(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Охрана труда в России
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
труда» и краткая характеристика ее составных
частей
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
труда. Законодательство и основные
законодательные акты /Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
права работника на охрану труда /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
техническая документация по охране труда /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
законодательства по охране труда /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Производства и факторы
Токсичность и опасность вредных веществ /Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
человека. Классификация вредных веществ по
физиологическому воздействию /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
среды. Температура, давление, влажность и
скорость движения воздуха /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
работающих /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
их влияние на условия и производительность
труда. Воздействие шума и вибрации на
организм человека /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
тока на организм человека, виды поражения.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
средств защиты работающих
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
образовательной организации, предупреждение
несчастных случаев
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
учителей труда, на практике, экскурсиях,
внеклассной и внешкольной работе
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
безопасности в процессе преподавания
учебного предмета, производственной и
сельскохозяйственной практики, экскурсии,
внеклассной и внешкольной работы
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
физической культуры
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
труда, техники безопасности и производственной санитарии
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к экзамену
1.Основные направления государственной политики в области охраны труда.
2.Государственное управление охраной труда. Органы государственного управления охраной труда, их задачи и функции.
3.Нормативно-техническая документация по охране труда (содержание, единство требований по охране труда, виды
4.Обязанности и права работодателя и работников по обеспечению охраны труда на предприятии.
5.Управление охраной труда на предприятии и в их объединениях (в том числе задачи и функции служб охраны труда на предприятии, основные права работников этих служб; совместные комитеты (комиссии) по охране труда).
6.Организация обучения работающих безопасности труда. Виды инструктажей, их содержание и порядок проведения.
7.Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.
8.Условия труда. Опасные и вредные производственные факторы, их классификация. Аттестация рабочих мест.
9.Классификация условий труда работающих (цели, принципы, показатели, гигиенические нормативы, классы, условия труда и т.д.).
10.О возмещении вреда, причиненного здоровью работника увечьем, травмой или профзаболеванием.
11.Средства защиты работающих. Подразделения по категориям (по характеру применения) и классам (по назначению). Назначение СИЗ ОД и их классификация по принципу действия.
12.Безопасность работы с вредными веществами. ПДК и другие показатели токсичности.
13.Производственный шум и вибрации, их действие на организм человека. Природа образования шума и вибрации, их разновидности. Нормирование.
14.Метеорологические условия на производстве. Терморегуляция: физическая и химическая. Влияние производственных метеоусловий на производстве.
15.Вентиляция. Классификация систем вентиляции по способам организации воздухообмена и перемещения воздуха и по назначению. Кратность воздухообмена.
16.Естественное освещение. Его системы и виды (по функциональному назначению). Нормирование. Источники света. Виды промышленных светильников.
17.Основные способы автоматизации технологических процессов для обеспечения безопасных условий труда. Виды технологической сигнализации.
18.Потенциально опасные технологические процессы (группы). Виды опасностей. Основные причины возникновения аварийных ситуаций.
19.Факторы, обеспечивающие безопасность производственных процессов. Общие требования безопасности, предъявляемые к технологическим процессам.
20.Планы ликвидации аварий.
21.Требования безопасности, предъявляемые к установке, регистрации и техническому освидетельствованию, к содержанию и обслуживанию сосудов, работающих под давлением.
22.Действие электрического тока на человека и виды поражений. Факторы, определяющие опасность поражения электрическим током.
23.Требования безопасности при работе с источниками ионизирующих излучений. Защита от внешних и внутренних источников облучения.
24.Понятие о реакциях горения. Условия, необходимые для возникновения горения. Формы горения.
25.Показатели пожаровзрывоопасности.
26.Основные принципы обеспечения пожаровзрывоопасности (кратко). Основные факторы пожара и взрыва, воздействующие на людей.
27.Категорирование помещений и зданий по взрыво- и пожароопасности.
28.Классификация взрывоопасных и пожароопасных зон в производственных помещениях и наружных остановках.
29.Молниезащита зданий и сооружений. Способы тушения пожаров (физические, химические).
30.Классификация промышленной пыли по происхождению, образованию и степени дисперсности.
31.Виды профессиональных заболеваний.
32.Понятие о несчастном случае, производственной травме, профессиональном заболевании и отравлении.
33.Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
34.Меры безопасности при организации и проведении общественно-полезного труда, мероприятий с участием большого количества детей.
35.Меры безопасности при применении демонстрационного оборудования и технических средств обучения на уроках гуманитарного цикла, математики, а также в начальных классах и в период внеклассной работы.
36.Меры безопасности в процессе преподавания физики и электротехники, химии и биологии.
37.Федеральная инспекция труда.
