2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Охрана труда на производстве и в учебном процессе_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 5
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
30
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
28
28
28
28
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42
42
42
42
Сам. работа
30
30
30
30
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Смирнова А.В. _________________
 
 
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся представления о методах и средствах обеспечения безопасности труда на производстве и в учебном процессе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся необходимой теоретической базы в области охраны труда;
1.4
ознакомление с понятийным аппаратом и терминологией в области охраны труда на производстве и в учебном процессе;
1.5
расширение представлений у обучающихся об обеспечении безопасности труда на производстве и в образовательных учреждениях.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Охрана труда на производстве и в учебном процессе» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин
2.1.2
Здоровьесберегающие технологии
2.1.3
Пожарная безопасность
2.1.4
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.5
Теория и методика плавания
2.1.6
Теория и методика легкой атлетики
2.1.7
Безопасность жизнедеятельности
2.1.8
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.9
Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.10
Физическая культура и спорт
2.1.11
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.12
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.13
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Эргономические основы безопасности жизнедеятельности
2.2.2
Социология и правовые основы физической культуры и спорта
2.2.3
Документационное обеспечение образовательного процесса
2.2.4
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.2.5
Профессиональная прикладная физическая культура
2.2.6
Спортивная медицина
2.2.7
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.8
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.9
Опасные ситуации техногенного  характера и защита от них
2.2.10
Автономное существование человека
2.2.11
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
2.2.12
Безопасность на  дороге и в общественном транспорте
2.2.13
Техногенные факторы, влияющие на здоровье человека
2.2.14
Формирование профессиональных компетенций учителя физической культуры
2.2.15
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.16
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.17
Безопасность на  дороге и в общественном транспорте
2.2.18
Организация спортивно-зрелищных мероприятий
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-6:      готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
Знать:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
законодательные основы охраны жизни и здоровья  в РФ;
 
вредные факторы окружающей среды, влияющие на состояние и здоровье человека;
 
принципы, правила и требования безопасного поведения, защиты от опасностей обучающихся на приозводстве и в учебном процессе.
 
 
Уметь:
 
организовывать учебно-воспитательный процесс и внеурочную деятельность с использованием здоровосберегающих технологий;
 
осуществлять первичную и вторичную профилактику заболеваний;
 
обосновывать проведение различных мероприятий по охране жизни и здоровья на производстве и в учебном процессе  в зависимости от конкретных условий.
 
 
Владеть:
 
практическими навыками и умениями, обеспечивающими сохранение  здоровья обучающихся;
 
практическими навыками и умениями, обеспечивающими укрепление здоровья обучающихся;
 
навыками первичной и вторичной профилактики заболеваний;
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы охраны труда на различных производствах;
 
основы производственной санитарии и гигиены труда;
 
основные законодательные акты в области охраны труда для различных категорий работников и работодателей;
 
 
Уметь:
 
анализировать и оценивать степень опасности воздействия вредных производственных факторов; 
 
оценивать возможный риск появления опасных ситуаций; 
 
использовать современные способы защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
 
 
Владеть:
 
навыками обеспечения безопасного пребывания учащихся в ОУ;
 
организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, анализа результатов собственной профессиональной деятельности в области обеспечения безопасности образовательного процесса;
 
навыками использования доступных средств индивидуальной и коллективной защиты.
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
методы обеспчения сотрудничества обучающихся, поддержания их активности;
 
методы обеспечения  сотрудничества обучающихся, поддержания их активности, инициативности и самостоятельности;
 
методы обеспечения сотрудничества обучающихся, поддержания их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей;
 
 
Уметь:
 
обеспечивать сотрудничества обучающихся, поддержания их активности;
 
обеспечивать сотрудничества обучающихся, поддержания их активности, инициативности и самостоятельности;
 
обеспечивать сотрудничества обучающихся, поддержания их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей;
 
 
Владеть:
 
методами обеспечения сотрудничества обучающихся, поддержания их активности;
 
методами обеспечения сотрудничества обучающихся, поддержания их активности, инициативности и самостоятельности;
 
