2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Оценка уровня здоровья_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Оценка уровня здоровья
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 2
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
110
аудиторные занятия
70
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
28
28
28
28
Практические
42
42
42
42
Итого ауд.
70
70
70
70
Кoнтактная рабoта
70
70
70
70
Сам. работа
110
110
110
110
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Смирнова А.В. _________________
 
 
Оценка уровня здоровья
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: ознакомление обучающихся с методикой проведения комплексного обследования для оценки состояния здоровья.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление с основными показателями состояния человеческого организма и общедоступными медицинскими приборами, используемыми для их контроля;
1.4
ознакомление с методиками скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья,
1.5
ознакомление с методиками экспресс-оценки сердечной деятельности, сосудистой системы, основных параметров гемодинамики, экспресс-анализа лабораторных маркеров социально значимых заболеваний и атеросклероза, оценкой показателей функций дыхательной и невной систем;
1.6
ознакомление с методиками оценки функциональных и адаптивных резервов организма, прогноза состояния здоровья и оценки степени риска развития заболеваний.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология» на предыдущем (школьном) уровне обучения.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Валеология
2.2.2
Лечебная физическая культура
2.2.3
Спортивная медицина
2.2.4
Физиология спорта
2.2.5
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.2.6
Внеучебная деятельность по БЖ     
2.2.7
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)    
2.2.8
История физической культуры
2.2.9
Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований в физической культуре и спорте
2.2.10
Международное олимпийское движение
2.2.11
Методика проведения НИР по физической культуре и спорту
2.2.12
Спортивная метрология
2.2.13
Спортивная морфология
2.2.14
Физиология высшей нервной деятельности
2.2.15
Производственная преддипломная практика
2.2.16
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.17
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.18
Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований в физической культуре и спорте
2.2.19
Международное олимпийское движение
2.2.20
Спортивная медицина
2.2.21
Спортивная морфология
2.2.22
Физиология высшей нервной деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Определяет свои личные ресурсы, возможности и ограничения для достижения поставленной цели
 
УК-6.4: Умеет обобщать и транслировать свои индивидуальные достижения на пути реализации задач саморазвития
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Физическая культура"
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Физическая культура"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способы контроля и оценки здоровья, физического развития и физической подготовленности;
3.1.2
методики проведения простейших функциональных проб;
3.1.3
способы самоконтроля, самооценки состояния здоровья и саморегуляции;   
3.1.4
методику составления индивидуальных программ и способы деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения профессиональных и жизненных целей, регулирования и коррекции психоэмоционального состояния;
3.1.5
основы использования данных оценки состояния здоровья в практической профессиональной деятельности. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить и оценивать результаты тестов;
3.2.2
проводить оценку уровня индивидуального здоровья;
3.2.3
оценивать степень тренированности по данным функциональных проб, давать рекомендации по ее увеличению;
3.2.4
адаптировать полученные знания для здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности;
3.2.5
проводить самоконтроль и самооценку состояния при занятиях физическими упражнениями.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами оценки функционального состояния основных систем организма;
3.3.2
методиками исследования и оценки общей и специальной физической работоспособности;
3.3.3
способами самоконтроля, самооценки состояния здоровья и саморегуляции;   
3.3.4
навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий по физической культуре. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Здоровье и методы его оценки 

 
1.1
Понятие и виды здоровья. Критерии индивидуального здоровья, физиологические нормы здоровья /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.2
Биологический и паспортный возраст. Методы оценки биологического возраста человека и физкультурной группы

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.3
Уровни здоровья (индивидуальное, групповое, здоровье населения, общественное здоровье) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.4
Понятие о группах здоровья детей и взрослых, группах риска,инвалидности и ограниченных возможностях /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.5
Факторы, влияющие на уровень здоровья. Наследственность. Основные принципы здорового образа жизни /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.6
Физическое здоровье: определение и критерии оценки

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
1.7
Методы углубленного исследования и экспресс-диагностика, качество и количество физического здоровья /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.8
Физическая активность как обязательный компонент здорового образа жизни, показатели хорошей физической формы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.9
Психическое здоровье и стресс. Механизм и стадии развития стресса  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.10
Профилактика заболеваний,

