(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
1.Современные основы обучения изобразительному искусству в школе.
2.Методика обучения и воспитания (изобразительное искусство).
3.Особенности подготовки к преподаванию изобразительного искусства в современной школе.
4.Урок изобразительного искусства как форма организации и сопровождения художественно-познавательной и творческой деятельностью обучающихся.
5.Современные тенденции развития художественного образования.
6.Образовательные технологии на уроке ИЗО.
7.Образовательные технологии освоения теории и практики визуально-пространственных искусств.
8.Методическое оснащение преподавания визуально-пространственных искусств.
9.Образовательные технологии (на уроке ИЗО и внеурочной работе).
10.Обучающая и развивающая среда урока ИЗО.
11.Виды уроков ИЗО по ФГОС.
12.Типы уроков ИЗО по ФГОС.
13.Планирование образовательных результатов урока на основе ФГОС: личностных, предметных, метапредметных.
14.Характеристика конспекта уроков в соответствии с требованиями стандарта и действующими программами по изобразительному искусству.
15.Нормативно-правовые акты в сфере художественного образования.
16.Результативность обучения на уроке ИЗО.
17.Диагностика эстетического развития учащихся разных возрастных групп.
18.Современные концепции художественного образования.
19.Методики развивающего обучения в художественном образовании.
20.Методические характеристики проектного урока.
21.Методические особенности проведения контрольных мероприятий на уроке ИЗО.
22.Открытый урок в ИЗО в средних классах.
24.Анализ урока учителем, самоанализ результатов урока учеником
25.Программы дополнительного образования и внеурочной работы в области ИЗО.
26.Профессиональный стандарт педагога (трудовые действия).
27.Открытый урок: виды, особенности проведения.
28.Дидактические единицы предметной области «Искусство» в основной школе.
29.Календарно-тематический план и структура ведущего УМК.
30.Виды дидактических пособий на уроке ИЗО.
Контрольные задания:
Вариант 1. Провести сравнительный анализ (составить таблицу) УМК по изобразительному искусству В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой (класс по выбору).
Вариант 2. Составить задачи урока ИЗО (класс по выбору) в соответствии с планируемыми результатами, обозначенными в стандарте.
Вопросы к экзамену (6 семестр)
1.Функции учителя как организатора и руководителя учебного процесса на уроке ИЗО (по ФГОС).
2.Педагогический стиль, педагогическое мастерство. Педагогическая ситуация. Исправление педагогических ошибок.
3.Особенности организации учебного процесса на уроках декоративного и тематического рисования.
4.Педагогическое рисование: виды, техника, исправление ошибок.
5.Обучение законам композиции учащихся разных возрастов.
6.Планирование учебно-воспитательной работы. Календарно-тематический план в соответствии с ФГОС.
7.Разработка учебной программы и элективного курса в соответствии с ФГОС.
8.Урок изобразительного искусства как форма организации художественно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
9.Структура уроков изобразительного искусства. Организация занятий в ДО.
10.Оборудование современного кабинета ИЗО.
11.Виды уроков ИЗО и методика проведения занятий по ИЗО: рисование с натуры; декоративное рисование;
рисование на темы; беседы об искусстве.
12.Современные методы моделирования урока. План-конспект урока в соответствии с ФГОС.
13.Открытый урок: виды, особенности проведения.
14.Учет успеваемости школьников. Предварительный учет. Текущий учет. Четвертной учет. Итоговый учет.
15.Подходы к анализу учебно-творческой деятельности школьника на уроке.
16.Стимулирование мотивации школьника через систему оценивания. Критерии оценки работы учащегося.
17.Анализ урока учителем, самоанализ результатов урока ученика.
18.Внеклассная и внешкольная работа в области ИЗО.
19.Организация внеклассной творческой работы школьника во второй половине дня по ФГОС.
20.Формы внеклассных занятий ИЗО. Изокружок. Студия. Экскурсии. Беседы. Лекции. Доклады. Кинофильмы.
21.Домашнее рисование учащихся. Факультативные и элективные курсы.
22.Научные школы в художественной педагогике и их методическое обеспечение.
