2022-2023_z44_03_01 ФК 2291_ 2294_plx_Психология воспитательных практик_Физическая культура
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология воспитательных практик
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Коновалова Елена Викторовна _________________
 
 
Психология воспитательных практик
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся готовности к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии со знаниями в области современных воспитательных практик, системных представлений о содержании и методах воспитательной работы в образовательной среде
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
1.4
Формирование умений применять методы и технологии духовно-нравственного воспитания обучающихся;
1.5
развитие умений использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности;
1.6
формирование умений осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Ациклические виды спорта
2.1.2
Педагогика
2.1.3
Повышение спортивного мастерства (классический вид спорта)
2.1.4
Туризм в школе
2.1.5
Учебная технологическая практика
2.1.6
Учебная технологическая практика
2.1.7
Безопасность жизнедеятельности
2.1.8
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
2.1.9
Психология
2.1.10
Учебная ознакомительная  практика
2.1.11
Физическая культура и спорт
2.1.12
Повышение спортивного мастерства (игровые виды спорта)
2.1.13
Спортивное ориентирование во внеклассной работе учителя физической культуры
2.1.14
Циклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация   физкультурно-массовой работы
2.2.2
Основы вожатской деятельности
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.2.6
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.7
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.8
Национальные виды спорта
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
 
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теории воспитания личности, психологические особенности воспитания детей и школьников;
3.1.2
методы и средства духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей;
3.1.3
возрастные и психологические особенности обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
организовывать учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
3.2.2
формировать духовно-нравственные ценности личности обучающихся и модели нравственного поведения;
3.2.3
использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности;
3.2.4
осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками установления позитивных отношений,  благоприятного психологического климата в процессе организации совместной деятельности обучающихся;
3.3.2
навыками формирования духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения;
3.3.3
навыками применения психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
3.3.4
навыками осуществления целенаправленной воспитательной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методологические аспекты психологии воспитания

 
1.1
Основные понятия психологии воспитания.Психологические особенности воспитания школьников  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
 
1.2
Современные проблемы воспитания школьников. Возрастные и психологические особенности обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
 
1.3
Философские учения и психологические теории развития психики и личности.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

4
ОПК-4.2
3
0
 
1.4
Теории воспитания личности, психологические особенности воспитания детей и школьников /Ср/

Э3

4
ОПК-4.2
3
0
 
1.5
Психоаналитическая теория личности. Психосоциальная теория развития личности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.2
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
1.6
Поведенческая (бихевиристская) теория личности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.2
3
0
 
1.7
Когнитивная теория. Гумманистическая психология. Культурно-историческая теория психического развития /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.2
3
0
 
 
Раздел 2. Воспитательные практики в работе с детьми. Традиционные  воспитательные практики

 
2.1
Воспитательные практики в современной образовательной среде. Организация учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
 
2.2
Психология воспитательной среды. Социализация и социальное развитие личности.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
 
2.3
Социализация как усвоение и воспроизведение социокультурного опыта. Агенты и институты социальзации. Стадии и уровни социализации  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.4
Национальное своеобразие воспитания.  Духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей. Методы и средства духовно-нравственного воспитания обучающихся /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-4.2
3
0
 
2.5
Выявление психосоциальных проблем взросления в традиционных воспитательных практиках   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-2.2 ПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
3
0
 
2.6
Роль детского коллектива в воспитании личности. Влияние семьи на формирование личности  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
 
 
Раздел 3. Воспитательные практики нового поколения. Инновационные формы воспитания и их технологии

 
3.1
Психология взросления: концепты и феномены. Актуализаторы, этапы, уровни и формы взросления на разных этапах возрастного развития. Область значимых отношений на разных возрастных стадиях развития /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2
3
0
 
3.2
Ключевые единицы проектирования воспитательных практик: встреча – пространственно-временная единица взросления, диалог – дискурсивная единица взросления, проба – деятельностная единица взросления. Поступок как акт взросления /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
 
3.3
Методологические основы конструирования воспитательных практик нового поколения и познания процесса взросления  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2
3
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
3.4
Психосоциальные проблемы взросления на разных этапах возрастного развития  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-2.2 ПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
3
0
 
3.5
Социальная зрелость личности как акмеоформа взросления  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

2
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
3.6
Показатели взросления и социальной зрелости с позиции зарубежной и отечественной психологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
3.7
Воспитательные практики нового поколения в пространстве взросления на разных этапах возрастного развития  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.2
3
0
 
3.8
Принципы конструирования воспитательных практик в контексте стадий личностного развития, область значимых отношений, основной выбор и кризисные противоречия возраста, позитивные новообразования возраста, деструктивные новообразования возраста /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
3.9
Практики целеполагания и смыслообразования в воспитании. Воспитание как актуализация нравственных качеств ребенка через выстраивание диалога. Этапы реализации данной практики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э7 Э8

4
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
3.10
Воспитательные практики самоуправления в пространстве взросления. Актуальность, противоречия, цели и этапы организации, формы и содержание воспитательных практик /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э7 Э8

4
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
3.11
Практики воспитательных событий как формы инициирования взросления. Актуальность, противоречия, цель, этапы и формы организации воспитательной практики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э7 Э8

4
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
3.12
Практики педагогической поддержки как способа посредничества в освоении взрослости на разных этапах возрастного развития /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э7 Э8

4
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
3.13
Актуальность, противоречие, этапы, формы, содержание. Концептуальные основы педагогической поддержки как способа посредничества в освоении взрослости /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э7 Э8

4
ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
3.14
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-2.2 ПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-4.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Зачет проводится в форме решения ситуационных заданий. Примеры ситуационных заданий:

Ситуационное задание 1.