возникающих в результате стресса. Методы борьбы со стрессами /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.11
Социальное здоровье, его критерии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.12
Влияние внешних факторов на здоровье человека. Экология воды, воздуха, жилища.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.13
Влияние информационных технологий на здоровье пользователя.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.14
Табакокурение. Органы, наиболее чувствительные к компонентам табачного дыма. Курение и репродукция /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.15
Факторы, влияющие на состояние здоровья детского, взрослого и пожилого человека. Основные показатели здоровья населения как интегральная оценка качества окружающей среды /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 2. Оценка функционального состояния организма и его важнейших систем

 
2.1
Основы здоровья сердечнососудистой системы

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.2
Методы и показатели оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.3
Методы и показатели исследования состояния системы крови  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.4
Факторы риска развития заболеваний сердечнососудистой системы и их профилактика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.5
Основы здоровья дыхательной системы  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.6
Методы исследования дыхательной системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.7
Исследование энергетических возможностей организма /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.8
Основы здоровья нервной системы  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.9
Методы исследования нервной системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.10
Основы здоровья сенсорной системы  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.11
Методы исследования сенсорной системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.12
Основы здоровья эндокринной системы. Показатели здоровья  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.13
Профилактика эндемического зоба и сахарного диабета /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.14
Основы здоровья иммунной системы:  показатели здоровья,  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.15
Заболевания иммунной

системы и их профилактика /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.16
Методы оценки и показатели общей и специальной физической работоспособности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.17
Методы иследования и показатели общей физической работоспособности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.18
Методы оценки и показатели специальной физической работоспособности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.19
Комплексная оценка состяния здоровья /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.20
Антропометрия.Соматоскопия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.21
Карта тестирования: подготовка к тестированию, проведение тестирования,порядок заполнения карты фактических измерений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.22
Основы здоровья репродуктивной системы. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем. Методы контрацепции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.23
Здоровый ребенок. Подготовка к сознательному родительству. Факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 3. Самоконтроль за функциональным состоянием организма

 
3.1
Самоконтроль, его основные методы, критерии и показатели. Дневник самоконтроля.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
3.2
Оценка факторов риска образа жизни /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
3.3
Самоконтроль спортсмена. Самоконтроль в массовой физической культуре /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
3.4
Переутомление. Перетренированность. Перенапряжение. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
3.5
Методы и показатели оценки срочного функционального состояния организма /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
3.6
Методы оценки физической

активности /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
3.7
Приемы и способы самокоррекции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
3.8
Отрицательные явления в процессе тренировки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
3.9
Биоритмы и здоровье.Десинхронозы и метеопатии и пути их ограничения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-6.1 УК-6.4 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1. Современные подходы к проблеме сохранения здоровья подрастающего поколения. Системные представления о здоровье на популяционном, групповом и индивидуальном уровне.

2. Сущность культуры здоровья и ее проявления.

3. Критерии психического здоровья.

4. Оценка и самооценка здоровья. Критерии здоровья.

5. Физическое здоровье: определение и критерии оценки.

6. Методы исследования дыхательной системы

7. Самоконтроль, его основные методы, критерии и показатели. Дневник самоконтроля.

8. Антропометрия.Соматоскопия.

9. Социальное здоровье, его критерии.

10. Антропометрический профиль. Методы индексов.

11. Функциональные пробы для исследования нервной и нервно-мышечной систем.

12. Основные методы исследования системы и нервно-мышечной систем. Рефлексы.

13. Обследование опорно-двигательного аппарата. Осмотр. Метод функционально-мышечного тестирования.

14. Соматотипирование.

15. Методы и показатели исследования состояния системы крови.

16. Методы исследования сенсорных систем.

17. Методы исследования энергетических возможностей организма.

18. Тесты для оценки критериев аэробной биоэнергетической системы.

19. Тесты для оценки критериев анаэробных биоэнергетических систем.

20. Методы оценки общей и специальной работоспособности.

21. Методы исследования сердечно-сосудистой системы. Краткая характеристика общеклинических или основных методов.

22. Дополнительные методы исследования сердечно-сосудистой системы: электрокардиография.

23. Тест Руфье-Диксона. Методика проведения. Расчет и оценка показателя.

24. Функциональная одномоментная проба с 20-ю приседаниями (Мартинэ-Кушелевского), методика проведения, запись результатов. Характеристика изменений функциональных показателей в пробе при нарастании тренированности.

25. Функциональная одномоментная проба Котова-Дёшина: методика проведения, запись результатов. Характеристика изменений функциональных показателей в пробе при нарастании тренированности.

