(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
возникающих в результате стресса. Методы борьбы со стрессами /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
системы и их профилактика /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
активности /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы для подготовки к зачету
1. Современные подходы к проблеме сохранения здоровья подрастающего поколения. Системные представления о здоровье на популяционном, групповом и индивидуальном уровне.
2. Сущность культуры здоровья и ее проявления.
3. Критерии психического здоровья.
4. Оценка и самооценка здоровья. Критерии здоровья.
5. Физическое здоровье: определение и критерии оценки.
6. Методы исследования дыхательной системы
7. Самоконтроль, его основные методы, критерии и показатели. Дневник самоконтроля.
8. Антропометрия.Соматоскопия.
9. Социальное здоровье, его критерии.
10. Антропометрический профиль. Методы индексов.
11. Функциональные пробы для исследования нервной и нервно-мышечной систем.
12. Основные методы исследования системы и нервно-мышечной систем. Рефлексы.
13. Обследование опорно-двигательного аппарата. Осмотр. Метод функционально-мышечного тестирования.
14. Соматотипирование.
15. Методы и показатели исследования состояния системы крови.
16. Методы исследования сенсорных систем.
17. Методы исследования энергетических возможностей организма.
18. Тесты для оценки критериев аэробной биоэнергетической системы.
19. Тесты для оценки критериев анаэробных биоэнергетических систем.
20. Методы оценки общей и специальной работоспособности.
21. Методы исследования сердечно-сосудистой системы. Краткая характеристика общеклинических или основных методов.
22. Дополнительные методы исследования сердечно-сосудистой системы: электрокардиография.
23. Тест Руфье-Диксона. Методика проведения. Расчет и оценка показателя.
24. Функциональная одномоментная проба с 20-ю приседаниями (Мартинэ-Кушелевского), методика проведения, запись результатов. Характеристика изменений функциональных показателей в пробе при нарастании тренированности.
25. Функциональная одномоментная проба Котова-Дёшина: методика проведения, запись результатов. Характеристика изменений функциональных показателей в пробе при нарастании тренированности.
26. Трехмоментная функциональная проба Летунова: методика проведения, запись результатов. Характеристика изменений функциональных показателей при нормотоническом типе реакции.
27. Тест Новакки. Тест Купера. Методика проведения. Оценка результатов.
28. Определение МПК. Методы. Оценка результатов.
29. Гарвардский степ-тест. Методика проведения. Расчет индекса. Оценка показателя.
30. Определение общей физической работоспособности по данным пробы РWС170. Методика проведения степ тестового варианта. Расчет и оценка показателей.
Тематика рефератов с презентациями
1. Философия здоровья. Трактовка понятия здоровья Сократом, Платоном, Аристотелем, Галеном, Ибн-Сина, Л. Толстым, Чернышевским.
2. Способы формирования здоровья. Культурологические аспекты формирования философии здоровья человека.
4. Контроль состояния "физического здоровья" и "физического развития".
5. Состояние здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации.
6. Критерии психического и социального здоровья человека.
7. Резервные возможности здоровья. Методы определения резервных возможностей человека.
8. Способы повышения резервных возможностей здоровья.
9. Образ жизни. Здоровый образ жизни. Основные составляющие образа жизни.
10. Здоровый образ жизни. Принципы построения его в школе и дома.
11. Значение двигательной активности для здорового образа жизни
12. Значение питания для здорового образа жизни. Режим питания. Пирамида питания.
13. Витамины и значение их для человека. Основные витамины, обеспечивающие основы жизнедеятельности человека.
14. Минеральный состав пищевых продуктов и их значение.
15. Режим питьевой воды. Экология воды.
16. Биоритмологические, хронобиологические закономерности функциональных систем человека.
17. Режим охраны сенсорных систем.
18. Режим движения. Гипокинезия.
19. Типы конституции человека.
20. Оценка функционального состояния лиц, занимающихся физкультурой и спортом.
21. Противопоказания для проведения функциональных проб.
22. Типы реакций сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы.
23. Биоритмологический контроль функций организма человека.
24. Врачебный контроль за юными спортсменами.
25. Признаки и проявления перенапряженности и перетренированности человека. Причины перенапряжения и перетренированности человека.
26. Способы и приемы самокоррекции.
27. Здоровьесберегающие режимы человека. Режим смены деятельности и охраны высшей нервной деятельности.
28. Функциональные, резервные возможности организма человека и методы изучения.
29. Расчетный метод интегрального описания здоровья человека.
30. Основные факторы долголетия.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.
В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач.
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.