2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Систематика растений и грибов_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Систематика растений и грибов
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
126
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
126
126
126
126
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Смирнова А.В. _________________
 
 
Систематика растений и грибов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся научные представления о биологическом разнообразии растений и грибов, их морфологическом и анатомическом строении, географическом распространении и эволюции.
1.2
Задачи освоения дисциплины::
1.3
создание у обучающихся четкой системы знаний о целостном растительном организме, его макро- и микроструктуре, приспособительных особенностях, изменениях в ходе онтогенеза, способах размножения;
1.4
приобретение обучающимися знаний о громадном разнообразии растений и других групп организмов, относимых к области ботаники (бактерии, грибы, лишайники), принципах их классификации, родственных отношениях систематических групп и возможных путях их эволюции, о значении конкретных групп организмов в природных экосистемах и в хозяйстве, их экологических особенностях, принципах рационального использования и охраны.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины "Ботаника" обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образованияя.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Географические информационные системы
2.2.2
Гистология с основами эмбриологии
2.2.3
Зоология позвоночных
2.2.4
Общее землеведение
2.2.5
Педагогика
2.2.6
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.2.7
Учебная технологическая практика
2.2.8
Физиология растений
2.2.9
Философия  
2.2.10
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.2.11
Анатомия и морфология человека
2.2.12
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.13
Ландшафтоведение
2.2.14
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.2.15
Методы математической обработки данных
2.2.16
Теория и методика обучения географии
2.2.17
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.18
Учебная технологическая практика
2.2.19
Физиология человека и животных
2.2.20
Физическая география материков и океанов
2.2.21
Биогеография
2.2.22
Методика обучения биологии
2.2.23
Методический практикум
2.2.24
Микробиология с основами вирусологии
2.2.25
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.2.26
Общая экономическая и социальная география
2.2.27
Производственная педагогическая  практика
2.2.28
Производственная педагогическая практика
2.2.29
Учебная практика по физической, экономической и социальной географии
2.2.30
Физическая география России
2.2.31
Экономическая и социальная география России
2.2.32
Генетика
2.2.33
Геоэкология
2.2.34
Курсовая работа по методике обучения биологии
2.2.35
Общая экология
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.2.36
Основы экологической культуры
2.2.37
Производственная педагогическая практика
2.2.38
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.39
Решение профессиональных задач учителя биологии
2.2.40
Теория эволюции
2.2.41
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.42
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.43
Экономическая и социальная география мира
2.2.44
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.45
Методы биометрии
2.2.46
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.47
Этногеография и география религий
2.2.48
Методы географических исследований
2.2.49
Биотехнологии
2.2.50
География РТ
2.2.51
Основы здорового образа жизни
2.2.52
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.53
Туризм в школе
2.2.54
География населения
2.2.55
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности системного и критического мышления;
3.1.2
способы аргументации  суждений и оценки информации
3.1.3
содержание предметной области; психолого-педагогических дисциплин;
3.1.4
научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса;
3.1.5
структуру, состав и дидактические единицы предметной области (биология;
3.1.6
образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании биологии;
3.1.7
способы интеграции учебных предметов для организации учебной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять логические формы и процедуры;
3.2.2
аргументированно формировать собственные суждения и оценивать информацию, принимать обоснованное решение;
3.2.3
применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области;
3.2.4
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.2.5
использовать образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании биологии в учебной и во внеурочной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности;
3.3.2
методами анализа источников информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений;
3.3.3
проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса;
3.3.4
умениями по разработке различных форм учебных занятий;
3.3.5
методами, приемами и технологиями обучения, в том числе информационными;
3.3.6
способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.).
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Систематика растений

 
1.1
Классификация органического мира. Бинарная номенклатура. Таксономические категории. Надцарство Прокариоты /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.2
Царство Дробянки. Подцарство Цианеи. Общая характеристика. Морфология /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.3
Царство Грибы.Подцарство слизевики