26. Трехмоментная функциональная проба Летунова: методика проведения, запись результатов. Характеристика изменений функциональных показателей при нормотоническом типе реакции.

27. Тест Новакки. Тест Купера. Методика проведения. Оценка результатов.

28. Определение МПК. Методы. Оценка результатов.

29. Гарвардский степ-тест. Методика проведения. Расчет индекса. Оценка показателя.

30. Определение общей физической работоспособности по данным пробы РWС170. Методика проведения степ тестового варианта. Расчет и оценка показателей. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентациями

1. Философия здоровья. Трактовка понятия здоровья Сократом, Платоном, Аристотелем, Галеном, Ибн-Сина, Л. Толстым, Чернышевским.

2. Способы формирования здоровья. Культурологические аспекты формирования философии здоровья человека.

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
3. Определение «Нормы», «Здоровья», «Болезни», 3-го состояния. Пирамида здоровья.

4. Контроль состояния "физического здоровья" и "физического развития".

5. Состояние здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации.

6. Критерии психического и социального здоровья человека.

7. Резервные возможности здоровья. Методы определения резервных возможностей человека.

8. Способы повышения резервных возможностей здоровья.

9. Образ жизни. Здоровый образ жизни. Основные составляющие образа жизни.

10. Здоровый образ жизни. Принципы построения его в школе и дома.

11. Значение двигательной активности для здорового образа жизни

12. Значение питания для здорового образа жизни. Режим питания. Пирамида питания.

13. Витамины и значение их для человека. Основные витамины, обеспечивающие основы жизнедеятельности человека.

14. Минеральный состав пищевых продуктов и их значение.

15. Режим питьевой воды. Экология воды.

16. Биоритмологические, хронобиологические закономерности функциональных систем человека.

17. Режим охраны сенсорных систем.

18. Режим движения. Гипокинезия.

19. Типы конституции человека.

20. Оценка функционального состояния лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

21. Противопоказания для проведения функциональных проб.

22. Типы реакций сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы.

23. Биоритмологический контроль функций организма человека.

24. Врачебный контроль за юными спортсменами.

25. Признаки и проявления перенапряженности и перетренированности человека. Причины перенапряжения и перетренированности человека.

26. Способы и приемы самокоррекции.

27. Здоровьесберегающие режимы человека. Режим смены деятельности и охраны высшей нервной деятельности.

28. Функциональные, резервные возможности организма человека и методы изучения.

29. Расчетный метод интегрального описания здоровья человека.

30. Основные факторы долголетия.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Рубанович, В. Б. 
Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой : учебное пособие / В. Б. Рубанович. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 253 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07030-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491421
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Ланда, Б. Х. 
Диагностика физического состояния. Обучающие методика и технология : учебное пособие / Б. Х. Ланда. — Москва : Издательство «Спорт», 2017. — 128 c. — ISBN 978-5-906839-87-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/74293.html
Издательство «Спорт», , 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Панов, Г. А. В 
Врачебно-педагогический контроль в процессе физического воспитания студентов: учебное пособие / Г. А. Панов. — Москва : Российский университет дружбы народов, 2012. — 192 c. — ISBN 978-5-209-03653-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/11449.html 
Москва : Российский университет дружбы народов, 2012
 
Л2.2
Акатова, А. А. 
Врачебный контроль в лечебной физической культуре и адаптивной физической культуре : учебное пособие / А. А. Акатова, Т. В. Абызова. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. — 102 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70620.html
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. , 
 
стр. 10
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Куртев, С. Г. 
Руководство к практическим занятиям по курсу спортивной медицины : учебное пособие / С. Г. Куртев, И. А. Кузнецова, С. И. Еремеев, Л. А. Лазарева. — 4-е изд. — Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2016. — 152 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/74278.html 
Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2016.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Медицинский портал -URL: http://medportal.ru/ медицинский справочни
 
Э2
Русское медицинское обозрение - URL:  http://ruscience.newmail.ru/medicine/1med.htm
 
Э3
Русский медицинский журнал-  URL: www.rmj.ru
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-119 Психофизиологическая лаборатория (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:лабораторное оборудование для психофизиологических исследований.
 
7.3
1-105 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями.

В ходе подготовки к практическим занятиям  изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.

В ходе  практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы  занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов  практического занятия  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач.

        

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.