Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна
ции
Э1
Э3
Э3
Э6
Э5
Э2
Э5
Э6
Э4
Э7 Э8
Э7 Э8
Э7 Э8
Э7 Э8
Э7 Э8
Зачет проводится в форме решения ситуационных заданий. Примеры ситуационных заданий:
Ситуационное задание 1.
Инструкция
Внимательно прочитайте задачу, приближенную к рабочей ситуации и выполните задание.
Ситуационная задача:
Вечером – дискотека. Девочка-подросток, желая принарядиться, несмотря на свою полноту, надела короткую юбку. Ее приход на дискотеку вызвал бурную реакцию сверстников. Они начали над ней смеяться: «Вырядилась, тумба! Бочка с медом!». Девочка отошла в сторону и едва сдерживает слезы. Педагог-организатор замечает одиноко стоящую в коридоре девочку.
Задание 1:
Как поступить педагогу?
А. Вернуть девочку в танцевальный зал и постараться сделать ей рекламу, например: «Посмотрите-ка на Таню, да ее не узнать!»
Б. Вернуть девочку в танцевальный зал и попросить ее подружек окружить ее вниманием.
В. Посоветовать девочке не обращать внимания на насмешки, вести себя демонстративно – плясать, веселиться на зависть обидчикам;
Д. Посоветовать девочке уйти с дискотеки и переодеться, чтобы подростки перестали смеяться над ней;
Е. Лучший совет в этой ситуации – уйти с дискотеки, а в следующий раз быть осмотрительнее в выборе одежды.
Задание 2:
1. Обоснуйте выбранный Вами вариант решения.
2. Какие способы оказания помощи и поддержки девочки Вы можете предложить?
3. Предложите способы коррекции межличностных отношений подростков в данной ситуации.
4. Какие закономерности возрастного развития и поведения подростков проявляются в данной социальной среде?
Ситуационное задание 2.
Пятиклассники проходили квест в парке - одном из исторических мест города. Одно из заданий было – сосчитать количество башен на одном из замков, а затем угадать ФИО архитектора. Двое подростков решили забраться на одну из башен. Спрятавшись за одной из колонн замка, они стали подниматься по лестнице. Вся группа пошла выполнять другие задания. Сторож закрыл дверь замка. Мальчики остались одни в пустом замке…
Задание 1.Предположите возможные варианты исхода этого события.
2. Какие способы оказания помощи и поддержки подросткам Вы можете предложить?
3. Какие закономерности возрастного развития и поведения подростков проявляются в данной ситуации?
Ситуационное задание 3.
Шестиклассники сделали из картона мяч и решили поиграть в футбол на перемене в одной из рекреаций школьного коридора. Сдвинули диваны, обозначили ворота. Началась игра. В это время по коридору проходил завуч, Сергей Петрович. Услышав шум и возню на перемене, он молча отбирает мяч, уходит с гневным взглядом. Шестиклассники корчат ему рожицы и начинают возмущаться.
Задание 1. Предположите, как будут развиваться события?
Какие способы общения с подростками Вы можете предложить в данной ситуации?
Какие возможности организации образовательного пространства для игры на перемене имеются в современных школах?
Какие закономерности возрастного развития и поведения подростков проявляются в данной ситуации?
Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету:
1. Основные понятия психологии воспитания.Психологические особенности воспитания школьников
2. Современные проблемы воспитания школьников.
3. Возрастные и психологические особенности обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
4. Философские учения и психологические теории развития психики и личности.
6. Психоаналитическая теория личности. Психосоциальная теория развития личности.
7. Поведенческая (бихевиристская) теория личности.
8. Когнитивная теория. Гумманистическая психология. Культурно-историческая теория психического развития.
9. Воспитательные практики в современной образовательной среде. Организация учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
10. Психолого- педагогические технологии в профессиональной деятельности.
11. Психология воспитательной среды. Социализация и социальное развитие личности.
12. Социализация как усвоение и воспроизведение социокультурного опыта. Агенты и институты социальзации. Стадии и уровни социализации.