38.Категории тяжести труда. Критерии оценки условий труда.
39.Электробезопасность. Индивидуальные средства защиты.
40.Оказание доврачебной помощи при поражении электротоком.
41.Пожаровзрывозащита технологических процессов.
42.Пожаровзрывоопасность электрических установок. Организация эксплуатации электрооборудования во взрывоопасных производствах.
43.Мероприятия по защите технологических процессов от статического электричества.
44.Опасные и вредные факторы, возникающие при работе на персональных ЭВМ. Виды возможных профзаболеваний.
45.Рациональный режим труда и отдыха в горячих и холодных цехах.
46.Контроль метеорологических условий.
47.Характеристика шума и вибрации, ультразвуковых колебаний, их влияние на условия и производительность труда. Воздействие шума и вибрации на организм человека.
48.Сбор и уничтожение отходов.
49.Правила пользования приборами, посудой, материалами и препаратами. Меры личной гигиены.
50.Профилактика травм, ожогов и отравлений. Оказание первой доврачебной помощи.
Примерная тематика рефератов
1.Система стандартов безопасности труда. Стандарты предприятий по безопасности труда. СТБ ССБТ.
2.Право работника на охрану труда. Гарантии права работникам на охрану труда.
3.Мероприятия, обеспечивающие нормализацию метеорологических условий производственной среды. Естественная и принудительная вентиляция, ее назначение и виды.
4.Виды спецодежды по защитным функциям. Особенности применения в различных производственных условиях.
5.Токсические действия химических веществ в зависимости от физико-химического свойства, структуры вещества и состояния организма.
6.Классификация промышленной пыли по происхождению, образованию и степени дисперсности. Виды профессиональных заболеваний.
7.Инженерно-технические средства, обеспечивающие безопасность технологического процесса (в конкретном виде производства).
8.Противопожарные преграды при различных видах горения. Их организация.
9.Основные принципы обеспечения пожаро-взрывобезопасности (конкретный технологический процесс).
10.Возгораемость строительных материалов. Огнестойкость строительных конструкций.
11.Порядок подготовки учреждения к новому учебному году, документальное оформление итогов работы комиссии по охране труда.
12.Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ об охране труда, общественный контроль.
13.Понятие о несчастном случае, производственной травме, профессиональном заболевании и отравлении.
14.Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
15.Причины, относительные показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Методы анализа травматизма.
16.Контроль за соблюдением охраны труда и техники безопасности в процессе преподавания труда, внеклассной и внешкольной работы.
17.Возмещение вреда, причиненного здоровью работника увечьем, травмой и профзаболеванием.
18.Обеспечение мер безопасности в период нахождения детей в дошкольных учреждениях, при игровых занятиях, прогулках, экскурсиях и при проведении других воспитательных мероприятий с детьми.
19.Меры безопасности при организации и проведении общественно-полезного труда (самообслуживания, сбор вторичного сырья и др.), мероприятий с участием большого количества детей (новогодние елки, киноутренники, самодеятельные концерты), экскурсий, походов, спортивных соревнований учащихся, мероприятий на воде. Оказание первой помощи при несчастных случаях.
20.Меры безопасности при применении демонстрационного оборудования и технических средств обучения на уроках гуманитарного цикла, математики, а также в начальных классах и в период внеклассной работы.
21.Меры безопасности в процессе преподавания физики и электротехники, химии и биологии, при демонстрации опытов, проведения лабораторных и практических работ, во время экскурсий, внеклассной и внешкольной работы, при работе с легковоспламеняющимися веществами и горючими материалами, условия и нормы их хранения в лаборатории.
22.Требования техники безопасности и санитарно-гигиенических норм к учебным и учебно-производственным мастерским, рабочим местам учителя и учащихся, к оборудованию и инструментам.
23.Возможные причины травматизма учащихся. Меры безопасности при проведении учебно-воспитательного процесса, внеклассной и внешкольной работы. Организационные и технические меры по их профилактике.
24.Влияние неблагоприятных метеоусловий на работающих. Понятие о терморегуляции организма и ее нарушения, Нормирование метеоусловий производственных помещений.
25.Естественное освещение, нормирование, коэффициент естественной освещенности. Расчет площади световых проемов для помещений. Искусственное освещение, нормирование, светотехнический расчет.
26.Основные права государственных инспекторов труда. Ответственность государственных инспекторов труда. Обжалование решений государственных инспекторов труда.
27.Ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
28.Ответственность работников за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
29.Приостановление производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда.
30.Действия руководителей и других работников образовательного учреждения при возникновении пожаров, аварий, несчастных случаев и др. происшествий и ликвидация их последствий.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе практических занятий внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к экзамену
Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической
Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.