2022-2023_z44_03_01 ФК 2291_ 2294_plx_Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта_Физическая культура
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
115
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
115
115
115
115
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Денисенко Ю.П.;к.б.н., доцент, Парамонова Д.Б. _________________
 
 
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумеров Р.А.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в  освоении  обучающихся основам использования данных врачебного контроля в практической профессиональной деятельности и проведению функциональных проб с занимающимися.
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
ознакомить обучающихся с целями, задачами и содержанием врачебно-педагогического контроля за лицами, занимающимися физической культурой и спортом;
1.4
обучить правилам и способам планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
1.5
обучить способам контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности, методикой проведения простейших функциональных проб.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Гимнастика с методикой преподавания
2.1.2
Лыжная подготовка с методикой преподавания
2.1.3
Основы хореографии в спорте
2.1.4
Основы экологического воспитания учителя физической культуры
2.1.5
Плавание с методикой преподавания
2.1.6
Повышение спортивного мастерства (игровые виды спорта)
2.1.7
Повышение спортивного мастерства (классический вид спорта)
2.1.8
Спортивное ориентирование во внеклассной работе учителя физической культуры
2.1.9
Теория и методика физического воспитания
2.1.10
Туризм в школе
2.1.11
Устойчивое развитие и планирование в туризме
2.1.12
Фитнес-технологии в спорте
2.1.13
Учебная практика по физической культуре
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Лечебная физическая культура
2.2.2
Методика преподавания предмета "Физическая культура"
2.2.3
Национальные виды спорта
2.2.4
Организация   физкультурно-массовой работы
2.2.5
Основы вожатской деятельности
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Производственная педагогическая практика
2.2.8
Спортивная медицина
2.2.9
Спортивная морфология
2.2.10
Спортивные и подвижные игры с методикой преподавания
2.2.11
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.2.12
Физиология спорта
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
виды травматизма, признаки перетренированное и перенапряжения организма, их причины и методы профилактики;
3.1.2
способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
3.1.3
методику составления индивидуальных программ и способы деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения профессиональных и жизненных целей, регулирования и коррекции психоэмоционального состояния;
3.1.4
теоретические основы медицинского обеспечения физкультурников и спортсменов;
3.1.5
основные формы, виды ВПН за различным контингентом лиц, занимающихся физической культурой с применением различных методов исследования;
3.1.6
принципы назначения медико-биологических средств восстановления и механизм их действия на организм человека;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
взаимодействовать с медицинским работником при проведении врачебно- педагогических наблюдений, обсуждать их результаты;
3.2.2
проводить простейшие функциональные пробы;
3.2.3
оказать первую доврачебную помощь при патологических состояниях спортсменов и физкультурников;
3.2.4
оценить функциональное состояние физкультурника и спортсмена по данным различных проб;
3.2.5
оценить аэробные и анаэробные резервы организма физкультурника и спортсмена;
3.2.6
оценить адекватность физической нагрузки состоянию здоровья и подготовлености физкультурник спортсмена по данным функциональных проб и тестов при ВПН;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами самоконтроля при занитиях физической кльтурой и спортом;
3.3.2
приемами ВПН и контроля на тренировках, соревнованиях, массовых физкультурных мероприятиях за лицами, занимающимися физической культурой и спортом;
3.3.3
приемами профилактики травматизма при занитях физической культурой и спортом.
3.3.4
методиками оценки функционального состояния физкультурника и спортсмена по данным различных проб
3.3.5
методиками оценки аэробных и анаэробных резервов организма физкультурника и спортсмена;
3.3.6
методиками оценки адекватности физической нагрузки состоянию здоровья и подготовлености физкультурника и спортсмена по данным функциональных проб и тестов при ВПН
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Введение

 
1.1
Организация врачебно-педагогического контроля   /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
3
0
 
1.2
Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

17
3
0
 
1.3
Методы исследования физического развития  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
3
0
 
 
Раздел 2. Врачебный контроль в процессе физического воспитания

 
2.1
Методы врачебно-педагогических наблюдений и функциональные пробы  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
3
0
 
2.2
Организация врачебно-педагогических наблюдений за физическими упражнениями отдельных групп населения  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
3
0
 
2.3
Методы и показатели оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
2.4
Тесты для оценки анаэробной биоэнергетической системы  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
3
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Самоконтроль в процессе физического воспитания

 
3.1
Самоконтроль, его основные методы, критерии и показатели. Дневник самоконтроля /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
3
0
 
3.2
Методы и показатели общей и специальной физической работоспособности  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
3
0
 
3.3
Тесты для оценки аэробной биоэнергетической системы  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
3
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Коррекция содержания занятий физической культурой к спортом с учетом показателей педагогического, врачебного и самоконтроля

 
4.1
Методы и показатели оценки функциона льного состояния организма  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
3
0
 
4.2
Самоконтроль спортсмена.

Методы и показатели общей физической работоспособности /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
3
0
 
4.3
Самоконтроль в массовой физической культуре  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
3
0
 
4.4
Методы и показатели специальной физической работоспособности

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
3
0
 
4.5
Методы и показатели общей и специальной физической работоспособности /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
3
0
 
4.6
/Экзамен/

9
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для экзамена:

1.Цели и задачи, принципы спортивной медицины.

2. Организация и содержание спортивной медицины.

3. История развития отечественной спортивной медицины.

4. Задачи кабинета врачебного контроля.

5. Медицинские группы для занятий физической культурой.

