2022-2023_z44_03_05 МиИ 2223_plx_Основы искусственного интеллекта_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы искусственного интеллекта
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет с оценкой 5
Виды контроля на курсах:
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
старш.преп. , Киселев Б.В. _________________
 
 
Основы искусственного интеллекта
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся, готовности к использованию полученных результатов обучения при решении задач профессиональной деятельности в области обучения информатике.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методы математической обработки данных
2.1.2
Производственная педагогическая практика
2.1.3
Архитектура компьютера
2.1.4
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.5
Технологии цифрового образования
2.1.6
Учебная практика по математике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.1: Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
возможности современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять выбор современных цифровых технологий и ресурсов в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способностью использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Искусственный интеллект- фундаментальная наука и технология комплексных технологических решений. 

 
1.1
Предпосылки и этапы развития ИИ. /Лек/
Л1.1Л2.1

1
5
0
 
1.2
Предмет исследования.  /Пр/
Л1.1Л2.1

1
5
0
 
1.3
Междисциплинарная сущность ИИ и направления исследований.  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
5
0
 
1.4
Национальная стратегия в области ИИ. /Ср/
Л1.1Л2.1

2
5
0
 
1.5
Классификация систем ИИ.  /Ср/
Л1.1Л2.1

1
5
0
 
1.6
Риски и выгоды. Этика ИИ. /Ср/
Л1.1Л2.1

4
5
0
 
 
Раздел 2. Инженерия знаний. 

 
2.1
Системы, основанные на знаниях. /Пр/
Л1.1Л2.1

1
5
0
 
2.2
Базы знаний.  /Пр/
Л1.1Л2.1

1
5
0
 
2.3
Теоретические аспекты и технологии инженерии знаний.  /Ср/
Л1.1Л2.1

1
5
0
 
стр. 4
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
2.4
Поле знаний.  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
5
0
 
2.5
Приобретение и структурирование знаний.  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
5
0
 
2.6
Методы приобретения знаний. /Ср/
Л1.1Л2.1

4
5
0
 
2.7
Источники знаний для интеллектуальных систем. /Ср/
Л1.1Л2.1

4
5
0
 
 
Раздел 3. Представление знаний. 

 
3.1
Системы, основанные на правилах (продукционные системы).  /Пр/
Л1.1Л2.1

1
5
0
 
3.2
Примеры решения задач. /Пр/
Л1.1Л2.1

2
5
0
 
3.3
Формальные языки и формальные системы.  /Ср/
Л1.1Л2.1

1
5
0
 
3.4
Язык исчисления предикатов первого порядка. /Ср/
Л1.1Л2.1

2
5
0
 
3.5
Исчисление предикатов первого порядка.  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
5
0
 
3.6
Формальные  алгебраические системы.  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
5
0
 
3.7
Интерпретация. /Ср/
Л1.1Л2.1

2
5
0
 
3.8
Выводимость и истинность.  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
5
0
 
3.9
Основы логического программирования  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
5
0
 
 
Раздел 4. Системы искусственного интеллекта: примеры использования и инструментальные средства их разработки. 

 
4.1
Экспертные системы и управление знаниями. /Лек/
Л1.1Л2.1

1
5
0
 
4.2
Пример создания ЭС.  /Лек/
Л1.1Л2.1

1
5
0
 
4.3
Системы естественного языка и системы машинного перевода. /Пр/
Л1.1Л2.1

2
5
0
 
4.4
Чат-боты и виртуальные ассистенты.  /Ср/
Л1.1Л2.1

4
5
0
 
4.5
Системы компьютерного зрения и визуализация обработки информации. Машинное творчество  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
5
0
 
4.6
Использование систем искусственного интеллекта в образовании. /Ср/
Л1.1Л2.1

1
5
0
 
4.7
Задачи машинного обучения.  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
5
0
 
4.8
Приобретение знаний из примеров.  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
5
0
 
4.9
Классы обучающих алгоритмов (нейронные сети и методы, основанные на знаниях). /Ср/
Л1.1Л2.1

4
5
0
 
4.10
Поиск. Алгоритмы поиска. /Ср/
Л1.1Л2.1

4
5
0
 
4.11
Деревья решений.  /Ср/
Л1.1Л2.1

4
5
0
 
4.12
Оценка обучающих алгоритмов.  /Ср/
Л1.1Л2.1

4
5
0
 
4.13
Генетические алгоритмы.  /Ср/
Л1.1Л2.1

4
5
0
 
4.14
Практическое применение методов машинного обучения.  /Ср/
Л1.1Л2.1

4
5
0
 
4.15
Понятие глубокого обучения. /Ср/
Л1.1Л2.1

4
5
0
 
 
Раздел 5. Основы технологий обработки больших данных. 

