятельности обучающихся в предметной области "География", формировании готовности
1.3
использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения
1.4
исследовательских задач, способности руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
1.5
Задачи освоения дисциплины:
1.6
дать представление об этапах организации учебных исследований;
1.7
содействовать развитию готовности использовать систематизированные теоретические и практические знания для
1.8
постановки и решения исследовательских задач в области образования;
1.9
формировать способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;
1.10
познакомить с основными формами исследовательской и проектной деятельности обучающихся. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общее землеведение
2.1.2
Философия  
2.1.3
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение
2.1.4
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.5
Технологии цифрового образования
2.1.6
Учебная языковая практика
2.1.7
Геология
2.1.8
Картография с основами топографии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методы математической обработки данных
2.2.2
Теория и методика обучения географии
2.2.3
Методический практикум
2.2.4
Общая экономическая и социальная география
2.2.5
Страноведение
2.2.6
Физическая география России
2.2.7
Курсовая работа по методике обучения  иностранному языку
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Экономическая и социальная география России
2.2.10
Производственная педагогическая практика
2.2.11
Экономическая и социальная география мира
2.2.12
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.3: Использует инструменты и техники цифрового моделирования для реализации образовательных процессов
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.1: Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методы и логику научного исследования, ресурсы для достижения цели проекта в рамках географического исследования;
3.1.2
основы педагогической деятельности;
3.1.3
основные методы географических исследований 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить декомпозицию поставленной цели проекта в задачах;
3.2.2
определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта;
3.2.3
самостоятельно работать с различными источниками информации в ходе географических исследований;
3.2.4
раскрывать содержание географических понятий;
3.2.5
использовать специальные научные знания в процессе осуществления педагогической деятельности. 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками самостоятельного поиска литературы по конкретной научной тематике;
3.3.2
решения творческих задач в ходе географических исследований;
3.3.3
навыками географических исследований, анализа педагогической ситуации в процессе осуществления педагогической деятельности. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Технология проектно-

исследовательской деятельности

школьников 

 
1.1
Учебное исследование: сущность,

характеристики,требования стандарта.  /Лек/

Л1.1

Э2 Э3 Э4

2
УК-2.3
5
0
 
1.2
Структура исследовательской работы и

основные этапы ее планирования. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-2.3
5
0
 
1.3
Разработка программы

исследовательской деятельности.  /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

14
УК-2.3
5
0
 
 
Раздел 2. Проектирование учебно-

исследовательской деятельности

обучающихся 

 
2.1
Методическая система организации

учебно-исследовательской

деятельности по географии учащихся

школы  /Лек/

Л1.1Л2.1

Э2

2
УК-2.3
5
0
 
2.2
Разработка исследовательских заданий

по курсам школьной географии /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
5
0
 
2.3
Виды учебно-исследовательской

деятельности по географии в школе  /Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
УК-2.3
5
0
 
2.4
Составление программы исследования

(по одному из школьных курсов

географии) /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
5
0
 
2.5
Организация исследовательской

деятельности на основе Интернет /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

14
УК-2.3
5
0
 
2.6
Этапы формирования

исследовательских умений учащихся  /Лек/

Л1.1Л2.1

Э2

2
УК-2.3
5
0
 
2.7
Защита исследовательских и проектных

работ. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-2.3
5
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.8
Оформление результатов

исследовательской работы. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
5
0
 
 
Раздел 3. Организация учебно-

исследовательской деятельности

обучающихся в урочной и

внеурочной деятельности. 

 
3.1
Типы исследовательских заданий по

географии и методика их применения  /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

2
УК-2.3
5
0
 
3.2
Организация исследовательской

деятельности во внеурочное время. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-2.3
5
0
 
3.3
Диагностические карты умений. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
УК-2.3
5
0
 
3.4
Проекты как форма учебно-

исследовательской деятельности

учащихся /Лек/

Л1.1Л2.1

Э2

2
УК-2.3
5
0
 
3.5
Разработка мини-проектов по географии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-2.3
5
0
 
3.6
Апробация исследовательских и

проектных заданий на базе ОУ /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
УК-2.3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1.Понятие проектной и исследовательской деятельности учащихся.

2.Место исследовательской деятельности учащихся в ФГОС общего образования.

3.Исследовательская и проектная виды деятельности: общие черты и различия.

4.Технология проектной и исследовательской деятельности как основа методики творческого обучения учащихся

5.Технология проектной и исследовательской работы учащихся в обучении географии: основные компоненты

6.Структура проектной деятельности

7.Структура учебно-исследовательской деятельности

8.Этапы организации проектной деятельности по географии.

9.Этапы организации учебно-исследовательской деятельности по географии.

10.Планирование проектной и исследовательских действий и выбор научных методов.

11.Проведение проектной деятельности и представление результатов.

12.Проведение учебно- исследовательской деятельности и представление результатов.

13.Рефлексия процесса и результатов проектной деятельности учащихся

14.Рефлексия процесса и результатов учебно- исследовательской деятельности учащихся.

