2022-2023_b44_03_05 И и ИЯ 182 гр__plx_Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)_История и Иностранный язык
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Истории и методики ее преподавания
Учебный план
b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Иностранный язык

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой, Зачет с оценкой
Вид практики
Учебная
Тип практики
Учебная практика. Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Форма проведения
дискретно по периодам проведения практик
Объём практики
6
Продолжительность в часах/неделях
216/4 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Семестр (<Курс>.<Семестр на курсе>)

5(3.1)

6(3.2)

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
3
3
3
3
6
6
Контактная работа
3
3
3
3
6
6
Сам. работа
105
105
105
105
210
210
Итого
108
108
108
108
216
216
 
Рабочую программу составил(и):
 
д-р ист. наук  проф.  Корнилова Ирина Валерьевна _________________
 
 
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Целью учебной практики научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) обучающихся является закрепление у обучающихся умений и навыков организации самостоятельной научно-исследовательской работы, связанной с участием в системе научных коммуникаций, развитие способности использовать научные знания в педагогической деятельности для повышения профессиональной подготовки обучающихся.
Задачами учебной практики научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы), в соответствии с трудовыми функциями, определенными профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н, являются:
5 семестр
1.приобретение обучающимися практических умений и навыков научно-исследовательской работы по подготовке и оформлению студенческих научных докладов и сообщений;
2.знакомство с практиками письменного и устного общения, принятыми в академическом сообществе;
3.приобретение навыков, связанных с презентационными и коммуникативными телеологиями продвижения научно-исследовательских проектов;
4.формирование навыков организации научно-практических конференций, круглых столов и др.;
5.приобретение навыков апробации научно-исследовательской деятельности по истории и обществознанию;
6.приобретение навыков практического использования научно-исследовательской работы в преподавании истории и обществознания в школе.
6 семестр
Задачами учебной практики научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы), в соответствии с трудовыми функциями, определенными профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н, являются: 1.отработка навыков извлечения библиографической информации из различногорода источников: традиционных и электронных каталогов библиотек,специализированных библиографических изданий, периодических изданий гуманитарной направленности; 2.усвоение обучающимися правил библиографического описания в соответствии стребованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским публикациям; 3.формирование у обучающихся знаний и умений анализа библиографическойинформации; 4.закреплениеполученных знаний в практической деятельности по библиографическому поиску и составлению списка источников и литературы по теме исследования;
5.приобретение обучающимися практических умений и навыков научно-исследовательской работы по подготовке и оформлению студенческих научных работ;
6.приобретение навыков практического использования научно-исследовательскойработы в педагогической деятельности.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
 
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.4: Осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
 
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.1: Грамотно и ясно строит диалогическую речь в рамках межличностного и межкультурного общения на иностранном языке
 
 
 
УК-4.2: Демонстрирует умение осуществлять деловую переписку на иностранном языке с учетом социокультурных особенностей
 
 
 
УК-4.3: Демонстрирует способность находить, воспринимать и использовать информацию на иностранном языке, полученную из печатных и электронных источников для решения стандартных коммуникативных задач
 
 
 
УК-4.4: Создает на русском языке грамотные и непротиворечивые письменные тексты реферативного характера
 
 
 
УК-4.5: Демонстрирует умение осуществлять деловую переписку на русском языке, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем
 
 
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
 
ОПК-8.4: Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
основы организации научно-практических конференций, круглых столов и др.;

технологии и методы организации научно-практических конференций, круглых столов и др.;

методы критического анализа и оценки современных научных достижений; основные принципы критического анализа;

основы организации научно-практических конференций, круглых столов и др.;

технологии и методы организации научно-практических конференций, круглых столов и др.;

типологию форм апробации и презентации результатов научно-исследовательской работы;

основные информационные технологии и направления их применения в историческом и обществоведческом образовании;

основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

современные средства информационно-коммуникационных технологий;

типологию форм апробации и презентации результатов научно-исследовательской работы;

основные информационные технологии и направления их применения в историческом и обществоведческом образовании;

методы представления результатов научно-исследовательской работы;

современные средства информационно-коммуникационных технологий;

понятийный аппарат учебных дисциплин в предметных областях «История Россия. Всеобщая история» и «Обществознание».