Инструкция

Внимательно прочитайте задачу, приближенную к рабочей ситуации и выполните задание.

 
стр. 7
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
Ситуационная задача:

Вечером – дискотека. Девочка-подросток, желая принарядиться, несмотря на свою полноту, надела короткую юбку. Ее приход на дискотеку вызвал бурную реакцию сверстников. Они начали над ней смеяться: «Вырядилась, тумба! Бочка с медом!». Девочка отошла в сторону и едва сдерживает слезы. Педагог-организатор замечает одиноко стоящую в коридоре девочку.

Задание 1:

Как поступить педагогу?

А. Вернуть девочку в танцевальный зал и постараться сделать ей рекламу, например: «Посмотрите-ка на Таню, да ее не узнать!»

Б. Вернуть девочку в танцевальный зал и попросить ее подружек окружить ее вниманием.

В. Посоветовать девочке не обращать внимания на насмешки, вести себя демонстративно – плясать, веселиться на зависть обидчикам;

Д. Посоветовать девочке уйти с дискотеки и переодеться, чтобы подростки перестали смеяться над ней;

Е. Лучший совет в этой ситуации – уйти с дискотеки, а в следующий раз быть осмотрительнее в выборе одежды.

Задание 2:

1. Обоснуйте выбранный Вами вариант решения.

2. Какие способы оказания помощи и поддержки девочки Вы можете предложить?

3. Предложите способы коррекции межличностных отношений подростков в данной ситуации.

4. Какие закономерности возрастного развития и поведения подростков проявляются в  данной  социальной  среде?

Ситуационное задание 2.

Пятиклассники проходили квест в парке - одном из исторических мест города. Одно из заданий было – сосчитать количество башен на одном из замков, а затем угадать ФИО  архитектора.  Двое подростков решили забраться на одну из башен.  Спрятавшись за одной из колонн замка, они стали подниматься по лестнице. Вся группа пошла выполнять другие задания. Сторож закрыл дверь замка. Мальчики остались одни в пустом замке…

Задание 1.Предположите возможные варианты исхода этого события.

2. Какие способы оказания помощи и поддержки подросткам Вы можете предложить?

3. Какие закономерности возрастного развития и поведения подростков проявляются в данной ситуации?

Ситуационное задание 3.

Шестиклассники сделали из картона мяч и решили поиграть в футбол на перемене в одной из рекреаций школьного коридора. Сдвинули диваны, обозначили ворота. Началась игра. В это время по коридору проходил завуч, Сергей Петрович. Услышав шум и возню на перемене, он молча отбирает мяч, уходит с гневным взглядом. Шестиклассники корчат ему рожицы и начинают возмущаться.

Задание 1. Предположите, как будут развиваться события?  

Какие способы общения с подростками Вы можете предложить в данной ситуации?

Какие возможности организации образовательного пространства для игры на перемене имеются в современных школах?  

Какие закономерности возрастного развития и поведения подростков проявляются в данной ситуации?

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету:

1. Основные понятия психологии воспитания.Психологические особенности воспитания школьников  

2. Современные проблемы воспитания школьников.

3. Возрастные и психологические особенности обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

4. Философские учения и психологические теории развития психики и личности.

5. Теории воспитания личности, психологические особенности воспитания детей и школьников.

6. Психоаналитическая теория личности. Психосоциальная теория развития личности.

7. Поведенческая (бихевиристская) теория личности.

8. Когнитивная теория. Гумманистическая психология. Культурно-историческая теория психического развития.

9. Воспитательные практики в современной образовательной среде. Организация учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

10. Психолого- педагогические технологии в профессиональной деятельности.

11. Психология воспитательной среды. Социализация и социальное развитие личности.  

12. Социализация как усвоение и воспроизведение социокультурного опыта. Агенты и институты социальзации. Стадии и уровни социализации.

13. Национальное своеобразие воспитания. Методы и средства духовно-нравственного воспитания обучающихся.

14. Выявление психосоциальных проблем взросления в традиционных воспитательных практиках.   

15. Роль детского коллектива в воспитании личности. Влияние семьи на формирование личности.  

16. Психология взросления: концепты и феномены. Актуализаторы, этапы, уровни и формы взросления на разных этапах возрастного развития.

17. Ключевые единицы проектирования воспитательных практик.

18. Поступок как акт взросления.

