2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Циклические виды спорта_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Циклические виды спорта
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
зачет 2, 4, 6
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
168
аудиторные занятия
160
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
328
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
18
17 2/6
14 4/6
14 4/6
14
12 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Практические
18
18
34
34
28
28
28
28
28
28
24
24
160
160
Итого ауд.
18
18
34
34
28
28
28
28
28
28
24
24
160
160
Кoнтактная рабoта
18
18
34
34
28
28
28
28
28
28
24
24
160
160
Сам. работа
30
30
26
26
20
20
36
36
32
32
24
24
168
168
Итого
48
48
60
60
48
48
64
64
60
60
48
48
328
328
 
 
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Ахметов А.М. _________________
 
 
Циклические виды спорта
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумеров Р.А.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сохранение и укрепление здоровья обучающихся, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
1.4
понимание социальной значимости прикладной физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;
1.5
знание научно - биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
1.6
формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;
1.7
овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;
1.8
приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;
1.9
приобретение обучающимися необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
1.10
создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений;
1.11
совершенствования спортивного мастерства обучающихся – спортсменов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для изучения дисциплины необходимы знания, полученные обучающимися на предыдущем уровне образования: Физическая культура, ОБЖ
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая  практика
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: Определяет личный уровень сформированности показателей физического развития и физической подготовленности
 
УК-7.2: Владеет технологиями здорового образа жизни и здоровьесбережения, отбирает комплекс физических упражнений с учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности, адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
историю развития физической культуры и спорта;
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3.1.2
научно-биологические и практические основы физической культуры;
3.1.3
основные компоненты здорового образа жизни;
3.1.4
влияния оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
3.1.5
способы контроля и оценки функционального состояния и уровня физического развития;
3.1.6
правила соблюдения техники безопасности при занятиях физической культурой
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять оптимальные и доступные средства физической культуры в здоровьесбережении;
3.2.2
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
3.2.3
применять в профессиональной деятельности опыт межличностных отношений, полученный в процессе занятий физической культурой;
3.2.4
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной физической культуры;
3.2.5
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических качеств (с выполнением установленных нормативов по общефизической, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовке);
3.3.2
опытом использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Легкая атлетика

 
1.1
Техники бега на короткие дистанции: техника высокого и низкого старта, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
1
0
 
1.2
Выполнение специально-беговых упражнений: бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, многоскоки /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
1
0
 
1.3
Техника бега на средние дистанции: техника высокого старта, распределние сил на дистанции, финиширование /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
1
0
 
1.4
Развитие быстроты в беге посредством ускорений на короткие дистанции /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
1
0
 
1.5
Эстафетный бег /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
1
0
 
 
Раздел 2. Плавание

 
2.1
Техника безопасности на занятиях по плаванию /Пр/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
1
0
 
2.2
Статические и динамические упражнения.  /Пр/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
1
0
 
2.3
Упражнения для освоения опорного гребка.  /Ср/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
1
0
 
2.4
Круговая тренировка на развитие физических качеств  /Ср/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
1
0
 
 
Раздел 3. Лыжные гонки

 
стр. 5
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3.1
Обучение техники скользящего шага /Пр/
Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
2
0
 
3.2
Обучение техники поворотов на месте /Пр/
Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

12
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
2
0
 
3.3
Обучение техники попеременного двухшажного хода /Ср/
Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
2
0
 
3.4
Обучение техники подъемов, спусков и торможения на лыжах /Ср/
Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
2
0
 
 
Раздел 4. Плавание

 
4.1
Техника способа плавания «кроль на груди».  /Пр/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

12
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
2
0
 
4.2
Техника способа плавания «кроль на спине».  /Ср/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
2
0
 
 
Раздел 5. Легкая атлетика

 
5.1
Техника бега на длинные дистанции /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
3
0
 
5.2
Контрольное тестирование физической подготовленности в беге на 100 м и 2000-3000 м /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
3
0
 
5.3
Спортивная ходьба /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
3
0
 
 
Раздел 6. Плавание

 
6.1
Техника старта и поворота при плавании способом «кроль на груди».  /Ср/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

20
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
3
0
 
 
Раздел 7. Лыжные гонки

 
7.1
Обучение техники перехода с хода на ход /Пр/
Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
4
0
 