15.Использование электронных информационно-образовательных ресурсов в научных исследованиях.

16.Условия развития творческой деятельности учащихся на основе выполнения проектной и исследовательской деятельности.

17.Методика организации проектной и исследовательской деятельности в основной школе

18.Методика организации учебно-исследовательской деятельности в основной школе

19.Методика организации проектной и исследовательской деятельности средней (полной) школе

20.Дополнительное образование как эффективное направление развития проектной и исследовательской деятельности

учащихся.

21.Планирование проектной и исследовательской работы в дополнительном образовании по географии

22.Групповые формы проектной и исследовательской деятельности по географии.

23.Разработка плана проектной и исследовательской деятельности учащихся при изучении школьных курсов географии.

24.Индивидуальные формы проектной и исследовательской деятельности по географии.

25.Экологические проекты и учебные исследования в образовании.

26.Критерии оценивания исследовательской деятельности.

27.Подготовка обучающихся к защите проектов и учебно-исследовательских работ.

28.Оформление результатов проектной и исследовательской работы.

29.Разработка мини-проектов по географии.

30.Типы исследовательских заданий по географии и методика их применения.

Задания к зачету:

1. Разработать темы проектной и исследовательских работ для обучающихся по одному из разделов школьного курса

географии (по выбору преподавателя).

 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2. Составление программы исследования (по одному из школьных курсов географии) 
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Реформа школьного образования в Западной Европе и США в конце XIXв.

2. Использование метода проектов в России после Февральской революции и Октябрьского переворота 1917.

3. Интеграция знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии при

использовании проектного обучения.

4. Технология метода проектов - технология XXI в.

5. Экологические проекты и исследования в образовании.

6. Имитационная игра как особая форма обучения и воспитания в методе проектов.

7. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

8. Возможности организации проектной и исследовательской деятельности на основе учебно-методических комплексов

(УМК) по географии

9. Использование Интернет-ресурсов и ИКТ в проектной деятельности.

10. Компетенции учителя при осуществлении проектной и исследовательской деятельности учащихся в обучении географии.

11. Современные технологии в проектной и учебно-исследовательской деятельности.

12. Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования УУД.

13. Исследовательские проекты.

14. Творческие проекты.

15. Ролево-игровые проекты.

16. Информационные проекты.

17. Практико-ориентированные проекты.

18. Монопроекты.

19. Межпредметные проекты.

20. Проектная и псевдопроектная деятельность.

21. Подготовка к выступлению по теме исследования.

22. Культура выступления на научной конференции.

23. Специфика организации исследовательской деятельности на разных возрастных этапах.

24. Психолого-педагогические условия осуществления проектной деятельности

25. Компетенции, формирующиеся в ходе проектной деятельности.

26. Компетентности учителя и обучающегося при выполнении исследовательской работы.

27. Особенности проектной деятельности на различных этапах обучения.

28. Модели проектной и исследовательской деятельности.

29. Внешняя и внутренняя структура учебного проекта.

30. Использование Интернет-ресурсов в учебно-исследовательской деятельности. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Комарова, И.В.
Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС: учебно-методическое пособие / И. В. Комарова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 128 c. — ISBN 978-5-9925-0986-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61038.html
Санкт-Петербург : КАРО, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Муштавинская, И. В. 
Внеурочная деятельность. Содержание и технологии реализации : методическое пособие / И. В. Муштавинская, Т. С. Кузнецова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 256 c. — ISBN 978-5-9925-1121-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/68593.html
Санкт-Петербург: Издательство  КАРО, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Киямова, А.Г. 
Обучение географии в условиях реализации ФГОС : [Электронный ресурс] : учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А.Г. Киямова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 143 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./Обучение географии в условиях реализации ФГОС_Киямова АГ.pdf
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт Экосистема: Методические разработки и статьи по исследовательской и проектной деятельности школьников 
 
Э2
Проектная и исследовательская деятельность
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-412 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать 

 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.

Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированию у обучающихся навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов,поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определѐнной теме без чтения

предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

•формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;

•определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

•выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

•подбор литературы для преподавателя и обучающихся;

•при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

•составление плана семинара из отдельных вопросов;

•предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару;

•предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);

•создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях

обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

•полнота и конкретность ответа;

•последовательность и логика изложения;

•связь теоретических положений с практикой;

•обоснованность и доказательность излагаемых положений;

•наличие качественных и количественных показателей;

•уровень культуры речи;

•использование наглядных пособий и т.п.

 
стр. 9
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

•качество подготовки;

•степень усвоения знаний;

•активность;

•положительные стороны в работе обучающихся;

•ценные и конструктивные предложения;

•недостатки в работе обучающихся;

•задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся готовиться к профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский

статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований. Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В

отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачет является контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой. Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к зачету необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на зачет. Тезисы ответов на наиболее

сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти.

Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа.

Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность,

подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания. При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий.