2022-2023_b44_03_05 МиФ 224_plx_Математический анализ_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Математический анализ
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
экзамен 3, 5, 1 зачет 2, 4
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
108
самостоятельная работа
160
аудиторные занятия
200
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
13 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
468
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
Итого
Недель
15 4/6
17 1/6
18 2/6
15 2/6
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
16
16
18
18
14
14
14
14
76
76
Практические
14
14
16
16
36
36
30
30
28
28
124
124
Итого ауд.
28
28
32
32
54
54
44
44
42
42
200
200
Кoнтактная рабoта
28
28
32
32
54
54
44
44
42
42
200
200
Сам. работа
8
8
40
40
18
18
64
64
30
30
160
160
Часы на контроль
36
36
36
36
36
36
108
108
Итого
72
72
72
72
108
108
108
108
108
108
468
468
 
 
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., и.о.доцента, Аглямзянова Г.Н. _________________
 
 
Математический анализ
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Эльмира Хатимовна

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся систематических знаний в области математического анализа . Ознакомление обучающихся с основами математического аппарата, необходимого для изучения математических дисциплин данной специальности. Развитие логического и алгоритмического мышления,  абстрактного мышления,  умения строго излагать свои мысли. Развитие у обучающихся навыков математического моделирования  прикладных задач.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представления о месте и роли математического анализа в современном мире;
1.4
формирование системы основных понятий, используемых для описания важнейших математических моделей и математических методов, и раскрытие взаимосвязи этих понятий;
1.5
ознакомление обучающихся с элементами аппарата математического анализа, необходимого для решения теоретических и практических задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Вводный курс математики
2.1.2
Концепции современного естествознания
2.1.3
Практическая фонетика иностранного языка
2.1.4
Философия  
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения предмету "Математика"
2.2.2
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.3
Теория чисел
2.2.4
Учебная практика. Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.5
Элементарная математика
2.2.6
Методика обучения предмету "Иностранный язык"
2.2.7
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.8
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.9
Дискретная математика
2.2.10
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.2.11
Производственная практика. Педагогическая практика
2.2.12
Курсовая работа по методике математики
2.2.13
Теория рядов
2.2.14
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.2.15
Курсовая работа по методике  иностранного языка
2.2.16
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по математике
2.2.17
Числовые системы
2.2.18
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.19
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.20
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.21
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.22
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
2.2.23
Проективная геометрия
2.2.24
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика" и "GeoGebra"
2.2.25
Олимпиадные задачи по физике
2.2.26
Астрофизика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Основные определения и понятия изучаемых разделов математического анализа, алгоритмы решения типовых задач, приложения методов анализ к решению геометрических задач
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Решать типовые задачи курса математического анализа.
3.2.2
Строить логическую цепочку при доказательстве теорем.
3.2.3
применять методы анализа к решению прикладных задач
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
решения типовых задач математического анализа,
3.3.2
применения методов анализа к решению прикладных задач,
3.3.3
доказательств утверждений и теорем
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в анализ

 
1.1
Числовые множества.Действительные числа. Окрестность точки.Функция. Классификация функций /Лек/
Л1.1

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.2
Основные элементарные функции.Способы задания функции /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.3
Предел последовательности /Лек/
Л1.1

4
ОПК-8.1
1
0
 
1.4
Арифметические операции над пределами /Пр/
Л2.1

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.5
Подпоследовательности /Ср/
Л1.1

Э1

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.6
Предел функции /Лек/
Л1.1

4
ОПК-8.1
1
0
 
1.7
Основные теоремы о функциях,имеющих конечный предел /Пр/
Л2.1

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.8
Свойства функций, имеющих конечный предел /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.9
Первый замечательный предел /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ПК-1.1
1
0
 
1.10
Замечательные пределы /Лек/
Л1.1

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.11
Второй замечательный предел /Пр/
Л2.1

2
ПК-1.1
1
0
 
1.12
Сравнение бесконечно малых /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.13
Непрерывность функции в точке /Лек/
Л1.2

2
ОПК-8.1
1
0
 
1.14
Графическая иллюстрация предела функции инепрерывности функции /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э2