23.Структура программы ИЗО в соответствии с ФГОС. КТП по ИЗО.
24.Базовые принципы построения ведущих программ ИЗО. Программы по ИЗО и ХТ В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой, Ю.А. Полуянова, Б.П. Юсова.
25.Формы внеклассной работы в области ИЗО в школе.
26.Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программы ИЗО в соответствии с образовательными потребностями обучающихся.
27.Использование потенциал социокультурной среды региона Республики Татарстан в преподавании ИЗО (в учебной и во внеурочной деятельности).
28.Способы интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной и др.) на уроке ИЗО в средних классах.
30.Разработка программы по ИЗО для дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования.
Задания:
Контрольное задание 1. Перечислить способы проведения приема рефлексии на уроках ИЗО разных типов в 5-7 классах.
Контрольное задание №2. Охарактеризуйте с позиции развивающего потенциала внеурочные формы занятий школьников 5-7 классов изобразительным искусством.
Контрольное задание №3. Назовите критерии оценивания учебной работы школьника на уроке (тип по выбору) и предметных результатов обучения (5-7 класс).
Вопросы к экзамену (7 семестр)
1.Художественно-практические, художественно-творческие, художественно-познавательные формы ИЗО-деятельности.
2.Формы художественного образования в исторической ретроспективе.
3.Традиционные и инновационные формы художественного образования.
4.Виды и способы художественной интеграции в обучении. Технологии интегрированного обучения на уроке ИЗО.
5.Интеграция общего и дополнительного образования в сфере ИЗО в соответствии с ФГОС.
6.Концепция полихудожественного воспитания и образования детей. Система искусств и художественное образование.
7.Методики эстетического воспитания и образования детей.
9.Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Внеурочная занятость ребенка в разных видах искусств.
10.Методики интегрированного обучения (виды и формы учебной интеграции).
11.Педагогические ситуации. Коллективные формы работы на уроке.
12.Активные методы обучения в области ИЗО (технология "перевернутый класс").
13.Принципы построения интегративно-художественных учебных программ.
14.Современные педагогические технологии в системе эстетического воспитания и художественного образования.
15.Исследовательские и инновационные технологии в работе учителя ИЗО.
16.Познавательные характеристики технологии «мастер- класс» в преподавании ИЗО.
17.Эстетическое и художественное начало детского рисунка.
18.Способы оценивания рисунка школьника.
19.Принципы построения интегративно-художественных учебных программ (Д/С, начальная школа, школы искусства, дополнительное образование и т.д.).
20.Современные педагогические технологии в системе эстетического воспитания и художественного образования.
21.Формы обобщения педагогического опыта учителя ИЗО.
22.Активные методы обучения на уроке ИЗО.
23.Формирование коммуникативных УУД на уроке ИЗО.
24.Формирование познавательных УУД на уроке ИЗО.
25.Формирование регулятивных УУД на уроке ИЗО.
26.Методы ИКТ на уроке ИЗО и цифровые сервисы.
27.Деловая игра как активный метод обучения на уроке ИЗО.
28.Применение кейс-заданий на уроках ИЗО.
29.Метод мозгового штурма на уроке ИЗО в средних классах.
30.Метод интерактивного обучения в условиях музея.
Задания к экзамену:
Раскройте понятия: «универсальное учебное действие», «художественная дидактика», «предметный результат обучения», «активные методы обучения», «оценка».
Приведите примеры: «интегрированные технологии в обучении ИЗО», «интерактивные технологии на уроке ИЗО», «цифровые сервисы в обучении ИЗО», «коллективные формы работы на уроке», «исследовательский метод обучения на уроке ИЗО».
Темы эссе (7 семестр)
1.Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.
2.Методика организации уроков-бесед об изобразительном искусстве.
3.Методика работы над лепкой и росписью народной глиняной дымковской (каргапольской, филимоновской) игрушки.
4.Методика обучения орнаментальному искусству в общеобразовательной школе.
5.Методика обучения дизайну на уроках изобразительного искусства.
6.Методика обучения бумагопластике на уроках изобразительного искусства.