методами обеспечения сотрудничества обучающихся, поддержания их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные законодательные акты в области охраны труда для различных категорий работников и работодателей;
3.1.2
основы охраны труда на различных производствах;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
3.1.3
основы производственной санитарии и гигиены труда;
3.1.4
классификации, закономерностей проявления и развития опасностей и ЧС на производстве; теоретические основы безопасности жизнедеятельности и системы «человек – среда обитания»;
3.1.5
вредные и опасные производства и факторы, их классификацию; роль в возникновении профессиональных заболеваний;
3.1.6
методы анализа производственного травматизма; классификацию, токсичность и опасность вредных веществ, используемых в промышленности;
3.1.7
основы техники безопасности на различных производствах; основы психологии труда и производственных отношений.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
пользоваться нормативно-технической и правовой документацией по вопросам охраны и безопасности труда;
3.2.2
анализировать и оценивать степень опасности воздействия вредных производственных факторов;
3.2.3
оценивать возможный риск появления опасных ситуаций; принимать своевременные меры по предотвращению реализации опасностей и по ликвидации их последствий;
3.2.4
анализировать безопасность ведения производственного процесса и прогнозировать аварийную ситуацию;
3.2.5
использовать современные способы защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками обеспечения безопасного пребывания учащихся в ОУ;
3.3.2
навыками организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, анализа результатов собственной профессиональной деятельности в области обеспечения безопасности образовательного процесса;
3.3.3
навыками использования доступных средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания само и взаимопомощи в несчастных случаях;
3.3.4
представлениями о гигиене труда в образовательных учреждениях, безопасности труда на производстве.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

 
1.1
Предмет и основные понятия охраны труда.

Охрана труда в России

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
1.2
Основы охраны труда и безопасности на производстве /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
1.3
Общее содержание дисциплины «Охрана

труда» и краткая характеристика ее составных

частей

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
1.4
Правовые и нормативные основы охраны

труда. Законодательство и основные

законодательные акты.  /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
1.5
Принципы государственной политики в области охраны

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
1.6
Право работников на охрану труда. Гарантии

права работника на охрану труда. /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
1.7
Особенности охраны труда женщин и молодежи. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.8
Понятия нормативного акта. Нормативно-

техническая документация по охране труда. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
1.9
Правила и инструкции по охране труда.

Ответственность за нарушение

законодательства по охране труда.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
1.10
Классификация, расследование и учет несчастных случаев.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
1.11
Государственное управление охраной труда. Органы государственного управления охраной труда.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
1.12
Травматизм и заболеваемость на производстве. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
1.13
Профессиональные заболевания. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
1.14
Человеческий фактор в обеспечении производственной безопасности.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
1.15
Государственный, ведомственный и общественный надзор за охраной труда. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
1.16
Экономические вопросы охраны труда. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
 
Раздел 2. Вредные и опасные

Производства и факторы

 
2.1
Вредные вещества. Понятие о токсичности.

Токсичность и опасность вредных веществ.

Пути попадания вредных веществ в организм

человека. Классификация вредных веществ по

физиологическому воздействию

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
2.2
Пути попадания вредных веществ в организм

человека. Классификация вредных веществ по

физиологическому воздействию /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
2.3
Метеорологические условия производственной

среды. Температура, давление, влажность и

скорость движения воздуха.

Влияние неблагоприятных метеоусловий на

работающих

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.4
Виды освещения. Уровень и

равномерность освещения, направленность

светового потока. Яркость, блесткость окружающих поверхностей, контрастность.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
2.5
Защита от шума и вибрации. Характеристика

шума и вибрации, ультразвуковых колебаний,

их влияние на условия и производительность

труда. Воздействие шума и вибрации на

организм человека. Устранение источников

шума и вибрации  /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
2.6
Освещение производственных помещений. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
2.7
Электробезопасность. Действие электрического

тока на организм человека, виды поражения.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
2.8
Средства защиты работающих. Классификация

средств защиты работающих.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
2.9
Физиолого-гигиенические основы труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
 
Раздел 3. Организация охраны

Труда учащихся и персонала в

Учебном процессе

 
3.1
Организация работы по охране труда в

общеобразовательной школе, предупреждение

несчастных случаев.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
3.2
Организация работы по охране труда для

учителей труда, на практике, экскурсиях,

внеклассной и внешкольной работе.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
3.3
Организация работы по охране труда и техники

безопасности в процессе преподавания

учебного предмета, производственной и

сельскохозяйственной практики, экскурсии,

внеклассной и внешкольной работы

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
3.4
Организация работы по охране труда учителей

физической культуры.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
3.5
Требования техники

безопасности и санитарно-гигиенических норм

к устройству спортивных залов, спортивных

площадок, школьных стадионов, кабинетов по

начальной военной подготовке и

военнотехническим специальностям,

помещений для хранения оружия, тиров. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
3.6
Контроль за соблюдением правил охраны

труда, техники безопасности и

производственной санитарии. Ответственность

за нарушение правил охраны труда

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
3.7
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ОПК-6 ПК-1 ПК-7
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1.Основные направления государственной политики в области охраны труда.

2.Государственное управление охраной труда. Органы государственного управления охраной труда, их задачи и функции.