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.4
Царство низшие растения. Общая характеристика. Строение, размножение, половые процессы, циклы воспроизведения водорослей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.5
Отдел Желто-Зеленые водоросли /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.6
Отдел Пиррофитовые водоросли. Отдел Золотистые водоросли /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.7
Отдел Харовые водоросли /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.8
Отдел Бурые водоросли /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.9
Отдел Красные водоросли /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.10
Отдел Диатомовые водоросли /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.11
Слизевики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1.12
Отдел Лишайники как симбиотические организмы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.13
Порядок Ржавчинные грибы.  Шляпочные грибы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.14
Царство грибы. Базидиомицеты. Порядок Гастеромицеты. Порядок Головневые грибы.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.15
Высшие растения Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные.Общая характеристика  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.16
Отдел Хвощовые.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.17
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.18
Различие взглядов на объем царства растений. Филогенетические связи. Теория симбиогенеза /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.19
Отдел Голосеменные. Общая характеристика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.20
Отдел Покрытосемянные. Классификация. Общая характеристика /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.21
Отдел Моховидные. Класс Листостебельные мхи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.22
Подкласс Бриевые (Зеленые мхи) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.23
Отдел плауновидные /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.24
Отдел хвощевидные /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.25
Отдел папоротниковидные /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.26
Отдел голосеменные. Класс Семенные Папоротники. Класс Саговниковые. Класс Беннеттитовые. Класс Гинкговые /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.27
Отдел голосеменные. Класс Хвойные /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1.28
Отдел покрытосеменные: семейство Бобовые, Сложноцветные Розоцветные /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.29
Отдел покрытосеменные: семейство Крестоцветные, Пасленовые /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.30
Отдел покрытосеменные: семейство Губоцветные, Зонтичные, Бурачниковые, Лютиковые /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.31
Отдел покрытосеменные: семейство Лилейные, Злаки /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.32
Хввойные.Общая характеристика.Географическое распространение. Значение в природе и хозяйстве /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.33
Проблемы происхождения цветка. Разнообразие цветковых растений и их роль в современном растительном покрове Земли /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.34
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 УК-1.3 ПК-3.1 ОПК-8.1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Систематика растений. Практическое и теоретическое значение классификации органического мира. Искусственные системы. Бинарная номенклатура. Понятие о таксономических категориях. Вид, род, семейство, класс, порядок, отдел, царство. Современная система органического мира.

2.Прокариоты. Отдел Бактерии. Общая характеристика. Строение клетки. Морфологические типы бактерий, размножение. Значение бактерий.

3.Отдел Сине-зеленые водоросли. Общая характеристика (морфология, распространение, размножение, значение в природе и жизни человека).

4.Отдел Зеленые водоросли. Общая характеристика (морфология, распространение, размножение, значение в природе и жизни человека). Классификация. Класс Вольвоксовые. Хламидомонада.

5.Отдел Красные водоросли. Общая характеристика (морфология, распространение, размножение, значение в природе и жизни человека).

6.Отдел Диатомовые водоросли. Общая характеристика (морфология, распространение, размножение, значение в природе и жизни человека).

7.Отдел Бурые водоросли. Общая характеристика (морфология, распространение, размножение, значение в природе и жизни человека).

8.Отдел Слизевики. Морфологические особенности, размножение. Основные семейства и представители.

9.Отдел Грибы. Морфологические особенности, размножение (бесполое и половое). Типы плодовых тел. Основные семейства и представители.

10.Класс Базидиомицеты. Особенности размножения. Краткая характеристика порядка Гастеромицеты и семейств Трутовиков, Болетусовых, Пластинковых.

11.Отдел Лишайники. Жизненные формы: накипные, листоватые, кустистые. Анатомическое строение таллома лишайников: гомеомерное и гетеромерное. Размножение. Распространение и практическое значение.

12.Отде Мохообразные. Общая характеристика. Географическое распространение и экология. Своеобразие цикла воспроизведения. Класс Листостебельные мхи. Основные представители сфагнум и кукушкин лен.

13.Отдел Плауновидные. Общая характеристика и экология. Распространение, морфология, размножение. Принцип классификации. Циклы воспроизведения. Разноспоровость и равноспоровость.

14.Отдел Хвощевые. Общая характеристика. Время наибольшего расцвета. Современное распространение и экология. Общая характеристика спорофита и гаметофита. Цикл развития. Значение хвощей.

15.Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика. Распространение. Жизненные формы. Особенности строения и происхождения листьев папоротников. Особенности размножения. Цикл воспроизведения папоротников.

16.Отдел Голосеменные. Общая характеристика голосеменных растений. Жизненные формы. Особенности строения вегетативной сферы (корень, стебель, лист). Особенности строения репродуктивных органов. Цикл воспроизведения 

 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
голосеменных растений.

17.Классификация Голосеменных. Класс Беннеттитовые. Класс Саговниковые.

18.Классификация Голосеменных. Класс Гинкговые. Класс Гнетовые. Семейства Вельвичиевые, Эфедровые.