7.Методика обучения композиции на занятиях рисования с натуры.
8.Методика обучения композиции на занятиях декоративного рисования.
9.Методика обучения композиции на занятиях иллюстративного рисования.
10.Роль наглядных пособий на уроках ИЗО.
11.Активизация творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.
12.Методика изучения техники акварельной живописи на уроках изобразительного искусства.
13.Изучение техники гуаши на уроках изобразительного искусства.
14.Художественное пространство осуществления урока изобразительного искусства (кабинет)
15.Педагогические технологии как технологии обучения и воспитания.
16.Метод отчетных, итоговых уроков. Методика проведения открытого урока.
17.Методы стимулирования учебной деятельности школьника-подростка.
18.Методика применения активных форм обучения и эстетического восприятия.
19.Анализ и эстетическая оценка произведения искусства младшими школьниками / подростками/ старшеклассниками. Объяснить различие.
20.Методика организации внеклассной деятельности по изобразительному искусству.
21.Методика проектирования и моделирования школьных праздников/ фестивалей/ олимпиад/ конкурсов.
22.Исторические изменения роли учителя в художественном образовании.
23.Формирование на уроке ИЗО познавательных УУД (примеры методических приемов).
24.Формирование на уроке ИЗО коммуникативных УУД (примеры методических приемов).
25.Формирование на уроке ИЗО личностных результатов обучения (примеры методических приемов).
26.Формирование у школьника на уроке ИЗО способности к самоанализу.
27.Мониторинг выполнения домашнего задания на уроке ИЗО.
28.Межпредметное взаимодействие в проектной работе на уроке ИЗО.
29.Развитие эстетического восприятия школьников в беседах об искусстве.
30.Повышение учебной самостоятельности школьников в ходе участия в конкурсах.
Методические указания к лекциям.
Во всех семестрах курса "Методика обучения Изобразительному искусству" читаются лекции. Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к педагогической деятельности в школе.Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Рекомендации по работе с учебной и научной литературой.
Работа с учебной литературой - это, прежде всего,изучение новых понятий и определений из лекций, словаря терминов, написание краткого конспекта. Проработка лекционного материала и основных терминов поможет лучше понять и усвоить курс. Усвоение понятий из лекций и словаря терминов, как правило, проверяется в ходе текущего контроля и на зачете/экзамене.
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое (семинарское) занятие в вузе – форма самостоятельной работы обучающихся, позволяющая приобщить студентов к научному использованию источников и литературы. Практические занятия по дисциплине МоИЗО можно рассматривать как тренинг педагогических умений, особую форму творческой работы, позволяющую к тому же и закрепить и углубить имеющиеся знания по теории преподавания ИЗО, традиционным и инновационным методам обучения искусству на уроке. К теме каждого практического занятия даётся план, состоящий из нескольких вопросов, рекомендуется список обязательной литературы. Работу следует организовать в такой методической последовательности:
1.Прочтение рекомендованных глав учебника. Ознакомление с остальной рекомендованной литературой из обязательного списка. Чтение и анализ каждого источника (документа). При работе с каждым источником надо ответить для себя на следующие вопросы: а) какая дается педагогическая позиция в данном сообщении?; б) какое место эти автор(ы) занимали в науке?; в) как мы должны использовать указанный педагогический опыт?; г) каковы причины различного отношения к данным сведениям; д) следует уяснить значение тех незнакомых терминов. Выводы из анализа текста должны делаться самостоятельно, студенту необходимо составить план своего выступления и выделить те его принципиально значимые
2.Подготовка ответов на каждый вопрос плана. Каждое положение ответа подтверждается (если форма семинара это предусматривает) выдержкой из текста. Подготовку следует отразить в виде плана в специальной тетради подготовки к практике. Следует продумать ответы на так называемые «проблемно-логические» задания. Каждое из этих заданий связано с работой по сравнению различных исторических явлений, обоснованием какого-либо тезиса, раскрытием содержания определённого понятия. Их следует продумать, а те, которые указаны преподавателем, можно выполнить как краткую письменную работу на одной - двух тетрадных страничках. Если преподавателем поручено подготовить доклад или сообщение по какой-то указанной теме, то он готовится и в письменной и в устной форме (в расчете на 5-7 минут сообщения). Для наглядности сообщения необходимо приготовить презентацию.
