2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Актуальные проблемы Великой Отечественной войны_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Актуальные проблемы Великой Отечественной войны
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
8 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р ист. наук, профессор, Корнилова И.В. _________________
 
 
Актуальные проблемы Великой Отечественной войны
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формирование у обучающихся систематизированных знаний об актуальных проблемах Великой Отечественной войны и развитие у них способностей использовать полученные знания в образовательной и профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить исторические даты, факты, события Великой Оечественной войны;
1.4
обращать внимание не только на фиксацию исторических фактов, но и на их нравственное осмысление;
1.5
показать историю Великой Отечественной войны личностной и фактичной;
1.6
сформировать умение выражать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения по актуальным проблемам Великой Отечественной войны в рамках научного мировоззрения;
1.7
формирование патриотизма,гражданской позиции, уважительного отношения к исторической памяти;
1.8
ознакомить с технологиями приобретения, использования и обновления знаний по истории Великой Отечественной войны;
1.9
сформировать навык анализа исторических проблем, установления причинно-следственных связей, выявления общих черт и различий сравниваемых исторических процессов и событий;
1.10
сформировать умение ориентироваться в источниках, основной историографической литературе, работать с исторической картой
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Правоведение
2.1.2
Производственная педагогическая практика
2.1.3
Этика
2.1.4
Новейшая история стран Европы и Америки
2.1.5
Производственная педагогическая практика
2.1.6
Учебная музейная практика
2.1.7
Историография
2.1.8
История философии
2.1.9
Культурология
2.1.10
Методика обучения истории
2.1.11
Новая история стран Европы и Америки
2.1.12
Архивоведение
2.1.13
История России (XIX – начало ХХ вв.)
2.1.14
История средних веков
2.1.15
Учебная архивная практика
2.1.16
Источниковедение
2.1.17
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
2.1.18
Археология
2.1.19
История древнего мира
2.1.20
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
2.1.21
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.22
Музееведение
2.1.23
Методика организации исследовательской работы по истории и обществознанию в школе
2.1.24
Исторический роман
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
возможности школьных курсов истории в нравственном становлении, гражданском воспитании и развитии субъектности личности школьников;
3.1.2
методические пути и средства реализации воспитательного потенциала школьных уроков истории;
3.1.3
инновационные технологии;
3.1.4
компьютерные инструменты, необходимые при анализе текстов источников
3.1.5
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять отбор учебного материала, проводить аргументированные исторические аналогии, обобщать исторические факты, применять полученные знания в профессиональной деятельности;
3.2.2
определять воспитательный потенциал тематического раздела и отдельного урока истории;
3.2.3
отбирать историческое содержание, средства, методы и приемы решения задач развития личности средствами исторического образования;
3.2.4
работать с различными техническими устройствами, файлами, Интернетом, онлайн-сервисами;
3.2.5
создавать цифровой контент и в целом умение работать с информацией
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками самостоятельного научного поиска и анализа информации в рамках учебной дисциплины, методами научно-педагогического исследования в предметной области
3.3.2
опытом постановки воспитательных задач урока истории (тематического раздела) и определения личностных результатов изучения темы;
3.3.3
методическими приемами решения задач воспитания историей на разных этапах урока, при работе с учениками разного возраста;
3.3.4
навыками самостоятельного научного поиска и анализа информации с использованием возможностей искусственного интеллекта;
3.3.5
навыками для работы в онлайн-приложениях и цифровых сервисах (социальных сетях, мессенджерах, информационных порталах)
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Фронт и тыл в годы Великой Отечественной войны

 
1.1
Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э3 Э5

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.2
Договор от 28 августа 1939 г. и секретные протоколы к пакту /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.3
Итоги начального этапа Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.) /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э5

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.4
Весенне-летняя кампания 1942 г. на Восточном фронте /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.5
Движение сопротивления на оккупированных территориях СССР и коллаборационизм в

годы Великой Отечественной войны /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
1.6
Оккупационный режим на территории СССР /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.7
Советский тыл в годы войны /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.8
Освободительная миссия советских войск в Европе, ее оценка /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.9
Цена победы СССР в Великой Отечественной войне /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.10
Уроки Нюрнберга /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.11
Нюрнбергский процесс: преступления против человечности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
1.12
Чтение монографий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

30
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
 
Раздел 2. Общественное сознание советских граждан в годы Великой Отечественной

войны

 
2.1
Наука и культура в годы Великой Отечественной войны /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э5

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
2.2
Государство и церковь в годы войны /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
2.3
Трансформация идеологии и общественного сознания советского общества в

1941–1945 гг. /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
2.4
Противодействие фальсификации истории преступлений нацистов и их пособников  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
2.5
Проект "Без срока давности"  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
2.6
Чтение монографий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

10
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
2.7
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0
ПК-1.2 ПК-1.3
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1.Дискуссионныем вопросы Великой Отечественной войны.