7.2
Совершенствование техники попеременного двухшажного хода /Пр/
Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
4
0
 
 
Раздел 8. Плавание

 
8.1
Упражнения для совершенствования техники способа плавания «кроль на груди».  /Пр/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
4
0
 
8.2
Техника старта и поворота при плавании способом «кроль на спине».  /Пр/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
4
0
 
8.3
Техника спортивных способов плавания «Брасс на груди» «Брасс на спине». Упражнения для совершенствования техники способа плавания «брасс»  /Ср/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

18
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
4
0
 
8.4
Техника старта и поворота при плавании способом «кроль на спине».  /Ср/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

18
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
4
0
 
 
Раздел 9. Легкая атлетика

 
9.1
Скандинавская ходьба /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
5
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
9.2
Сдача контрольных нормативов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
5
0
 
 
Раздел 10. Плавание

 
10.1
Техника спортивных способов плавания «Брасс на груди» «Брасс на спине». Техника способа плавания «брасс».  /Пр/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
5
0
 
10.2
Прикладное плавание.  /Пр/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
5
0
 
10.3
Техника спортивного способа плавания «Баттерфляй». Ознакомление.  /Ср/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
5
0
 
10.4
Прикладное плавание.  /Ср/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
5
0
 
10.5
Техника спортивных способов плавания «Брасс на груди» «Брасс на спине». Техника способа плавания «брасс».  /Ср/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

12
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
5
0
 
 
Раздел 11. Лыжные гонки

 
11.1
Обучение техники одновременных ходов (бесшажный, одношажный,

двухшажный) /Пр/

Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
6
0
 
11.2
Обучение техники коньковых ходов /Ср/
Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
6
0
 
 
Раздел 12. Плавание

 
12.1
Упражнения для совершенствования техники способа плавания «кроль на спине»  /Пр/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
6
0
 
12.2
Круговая тренировка на развитие физических качеств  /Пр/
Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
6
0
 
12.3
Упражнения для совершенствования техники способа плавания «Баттерфляй».  /Пр/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
6
0
 
12.4
Приемы контрольных нормативов  /Ср/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
6
0
 
 
Раздел 13. Лыжные гонки

 
13.1
Совершенствование техники одновременных ходов /Пр/
Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
6
0
 
13.2
Совершенствование техники коньковых ходов /Пр/
Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
6
0
 
13.3
Совершенствование техники коньковых ходов /Ср/
Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 ОПК-3.1
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
5.2. Темы письменных работ
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
стр. 7
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Германов, Г. Н. 
Легкая атлетика в основной и средней (полной) школе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г. Н. Германов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-05787-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438887
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л1.2
Жданкина, Е. Ф.
Физическая культура. Лыжная подготовка: учебное пособие для вузов / Е. Ф. Жданкина, И. М. Добрынин ; под научной редакцией С. В. Новаковского. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 125 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10153-9 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1903-9 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429446
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Степанова, М.В.
Плавание в системе физического воспитания студентов вузов: учебное пособие/ Степанова М.В.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017.— 137 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71310.html
Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Никитушкин, В. Г.
Легкая атлетика в начальной школе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Никитушкин, Е. Г. Цуканова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 205 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-05786-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438886
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л2.2
Германов, Г. Н.
Физическая культура в школе. Легкая атлетика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г. Н. Германов, В. Г. Никитушкин, Е. Г. Цуканова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 461 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-04548-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438860
Москва : ИздательствМосква : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту. - URL: http://lib.sportedu.ru/ 
 
Э2
Интернет-библиотека образовательных изданий. - URL: http://www.igHb.ru
 
Э3
Научная электронная библиотека журналов. - URL: http://www.elibrary.ru
 
Э4
Журнал «Теория и практика физической культуры». - URL: http://www.lib.sportedu.ru/Press/TPFK/ 
 
Э5
Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». - URL: http://www.lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-130 Спортивный зал (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование: шведские стенки, гимнастические скамейки, баскетбольные щиты, волейбольная сетка, волейбольные стойк, вороты для мини-футбола, вороты для игры в ручной мяч, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, мячи гандбольные, мячи футбольные, гимнастические палки, перекладины, маты. 
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.