Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к зачету
1.Систематика растений. Практическое и теоретическое значение классификации органического мира. Искусственные системы. Бинарная номенклатура. Понятие о таксономических категориях. Вид, род, семейство, класс, порядок, отдел, царство. Современная система органического мира.
2.Прокариоты. Отдел Бактерии. Общая характеристика. Строение клетки. Морфологические типы бактерий, размножение. Значение бактерий.
3.Отдел Сине-зеленые водоросли. Общая характеристика (морфология, распространение, размножение, значение в природе и жизни человека).
4.Отдел Зеленые водоросли. Общая характеристика (морфология, распространение, размножение, значение в природе и жизни человека). Классификация. Класс Вольвоксовые. Хламидомонада.
5.Отдел Красные водоросли. Общая характеристика (морфология, распространение, размножение, значение в природе и жизни человека).
6.Отдел Диатомовые водоросли. Общая характеристика (морфология, распространение, размножение, значение в природе и жизни человека).
7.Отдел Бурые водоросли. Общая характеристика (морфология, распространение, размножение, значение в природе и жизни человека).
8.Отдел Слизевики. Морфологические особенности, размножение. Основные семейства и представители.
9.Отдел Грибы. Морфологические особенности, размножение (бесполое и половое). Типы плодовых тел. Основные семейства и представители.
10.Класс Базидиомицеты. Особенности размножения. Краткая характеристика порядка Гастеромицеты и семейств Трутовиков, Болетусовых, Пластинковых.
11.Отдел Лишайники. Жизненные формы: накипные, листоватые, кустистые. Анатомическое строение таллома лишайников: гомеомерное и гетеромерное. Размножение. Распространение и практическое значение.
12.Отде Мохообразные. Общая характеристика. Географическое распространение и экология. Своеобразие цикла воспроизведения. Класс Листостебельные мхи. Основные представители сфагнум и кукушкин лен.
13.Отдел Плауновидные. Общая характеристика и экология. Распространение, морфология, размножение. Принцип классификации. Циклы воспроизведения. Разноспоровость и равноспоровость.
14.Отдел Хвощевые. Общая характеристика. Время наибольшего расцвета. Современное распространение и экология. Общая характеристика спорофита и гаметофита. Цикл развития. Значение хвощей.
15.Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика. Распространение. Жизненные формы. Особенности строения и происхождения листьев папоротников. Особенности размножения. Цикл воспроизведения папоротников.
16.Отдел Голосеменные. Общая характеристика голосеменных растений. Жизненные формы. Особенности строения вегетативной сферы (корень, стебель, лист). Особенности строения репродуктивных органов. Цикл воспроизведения
17.Классификация Голосеменных. Класс Беннеттитовые. Класс Саговниковые.
18.Классификация Голосеменных. Класс Гинкговые. Класс Гнетовые. Семейства Вельвичиевые, Эфедровые.
19.Отдел Голосеменные растения. Класс Хвойные. Общая характеристика. Строение мужской и женской шишки. Мужской гаметофит, женский гаметофит. Опыление, оплодотворение. Строение семени. Цикл развития хвойных.
20.Семейство Сосновые. Общая характеристика. Географическое распространение. Значение в природе и хозяйстве.
21.Отдел Покрытосеменные. Основные признаки и общая характеристика. Проблема происхождения Покрытосеменных. Проблема происхождения цветка. Направления эволюционных изменений цветковых растений и их органов.
22.Семейство Розоцветные. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
23.Семейство Сложноцветные. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
24.Семейство Пасленовые. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
25.Семейство Бобовые. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
26.Семейство Крестоцветные. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
27.Семейство Лилейные. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
28.Семейство Пальмы. Географическое распространение, экология. Жизненные формы, особенности в строении вегетативных органов. Соцветие, цветок, плоды. Значение пальм в природе и в хозяйственной жизни человека.
29.Семейство Злаки. Географическое распространение, жизненные формы, цветок, соцветия, плод. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
30.Цифровые образовательные ресурсы для изучения систематики растений и грибов.
Примерная тематика рефератов
1.Автотрофные, гетеротрофные и симбиотрофные организмы.
2.Космическая (планетарная) роль зеленых растений. Значение растений в жизни человека. Необходимость охраны и рационального подхода к использованию растительных ресурсов.
3.Понятие об апопласте и симпласте. Формирование первичной оболочки при цитокинезе. Плазмодесмы и поровые поля.
4.Состав, текстура и физические свойства вторичной оболочки. Поры, их типы.
5.Фазы развития растительных клеток. Симпластный и интрузивный рост клеток. Мацерация. Формирование межклетников и их типы.
6.Ризодерма (эпиблема). Ее формирование, строение и деятельность. Трихобласты и атрихобласты. Корневые волоски, их образование, функционирование, продолжительность жизни. Веламен как специальная покровная ткань.
7.Экзодерма и эндодерма как ткани, регулирующие прохождение веществ.
8.Выделительные ткани. Ткани наружной секреции: железистые трихомы, нектарники, гидатоды.
9.Ткани внутренней секреции: идиобласты, вместилища выделений, особенности строения и функции. Эфирномасляные каналы, смоляные ходы, млечники.
10.Анатомо-морфологические особенности строения гидатофитов и гигрофитов.
11.Способы размножение комнатных растений.
12.Лианы как жизненная форма растений.
13.Влияние загрязнений атмосферы на жизнь растений.
14.Растения водоемов, их анатомо-морфологические особенности, биология.
15.Метаморфозы корня.
16.Метаморфозы побега.
17.Метаморфозы листа.
18.Гомологичные и аналогичные органы.
19.Вегетативное размножение. Понятие о регенерации у растений. Партикуляция. Понятие о клоне.
20.Насекомоядные растения, их биология.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к лабораторным занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе лабораторных занятий внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование,
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к экзамену
Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.