3.Нормативно-техническая документация по охране труда (содержание, единство требований по охране труда, виды нормативных актов).

4.Обязанности и права работодателя и работников по обеспечению охраны труда на предприятии.

5.Управление охраной труда на предприятии и в их объединениях (в том числе задачи и функции служб охраны труда на предприятии, основные права работников этих служб; совместные комитеты (комиссии) по охране труда).

6.Организация обучения работающих безопасности труда. Виды инструктажей, их содержание и порядок проведения.

7.Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.

8.Условия труда. Опасные и вредные производственные факторы, их классификация. Аттестация рабочих мест.

9.Классификация условий труда работающих (цели, принципы, показатели, гигиенические нормативы, классы, условия труда и т.д.).

10.О возмещении вреда, причиненного здоровью работника увечьем, травмой или профзаболеванием.

11.Средства защиты работающих. Подразделения по категориям (по характеру применения) и классам (по назначению). Назначение СИЗ ОД и их классификация по принципу действия.

12.Безопасность работы с вредными веществами. ПДК и другие показатели токсичности.

13.Производственный шум и вибрации, их действие на организм человека. Природа образования шума и вибрации, их разновидности. Нормирование.

14.Метеорологические условия на производстве. Терморегуляция: физическая и химическая. Влияние производственных метеоусловий на производстве.

15.Вентиляция. Классификация систем вентиляции по способам организации воздухообмена и перемещения воздуха и по назначению. Кратность воздухообмена.

16.Естественное освещение. Его системы и виды (по функциональному назначению). Нормирование. Источники света. Виды промышленных светильников.

17.Основные способы автоматизации технологических процессов для обеспечения безопасных условий труда. Виды технологической сигнализации.

18.Потенциально опасные технологические процессы (группы). Виды опасностей. Основные причины возникновения аварийных ситуаций.

19.Факторы, обеспечивающие безопасность производственных процессов. Общие требования безопасности, предъявляемые к технологическим процессам.

20.Планы ликвидации аварий.

21.Требования безопасности, предъявляемые к установке, регистрации и техническому освидетельствованию, к содержанию и обслуживанию сосудов, работающих под давлением.

22.Действие электрического тока на человека и виды поражений. Факторы, определяющие опасность поражения электрическим током.

23.Требования безопасности при работе с источниками ионизирующих излучений. Защита от внешних и внутренних источников облучения.

24.Понятие о реакциях горения. Условия, необходимые для возникновения горения. Формы горения.

25.Показатели пожаровзрывоопасности.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
26.Основные принципы обеспечения пожаровзрывоопасности (кратко). Основные факторы пожара и взрыва, воздействующие на людей.

27.Категорирование помещений и зданий по взрыво- и пожароопасности.

28.Классификация взрывоопасных и пожароопасных зон в производственных помещениях и наружных остановках.

29.Молниезащита зданий и сооружений. Способы тушения пожаров (физические, химические).

30.Классификация промышленной пыли по происхождению, образованию и степени дисперсности.

31.Виды профессиональных заболеваний.

32.Понятие о несчастном случае, производственной травме, профессиональном заболевании и отравлении.

33.Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

34.Меры безопасности при организации и проведении общественно-полезного труда, мероприятий с участием большого количества детей.

35.Меры безопасности при применении демонстрационного оборудования и технических средств обучения на уроках гуманитарного цикла, математики, а также в начальных классах и в период внеклассной работы.

36.Меры безопасности в процессе преподавания физики и электротехники, химии и биологии.

37.Федеральная инспекция труда.

38.Категории тяжести труда. Критерии оценки условий труда.

39.Электробезопасность. Индивидуальные средства защиты.

40.Оказание доврачебной помощи при поражении электротоком.

41.Пожаровзрывозащита технологических процессов.

42.Пожаровзрывоопасность электрических установок. Организация эксплуатации электрооборудования во взрывоопасных производствах.

43.Мероприятия по защите технологических процессов от статического электричества.

44.Опасные и вредные факторы, возникающие при работе на персональных ЭВМ. Виды возможных профзаболеваний.

45.Рациональный режим труда и отдыха в горячих и холодных цехах.

46.Контроль метеорологических условий.

47.Характеристика шума и вибрации, ультразвуковых колебаний, их влияние на условия и производительность труда. Воздействие шума и вибрации на организм человека.

48.Сбор и уничтожение отходов.

49.Правила пользования приборами, посудой, материалами и препаратами. Меры личной гигиены.

50.Профилактика травм, ожогов и отравлений. Оказание первой доврачебной помощи.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1.Система стандартов безопасности труда. Стандарты предприятий по безопасности труда. СТБ ССБТ.