19. Методологические основы конструирования воспитательных практик нового поколения и познания процесса взросления.

20. Психосоциальные проблемы взросления на разных этапах возрастного развития.

21. Социальная зрелость личности как акмеоформа взросления.  

22. Показатели взросления и социальной зрелости с позиции зарубежной и отечественной психологии.   

 
стр. 8
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
23. Воспитательные практики нового поколения в пространстве взросления на разных этапах возрастного развития.  

24. Принципы конструирования воспитательных практик в контексте стадий личностного развития.

25. Практики целеполагания и смыслообразования в воспитании.

26. Воспитание как актуализация нравственных качеств ребенка через выстраивание диалога.

27. Воспитательные практики самоуправления в пространстве взросления. Актуальность, противоречия, цели и этапы организации, формы и содержание воспитательных практик.

28. Практики воспитательных событий как формы инициирования взросления. Актуальность, противоречия, цель, этапы и формы организации воспитательной практики.

29. Практики педагогической поддержки как способа посредничества в освоении взрослости на разных этапах возрастного развития.

30. Актуальность, противоречие, этапы, формы, содержание. Концептуальные основы педагогической поддержки как способа посредничества в освоении взрослости. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1. Сущность, особенности и общие закономерности процесса воспитания.

2. Принципы воспитания в современной отечественной системе воспитания (общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; опора на положительное в воспитании; гуманизация воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий).

3. Различные подходы к пониманию личности. Теории воспитания.

4. Воспитуемость как готовность к переходу на новый уровень развития, открытость для педагогических воздействий.

5. Типы взаимосвязи обучения и воспитания. Механизмы воспитания.

6. Личностно-социальный подход в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания.

7. Понятие личности. Социальная зрелость личности. Социальный инфантилизм.

8. Включенность личности в систему общественных отношений и еѐ проявление в устойчивой системе социально значимых особенностей.

9. Социализация личности как присвоение индивидом социального опыта и активное воспроизводство им системы социальных связей. Соотношение социализации, развития личности и еѐ воспитания.

10. Роль собственной активности личности, еѐ жизненной позиции, установок и переживаний в развитии личности; личностное развитие.

11. Концепция воспитания, социализации и самовоспитания.

12. Классификация методов воспитания. Виды воспитания. Способы влияния в воспитании.

13. Средства воспитательного процесса.

14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и специфическая  педагогическая система. Социальные функции семьи.

15. Воспитание в семье. Содержание семейного воспитания. Типы и стили семейного воспитания.

16. Семья как социокультурная среда формирования личности. Методы семейного воспитания.

17. Сотрудничество семьи и школы.

18. Принципы воспитания в семье: принцип полной структуры семьи; принцип личного примера родителей; принцип организации уклада, образа жизни семьи.

19. Цели и задачи современного воспитания. Принципиальное отличие современного подхода к воспитанию от существовавшего ранее.

20. Роль педагога в организации воспитательного процесса образовательного учреждения.

21. Особенности воспитания на разных возрастных этапах.

22. Традиционные формы и методы воспитания.

23. Модели нравственного поведения и их описание.

24. Психолого-педагогические технологии воспитания.

25. Виды деятельности ребенка и способы их организации. Интерактивные формы и методы воспитательной работы.

26. Духовно-нравственные ценности личности и их сущность. Диагностические средства и методики для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей.

27. Воспитательные практики нового поколения в пространстве взросления. Практики целеполагания в процессе воспитания.

28. Воспитательные практики законотворчества и самоуправления в пространстве взросления.

29. Практики воспитательных событий как форма инициирования взросления.

30. Практики педагогической поддержки как способа посредничества в освоение взрослости подростком.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПд Фонд оценочных средств по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Талызина, Н. Ф.  
Талызина, Н. Ф.  Педагогическая психология. Практикум : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Талызина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 190 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06245-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —  URL: https://urait.ru/bcode/514719 : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2023, 2023
 
Л1.2
Савенков, А. И.  
Савенков, А. И.  Психология воспитания : учебное пособие для вузов / А. И. Савенков. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00784-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —URL: https://urait.ru/bcode/512344: учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2023, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Цаплина О.В.
Психология воспитания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Цаплина О.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 182 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72813.html.— ЭБС «IPRbooks»: учебное пособие для вузов
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018, 2019
 
Л2.2
Симановский, А. Э. 
Педагогическая психология : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 203 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06004-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —URL: https://urait.ru/bcode/515796 : учебное пособие для бакалавриата и специалитета
Москва : Издательство Юрайт , 2023, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Основы педагогической психологии: что такое воспитание?
 
Э2
Психология воспитательных практик. Лекции
 
Э3
Теория воспитания
 
Э4
Взрослый ребёнок. Социальная зрелость и инфантильная личность
 
Э5
Успешные воспитательные практики
 
Э6
Новые подходы и технологии в воспитательной деятельности
 
Э7
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э8
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 10
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

 
стр. 11
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать

соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, 

 
стр. 12
УП: z44.03.01 ФК 2291, 2294.plx
 
которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.