2
ПК-1.1
1
0
 
1.15
Односторонние пределы. Точки разрыва функций /Пр/
Л2.1

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.16
Непрерывность функции на множестве. Своства непрерывности функции /Пр/
Л2.1

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.17
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

36
ПК-1.1
1
0
 
 
Раздел 2. Дифференцмальное исчисление фунуции одной переменной

 
стр. 5
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.1
Определениепроизводной функции одной переменной  /Лек/
Л1.2

4
ОПК-8.1
2
0
 
2.2
Дифференцируемость функции. Основные правила дифференцирования /Лек/
Л1.1

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.3
Вычисление простейших производных /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ПК-1.1
2
0
 
2.4
Геометрический и механический смысл производных /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э2

12
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.5
Дифференцирование сложной функции /Лек/
Л1.1

2
ПК-1.1
2
0
 
2.6
Дифференцирование обратной функции /Пр/
Л2.1

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.7
Дифференцирование параметрической и неявно заданной функции /Лек/
Л1.2Л2.1

2
ПК-1.1
2
0
 
2.8
Дифференциал функции /Пр/
Л2.1

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.9
Производные и дифференциалы высших порядков /Лек/
Л1.1

4
ПК-1.1
2
0
 
2.10
Основные теоремы дифференциального исчисления /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1

8
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.11
Правило Лопиталя /Пр/
Л2.1

4
ПК-1.1
2
0
 
2.12
Многочлен и формула Тейлора /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

12
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.13
Исследование функции с помощью производных /Лек/
Л1.1

2
ПК-1.1
2
0
 
2.14
Экстремум функции /Пр/
Л2.1

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.15
Выпуклость функции /Пр/
Л2.1

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.16
Асимптоты функции /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э2

8
ПК-1.1
2
0
 
2.17
Наибольшее и наименьшее значение функции /Пр/
Л2.1

2
ПК-1.1
2
0
 
 
Раздел 3. Интегральное исчисление функции одной переменной

 
3.1
Понеятие первообразной. Неопределенный интеграл. Таблица интегралов /Лек/
Л1.1

4
ОПК-8.1
3
0
 
3.2
Основные методы интегрирования /Лек/
Л1.1

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.3
Непосредственное интегрирование /Пр/
Л2.1

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.4
Метод замены переменной /Пр/
Л2.1

4
ПК-1.1
3
0
 
3.5
Метод интегрирования по частям /Пр/
Л2.1

2
ПК-1.1
3
0
 
3.6
Интегрирование рациональных функций /Лек/
Л1.1

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
3
0
 
3.7
Интегрирование иррациональностей /Лек/
Л1.1

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.8
Интегрирование тригонометрических функций /Пр/
Л2.1

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
3
0
 
3.9
Интегрирование отдельных классов функций /Ср/
Л1.1

Э1

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.10
Определенный интеграл. Интеграл Римана. Его основные свойства /Лек/
Л1.1

4
ОПК-8.1
3
0
 
3.11
Определенный интеграл как функция своего верхнего предела интегрирования.  /Ср/
Л1.1

Э2

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
3
0
 
3.12
Формула Ньютона-Лейбница /Пр/
Л1.2Л2.1

2
ПК-1.1
3
0
 
3.13
Методы вычисления интеграла Римана /Пр/
Л2.1

8
ОПК-8.1
3
0
 
3.14
Геометрические приложения определенного интеграла /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ОПК-8.1
3
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
3.15
Несобственные интегралы первого и второго рода /Лек/
Л1.1

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.16
Вычисление несобственных интегралов первого и второго рода /Пр/
Л2.1

4
ОПК-8.1
3
0
 
3.17
Длина дуги кривой. Площадь криволинейной трапеции. Вычисление объемов /Ср/
Л1.1

Э1

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.18
Задачи, приводящие к понятию дифференциальных уравнений /Пр/
Л2.1