2.Право работника на охрану труда. Гарантии права работникам на охрану труда.

3.Мероприятия, обеспечивающие нормализацию метеорологических условий производственной среды. Естественная и принудительная вентиляция, ее назначение и виды.

4.Виды спецодежды по защитным функциям. Особенности применения в различных производственных условиях.

5.Токсические действия химических веществ в зависимости от физико-химического свойства, структуры вещества и состояния организма.

6.Классификация промышленной пыли по происхождению, образованию и степени дисперсности. Виды профессиональных заболеваний.

7.Инженерно-технические средства, обеспечивающие безопасность технологического процесса (в конкретном виде производства).

8.Противопожарные преграды при различных видах горения. Их организация.

9.Основные принципы обеспечения пожаро-взрывобезопасности (конкретный технологический процесс).

10.Возгораемость строительных материалов. Огнестойкость строительных конструкций.

11.Порядок подготовки учреждения к новому учебному году, документальное оформление итогов работы комиссии по охране труда.

12.Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ об охране труда, общественный контроль.

13.Понятие о несчастном случае, производственной травме, профессиональном заболевании и отравлении.

14.Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

15.Причины, относительные показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Методы анализа травматизма.

16.Контроль за соблюдением охраны труда и техники безопасности в процессе преподавания труда, внеклассной и внешкольной работы.

17.Возмещение вреда, причиненного здоровью работника увечьем, травмой и профзаболеванием.

18.Обеспечение мер безопасности в период нахождения детей в дошкольных учреждениях, при игровых занятиях, прогулках, экскурсиях и при проведении других воспитательных мероприятий с детьми.

19.Меры безопасности при организации и проведении общественно-полезного труда (самообслуживания, сбор вторичного сырья и др.), мероприятий с участием большого количества детей (новогодние елки, киноутренники, самодеятельные концерты), экскурсий, походов, спортивных соревнований учащихся, мероприятий на воде. Оказание первой помощи при несчастных случаях.

20.Меры безопасности при применении демонстрационного оборудования и технических средств обучения на уроках гуманитарного цикла, математики, а также в начальных классах и в период внеклассной работы.

21.Меры безопасности в процессе преподавания физики и электротехники, химии и биологии, при демонстрации опытов, проведения лабораторных и практических работ, во время экскурсий, внеклассной и внешкольной работы, при работе с 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
легковоспламеняющимися веществами и горючими материалами, условия и нормы их хранения в лаборатории.

22.Требования техники безопасности и санитарно-гигиенических норм к учебным и учебно-производственным мастерским, рабочим местам учителя и учащихся, к оборудованию и инструментам.

23.Возможные причины травматизма учащихся. Меры безопасности при проведении учебно-воспитательного процесса, внеклассной и внешкольной работы. Организационные и технические меры по их профилактике.

24.Влияние неблагоприятных метеоусловий на работающих. Понятие о терморегуляции организма и ее нарушения, Нормирование метеоусловий производственных помещений.

25.Естественное освещение, нормирование, коэффициент естественной освещенности. Расчет площади световых проемов для помещений. Искусственное освещение, нормирование, светотехнический расчет.

26.Основные права государственных инспекторов труда. Ответственность государственных инспекторов труда. Обжалование решений государственных инспекторов труда.

27.Ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда.

28.Ответственность работников за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда.

29.Приостановление производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда.

30.Действия руководителей и других работников образовательного учреждения при возникновении пожаров, аварий, несчастных случаев и др. происшествий и ликвидация их последствий.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Петрова, А. В.
Охрана труда на производстве и в учебном процессе : учебное пособие / А. В. Петрова, А. Д. Корощенко, Р. И. Айзман. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 189 c. — ISBN 978-5-379-02026-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65285.html 
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
Л1.2
Попова, Т. В. 
Охрана труда на производстве и в учебном процессе: учебное пособие / Т. В. Попова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. — 335 c. — ISBN 978-5-222-28341-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/59410.html
Ростов-на-Дону : Феникс, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Завертаная, Е. И
Управление качеством в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний : учебное пособие для вузов / Е. И. Завертаная. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 313 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-00905-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/437842
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Симакова, Н. Н.
Организация охраны труда: практикум / Н. Н. Симакова. — Новосибирск : Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017. — 165 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78158.html 
Новосибирск : Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики,, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Информационный портал "ОХРАНА ТРУДА В РОССИИ" -  URL:  http://ohranatruda.ru/
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Э4
Минтруд России. - URL: https://rosmintrud.ru/labour/safety
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.2
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиоПриступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе   практических занятий внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,    рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к экзамену

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

      Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.