2022-2023_z44_03_05 МиИ 2223_plx_Математические основы информатики_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Математические основы информатики
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
экзамен 2 зачет 1
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
13
самостоятельная работа
147
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
8
8
Практические
4
4
8
8
12
12
Итого ауд.
8
8
12
12
20
20
Кoнтактная рабoта
8
8
12
12
20
20
Сам. работа
60
60
87
87
147
147
Часы на контроль
4
4
9
9
13
13
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед наук, доцент, О.Ю.Герасимова _________________
 
 
Математические основы информатики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование систематизированных знаний в области математики, формирование способности использовать основные законы математики  в профессиональной деятельности предметной области «Информатика»
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины "Математические основы информатики" обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения  предмета "Математика" на предыдущем (школьном) уровне обучения.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.2
Методика обучения математике
2.2.3
Программное обеспечение систем и сетей
2.2.4
Производственная педагогическая  практика
2.2.5
Теория алгоритмов
2.2.6
Теория чисел
2.2.7
Учебная технологическая практика
2.2.8
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.9
Информационные системы
2.2.10
История математики
2.2.11
Математическая логика
2.2.12
Методика обучения информатике
2.2.13
Основы компьютерной графики
2.2.14
Производственная педагогическая практика
2.2.15
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.16
Учебная практика по информатике
2.2.17
Учебная практика по решению математических задач
2.2.18
Численные методы
2.2.19
Числовые системы
2.2.20
Веб-технологии
2.2.21
Дискретная математика
2.2.22
Дифференциальная геометрия
2.2.23
Компьютерное моделирование
2.2.24
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.25
Программирование
2.2.26
Проективная геометрия
2.2.27
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика" и "GeoGebra"
2.2.28
Производственная педагогическая практика
2.2.29
Решение олимпиадных задач по  математике
2.2.30
Специальные методы решения математических задач
2.2.31
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.32
Дискретные модели в информатике
2.2.33
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по  информатике
2.2.34
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по  математике
2.2.35
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
стр. 4
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научные основы предметной области;
3.1.2
структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять анализ педагогических ситуаций с применением специальных научных знаний, в том числе в предметной области;
3.2.2
существлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
3.3.2
навыками разработки различных форм учебных занятий, применения методов, приемов и технологий обучения, в том числе информационных.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Алгебра.

 
1.1
Векторные пространства. /Ср/
Л1.1

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.2
Матрицы. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.3
Матрицы. /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.4
Матрицы /Ср/

8
1
0
 
1.5
Определители /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.6
Обратная матрица.Ранг матрицы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.7
Системы линейных уравнений. /Лек/
Л1.1Л2.2

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.8
Системы линейных уравнений. /Ср/

12
1
0
 
1.9
Методы решения систем линейных уравнений /Ср/
Л1.1Л2.2

12
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.10
Метод обратной матрицыю. Метод Крамера.Метод Гаусса. /Пр/
Л1.1Л2.2

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.11
Однородные системы линейных уравнений. /Ср/
Л1.1Л2.2

10
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.12
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2. Элементы математического анализа. 

 
2.1
Дифференциальное исчисление функций одной переменной. /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.2
Дифференциальное исчисление функций одной переменной. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.3
Дифференциальное исчисление функций одной переменной. /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.3

20
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.4
Интегральное исчисление функций одной переменной. /Лек/
Л1.2Л2.3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.5
Интегральное исчисление функций одной переменной. /Пр/
Л1.2Л2.3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.6
Интегральное исчисление функций одной переменной. /Ср/
Л1.2Л2.3

9
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
2.7
Последовательности и ряды.  /Ср/
Л1.3Л2.3

10
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 3. Элементы теории чисел.

 
3.1
Простые числа. Генерация простых чисел. Разложение числе на простые множители.  /Ср/
Л1.3

10
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
3.2
Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Их поиск. Сравнение по модулю.  /Ср/
Л1.3

20
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 4. Элементы теории вероятностей.

 
4.1
Случайные события и их вероятности.   /Ср/
Л1.4

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.2
Случайные величины, их числовые характеристики. /Ср/
Л1.4

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.3
Случайные потоки. Случайные процессы. /Ср/
Л1.4

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.4
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3

9
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Матрицы и операции над ними. Свойства операций.

2. Обратная матрица. Определение и способы ее нахождения.

3. Определители матриц. Определение и способы нахождения.

4. Решение систем линейных уравнений методом Гаусса.

5. Решение систем линейных уравнений методом Крамера.

6. Решение систем линейных уравнений при помощи обратной матрицы.

7. Предел последовательности.

8. Предел функции в точке.

9. Теоремы о пределах.

10. Предел функции на бесконечности

11. Первый замечательный предел

12. Второй замечательные пределы.

13. Элементарные функции и их свойства.

14. Производная. Ее механический смысл.

15. Производная. Ее и геометрический смысл

16. Формулы дифференцирования. Вывод 2-3 формул.

17. Производная сложной функции.

18. Применение производной для исследования функций.

19. Неопределенный интеграл и его свойства.

20. Формулы интегрирования.

21. Интегрирование методом замены переменной.

22. Определенный интеграл, его свойства. Формула Ньютона-Лейбница.

23. Приложение определенного для нахождения площади криволинейной трапеции.

24. Разложение числе на простые множители.

25. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Их поиск.

26. Сравнение по модулю.

27. Классическое определение вероятности. Теоремы сложения и умножения вероятностей.

28. Понятие выборки, варианты и ее частоты в статистике.

29. Графическое представление статистических данных.

30. Характеристики выборки (математическое ожидание и дисперсия).

 

 
5.2. Темы письменных работ
Контрольные работы по темам:

Линейная алгебра

Элементы математического анализа

Элементы теории чисел

Элементы теории вероятностей. 

 
стр. 6
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лубягина Е. Н., Вечтомов Е. М. 
ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА
ЮРАЙТ, 2022
 
Л1.2
Потапов, А. П. 
Математический анализ. Дифференциальное и интегральное исчисление функций одной переменной в 2 ч. Часть 2
Юрайт, 
 
Л1.3
Потапов, А. П.
Математический анализ. Дифференциальное и интегральное исчисление функций одной переменной в 2 ч. Часть 1
Юрайт, 2022
 
Л1.4
Загребаев А. М. 
Элементы теории вероятностей и математической статистики
Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Михин М.Н., Курдина С.П.
ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА. Ч. 1. МАТРИЦЫ И ОПРЕДЕЛИТЕЛИ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Ай Пи Ар Медиа, 2021
 
Л2.2
Михин М.Н., Курдина С.П.
ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА. Ч. 2. СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Ай Пи Ар Медиа, 2022
 
Л2.3
Плотникова Е. Г. П
Математический анализ. Сборник заданий
ЮРАЙТ, 2022
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог 

 
стр. 7
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, 

 
стр. 8
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в 

 
стр. 9
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.