2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
84
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
48
48
48
48
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Сам. работа
84
84
84
84
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ахкиямова Г.Р. _________________
 
 
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Р.С.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
цель: формирование готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся, а также готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса.
1.2
Задачи:
1.3
Овладение студентами основами системы безопасности при проведении спортивно-зрелищных мероприятий
1.4
Умениями использовать полученные знания в своей повседневной работе в сфере спортивной индустрии.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Национальные виды спорта
2.1.2
Производственная педагогическая практика
2.1.3
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.4
Спортивная медицина
2.1.5
Формирование профессиональных компетенций учителя физической культуры
2.1.6
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.1.7
Менеджмент физической культуры и спорта
2.1.8
Образовательное право
2.1.9
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.10
Курсовая работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности
2.1.11
Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательной организации
2.1.12
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.1.13
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.14
Здоровьесберегающие технологии
2.1.15
Основы математической обработки информации
2.1.16
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.17
Пожарная безопасность
2.1.18
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.19
Физическая культура и спорт
2.1.20
Безопасность жизнедеятельности
2.1.21
Новые физкультурно-спортивные виды
2.1.22
Опасные ситуации военного характера и защита от них
2.1.23
Ациклические виды спорта
2.1.24
Коммуникативный практикум
2.1.25
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-6:      готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
Знать:
 
основы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся;
 
механизмы сохранения здоровья обучающихся и влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья обучающихся;
 
принципы, правила и требования безопасного поведения, защиты от опасностей обучающихся в различных видах деятельности и чрезвычайных ситуациях разного характера.
 
 
Уметь:
 
оценивать психическое и физическое состояние обучающихся, учитывать их индивидуальные и возрастные особенности развития в процессе воспитания и обучения.
 
организовать учебно-воспитательный  процесс с использованием здоровьесберегающих технологий, внеурочную деятельность, направленную на формирование здорового образа жизни
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
организовать взаимодействие с детьми, подростками и взрослым населением в локальных опасных и чрезвычайных ситуациях, применять своевременные меры по ликвидации их последствий
 
 
Владеть:
 
методами комплексной оценки состояния здоровья
 
системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся
 
основными способами защиты жизни и здоровья обучающихся в различных условиях, в том числе и в условиях чрезвычайных ситуаций, навыками оказания первой медицинской помощи
 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы управления образовательными учреждениями
 
основы взаимодействия образовательного учреждения с семьей и государственными и общественными организациями, осуществляющими воспитательные функции
 
основы разрешения конфликтных ситуаций
 
 
Уметь:
 
осуществлять педагогически оправданное взаимодействие между участниками образовательного процесса
 
эффективно разрешать конфликтные ситуации
 
использовать средства и методы обучения и воспитания для осуществления эффективного взаимодействия 
 
 
Владеть:
 
навыками управления педагогическим процессом
 
навыками осуществления взаимодействия между субъектами и объектами образовательного процесса
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
принципы организации групповой деятельности и командной работы, принципы организации групповой деятельности и командной работы,походы к формированию аналитической базы совершенствования бизнес-процессов,
3.1.2
подходы к оценке передовых практик решения научных проблем
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
формировать программу анализа состояния качества бизнес-процессов и оценки их эффективности темы, формировать алгоритмы и процедуры реализации управленческих решений, формировать состав и механизм взаимодействия в команде, формировать программу анализа состояния качества бизнес-процессов и оценки их эффективности, обобщать аналитические материалы и идентифицировать научные проблемы
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
технологиями и инструментами проектирования корпоративных стратегий с учетом доступных ресурсов и социально-экономических ограничений,
3.3.2
навыками разработки методического обеспечения проведения учебных занятий по управленческим дисциплинам,
3.3.3
методами командообразования в проектных и сетевых структурах
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Нормативно-правовые, теоретико-методологические и организационные основы системы безопасности при подготовке и проведении спортивно-зрелищных и массовых мероприятий