19.Отдел Голосеменные растения. Класс Хвойные. Общая характеристика. Строение мужской и женской шишки. Мужской гаметофит, женский гаметофит. Опыление, оплодотворение. Строение семени. Цикл развития хвойных.

20.Семейство Сосновые. Общая характеристика. Географическое распространение. Значение в природе и хозяйстве.

21.Отдел Покрытосеменные. Основные признаки и общая характеристика. Проблема происхождения Покрытосеменных. Проблема происхождения цветка. Направления эволюционных изменений цветковых растений и их органов.

22.Семейство Розоцветные. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

23.Семейство Сложноцветные. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

24.Семейство Пасленовые. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

25.Семейство Бобовые. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

26.Семейство Крестоцветные. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

27.Семейство Лилейные. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

28.Семейство Пальмы. Географическое распространение, экология. Жизненные формы, особенности в строении вегетативных органов. Соцветие, цветок, плоды. Значение пальм в природе и в хозяйственной жизни человека.

29.Семейство Злаки. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

30.Цифровые образовательные ресурсы для изучения систематики растений и грибов.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика рефератов

1.Автотрофные, гетеротрофные и симбиотрофные организмы.

2.Космическая (планетарная) роль зеленых растений. Значение растений в жизни человека. Необходимость охраны и рационального подхода к использованию растительных ресурсов.

3.Понятие об апопласте и симпласте. Формирование первичной оболочки при цитокинезе. Плазмодесмы и поровые поля.

4.Состав, текстура и физические свойства вторичной оболочки. Поры, их типы.

5.Фазы развития растительных клеток. Симпластный и интрузивный рост клеток. Мацерация. Формирование межклетников и их типы.

6.Ризодерма (эпиблема). Ее формирование, строение и деятельность. Трихобласты и атрихобласты. Корневые волоски, их образование, функционирование, продолжительность жизни. Веламен как специальная покровная ткань.

7.Экзодерма и эндодерма как ткани, регулирующие прохождение веществ.

8.Выделительные ткани. Ткани наружной секреции: железистые трихомы, нектарники, гидатоды.

9.Ткани внутренней секреции: идиобласты, вместилища выделений, особенности строения и функции. Эфирномасляные каналы, смоляные ходы, млечники.

10.Анатомо-морфологические особенности строения гидатофитов и гигрофитов.

11.Способы размножение комнатных растений.

12.Лианы как жизненная форма растений.

13.Влияние загрязнений атмосферы на жизнь растений.

14.Растения водоемов, их анатомо-морфологические особенности, биология.

15.Метаморфозы корня.

16.Метаморфозы побега.

17.Метаморфозы листа.

18.Гомологичные и аналогичные органы.

19.Вегетативное размножение. Понятие о регенерации у растений. Партикуляция. Понятие о клоне.

20.Насекомоядные растения, их биология.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Викторов, В. П. 
Анатомия растений: Часть 2. Вегетативные органы : учебное пособие / В. П. Викторов, В. Н. Годин, Н. Г. Куранова. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 160 c. — ISBN 978-5-4263-0560-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75798.html 
Москва : Московский педагогический государственный университет,, 2017
 
Л1.2
Гуленкова, М. А. 
Анатомия растений. : Часть 1. Клетка. Ткани : учебное пособие / М. А. Гуленкова, В. П. Викторов. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2015. — 120 c. — ISBN 978-5-4263-0239-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/69996.html 
Москва : Московский педагогический государственный университет, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кищенко, И. Т. 
Полевая учебная практика по ботанике :  учебное пособие / И. Т. Кищенко. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 318 c. — ISBN 978-5-4497-0038-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/83811.html
Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Викторов, В. П. 
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по ботанике. Часть 1: инструктивно-методическое издание / В. П. Викторов, В. Н. Годин, Н. Г. Куранова. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2015. — 92 c. — ISBN 978-5-4263-0262-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70005.html 
Москва : Московский педагогический государственный университет, 2015
 
Л3.2
Жуйкова, Т. В.  
Ботаника: анатомия и морфология растений: Практикум : учебное пособие для вузов / Т. В. Жуйкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05343-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/453994
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
  Природа России. Национальный портал. - URL:  http://www.priroda.ru/
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Открытый онлайн атлас-определитель растений и лишайников России и сопредельных стран. - URL: https://www.plantarium.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.4
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
7.5
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к лабораторным занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе  лабораторных занятий внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, 

 
стр. 11
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к экзамену

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

      Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.