 
5.1
Основные термины и определения. /Лек/
Л1.1Л2.1

1
5
0
 
5.2
Использование корреляционного анализа для обработки данных. /Ср/
Л1.1Л2.1

4
5
0
 
5.3
Big-data аналитика в образовании. /Ср/
Л1.1Л2.1

2
5
0
 
5.4
Визуализация больших данных.  /Ср/
Л1.1Л2.1

6
5
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
5.5
Решение задач с использование актуальных инструментальных средств. /Ср/
Л1.1Л2.1

6
5
0
 
5.6
/ЗачётСОц/

4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Искусственный интеллект- фундаментальная наука и технология комплексных технологических решений. Междисциплинарная сущность ИИ и направления исследований.

2. Искусственный интеллект: место среди других наук, этапы развития и современные направления.

3. Классификация систем ИИ. Применение ИИ в различных областях деятельности человека (на конкретных примерах). Национальная стратегия в области ИИ.

4. Инженерия знаний.

5. Этика искусственного интеллекта.

6. Системы, основанные на знаниях. Базы знаний.

7. Теоретические аспекты и технологии инженерии знаний.

8. Поле знаний. Концептуальная и функциональная составляющие поля знаний.

9. Методы приобретения знаний.

10. Источники знаний для интеллектуальных систем (на конкретных примерах).

11. Продукционные системы.

12. Представление знаний. Продукционные системы.

13. Экспертные системы и управление знаниями.

14.Жизненный цикл создания экспертной системы.

15. Системы естественного языка и системы машинного перевода.

16. Машинное творчество.

17. Машинное обучение. Задачи машинного обучения.

18. Обучающие алгоритмы. Оценка обучающих алгоритмов.

19. Поиск. Алгоритмы поиска.

20. Нейронные сети

21. Деревья решений

22. Генетические алгоритмы

23. Большие данные. Функции и задачи. Примеры использования

24. Большие данные в образовании.

 
5.2. Темы письменных работ
1. Проведите извлечение знаний с использованием одного из коммуникативных методов извлечения знаний (наблюдение/протокол «мыслей вслух», интервью и т.д.) по выбранной студентом теме. Метод извлечения знаний выбирает студент.

2. Проведите извлечение знаний с использованием одного из текстологических методов извлечения знаний (анализ учебников/анализ литературы/анализ документов) по выбранной студентом теме. Метод извлечения знаний выбирает студент.

3. Разработать концептуальную составляющую поля знаний (по теме разработки, выбранной студентом).

4. Разработать функциональную составляющую поля знаний (по теме разработки, выбранной студентом).

5. Создание чат-ботов с использованием различных инструментов.

6. Проектирование и разработка прототипа экспертной системы.

7. Создание протоколов работы на каждом этапе жизненного цикла экспертной системы.

8. Построение дерева решений для экспертной системы.

9. Построение нейронных сетей.

10. Выполнение работ по генерации текста, музыки, стихов, сказок, изображений.

11. Решение задач на использование метода ранговой корреляции для обработки больших данных (на примере задач из сферы образования).

12. Визуализация больших данных.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Воронов М. В., Пименов В. И., Небаев И. А. 
Системы искусственного интеллекта: Учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 6
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Бессмертный И. А.
Системы искусственного интеллекта:  Учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Microsoft Win Pro 10 32-bit/64 Russian Russia Only USB FQC-09118: Договор б/н от 29.12.2018, договор №2345 от 17.07.2019
6.3.1.2
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-103а Помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.(423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: стеллажи, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-205 Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждым обучающимся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

 
стр. 7
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося . В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается  профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся , исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, 

 
стр. 8
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.