4
ОПК-8.1
3
0
 
3.19
Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными /Пр/
Л2.1

6
ПК-1.1
3
0
 
3.20
Приложения определенных интегралов в физике /Ср/
Л1.1

Э1

10
ПК-1.1 ОПК-8.1
3
0
 
3.21
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

36
ПК-1.1 ОПК-8.1
3
0
 
 
Раздел 4. Теория рядов

 
4.1
Числовые ряды.  /Лек/
Л1.1

4
ОПК-8.1
4
0
 
4.2
Свойства числовых рядов.  /Ср/
Л1.1 Л1.2

10
ОПК-8.1
4
0
 
4.3
Необходимый признак сходимости.  /Пр/
Л2.1

8
ОПК-8.1
4
0
 
4.4
Гармонический ряд /Ср/
Л1.2

8
ПК-1.1
4
0
 
4.5
Знакопостоянные ряды. Общий признак сходимости положительных рядов. Признаки сравнения.  /Лек/
Л1.1

10
ОПК-8.1
4
0
 
4.6
Ряды с неотрицательными членами. Признак Даламбера, радикальный признак Коши, интегральный признак Коши. /Пр/
Л2.1

22
ОПК-8.1
4
0
 
4.7
Признак Лейбница. Общий достаточный признак сходимости знакопеременных рядов. /Ср/
Л1.1 Л1.2

20
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
4.8
Знакопеременные и знакочередующиеся ряды.   /Ср/
Л1.1

20
ОПК-8.1
4
0
 
4.9
Абсолютно и условно сходящиеся числовые ряды.  /Ср/
Л2.1

6
ОПК-8.1
4
0
 
4.10
Свойства абсолютно сходящихся числовых рядов.  /Пр/
Л1.1 Л1.2

Э1

8
ПК-1.1
5
0
 
4.11
Функциональные последовательности и ряды.  /Лек/
Л1.1

6
ОПК-8.1
5
0
 
4.12
Сумма функционального ряда Область сходимости. /Пр/
Л2.1

6
ПК-1.1
5
0
 
4.13
Равномерная сходимость функциональных рядов. Признак Вейерштрасса. Свойства равномерно сходящихся функциональных рядов. /Пр/
Л1.1 Л1.2

Э2

4
ПК-1.1
5
0
 
4.14
Степенные ряды. Теорема Абеля.  /Лек/
Л1.1

4
ОПК-8.1
5
0
 
4.15
Радиус и интервал сходимости степенного ряда.  /Пр/
Л2.1

2
ПК-1.1
5
0
 
4.16
Свойства степенных рядов. /Ср/
Л1.1 Л1.2

8
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
4.17
Формула и ряд Тейлора.  /Лек/
Л1.1Л2.1

4
ПК-1.1
5
0
 
4.18
Теоремы о сходимости ряда Тейлора.  /Ср/
Л1.2

12
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
4.19
Разложение основных элементарных функций в ряд Маклорена.  /Пр/
Л2.1

8
ОПК-8.1
5
0
 
4.20
Некоторые приложения степенных рядов. /Ср/
Л1.1

10
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
4.21
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3

36
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзаменам

Введение в анализ

1. Числовые множества. Действительные числа.

2. Ограниченные числовые множества. Окрестность точки.

3. Функция. Способы задания функций. Основные элементарные функции.

4. Числовые последовательности. Предел последовательности.

5. Бесконечно малые и бесконечно большие последовательности. Свойства бесконечно малых.

6. Арифметические операции над пределами. Предельный переход в неравенствах.

7. Предел монотонной числовой последовательности. Число е.

8. Подпоследовательности. Теорема Больцано–Вейерштрасса.

9. Предел функции в точке и на бесконечности (различные определения, примеры, иллюстрации).

10. Бесконечно малые и бесконечно большие функции. Свойства бесконечно малых. Теорема о связи предела функции и бесконечно малой функции.

11. Основные теоремы о пределах функции.

12. Первый замечательный предел.

13. Второй замечательный предел.

14. Сравнение бесконечно малых функций. Эквивалентные бесконечно малые функции.

15. Непрерывность функции в точке (примеры, иллюстрации).

16. Односторонние пределы. Точки разрыва функции. Их классификация.

17. Непрерывность функции на множестве. Свойства непрерывных функций.

Дифференциальное исчисление функций одной действительной переменной

1. Определение производной функции одной действительной переменной. Дифференцируемость функции.

2. Правила дифференцирования. Вычисление производных основных элементарных функций.

3. Дифференцирование сложных функции. Производная обратных функций.

4. Дифференцирование параметрически и неявно заданных функций.

5. Дифференциал и его применение.