Уметь:
выбирать технологии организации научно-практических конференций, круглых столов и др.;

организовать подготовку и проведение научно-практических конференций, круглых столов и др.;

выбирать источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению;

осуществлять поиск информации и решений на основе экспериментальных действий;

осуществлять поиск информации и решений на основе экспериментальных действий;

грамотно и эффективно пользоваться источниками информации (ресурсами Интернет, базами данных);

создавать на русском и иностранном языке письменные тексты научного и официально-делового стилей речи по профессиональным вопросам;

производить редакторскую и корректорскую правку текстов научного и официально-делового стилей речи на русском и иностранном языке;

формулировать и решать задачи, поставленные в научно-исследовательских работах;

анализировать и систематизировать информацию по проблемам научно-исследовательских работ;

осуществлять педагогическое целеполагание и решать задачи профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний;

оценивать результативность собственной педагогической деятельности;

проводить педагогические диагностики и апробации материалов по темам научно-исследовательских работ.

Владеть:
навыками организации научно-практических конференций, круглых столов и др.;

исследованием проблем профессиональной деятельности с применением анализа, синтеза и других методов интеллектуальной деятельности;

навыками грамотного и эффективного пользования источниками информации (ресурсами Интернет, базами данных);

навыками исследования проблем профессиональной деятельности с применением анализа, синтеза и других методов интеллектуальной деятельности;

навыками грамотного и эффективного пользования источниками информации (ресурсами Интернет, базами данных);

реализацией способов устной и письменной видов коммуникации, в том числе на иностранном языке;

навыками выявления научных проблем и использования адекватных методов для их решения;

навыками применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов;

навыками осуществлять отбор содержания обучения для реализации предметов «История России. Всеобщая история» и «Обществознание» в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования;

навыками применения предметных знаний для планирования и проведения научно-исследовательской деятельности.

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.О
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Возрастная и педагогическая психология  
1
 
История России XIX века
2
 
История средних веков
3
 
Источниковедение истории России
4
 
Практическая грамматика иностранного языка
5
 
Психолого-педагогический практикум 
6
 
Методика написания исследовательской работы по истории и иностранному языку
7
 
Общая и социальная психология 
8
 
Практическая фонетика иностранного языка
9
 
Археология
10
 
Иностранный язык 
11
 
История древнего мира
12
 
История России с древнейших времен до конца XVIII века
13
 
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность 
14
 
Вспомогательные исторические дисциплины
15
 
Концепции современного естествознания
16
 
Русский язык и культура речи
17
 
Философия  
18
 
Источниковедение истории зарубежных стран
19
 
Методика организации исследовательской работы по истории и  иностранному языку в школе
20
 
Археология Вятско-Камского края
21
 
Учебная архивная  практика
22
 
Учебная археологическая практика
23
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Лексикология иностранного языка
1
 
Методика обучения предмету "иностранный язык"
2
 
Новейшая  история стран Европы и Америки
3
 
Курсовая работа по Всеобщей истории
4
 
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
5
 
Аналитическое чтение
6
 
Зарубежная литература
7
 
Историография отечественной истории
8
 
История (история России, всеобщая история)
9
 
Курсовая работа по теории и практике иностранного языка
10
 
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
11
 
Стилистика иностранного языка
12
 
Теоретическая грамматика  иностранного языка
13
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
14
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
15
 
Практикум по культуре речевого общения
16
 
Историография всеобщей истории
17
 
Практикум по аудированию
18
 
Практикум по иноязычному чтению
19
 
Производственная педагогическая практика
20
 
Производственная преддипломная практика
21
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Семестр
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Ознакомительный 
 
1.1
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции. Знакомство с базой практики, материально-техническим и методическим обеспечением практики. /РукПр/
5
3
УК-4.1,УК-4.3,УК-1.1,УК-2.4
Л1.1,Л1.2,Л2.1
текущий контроль успеваемости   
Э2,Э3
3
 