 
1.1
Управление обеспечения правопорядка во время проведения спортивно-массовых мероприятий /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
1.2
Понятия и принципы обеспечения безопасного проведения соревнований /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
1.3
Организационные основы системы безопасности на стадионе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.4
Законодательные акты, регулирующие систему безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
1.5
Факторы, влияющие на безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
1.6
Стратегические цели и задачи развития комплексной системы безопасности при проведении футбольных матчей /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
1.7
Нормативно-технические требования к спортивным сооружениям /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
1.8
Система сертификации и стандартизации спортивных сооружений /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
1.9
Анализ текущей ситуации деятельности по обеспечению безопасности при подготовке и проведению спортивных мероприятий /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
1.10
Методика обеспечения порядка и безопасности на спортивных сооружениях при подготовке и проведении спортивных и культурно-спортивных мероприятий /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
1.11
Основные меры по обеспечению безопасности на спортивных мероприятиях  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
1.12
Подготовка прилегающей территории спортивного сооружения к проведению спортивного мероприятия /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
1.13
Инспектирование спортивных сооружений по вопросам обеспечения безопасности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
1.14
Подготовительные меры по обеспечению безопасности на спортивных сооружениях /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
1.15
Реализация билетной программы на спортивные мероприятия /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
 
Раздел 2. Система обеспечения безопасности зрителей на стадионе

 
2.1
Миссия  и социализирующая функция спорта (футбола).   /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.2
Дополнительные  меры  по обеспечению безопасности на  футбольных   матчах   с высокой степенью риска.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.3
Опыт ряда европейских стран      и Европейского Союза  по борьбе с правонарушениями   /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.4
Организация  вопросов безопасности совокупность составляющих   процесса качественного предоставления  услуг  и удовлетворенности потребителя (зрителя) /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.5
Ответственность организаций, работников служб, полиции и зрителей за соблюдение правил обеспечения безопасности. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.6
Борьба с расистскими проявлениями,  мероприятий. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.7
Взаимоотношения  спортивных   (футбольных) клубов с болельщиками.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.8
Порядок организации спортивных мероприятий /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.9
Создание системы  обеспечения безопасности   при проведении спортивно-зрелищных мероприятий (футбольных матчей) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.10
Комплекс мероприятий для создания безопасных условий на спортивных сооружениях  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.11
Права зрителей спортивных мероприятий /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.12
Средства поддержки и их использование на спортивных мероприятиях /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.13
Профилактика конфликтов при проведении спортивных мероприятий /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.14
Запреты для зрителей спортивных мероприятий /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.15
Взаимодействие службы обеспеченя безопасности спортсооружений с полицией /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.16
Взаимодействие спортивных клубов с болельщиками /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.17
Опыт европейских стран по борьбе с правонарушениями во время проведения спортивных и культурно-спортивных мероприятий /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.18
Интегрированный подход к формированию системы безопасности и профилактике правонарушений, совершаемых болельщиками /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
2.19
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ОПК-6 ПК-6
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету

1. Понятие системы управления общественной безопасностью при проведении спортивно-зрелищных мероприятий.

2.Основные принципы формирования системы безопасности на спортсооружениях.

3.Цели и задачи системы безопасности на  стадионах (спортсооружениях).

4.Порядок организации спортивно-зрелищных и массовых мероприятий.

5.Обязанности и ответственность полномочных органов и должностных лиц при проведении массовых спортивных и иных зрелищных мероприятий.

6.Система стандартизации  и  сертификации  физкультурно-спортивных сооружений и организаций, проводящих массовые спортивные и иные зрелищные мероприятия, а также лицензирование отдельных видов их деятельности.

7.Текущее состояние деятельности по обеспечению безопасности при подготовке и проведении футбольных матчей (на примере РФПЛ).

8.Основные факторы, влияющие на безопасное проведение спортивно-зрелищного мероприятия (футбольного матча).

9.Комплекс подготовительных мероприятий в целях создания безопасных условий для участников и зрителей на спортивных сооружениях до проведения спортивно-зрелищных мероприятий.

10.Комплекс  мероприятий  в  целях  создания  безопасных условий для участников и зрителей на спортивных сооружениях 

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
во время проведения спортивно-зрелищных мероприятий.

11.Комплекс  мероприятий  в  целях  создания  безопасных условий  для участников и зрителей на спортивных сооружениях после  завершения спортивно-зрелищных мероприятий.

12.Основные мероприятия по подготовке к проведению спортивно-зрелищного мероприятия (футбольного матча).

13.Задачи оперативного штаба управления безопасностью при подготовке проведении спортивно-зрелищного мероприятия (футбольного матча).

14.Понятийный аппарат при характеристике системы безопасности при подготовке и проведении спортивно-зрелищных мероприятий.

15.Права зрителей спортивно-зрелищных мероприятий.