13. Национальное своеобразие воспитания. Методы и средства духовно-нравственного воспитания обучающихся.
14. Выявление психосоциальных проблем взросления в традиционных воспитательных практиках.
15. Роль детского коллектива в воспитании личности. Влияние семьи на формирование личности.
16. Психология взросления: концепты и феномены. Актуализаторы, этапы, уровни и формы взросления на разных этапах возрастного развития.
17. Ключевые единицы проектирования воспитательных практик.
18. Поступок как акт взросления.
19. Методологические основы конструирования воспитательных практик нового поколения и познания процесса взросления.
20. Психосоциальные проблемы взросления на разных этапах возрастного развития.
21. Социальная зрелость личности как акмеоформа взросления.
22. Показатели взросления и социальной зрелости с позиции зарубежной и отечественной психологии.
23. Воспитательные практики нового поколения в пространстве взросления на разных этапах возрастного развития.
24. Принципы конструирования воспитательных практик в контексте стадий личностного развития.
25. Практики целеполагания и смыслообразования в воспитании.
26. Воспитание как актуализация нравственных качеств ребенка через выстраивание диалога.
27. Воспитательные практики самоуправления в пространстве взросления. Актуальность, противоречия, цели и этапы организации, формы и содержание воспитательных практик.
28. Практики воспитательных событий как формы инициирования взросления. Актуальность, противоречия, цель, этапы и формы организации воспитательной практики.
29. Практики педагогической поддержки как способа посредничества в освоении взрослости на разных этапах возрастного развития.
30. Актуальность, противоречие, этапы, формы, содержание. Концептуальные основы педагогической поддержки как способа посредничества в освоении взрослости.
Темы письменных работ:
1. Сущность, особенности и общие закономерности процесса воспитания.
2. Принципы воспитания в современной отечественной системе воспитания (общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; опора на положительное в воспитании; гуманизация воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий).
3. Различные подходы к пониманию личности. Теории воспитания.
4. Воспитуемость как готовность к переходу на новый уровень развития, открытость для педагогических воздействий.
5. Типы взаимосвязи обучения и воспитания. Механизмы воспитания.
6. Личностно-социальный подход в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания.
7. Понятие личности. Социальная зрелость личности. Социальный инфантилизм.
8. Включенность личности в систему общественных отношений и еѐ проявление в устойчивой системе социально значимых особенностей.
9. Социализация личности как присвоение индивидом социального опыта и активное воспроизводство им системы социальных связей. Соотношение социализации, развития личности и еѐ воспитания.
10. Роль собственной активности личности, еѐ жизненной позиции, установок и переживаний в развитии личности; личностное развитие.
11. Концепция воспитания, социализации и самовоспитания.
12. Классификация методов воспитания. Виды воспитания. Способы влияния в воспитании.
13. Средства воспитательного процесса.
14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и специфическая педагогическая система. Социальные функции семьи.
15. Воспитание в семье. Содержание семейного воспитания. Типы и стили семейного воспитания.
16. Семья как социокультурная среда формирования личности. Методы семейного воспитания.
17. Сотрудничество семьи и школы.
18. Принципы воспитания в семье: принцип полной структуры семьи; принцип личного примера родителей; принцип организации уклада, образа жизни семьи.
19. Цели и задачи современного воспитания. Принципиальное отличие современного подхода к воспитанию от существовавшего ранее.
20. Роль педагога в организации воспитательного процесса образовательного учреждения.
21. Особенности воспитания на разных возрастных этапах.
22. Традиционные формы и методы воспитания.
24. Психолого-педагогические технологии воспитания.
25. Виды деятельности ребенка и способы их организации. Интерактивные формы и методы воспитательной работы.
26. Духовно-нравственные ценности личности и их сущность. Диагностические средства и методики для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей.
27. Воспитательные практики нового поколения в пространстве взросления. Практики целеполагания в процессе воспитания.
28. Воспитательные практики законотворчества и самоуправления в пространстве взросления.
29. Практики воспитательных событий как форма инициирования взросления.
30. Практики педагогической поддержки как способа посредничества в освоение взрослости подростком.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать
соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и