6. Производные и дифференциалы высших порядков.

7. Касательная прямая. Геометрический смысл производной и дифференциала.

8. Физический смысл производной.

9. Основные теоремы дифференциального исчисления.

10. Многочлен и формула Тейлора.

11. Правила Лопиталя.

12. Исследование функций с помощью производных (монотонность, признаки монотонности).

13. Исследование функций с помощью производных (экстремумы функции, необходимое условие экстремума и достаточное условие экстремума).

14. Исследование функций с помощью производных (выпуклость функции, точки перегиба).

15. План построения графика функции. Асимптоты.

16. Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке.

Интегральное исчисление функций одной действительной переменной. Основы теории обыкновенных дифференциальных уравнений

1. Первообразная функция и неопределенный интеграл. Свойства первообразных и неопределенных интегралов.

2. Таблица интегралов.

3. Основные методы интегрирования (непосредственное, метод замены переменной).

4. Основные методы интегрирования (интегрирование по частям).

5. Интегрирование простейших правильных рациональных функций.

6. Общее правило интегрирования рациональных функций.

7. Интегрирование тригонометрических функций.

8. Интегрирование некоторых видов иррациональностей

9. Определенный интеграл (интеграл Римана). Его геометрический смысл. Основные свойства определенного интеграла.

10. Классы интегрируемых функций.

11. Определенный интеграл как функция верхнего предела. Вычисление определенного интеграла. Формула Ньютона–Лейбница.

12. Интегрирование методом подстановки, методом интегрирования по частям. Интегрирование четных и нечетных функций в симметричных пределах.

13. Несобственные интегралы (1 и 2 рода).

14. Геометрические приложения определенного интеграла. Площадь криволинейной трапеции, площадь криволинейного сектора.

15. Длина дуги плоской кривой.

16. Вычисление объема тел по известным площадям параллельных сечений. Объем и площадь поверхности тела вращения.

17. Приложения определенного интеграла в физике.

18. Основные понятия теории обыкновенных дифференциальных уравнений.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
19. Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными

20. Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.  

Теория рядов

1. Числовые ряды. Свойства числовых рядов.

2. Необходимый признак сходимости. Гармонический ряд.

3. Знакопостоянные ряды. Общий признак сходимости положительных рядов. Признаки сравнения.

4. Ряды с неотрицательными членами. Признак Даламбера, радикальный признак Коши, интегральный признак Коши.

5. Знакопеременные и знакочередующиеся ряды. Признак Лейбница. Общий достаточный признак сходимости знакопеременных рядов.

6. Абсолютно и условно сходящиеся числовые ряды. Свойства абсолютно сходящихся числовых рядов.

7. Функциональные последовательности и ряды. Сумма функционального ряда Область сходимости.

8. Равномерная сходимость функциональных рядов. Признак Вейерштрасса. Свойства равномерно сходящихся функциональных рядов.

9. Степенные ряды. Теорема Абеля. Радиус и интервал сходимости степенного ряда. Свойства степенных рядов.

10. Формула и ряд Тейлора. Теоремы о сходимости ряда Тейлора.

11. Разложение основных элементарных функций в ряд Маклорена.

12. Некоторые приложения степенных рядов.

 
5.2. Темы письменных работ
екущий контрольь успеваемости

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ  (комплект заданий приводится в ФОС)

 
5.3. Фонд оценочных средств
Контрольная работа (прилагается в содержании ФОС)
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильин В.А., Садовничий В.А. и др
Математический анализ Ч. 1: учебник для бакалавров / В. А. Ильин, В. А. Садовничий, Б. Х. Сендов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 660 с. — ISBN 978-5-9916-2733-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/389342 
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Бугров Я.С., Никольский С.М.
Высшая математика в 3 т. Т.3 в 2 книгах. Дифференциальные уравнения. Кратные интегралы. Ряды. Функция комплексного переменого: Учебник для академического бакалавриата
2016, 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Поспелов А.С.
Сборник задач по высшей математике. Ч. 2: учебное пособие для бакалавров / А. С. Поспелов ; ответственный редактор А. С. Поспелов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 611 с. — ISBN 978-5-9916-1370-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425219   
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 9
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-308 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

 
стр. 11
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.