3.Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. На практическом (семинарском) занятии приветствуется любая форма вовлечённости обучающихся: участие в обсуждения, дополнения, критика - всё, что помогает более полному и ясному пониманию проблемы.Ответ докладчика на практическом занятии сопровождается подготовленной им презентацией.
4.Оценивается ответ на практическом занятии с позиции того, как полно и глубоко раскрыт заданный вопрос, какова логика мысли, самостоятельность выводов.
Если в ходе практического занятия изучается раздел, связанный с проведением урока, то студент должен составить конспект урока по каждому виду учебной работы.Конспект урока готовится по указанному переподавателем образцу. В конспекте обязательно уделяется внимание методике педагогического рисунка на классной доске. Содержание сообщаемого материала и объем самостоятельной работы учеников необходимо представлять с учетом хронометража. Конспект должен быть хорошо иллюстрирован эскизами наглядных пособий и упражнений, необходимых для проведения урока изобразительного искусства.
В планах – конспектах урока необходимо опираться на требования ФГОС.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся(СРС)
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа обучающихся организуется на основе целей и задач программы курса «Методика обучения предмету ИЗО». Во вводной лекции преподаватель доводит до обучающихся содержание программы курса, указывает, что должны знать и уметь выпускники университета по данной дисциплине, приводит основную и дополнительную литературу для самостоятельной работы по курсу. Кроме того, преподаватель обращает внимание обучающихся на изучение литературы при проведении всех видов занятий, указывая авторов, наименование, издательство и год издания источников, которые необходимо изучить самостоятельно. Успешное овладение основами профессии учителя ИЗО, предусмотренное учебной программой, предполагает выполнение ряда рекомендацией.
1. Обучающемуся следует внимательно изучить материалы, характеризующие курс и определяющие целевую установку, а также учебную программу дисциплины. Это позволит чётко представлять, во-первых, круг изучаемых проблем, во-вторых, – глубину их постижения.
2. Обучающийся должен изучать рекомендуемую литературу по дисциплине«МОИЗО». Необходимо использовать следующую литературу: учебники, учебные и учебно-методические пособия; монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, изложенных в журналах и Интернет-ресурсах, приведенных ниже, представляющие эмпирический материал. Справочная литература – энциклопедии по видам искусства, тематические руководства, терминологические справочники, раскрывающие категориально понятийный аппарат.
3. Основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, изучая учебную литературу. При этом важно понимать, что педагогическая наука невозможна без практики, поэтому необходимо обращаться к методической школьной литературе, учебным программам по ИЗО. Кроме того, работа с учебником требует постоянного уточнения сущности и содержания дисциплины МОПИЗО, категорий педагогики искусства ее специфической терминологии.
4. Абсолютное большинство проблем обучения ИЗО рассматривается в связи с принятием нового ФГОС, что предполагает у студента знаний требований стандарта в области структуры урока ИЗО и необходимых школьнику УУД.
5. Изучение дисциплины МОИЗО предполагает со стороны обучающихся систематическую работу с периодическими изданиями, особенно статьями из журналов, с целью глубокого понимания современных тенденций развития школьного образования применительно к области «Искусство», научно-методических изысканий в этой сфере с целью накопления фактического материала.
Контроль самостоятельной работой студентов преподавателем осуществляется на практических занятиях, привлекая студентов к решению педагогических вопросов и учебных задач, предлагая к выполнению тесты промежуточного и итогового контроля, нескольких вариантам. Учитывая подготовленность того или иного студента преподаватель может поставить перед ним задачу по более углубленному изучению проблемы. Подготовка курсового проекта по МОПИЗО осуществляется обучающимся самостоятельно по рекомендациям педагога, по выбранной теме исследования, по требованиям нормоконтроля.
Методические указания к зачету (с оценкой).
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой. При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин. Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса. Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора рекомендованных источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного
Методические указания для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства. При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.