2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Пожарная безопасность_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Пожарная безопасность
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ахкиямова Г.Р.;к.б.н., доцент, Смирнова А.В. _________________
 
 
Пожарная безопасность
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся культуры безопасного поведения в обществе, знаний и умений для обеспечения пожарной безопасности и сохранения жизни и здоровья в случае возникновения пожароопасных ситуаций.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
углубить знания о видах пожаров, их классификации, причинах их возникновения;
1.4
сформировать представления о показателях пожарной безопасности в Российской Федерации и в ее регионах;
1.5
выработать навыки работы с первичными средствами пожаротушения и поведения во время эвакуации в случае возникновения пожара;
1.6
сформировать у обучающихся умения и навыки выявлять в образовательной среде угрозы возникновения опасностей пожаров и разрабатывать на мероприятия по снижению риска их проявлений.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Пожарная безопасность» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин
2.1.2
Безопасность жизнедеятельности
2.1.3
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.4
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательной организации
2.2.2
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.2.3
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.4
Менеджмент физической культуры и спорта
2.2.5
Образовательное право
2.2.6
Опасные ситуации военного характера и защита от них
2.2.7
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.2.8
Спортивная медицина
2.2.9
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.10
Новые физкультурно-спортивные виды
2.2.11
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
2.2.12
Правовое регулирование и организационное обеспечение безопасности жизнедеятельности
2.2.13
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.14
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.17
Коммуникативный практикум
2.2.18
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.19
Опасные ситуации военного характера и защита от них
2.2.20
Новые физкультурно-спортивные виды
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-7:      способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности 
 
Знать:
 
основные законодательные акты в области пожарной безопасности;
 
правовые  вопросы организации противопожарной охраны;
 
правовые основы пожарной безопасности.
 
 
Уметь:
 
применять основные законодательные акты в области пожарной безопасности;
 
решать правовые  вопросы по организации противопожарной охраны;
 
приенять правовые знания по основам пожарной безопасности.
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Владеть:
 
навыками применения основных законодательных актов  в области пожарной безопасности;
 
навыками решения правовые  вопросов по организации противопожарной охраны;
 
навыками приенения правовых знаний по основам пожарной безопасности.
 
 
 
ОПК-6:      готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
Знать:
 
правовые и организационные основы пожарной безопасности;
 
классификацию и характеристики опасностей при техногенных и природных пожарах и взрывах;
 
принципы, правила и требования безопасного поведения и защиты в различных чрезвычайных ситуациях, связанных с горением и взрывом.
 
 
Уметь:
 
оценивать возможный риск при появлении чрезвычайных ситуаций (пожаров, взрывов);
 
применять своевременные меры по защите от пожаров и их ликвидации;
 
организовывать спасательные работы, грамотно применять средства защиты.
 
 
Владеть:
 
навыками простейших приемов  реанимации;
 
навыками оказания первой доврачебной помощи в экстремальных ситуациях;
 
формами и методами работы по выработке у школьников алгоритма поведения в условиях пожаров и взрывов.
 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
теоретические основы и закономерности горения, методы прогнозирования пожара;
 
правовые, нормативно-технические и организационные вопросы организации противопожарной охраны;
 
технические средства и оборудование противопожарной службы.
 
 
Уметь:
 
грамотно применять средства защиты;
 
оценивать возможный риск при появлении чрезвычайных ситуаций (пожаров, взрывов);
 
организовывать спасательные работы.
 
