2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Производственная практика научно-исследовательская работа_История и Обществознание
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Производственная практика научно-исследовательская работа
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Истории и методики ее преподавания
Учебный план
ab44.03.05 ИиО п881.plx

44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)

История и Обществознание 

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Производственная
Тип практики
Производственная практика научно-исследовательская работа
Форма проведения
дискретно по периодам проведения практик
Объём практики
3
Продолжительность в часах/неделях
108/2 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Семестр (<Курс>.<Семестр на курсе>)

5(3.1)

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
1,5
1,5
1,5
1,5
Контактная работа
1,5
1,5
1,5
1,5
Сам. работа
106,5
106,5
106,5
106,5
Итого
108
108
108
108
 
Рабочую программу составил(и):
 
д-р ист. наук,  проф.  Корнилова Ирина Валерьевна _________________
 
 
Производственная практика научно-исследовательская работа
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
ab44.03.05 ИиО п881.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Целью производственной практики научно-исследовательская работа является закрепление у обучающихся умений и навыков ведения самостоятельной научно-исследовательской работы, развитие способности использовать научные знания в педагогической деятельности для повышения профессиональной подготовки обучающихся.
Задачами практики являются:
1.отработка навыков извлечения библиографической информации из различного рода источников: традиционных и электронных каталогов библиотек, специализированных библиографических изданий, периодических изданий гуманитарной направленности;
2.усвоение обучающимися правил библиографического описания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским публикациям;
3.формирование у обучающихся знаний и умений анализа библиографической информации;
4.закрепление полученных знаний в практической деятельности по библиографическому поиску и составлению списка источников и литературы по теме исследования;
5.приобретение обучающимися практических умений и навыков научно-исследовательской работы по подготовке и оформлению студенческих научных работ;
6.приобретение навыков практического использования научно-исследовательской работы в педагогической деятельности.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-6:      способностью к самоорганизации и самообразованию
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности

методику и методологию научно-исследовательской работы в соответствии с нормативными требованиями

Уметь:
самостоятельно строить процесс овладения информацией, отобранной и структурированной для выполнения профессиональной деятельности

ставить исследовательские задачи и реализовывать их, применять методику и методологию научного исследования

Владеть:
технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности.

методикой и методологией научного исследования в соответствии с нормативными требованиями

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.В
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Архивоведение
1
 
Педагогические технологии
2
 
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
3
 
Источниковедение истории России
4
 
Теория обучения
5
 
Учебная археологическая практика
6
 
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
7
 
Источниковедение истории зарубежных стран
8
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Курсовая работа по истории России
1
 
Производственная летняя педагогическая практика
2
 
Профессиональная этика
3
 
Историография отечественной истории
4
 
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
5
 
Экономическая теория
6
 
Курсовая работа по всеобщей истории
7
 
Производственная культурно-просветительская практика
8
 
Производственная педагогическая практика
9
 
Курсовая работа по обществознанию
10
 
Мировая экономика
11
 
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
12
 
Производственная преддипломная практика
13
 
Историография всеобщей истории
14
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Семестр
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Ознакомительный 
 
1.1
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции. Знакомство с базой практики, материально-техническим и методическим обеспечением практики. /РукПр/
5
1,5
ПК-11,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.1
текущий контроль успеваемости   
Э2,Э3
1,5
 
Раздел 2. Основной
 
2.1
Изучение правил описания библиографической информации /Ср/
5
14
ПК-11,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости   
Э2,Э3
 
2.2
Библиографический поиск в специализированной библиографической периодике (справочно-библиографический отдел библиотеки НГПУ, ЭБС НГПУ). Работа с каталогами библиотеки НГПУ, городской библиотеки г. Набережные Челны, городского краеведческого музея, городского архива и других учреждений, в зависимости от избранной исследовательской темы. Работа с банком информации российской книжной палаты. Библиографический поиск в электронных каталогах центральных российских библиотек. Библиографический поиск в электронных каталогах крупнейших библиотек зарубежных университетов и исследовательских центров. Библиографический поиск в специализированных Интернет-порталах по историческим и обществоведческим дисциплинам. Просмотр специализированных гуманитарных журналов по исследовательской тематике обучающегося.  /Ср/
5
80,5
ПК-11,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.3
Научное описание и интерпретация полученного материала.

Составление отчѐтной документации по практике (ведение дневников, составление отчѐтов по практике, анализ методов работы). /Ср/

5
6
ПК-11,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
Раздел 3. Заключительный
 
3.1
Подведение итогов практики.