16.Общие  и  специальные  требования  к  оснащению  спортсооружений

оборудованием, способствующим обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

17.Организация секторов на спортсооружениях и системы контроля за обеспечением безопасности при проведении спортивно-зрелищных мероприятий.

18.Средства поддержки  и  их использование  па  спортивно-зрелищных мероприятиях.

19. Обязанности зрителей спортивно-зрелищных мероприятий на спортсооружениях.

20.Запреты для зрителей спортивно-зрелищных мероприятий, обеспечивающих соблюдение законодательства РФ, прав и законных интересов других зрителей.

21.Права и обязанности стюардов на спортсооружениях.

22.Взаимодействие  службы обеспечения  безопасности   спортсооружений и полиции.

23. Дифференциация ответственности между спортсооружением, спортивным клубом, зрителями, полицией и другими участниками систем безопасности на спортсооружениях.

24.Основные составляющие системы по профилактике конфликтов и предотвращения противоправных действий на трибунах спортсооружений.

25.Взаимоотношения спортивных (футбольных) клубов с болельщиками.

26.Опыт европейских стран по борьбе с правонарушениями и расистскими проявлениями во время проведения спортивно-зрелищных (футбольных матчей) мероприятий.

27.Интегрированный подход к формированию системы безопасности и профилактике правонарушений, совершаемых болельщиками, как составная часть формирования культуры безопасности на стадионах (на примере отечественных и зарубежных футбольных клубов).

 
5.2. Темы письменных работ
Вопросы для самоконтроля:

1.Что собой представляет система управления обеспечения правопорядка, общественной и антитеррористической безопасности.

2.Перечислите основные законодательные  и  нормативно-правовые акты, регулирующие систему безопасности при проведении спортивно-массовых и иных зрелищных мероприятий.

3.Раскройте содержание основных понятий, используемых при характеристике системы обеспечения безопасности.

4.Перечислите основные  принципы, на которых основывается система безопасности на спортсооружениях.

5.Перечислите и раскройте методологические и организационные основы системы безопасности.

6.Охарактеризуйте перечень мероприятий по подготовке сооружений и территории к нему прилегающей для обеспечения безопасности при проведении спортивно-зрелищных мероприятий.

7.Сформулируйте последовательность действий  при инспектировании спортсооружений по вопросам обеспечения безопасности.

8.Раскройте порядок разработки и реализации билетной программы на спортивно-зрелищных мероприятиях

9.Перечислите обязанности зрителей.

10.Перечислите нрава зрителей.

11.Назовите основной перечень футбольной атрибутики зрителей.

12.Раскройте основные функции стюардов (распорядителей).

13.Сформулируйте основные запреты для зрителей.

Рефераты и доклады:

1.Нормативно-технические  требования к спортивным сооружениям, системы их сертификации и стандартизации.

2.Стратегические  цели и  задачи развития комплексной системы безопасности  при  проведении  футбольных  матчей  (на примере  РФС, РФПЛ и ФНЛ).

3.Средства поддержки и их использование па футбольных матчах.

4.Место и роль стюардов в обеспечении порядка на стадионах.

5.Разработка рекомендаций но совершенствованию правил обеспечения

безопасности зрителей на стадионе во время проведения футбольных матчей.

6.Средства поддержки и их использование па футбольных матчах.

7.Место и роль стюардов в обеспечении порядка на стадионах.

8.Разработка рекомендаций но совершенствованию правил обеспечения безопасности зрителей на стадионе во время проведения футбольных

матчей. Опыт зарубежных стран по обеспечению безопасности на стадионах: проблемы и пути их решения.

9.Система обеспечения безопасности на стадионах во время проведения спортивно-зрелищных (футбольных матчей) мероприятий (на примере конкретного спортивного клуба).

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении к РПД.
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ю.С. Рысин, С.Л. Яблочников.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 122 c. — ISBN 978-5-4486-0158-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70759.html 
Саратов: Ай Пи Эр Медиа,, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Буралев Ю.В.
Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учебник
М.: Академия, 2012
 
Л2.2
Иашвили М.В.
Безопасность на дорогах и в общественном транспорте: учебное пособие
Новосибирск: АРТА,  2011. 
 
Л2.3
Криличевский В.И. 
Педагогика физической культуры: учебник/Криличевский В.И., Семенов А.Г., Бекасова С.Н./-М.КНОРУС
М.: КНОРУС, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Российский футбольный союз - https://rfs.ru/
 
Э2
Министерство спорта РФ - minsport.gov.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.12
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023
6.3.1.13
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практ

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.