 
Владеть:
 
навыками разработки мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов;
 
навыками разработки планов работы по противопожарной пропаганде, инструктажу и обучению правилам пожарной безопасности;
 
навыками руководства действиями  персонала при пожаре.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
виды пожаров, причины их возникновения;
3.1.2
показатели пожаров и ущерба от них;
3.1.3
организацию и деятельность службы пожарной безопасности на региональном и федеральном уровнях;
3.1.4
нормативно-правовые акты РФ о защите населения от пожаров, права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
3.1.5
совокупность мероприятий, входящих в систему управления пожарной безопасностью автоматизированные системы по предотвращению пожаров.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
своевременно выявлять признаки возникновения, прогнозировать возможные последствия опасных ситуаций техногенного характера;
3.2.2
применять алгоритмы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
3.2.3
проводить необходимые занятия с учащимися, эвакуационные и защитные мероприятия в сфере своей ответственности;
3.2.4
использовать технические и подручные средства для индивидуальной и коллективной защиты учащихся.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки планов работы по противопожарной пропаганде, инструктажу и обучению правилам пожарной безопасности;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
3.3.2
навыками проведения противопожарной пропаганды, инструктажа и обучения граж-дан, персонала объектов правилам пожарной безопасности;
3.3.3
навыками применения законодательства, регулирующего отношения в области борьбы с пожарами, стандарты, нормы и правила пожарной безопасности;
3.3.4
навыками организации деятельности объектового подразделения пожарной охраны по пожарно-профилактическому обслуживанию объекта.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Пожарная безопасность в Российской Федерации 

 
1.1
Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
1.2
Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
1.3
Нормативные акты РФ в области пожарной безопасности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
1.4
Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
1.5
Пожарная охрана в Российской Федерации.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
1.6
Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
1.7
Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
1.8
Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
 
Раздел 2. Общая характеристика пожаров и взрывов.Обеспечение безопасности людей при пожаре.

 
2.1
Физические основы процесса горения. Категории объектов по пожарной безопасности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
2.2
Причины, распространение, виды и последствия пожаров. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
2.3
Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
2.4
Организационные и организационно-технические мероприятия по обеспечению взрывобезопасности  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.5
Противопожарный инструктаж  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
2.6
Правила поведения при пожаре  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
2.7
Эвакуация людей, пути эвакуации и эвакуационные выходы  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
2.8
Знаки пожарной безопасности  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
2.9
Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
2.10
Первичные средства пожаротушения  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
2.11
Классификация зданий, сооружений и строений по пожарной и взрывопожарной опасности  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
2.12
Пожарные щиты  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
2.13
Автоматические установки пожаротушения  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
2.14
Современные огнетушащие средства  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
2.15
Средства индивидуальной защиты людей при пожаре  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
2.16
Средства спасения людей при пожаре /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
2.17
Пожары жидкостей  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
2.18
Объемные взрывы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
 
Раздел 3. Природные пожары 

 
3.1
Лесные пожары: причины, виды и поражающие факторы. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
3.2
Мероприятия по профилактике лесных пожаров.Способы борьбы с лесными пожарами.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
3.3
Огненные (огневые) шары  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
3.4
Характерные особенности торфяных пожаров.Организация и способы борьбы с торфяными пожарами.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
3.5
Пожары на объектах с массовым пребыванием людей  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
3.6
Молниезащита и защита от статического электричества /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
3.7
Действия населения в зоне лесного пожара. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
 
Раздел 4. Пожарная безопасность образовательного учреждения

 
4.1
Основные документы образовательного учреждения в области пожарной безопасности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
4.2
Требования пожарной безопасности к содержанию территории, зданиям и помещениям.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
4.3
Требования пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
4.4
Порядок действий персонала образовательного учреждения в случае возникновения пожара.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
4.5
Добровольная пожарная охрана. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6 ОК-7 ПК-6
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Правовая система обеспечения пожарной безопасности.

2. Виды противопожарной службы.

3. Задачи противопожарной службы.

4. Государственный пожарный надзор.

5. Задачи государственного пожарного надзора

6. Ведомственная, добровольная и объединенная пожарные охраны.

7. Права и обязанности граждан, предприятий, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти в области пожарной безопасности.

8. Определение понятий горения и окисления.

9. Условия, необходимые для горения.

10.Воспламенение и горение жидкостей.