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике. /Ср/

5
6
ПК-11,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э2,Э3
 
3.2
/ЗачётСОц/
5
ПК-11,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
промежуточная аттестация
Э2,Э3
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики – это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру (руководителю практики от университета) отчет по практике.

Структура отчета по прохождению практики:

1.Титульный лист.

2.Рабочий график (план) проведения практики.

3.Дневник практики.

Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.Индивидуальное задание.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых компетенций.

5.Материалы выполненных индивидуальных заданий.

(в зависимости от вида и типа практики например – план-конспекты уроков,  характеристика,  самоанализ урока, разработки и др.).

6. Письменный отчет обучающегося о прохождении практики.

Письменный отчет обучающегося о прохождении практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать анализ своей деятельности в период практики, обобщаются результаты проделанной работы.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
см. Фонд оценочных средств в Приложении к рабочей программе
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Ознакомительный 
ПК-11, ОК-6
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции. Знакомство с базой практики, материально-техническим и методическим обеспечением практики.
текущий контроль успеваемости   
 
2
Основной
ПК-11, ОК-6
Изучение правил описания библиографической информации

Библиографический поиск в специализированной библиографической периодике (справочно-библиографический отдел библиотеки НГПУ, ЭБС НГПУ). Работа с каталогами библиотеки НГПУ, городской библиотеки г. Набережные Челны, городского краеведческого музея, городского архива и других учреждений, в зависимости от избранной исследовательской темы. Работа с банком информации российской книжной палаты. Библиографический поиск в электронных каталогах центральных российских библиотек. Библиографический поиск в электронных каталогах крупнейших библиотек зарубежных университетов и исследовательских центров. Библиографический поиск в специализированных Интернет-порталах по историческим и обществоведческим дисциплинам. Просмотр специализированных гуманитарных журналов по исследовательской тематике обучающегося.

Научное описание и интерпретация полученного материала.

Составление отчѐтной документации по практике (ведение дневников, составление отчѐтов по практике, анализ методов работы).

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
3
Заключительный
ПК-11, ОК-6
Подведение итогов практики.

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике.

текущий контроль успеваемости   

промежуточная аттестация

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Неумоева-Колчеданцева, Е. В.   Основы научной деятельности студента. Курсовая работа  [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09443-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494059. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 119 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/494059 
Л1.1
 
Кайль Я.Я.  Учебно-методическое пособие по организации прохождения всех видов практик и выполнения научно-исследовательских работ [Электронный ресурс] [Электронный ресурс]:Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Самсонова М.В.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2019.— 208 c.. - Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2019. -  – Режим доступа: URL: http://www.iprbookshop.ru/82560.html 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Коржуев, А. В. Коржуев, А. В.  Основы научно-педагогического исследования : учебное пособие для вузов / А. В. Коржуев, Н. Н. Антонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10426-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517671  [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Юрайт, 2023. -  – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/517671  
Л2.1
 
Байбородова, Л.В.  Методология и методы научного исследования [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 221 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06257-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491205. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 221 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/491205 
Л2.2
 
Штратникова, А. В. Библиография библиографии [Электронный ресурс]:учебник для вузов / А. В. Штратникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 141 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10850-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495092. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 141 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/495092  
Л2.3
 
 
Методические разработки
 
Бондаренко, И.С. Научно-исследовательская работа [Электронный ресурс] [Электронный ресурс]:методические указания к подготовке материалов для участия в конференц-неделе/ Бондаренко И.С., Темкин И.О.— Электрон. текстовые данные.— Москва : Издательский Дом МИСиС, 2018.— 40 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/84437.html — ЭБС «IPRbooks».. -  Москва : Издательский Дом МИСиС, 2018. - 40 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84437.html  
Л3.1
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Академия Google [Электронный ресурс]. – URL: http://scholar.google.com/
Э1
 
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru
Э2
 
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
Э3
 
History [Электронный ресурс]. – URL: http://www.historychannel.com
Э4
 
HistoryNet [Электронный ресурс]. – URL: http://www.thehistorynet.com
Э5
 
ScienceDirect [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sciencedirect.com/
Э6
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
2-209, Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа,

учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор,

доска, учебно-наглядные пособия.

1
 
 
2-302а, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А), Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
2
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;

прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

ежедневно вести дневник практики;

соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

содержание отчета и доклада обучающегося;

качество ответов на вопросы;

корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение практики осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.