2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Патриотическое воспитание молодежи_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Патриотическое воспитание молодежи
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
94
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
13 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
38
38
38
38
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
94
94
94
94
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.с.-х.н, доцент, Смирнова А.В. _________________
 
 
Патриотическое воспитание молодежи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: получение знаний в области особенностей патриотического воспитания подростков и молодежи в современном российском обществе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
1.4
развивать гражданственность и национальное самосознание обучающихся;
1.5
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
1.6
формировать  у  учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей  Родины;
1.7
воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях
1.8
 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История
2.1.2
Противодействие коррупции
2.1.3
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.4
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.5
Психология физической культуры
2.1.6
Международное олимпийское движение
2.1.7
История физической культуры
2.1.8
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.9
Системы гражданской защиты населения
2.1.10
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.11
Формирование профессиональных компетенций учителя физической культуры
2.1.12
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.13
Оборона государства и основы военной службы
2.1.14
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.15
Международное олимпийское движение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация физкультурно-массовой работы
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-2:      способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции 
 
Знать:
 
основные этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития;
 
основные этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития, основные приемы и техники их анализа, сущность гражданской позиции;
 
этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития, основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции;
 
 
Уметь:
 
выделять основные этапы и закономерности исторического процесса, применять основные исторические понятия
 
выделять и характеризовать основные этапы и закономерности исторического процесса, использовать основные приемы и техники их анализа, давать характеристику сущности гражданской позиции;
 
выделять и характеризовать этапы и закономерности исторического развития, проводить их системный анализ для формирования гражданской позиции
 
 
Владеть:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
навыками вычленения в исторических событиях и процессах основных этапов и закономерностей исторического развития;
 
навыками вычленения и характеристики основных этапов и закономерностей исторического развития, использования основных приемов и техник их анализа, характеристики сущности гражданской позиции
 
навыками анализа этапов и закономерностей исторического развития для формирования гражданской позиции;
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
формулировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся
 
формулировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности
 
формулировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыком решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
истоки и сущность российского патриотизма;
3.1.2
духовно-нравственные условия российского патриотизма;
3.1.3
технология формирования и развития патриотизма у подростков и молодежи;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять полученные знания в процессе патриотического воспитания подростков и молодежи;
3.2.2
проводить диагностику и анализировать степень влияния объективных и субъективных факторов на процесс формирования и развития патриотизма у граждан РФ;
3.2.3
проводить исследовательскую работу по проблемам патриотического воспитания;
3.2.4
изучать и обобщать передовой опыт в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками оценки уровня патриотического воспитания;
3.3.2
навыками организации проектной, исследовательской,краеведческой работы в процессе патриотического воспитания
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Значение патриотизма в деле духовного формирования личности

 
1.1
Патриотическое воспитание молодежи как важнейшее средства формирования патриотизма /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
1.2
Задачи патриотического воспитания /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-3
8
0
 
1.3
Патриотизм и нравственные идеалы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ПК-3
8
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.4
Трудовые и ратные подвиги молодежи, совершенные в мирное и военное дело /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
1.5
Стойкость молодежи в защите Родины 1941 г. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-3
8
0
 
1.6
Молодое поколение в сражениях под Сталинградом и Берлином /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ПК-3
8
0
 
1.7
Проблемы патриотического воспитания подростков и молодежи в постсоветский период /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
1.8
Разложение КПСС, распад комсомола, развал СССР /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-3
8
0
 
1.9
Негативные проявления в молодежной среде /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ПК-3
8
0
 
1.10
Формы патриотического воспитания /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
1.11
Лекционная работа, наглядная агитация. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
1.12
Изобразительное искусство, художественная литература. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ПК-3
8
0
 
1.13
Военно-патриотическое воспитание /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
1.14
Принципы военно-патриотического воспитания молодежи /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
1.15
Система военно-патриотического воспитания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ПК-3
8
0
 
1.16
Значение патриотизма в деле духовного формирования личности /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
1.17
Молодежные организации и союзы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
1.18
Общественно-политическая активность молодежи /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-3
8
0
 
 
Раздел 2. Патриотизм в современном российском обществе

 
2.1
Проблемы патриотического воспитания подростков и молодежи в постсоветский период /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
2.2
Патриотическое воспитание подростков и молодежи как одно из основных средств борьбы с бездуховностью. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ПК-3
8
0
 
2.3
Публицистика. Средства массовой информации (ТВ, радио, печать). Диспуты и дискуссии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ПК-3
8
0
 