11. Температура самовоспламенения.

12. Границы концентраций воспламенения.

13. Классификация пожаров.

14. Тушение пожаров.

15. Порядок действия при пожаре.

16. Поражающие факторы пожара.

17. Первичные средства пожаротушения.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
18. Огнетушащие вещества.

19. Аппараты пожаротушения.

20. Типы огнетушителей.

21. Огнетушители пенные.

22. Огнетушители газовые.

23. Огнетушители порошковые.

24. Общие правила пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, помещений.

25. Требования правил пожарной безопасности учебных заведений.

26. Требования правил пожарной безопасности детских дошкольных учреждений.

27. Планы эвакуации.

28. Пути эвакуации.

29. Классификация лесных пожаров.

30. Основные причины лесных пожаров.

31. Причины распространения пожаров.

32. Пожарная опасность по условиям погоды.

33. Противопожарная профилактика.

34. Виды лесных пожаров и их характеристика.

35. Патрулирование лесов.

36. Оборудования и средства для тушения лесных пожаров.

37. Техника безопасности при тушении лесных пожаров.

38. Особенности противопожарной работы в школе.

39. Формы и методы обучения противопожарной безопасности в учебном заведении.

40. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентациями

1.История развития пожарной охраны.

2.Основные положения Федерального закона РФ «О пожарной безопасности».

3.Правила пожарной безопасности в РФ ППБ 01-2003.

4.ГОСТы РФ о пожарной и взрывной безопасности.

5.Виды и характеристика горючих веществ.

6.Виды и характеристика взрывчатых веществ.

7.Опасные продукты горения и их действие на человека.

8.Статистика и прогнозирование пожаров.

9.Техника, используемая для тушения пожаров.

10.Огнетушители: виды, применение и принцип действия.

11.Пожарная безопасность в жилом помещении (в подъезде, на лестничной площадке, в лифте).

12.Пожарная безопасность в квартире.

13.Правила безопасности при пользовании электроприборами.

14.Пожарная безопасность на транспорте.

15.Принципы пожарной безопасности на предприятии.

16.Особенности пожарной безопасности на даче и в сельской местности.

17.Действия населения при взрывах.

18.Меры предупреждения взрывов.

19.Правила личной безопасности для людей в условиях ландшафтных пожаров.

20.Особенности нефтяных и газовых пожаров.

21.План (схема) эвакуации в ОУ. Инструкция по эвакуации.

22.План противопожарных мероприятий в ОУ.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Беляков, Г. И. 
Пожарная безопасность: учебное пособие для вузов / Г. И. Беляков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 143 с. — (Специалист). — ISBN 978-5-534-09831-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433756
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Баженова, Л. М. 
Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: / Л. М. Баженова, В. Ю. Егоров ; под редакцией Л. М. Баженова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 309 c. — ISBN 978-5-4486-0634-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/80351.html 
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Пьядичев, Э. В.
Пожарная безопасность : учебное пособие / Э. В. Пьядичев. — Санкт-Петербург : Проспект Науки, 2017. — 272 c. — ISBN 978-5-903090-92-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/80096.html
Санкт-Петербург : Проспект Науки,, 2017
 
Л2.2
Черных А. К., Горшкова Е. Е., Дехтерёва В. В. 
Пожарная безопасность образовательных организации в России: учебное пособие/ А.К. Черных, Е.Е. Горшкова, В. В.Дехтерёва. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2017. – 96 с. - Текст : электронный // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37093732_55215279.pdf
СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Попов, В. М. 
Пожарная безопасность образовательного учреждения: учебное пособие / В. М. Попов. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2011. — 91 c. — ISBN 978-5-7782-1730-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/45136.html 
Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2011
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Портал «Пожарная безопасность» . - URL:   http://www.pojarnayabezopasnost.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

      В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар.

      В ходе  семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов  семинарского занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

      Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.