Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
преподавания искусства
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Контрольные вопросы к зачету
1. Что вы понимаете под системой общего образования детей.
2. Какова практическая значимость дополнительного образования детей для развития современной школы.
3. Какие документы регламентируют условия организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.
4. Какие нормы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.
5. Что регламентирует «Закон Российской Федерации «Об образовании».
6. Перечислите основные типы программ дополнительного образования детей.
7. Как классифицируют программы дополнительного образования детей.
8. Что включает в себя структура дополнительной образовательной программы.
9. Какие предъявляются требования к составлению программ дополнительного образования детей.
10. Что включает в себя пояснительная записка к программе дополнительного образования детей
11. Перечислите направления дополнительного образования детей.
12. Какие цели и задачи стоят перед дополнительным образованием детей?
13. Какая практическая значимость общеобразовательной программой художественного образования детей?
14. Какую структуру имеет программа дополнительного образования детей?
15. Что необходимо учитывать при распределении учебного материала по темам?
16. Какую структуру имеет тематический план программы дополнительного образования детей?
17. Что необходимо учитывать при распределении учебного материала по темам?
18. Что необходимо учитывать при распределении учебного материала по количеству учебного времени?
19. Что необходимо учитывать при распределении учебного материала по темам?
20. Что необходимо учитывать при распределении учебного материала по количеству учебного времени?
21. Что необходимо учитывать при отборе учебного материала?
22. Какую структуру имеет программа дополнительного образования детей?
23. Какие требования предъявляются к программе дополнительного образования детей?
24. Как представлен тематический план в программе?
25. Какие вы можете назвать формы организации кружковых занятий?
26. Какие формы вы планируете использовать для реализации, разрабатываемой программы.
27. Какие вы можете назвать формы организации кружковых занятий?
28. Какие формы вы планируете использовать для реализации, разрабатываемой программы.
29. Что необходимо учитывать при выборе формы занятия?
30. Что необходимо учитывать при выборе приемов и методов проведения занятия?
31. Что необходимо учитывать при отборе учебного материала по теме занятия?
32. Что необходимо учитывать при выборе объекта труда?
33. Что необходимо учитывать при отборе наглядного материала по теме занятия?
34. Какие современные средства вы можете использовать для разработки наглядного материала?
35. Что необходимо учитывать при отборе образцов объектов труда по теме занятия?
36. В чем специфика организации занятия кружковой работы.
Контрольные задания:
1.Разработать дополнительную общеоразовательную программу (36 ч.) для школьников средней ступени обучения на развитие коммуникативных УУД.
2.Разработать элективный курс по изобразительному искусству(по выбору).
3.Разработать мастер-класс для внеурочной занятости обучающихся разных ступеней.
4.Разработать дополнительную программу внеурочной занятости обучающихся в учреждении ДО (кружок, студия, и пр.).
Примерные темы эссе:
1.Характеристика системы дополнительного образования детей.
3.Нормативно-правовая основа организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.
4.Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.
5.Основные статьи Закона Российской Федерации «Об образовании» в сфере дополнительного образования детей.
6.Назовите типы программ дополнительного образования детей.
7.Классификация программ дополнительного образования детей.
8.Структура программы дополнительного образования детей.
9.Основные требования к составлению программ дополнительного образования детей.
10.Что включает в себя пояснительная записка к программе дополнительного образования детей
11.Направления дополнительного образования детей.
12.Основные цели и задачи дополнительного образования детей
13.Практическая значимость дополнительного образования детей в современной системе образования.
14. Профессиональные требования к учителю ИЗО, организующему внеурочные занятия с обучающимися.
Методические указания к лекциям.
Лекция – наиболее приемлемая форма передачи обильной информации. Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Для усвоения теоретического материала дисциплины применяется метод работы с литературными источниками (учебниками и пособиями, книгами, газетами, журналами, художественными альбомами), так как он даёт возможность студентам:
-самостоятельно получать знания, обрабатывая при этом полученную информацию;
-обращаться вновь и вновь к прочитанному, освежая в памяти важные моменты или переосмысливать информацию, дополняя её новыми фактами.
Иллюстрационный материал, который поможет обучающемуся при изучении данной дисциплины. Обучение теоретическим и практическим основам дисциплины невозможно без наглядных методов обучения. Как известно, у студентов-художников лучше всего развито зрительное восприятие, поэтому восприятие учебного материал эффективно, если сопровождается зрительным рядом: метод иллюстрации, метод демонстрации, стендовый метод, метод педагогического рисунка.
При самостоятельной работе студентов используется исследовательский метод: подготовка к практическому занятию (работа в группах по решению кейс-задач), работа с научной, научно-методической, искусствоведческой литературой при выполнении заданий по выполнению самостоятельной работы.
В процессе осуществления практической деятельности происходит формирование специальных умений и навыков, а вследствие этого – овладение конкретными способами осуществления учебно-воспитательной деятельности. Практическая часть содержания программы ставит своей целью привить студентам навыки проектирования и организации кружковой деятельности школьника с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности, проектирования элективных курсов с использованием последних достижений наук, использования в образовательном процессе разнообразных ресурсов, в том числе потенциал других учебных предметов, использования полученных знаний в решении учебно-воспитательных задач на практике, решения задач управления воспитательным процессом в учреждениях дополнительного образования и его подразделений, осуществления педагогического процесса в различных возрастных группах.
Практические занятия с обучающимися проводятся по схеме:
а) вводная беседа и постановка задания;
б) выполнение практического задания (решение кейс-задачи);
в) обсуждение и подведение итогов работы.
При решении кейса студентам необходимо обратиться к материалам лекции, являющейся научно-методической базой для кейса, и к материалам практических занятий. В ходе практических занятий по дисциплине обязательно использование метода мастер-классов – наглядный показ, демонстрация этапов организации кружковой работы.
Методические указания к самостоятельной работе (CРС).
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся учится профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающимусамостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь. Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.