2.4
Современное понимание патриотизма в молодежной среде /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
2.5
Патриотизм как ценностное основание национальной идеи России /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.6
Патриотизм в условиях глобальных реалий начала третьего тысячелетия /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ПК-3
8
0
 
2.7
Патриотическое воспитание в контексте общих теорий воспитания /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
2.8
Теоретические основы патриотического воспитания молодежи /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
2.9
Патриотическое Воспитание молодежи: роль образовательных учреждений /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ПК-3
8
0
 
2.10
Технологические основы патриотического воспитания в пространстве общеобразовательного учреждения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-3
8
0
 
2.11
Структура патриотического воспитания молодежи /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
2.12
Функции патриотического воспитания молодежи /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ПК-3
8
0
 
2.13
Концептуальные основы патриотического воспитания молодежи XXI /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
2.14
Сущностные характеристики патриотического воспитания молодежи /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-3
8
0
 
2.15
Педагогический инструментарий патриотического воспитания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ПК-3
8
0
 
2.16
Технологические параметры патриотического воспиттания в условиях модернизации образования /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-3
8
0
 
2.17
Модель процесса патриотического воспитания молодежи /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-3
8
0
 
2.18
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ПК-3
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие патриотизма.

2. Проблемы определения патриотизма

3. Развитие представлений о патриотизме в античные времена

4. Развитие представлений о патриотизме в России

5. Религия и патриотизм

6. Патриотизм и национальная идея

7. Институты развития патриотизма

8. Национализм и шовинизм

9. Патриотическое воспитание в школе

10. Анализ системы патриотического воспитания СССР

11. Вторая мировая война и патриотизм в России

12. Патриотизм как ресурс государства

13. Соотнесение понятий патриотизм и социализация

14. Соотнесение понятий патриотизм и идеология

15. Основные концепции воспитания

16.Сравнительный анализ основных подходов к воспитанию патриотизма

17. Неформальные объединения молодежи в воспитании патриотизма

18.Патриотическое воспитание в средне-специальных учреждениях

19.Патриотическое воспитание в профессиональных образовательных учреждениях

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
20. Патриотическое воспитание в учреждениях высшего образования

21.Патриотическое воспитание в армии и флоте

22. Семья как институт патриотического воспитания

23. Патриотизм как социокультурный феномен

24. Нравственность как необходимое условие патриотизма

25. Исторические события в свете патриотического воспитания

26. Политические деятельность как инструмент патриотического воспитания

27. Роль личного примера в патриотическом воспитании

28. Экологическое движение как институт патриотического воспитания

29.Роль средств массовой коммуникации на развитие патриотизма

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентацией

1.Развитие представлений о патриотизме в античные времена

2.Развитие представлений о патриотизме в России

3.Религия и патриотизм

4.Патриотизм и национальная идея

5.Институты развития патриотизма

6.Национализм и шовинизм

7.Патриотическое воспитание в школе

8.Анализ системы патриотического воспитания СССР

9.Вторая мировая война и патриотизм в России

10.Патриотизм как ресурс государства

11.Соотнесение понятий патриотизм и социализация

12.Соотнесение понятий патриотизм и идеология

13.Основные концепции воспитания

14.Сравнительный анализ основных подходов к воспитанию патриотизма

15.Неформальные объединения молодежи в воспитании патриотизма

16.Патриотическое воспитание в средне-специальных учреждениях

17.Патриотическое воспитание в профессиональных образовательных учреждениях

18.Патриотическое воспитание в учреждениях высшего образования

19.Патриотическое воспитание в армии и флоте

20.Семья как институт патриотического воспитания

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Беликова, Е. В. 
Теория и методика воспитания [Электронный ресурс] :: учебное пособие / Е. В. Беликова, О. И. Битаева, Л. В. Елисеева. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c. — 978-5-9758-1787-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81057.html. - ЭБС «IPRbooks»
Научная книга, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шульженко М. Э. 
Патриотическое воспитание современной молодежи : Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 240-243. — URL https://moluch.ru/archive/181/46664/ 
, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Зиамбетов В.Ю
Военно-прикладная физическая подготовка и военно-патриотическое воспитание студентов [Электронный ресурс: методические рекомендации/ Зиамбетов В.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014.— 54 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50099.html.— ЭБС «IPRbooks»
ЭБС АСВ, 2014.
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Добровольцы России https://добровольцыроссии.рф/
 
Э2
https://патриотам.рф/
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины   осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.