2.Проблемы оценки внешней политики СССР накануне второй мировой войны.

3.Причины поворота во внешней политики СССР после Мюнхенского сговора.

4.Характер и скрытые мотивы советско-германских соглашений 1939-1940 гг.

5.Проблема готовности СССР к отражению агрессии накануне Великой Отечественной войны.

6.Оценки модернизации советской экономики и военной промышленности к началу Великой

отечественной войны.

7.Дискуссионные вопросы о соотношении сил сторон накануне начала войны.

8.Приграничные и крупные оборонительные операции лета-осени 1941 г. Причины поражения Красной Армии.

9."Дело Генерала Павлова" в контексте просчетов в оборонительных сражениях лета 1941 г.

10. Московская битва и ее международно-политическое значение.

11.Стратегическое планирование сторон военных операций на 1942 г. Причины крупных неудач весны-лета 1942 г. на советско-германском фронте.

12.Сталинградская битва и ее международно-политическое значение.

13. Курская битва и ее международно-политическое значение.

14.Современные оценки Движения Сопротивления на оккупированной территории СССР.

15.Коллаборационизм в годы Великой Отечественной войны.

16.Основные этапы складывания антигитлеровской коалиции.

17.Проблема ленд лиза в контексте борьбы антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной и второй мировой войн.

18.Роль СССР на международных конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме.

19.Особенности развития советской экономики в годы войны.

20.Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.

21.Освободительная миссия советских войск в Европе, ее оценка.

22.Уроки Нюрнберга.

23.Наука в годы Великой Отечественной войны.

24.Культурные достижения в годы Великой Отечественной войны.

25.Государство и церковь в годы войны.

26.Трансформация идеологии и общественного сознания советского общества в 1941–1945 гг.

27.Подвиг советского народа в годы войны.

28.Судьбы полководцев ВОВ.

29.Проект "Без срока давности".

30.Преступления против мирного населения на оккупированных территориях РСФСР.

Задание: работа с исторической картой и источником.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

Вариант 1.

1. Раскройте понятие "фальсификация истории".

2. Раскройте понятие "цена войны".

Вариант 2.

1.Раскройте понятие "переписывание истории".

2. Раскройте понятие "цена победы".

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ходяков, М.В. [и др.]
Новейшая история России в 2 ч. Часть 2. 1941—2015: учебник для вузов / М. В. Ходяков [и др.] ; под редакцией М. В. Ходякова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 300 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04671-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470911
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Чураков, Д. О.
История России XX — начала XXI века в 2 т. Том 2. 1941—2016: учебник для вузов / Д. О. Чураков, А. С. Барсенков, А. И. Вдовин ; под редакцией Д. О. Чуракова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 374 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02558-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498848
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Семенникова, Л.И. [и др.]
История России в 2 ч. Часть 2. ХХ — начало XXI века: учебник для вузов / Л. И. Семенникова [и др.] ; под редакцией Л. И. Семенниковой. — 7-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 328 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08972-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470806
Москва : Издательство Юрайт,, 2022
 
Л2.2
Зуев, М. Н.  
История России ХХ - начала ХХI века: учебник и практикум для вузов / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00726-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470341
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.3
Ачкасов, В.А.
История Второй мировой войны: учебное пособие для вузов / В. А. Ачкасов [и др.] ; под редакцией В. А. Ачкасова, С. А. Ланцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 335 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06253-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492194
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Документы обвиняют. Сборник документов о чудовищных зверствах германских властей на временно захваченных ими советских территориях. Выпуск 1.: Документы обвиняют. Сборник документов о чудовищных зверствах германских властей на временно захваченных ими советских территориях. Выпуск 1 — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 308 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-13490-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/507913
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронные ресурсы по истории России. - URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/eliektronnyie-riesursy-po-istorii-rossii
 
Э2
«Вторая Мировая война в русском Интернете». - URL: http://www.world-war2.chat.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
АКТУАЛЬНЫЕ-ПРОБЛЕМЫ-ИССЛЕДОВАНИЯ-ВЕЛИКОЙ-ОТЕЧЕСТВЕННОЙ-ВОЙНЫ. - URL: https://elibrary.com.ua/m/articles/view/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-207 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-320 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.