(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна
ции
исследовательской деятельности
школьников
характеристики,требования стандарта. /Лек/
Э2 Э3 Э4
основные этапы ее планирования. /Пр/
Э1 Э2
исследовательской деятельности. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
исследовательской деятельности
обучающихся
учебно-исследовательской
деятельности по географии учащихся
школы /Лек/
Э2
по курсам школьной географии /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
деятельности по географии в школе /Лек/
Э1 Э2
(по одному из школьных курсов
географии) /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
деятельности на основе Интернет /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
исследовательских умений учащихся /Лек/
Э2
работ. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
исследовательской работы. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
исследовательской деятельности
обучающихся в урочной и
внеурочной деятельности.
географии и методика их применения /Лек/
Э2
деятельности во внеурочное время. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
исследовательской деятельности
учащихся /Лек/
Э2
Э1 Э2 Э3 Э4
проектных заданий на базе ОУ /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы и задания к зачету
1.Понятие проектной и исследовательской деятельности учащихся.
2.Место исследовательской деятельности учащихся в ФГОС общего образования.
3.Исследовательская и проектная виды деятельности: общие черты и различия.
4.Технология проектной и исследовательской деятельности как основа методики творческого обучения учащихся
5.Технология проектной и исследовательской работы учащихся в обучении географии: основные компоненты
6.Структура проектной деятельности
7.Структура учебно-исследовательской деятельности
8.Этапы организации проектной деятельности по географии.
9.Этапы организации учебно-исследовательской деятельности по географии.
10.Планирование проектной и исследовательских действий и выбор научных методов.
11.Проведение проектной деятельности и представление результатов.
12.Проведение учебно- исследовательской деятельности и представление результатов.
13.Рефлексия процесса и результатов проектной деятельности учащихся
14.Рефлексия процесса и результатов учебно- исследовательской деятельности учащихся.
15.Использование электронных информационно-образовательных ресурсов в научных исследованиях.
16.Условия развития творческой деятельности учащихся на основе выполнения проектной и исследовательской деятельности.
17.Методика организации проектной и исследовательской деятельности в основной школе
18.Методика организации учебно-исследовательской деятельности в основной школе
19.Методика организации проектной и исследовательской деятельности средней (полной) школе
20.Дополнительное образование как эффективное направление развития проектной и исследовательской деятельности
учащихся.
21.Планирование проектной и исследовательской работы в дополнительном образовании по географии
22.Групповые формы проектной и исследовательской деятельности по географии.
23.Разработка плана проектной и исследовательской деятельности учащихся при изучении школьных курсов географии.
24.Индивидуальные формы проектной и исследовательской деятельности по географии.
25.Экологические проекты и учебные исследования в образовании.
26.Критерии оценивания исследовательской деятельности.
27.Подготовка обучающихся к защите проектов и учебно-исследовательских работ.
28.Оформление результатов проектной и исследовательской работы.
29.Разработка мини-проектов по географии.
30.Типы исследовательских заданий по географии и методика их применения.
Задания к зачету:
1. Разработать темы проектной и исследовательских работ для обучающихся по одному из разделов школьного курса
географии (по выбору преподавателя).
Темы рефератов
1. Реформа школьного образования в Западной Европе и США в конце XIXв.
2. Использование метода проектов в России после Февральской революции и Октябрьского переворота 1917.
3. Интеграция знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии при
использовании проектного обучения.
4. Технология метода проектов - технология XXI в.
5. Экологические проекты и исследования в образовании.
6. Имитационная игра как особая форма обучения и воспитания в методе проектов.
7. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство достижения образовательных результатов ФГОС.
8. Возможности организации проектной и исследовательской деятельности на основе учебно-методических комплексов
(УМК) по географии
9. Использование Интернет-ресурсов и ИКТ в проектной деятельности.
10. Компетенции учителя при осуществлении проектной и исследовательской деятельности учащихся в обучении географии.
11. Современные технологии в проектной и учебно-исследовательской деятельности.
12. Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования УУД.
13. Исследовательские проекты.
14. Творческие проекты.
15. Ролево-игровые проекты.
16. Информационные проекты.
17. Практико-ориентированные проекты.
18. Монопроекты.
19. Межпредметные проекты.
20. Проектная и псевдопроектная деятельность.
21. Подготовка к выступлению по теме исследования.
22. Культура выступления на научной конференции.
23. Специфика организации исследовательской деятельности на разных возрастных этапах.
24. Психолого-педагогические условия осуществления проектной деятельности
25. Компетенции, формирующиеся в ходе проектной деятельности.
26. Компетентности учителя и обучающегося при выполнении исследовательской работы.
27. Особенности проектной деятельности на различных этапах обучения.
28. Модели проектной и исследовательской деятельности.
29. Внешняя и внутренняя структура учебного проекта.
30. Использование Интернет-ресурсов в учебно-исследовательской деятельности.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.
Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированию у обучающихся навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов,поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определѐнной теме без чтения
предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала:
•формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;
•определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;
•выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
•подбор литературы для преподавателя и обучающихся;
•при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя:
•составление плана семинара из отдельных вопросов;
•предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару;
•предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);
•создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях
обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:
•полнота и конкретность ответа;
•последовательность и логика изложения;
•связь теоретических положений с практикой;
•обоснованность и доказательность излагаемых положений;
•наличие качественных и количественных показателей;
•уровень культуры речи;
•использование наглядных пособий и т.п.
•качество подготовки;
•степень усвоения знаний;
•активность;
•положительные стороны в работе обучающихся;
•ценные и конструктивные предложения;
•недостатки в работе обучающихся;
•задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся готовиться к профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский
статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований. Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В
отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачет является контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой. Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к зачету необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на зачет. Тезисы ответов на наиболее
сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти.
Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа.
Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность,
подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.