Раздел 2. Основной
 
2.1
Изучение правил описания библиографической информации /Ср/
5
14
УК-4.2,УК-4.3,УК-1.1,УК-2.4
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости   
Э2,Э3
 
2.2
Библиографический поиск в специализированной библиографической периодике (справочно-библиографический отдел библиотеки НГПУ, ЭБС НГПУ). Работа с каталогами библиотеки НГПУ, городской библиотеки г. Набережные Челны, городского краеведческого музея, городского архива и других учреждений, в зависимости от избранной исследовательской темы. Работа с банком информации российской книжной палаты. Библиографический поиск в электронных каталогах центральных российских библиотек. Библиографический поиск в электронных каталогах крупнейших библиотек зарубежных университетов и исследовательских центров. Библиографический поиск в специализированных Интернет-порталах по историческим и обществоведческим дисциплинам. Просмотр специализированных гуманитарных журналов по исследовательской тематике обучающегося.  /Ср/
5
79
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,ОПК-8.1,ОПК-8.4,УК-1.1,УК-2.4
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.3
Научное описание и интерпретация полученного материала.

Составление отчѐтной документации по практике (ведение дневников, составление отчѐтов по практике, анализ методов работы). /Ср/

5
6
УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,ОПК-8.1,ОПК-8.4,УК-1.1,УК-2.4
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
Раздел 3. Заключительный
 
3.1
Подведение итогов практики.

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике. /Ср/

5
6
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.5,ОПК-8.1,ОПК-8.4,УК-1.1
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э2,Э3
 
3.2
/ЗачётСОц/
5
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,ОПК-8.1,ОПК-8.4,УК-1.1,УК-2.4
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
промежуточная аттестация
Э2,Э3
 
Раздел 4. 
 
4.1
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции.Знакомство с базой практики, материально-техническим и методическим обеспечением практики /РукПр/
6
3
УК-4.1,УК-4.2,УК-1.1,УК-2.4
Л1.1,Л1.2,Л2.1
текущий контроль успеваемости   
Э2,Э3
3
 
Раздел 5. Основной
 
5.1
Подготовка докладов и сообщений о проведенных исследованиях и их обоснование на научно-практической конференции. /Ср/
6
36
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,ОПК-8.1,ОПК-8.4,УК-1.1,УК-2.4
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
5.2
Разработка плана подготовки и проведения научно-практической конференции, составление программы конференции

/Ср/

6
36
УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,ОПК-8.1,ОПК-8.4,УК-1.1,УК-2.4
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
5.3
Научное описание и интерпретация полученного материала.

Составление отчётной документации по практике (ведение дневников, составление отчётов по практике, анализ методов работы)

/Ср/

6
27
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,ОПК-8.1,ОПК-8.4,УК-1.1,УК-2.4
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
Раздел 6. Заключительный
 
6.1
Подведение итогов практики.

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике

/Ср/

6
6
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.5,ОПК-8.1,ОПК-8.4,УК-1.1
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э2,Э3
 
6.2
/ЗачётСОц/
6
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,ОПК-8.1,ОПК-8.4,УК-1.1,УК-2.4
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
промежуточная аттестация
Э2,Э3
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики– это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.

Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:

1. Титульный лист.

2. Рабочий график (план) проведения практики.

3. Индивидуальное задание обучающегося.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.

4. Результаты выполненного индивидуального задания:

4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.

4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
см. Фонд оценочных средств в Приложении к рабочей программе
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Ознакомительный 
УК-4.1, УК-4.3, УК-1.1, УК-2.4
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции. Знакомство с базой практики, материально-техническим и методическим обеспечением практики.
текущий контроль успеваемости   
 
2
Основной
УК-4.2, УК-4.3, УК-1.1, УК-2.4, УК-4.1, УК-4.4, УК-4.5, ОПК-8.1, ОПК-8.4
Изучение правил описания библиографической информации

Библиографический поиск в специализированной библиографической периодике (справочно-библиографический отдел библиотеки НГПУ, ЭБС НГПУ). Работа с каталогами библиотеки НГПУ, городской библиотеки г. Набережные Челны, городского краеведческого музея, городского архива и других учреждений, в зависимости от избранной исследовательской темы. Работа с банком информации российской книжной палаты. Библиографический поиск в электронных каталогах центральных российских библиотек. Библиографический поиск в электронных каталогах крупнейших библиотек зарубежных университетов и исследовательских центров. Библиографический поиск в специализированных Интернет-порталах по историческим и обществоведческим дисциплинам. Просмотр специализированных гуманитарных журналов по исследовательской тематике обучающегося.