6. Врачебно-педагогический контроль и врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) в процессе тренировочных занятий: понятие, основные задачи врачебно-педагогических наблюдений, организация ВПН.

7. Место ВПН в определении функциональных изменений состояния спортсмена.

8. Оценка влияния тренировочных занятий на организм спортсмена с помощью функциональных проб.

9. Наружный осмотр, наблюдение за массой тела. Анамнез. Перкуссия.

10. Внешние признаки отдельных заболеваний. Параклинические методы обследования. Антропометрия.

11. Термомометрия. Инструментально-функциональные методы обследования.

12. Основные методы исследования нервной системы и нервно-мышечной систем. Рефлексы. Функциональные пробы.

13. Наблюдение за состоянием сердечнососудистой системы. Основные методы обследования. Функциональные пробы.

14. Исследование показателей внешнего дыхания. Параклинические методы обследования. Клинико-биохимические методы исследования.

15. Обследование опорно-двигательного аппарата. Осмотр. Метод функционально-мышечного тестирования.

16. Соматотипирование. Антропометрический профиль. Методы индексов.

17. Самоконтроль спортсмена. Роль самоконтроля при наблюдении за здоровьем и физическим развитием спортсмена.

18. Навык проведения самоконтроля. Системность самоконтроля Дневник самоконтроля. Анкета здоровья.

19. Типы перетренированности. Клинические симптомы.

20. Перенапряжение органов и систем. Острое и хроническое переутомление. Острое и хроническое физическое перенапряжение.

21. Антидопинговый контроль. Понятие допинга. История использования допинга. Опасность допинга для спортсмена.

22. Запрещенные фармакологические препараты, отнесенные к допингу.

 
стр. 6
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
23. Методы и показатели исследования состояния системы крови.

24. Методы исследования сенсорных систем.

25. Методы исследования энергетических возможностей организма.

26. Тесты для оценки критериев аэробной биоэнергетической системы.

27. Тесты для оценки критериев анаэробных биоэнергетических систем.

27. Методы оценки общей работоспособности.

29. Методы оценки специальной работоспособности.

30. Методы и показатели оценки срочного функционального состояния организма.

31. Понятие о физиологических нагрузках. Понятие о чрезмерных, Повреждающих и разрушающих нагрузках.

32. Основные функциональные состояния при занятиях физическими упражнениями.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1.Врачебный контроль как составная часть системы физической культуры.

2.Необходимость врачебного контроля в процессе медико-социальной реабилитации инвалидов.

3.Задачи и объём мероприятий врачебного контроля за физкультурниками и спортсменами.

4.Контроль на половую принадлежность.

5.Медицинские вопросы спортивной ориентации и отбора.

6.Медицинский контроль в массовой физической культуре.

7.Применение тредмил-теста в практике врачебного контроля.

8.Велоэргометрический метод тестирования физической работоспособности.

9.Физическая работоспособность человека и факторы на неё влияющие.

10.Контроль за факторами внешней среды.

11.Типы реакций сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы.

12. Биоритмологический контроль функций организма человека.

13. Врачебный контроль за юньми спортсменами.

14. Влияние допинга на здоровье спортсмена, его спортивную карьеру.

15. История развития и содержание допинг-контроля на Олимпийских/ Паралимпийских Играх. Антидопинговый контроль во время соревнований. Санкции МОК, международных федераций.

16. Острые патологические состояния и травмы у спортсменов характеристика средств восстановления работоспособности спортсменов.

17. Медицинский контроль во время тренировок, соревнований, массовых физкультурных мероприятий для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

18. Травматизм как медико-социальная проблема современности.

19. Признаки и проявления перенапряженности и перетренированности человека. Причины перенапряжения и перетренированности человека.

20. Эпидемиология спортивных травм. Изменения опорно-двигательного аппарата у спортсменов: классификация, этиология, клиника.

21. Ошибки в методике проведения занятий по физической культуре.

22. Неблагоприятные метеорологические и санитарные условия при проведении тренировок и соревнований.

23. Характеристика повреждений в легкой атлетике.

24. Характеристика травм в спортивной гимнастике.

25. Травмы у футболистов, баскетболистов, хоккеистов, волейболистов.

26. Спортивные травмы в лыжном спорте. 

27. Характерные повреждения при занятиях теннисом.

28. Характеристика повреждений в велосипедном спорте.

29. Повреждения при занятиях борьбой и боксом.

30. Характеристика спортивных травм в тяжелой атлетике.

31. Профилактика спортивных травм. Роль спортивного врача в предупреждении травматизма.

32. Роль страховки и самостраховки в предупреждении спортивных травм. Значение разминки перед тренировкой или соревнованием для предупреждения спортивных травм.

33. Средства и меры предупреждения травм в легкой атлетике, гимнастике.

34. Средства и меры предупреждения травм в футболе.

35. Средства и меры предупреждения травм в лыжном и конькобежном спорте.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Рубанович, В. Б. 
Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой : учебное пособие / В. Б. Рубанович. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 253 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07030-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491421
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Рубанович, В. Б. 
Основы врачебного контроля при занятиях физической культурой : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Б. Рубанович. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 253 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11150-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495730
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). URL: https://нэб.рф/
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ. URL: https://polpred.com/news
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС). URL: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 8
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося.  Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их уоднокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению  анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам  лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающихся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся осваивает  профессиональную  работу с первоисточниками, их поиск  и критическое осмысление. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнениеконтрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся  представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая 

 
стр. 10
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.