Научное описание и интерпретация полученного материала.

Составление отчѐтной документации по практике (ведение дневников, составление отчѐтов по практике, анализ методов работы).

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
3
Заключительный
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.5, ОПК-8.1, ОПК-8.4, УК-1.1, УК-4.4, УК-2.4
Подведение итогов практики.

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике.

текущий контроль успеваемости   

промежуточная аттестация

 
4
УК-4.1, УК-4.2, УК-1.1, УК-2.4
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции.Знакомство с базой практики, материально-техническим и методическим обеспечением практики
текущий контроль успеваемости   
 
5
Основной
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-4.5, ОПК-8.1, ОПК-8.4, УК-1.1, УК-2.4
Подготовка докладов и сообщений о проведенных исследованиях и их обоснование на научно-практической конференции.

Разработка плана подготовки и проведения научно-практической конференции, составление программы конференции

Научное описание и интерпретация полученного материала.

Составление отчётной документации по практике (ведение дневников, составление отчётов по практике, анализ методов работы)

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
6
Заключительный
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.5, ОПК-8.1, ОПК-8.4, УК-1.1, УК-4.4, УК-2.4
Подведение итогов практики.

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике

текущий контроль успеваемости   

промежуточная аттестация

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Неумоева-Колчеданцева, Е. В.   Основы научной деятельности студента. Курсовая работа  [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09443-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494059. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 119 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/494059 
Л1.1
 
Кайль Я.Я.  Учебно-методическое пособие по организации прохождения всех видов практик и выполнения научно-исследовательских работ [Электронный ресурс] [Электронный ресурс]:Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Самсонова М.В.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2019.— 208 c.. - Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2019. -  – Режим доступа: URL: http://www.iprbookshop.ru/82560.html 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Коржуев, А. В. Коржуев, А. В.  Основы научно-педагогического исследования : учебное пособие для вузов / А. В. Коржуев, Н. Н. Антонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10426-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517671  [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Юрайт, 2023. -  – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/517671  
Л2.1
 
Байбородова, Л.В.  Методология и методы научного исследования [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 221 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06257-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491205. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 221 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/491205 
Л2.2
 
Штратникова, А. В. Библиография библиографии [Электронный ресурс]:учебник для вузов / А. В. Штратникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 141 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10850-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495092. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 141 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/495092  
Л2.3
 
 
Методические разработки
 
Бондаренко, И.С. Научно-исследовательская работа [Электронный ресурс] [Электронный ресурс]:методические указания к подготовке материалов для участия в конференц-неделе/ Бондаренко И.С., Темкин И.О.— Электрон. текстовые данные.— Москва : Издательский Дом МИСиС, 2018.— 40 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/84437.html — ЭБС «IPRbooks».. -  Москва : Издательский Дом МИСиС, 2018. - 40 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84437.html  
Л3.1
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Академия Google [Электронный ресурс]. – URL: http://scholar.google.com/
Э1
 
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru
Э2
 
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
Э3
 
History [Электронный ресурс]. – URL: http://www.historychannel.com
Э4
 
HistoryNet [Электронный ресурс]. – URL: http://www.thehistorynet.com
Э5
 
ScienceDirect [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sciencedirect.com/
Э6
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html

Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  

Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/

Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
2-209, Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
1
 
 
2-302а, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
2
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;

прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

ежедневно вести дневник практики;

соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
На заключительном этапе:

представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

содержание отчета и доклада обучающегося;

качество ответов на вопросы;

корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение практики осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.