2022-2023_z44_03_05 МиИ 2223_plx_Теоретические основы информатики_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теоретические основы информатики
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
119
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
8
8
Практические
4
4
4
4
8
8
Итого ауд.
8
8
8
8
16
16
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
16
16
Сам. работа
64
64
55
55
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Герасимова О.Ю _________________
 
 
Теоретические основы информатики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоение дисциплины: овладение понятийно-терминологической базой современной теоретической информатики, теориями и методами исследования формализованных моделей, структур и процессов представления, сбора и обработки информации
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование понятийно-терминологической базы современной теоретической информатики;
1.4
формирование знаний и умений в области теорий информации, кодирования, алгоритмов, автоматов;
1.5
формирование способности использовать компьютер как эффективное средство обработки информации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
2.1.2
Русский язык и культура речи
2.1.3
Философия  
2.1.4
Финансово-экономический практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Информационные системы
2.2.2
Математическая логика
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.5
Численные методы
2.2.6
Числовые системы
2.2.7
Веб-технологии
2.2.8
Дискретная математика
2.2.9
Компьютерное моделирование
2.2.10
Программирование
2.2.11
Производственная педагогическая практика
2.2.12
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.13
Дискретные модели в информатике
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научные основы предметной области "Информатика";
3.1.2
основные способы представления информации в памяти компьютера; основные математические понятия и методы, применяемые в разделах теоретической информатики;подходы к определению количества информации;
3.1.3
базовые понятия теории кодирования и основные методы кодирования;сферы применения разделов теоретической информатики;виды информационных процессов протекающих в обществе и природе.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять анализ педагогических ситуаций с применением специальных научных знаний, в том числе в предметной области "Информатика";
3.2.2
анализировать информационные процессы с целью определения характерных свойств;
3.2.3
определять энтропию источников различного типа;
3.2.4
анализировать алгоритм, с целью определения его вычислимости;
3.2.5
определять вид математической модели для решения практической задачи, в том числе, из сферы профессиональных задач;
3.2.6
использовать основные формулы вероятностного подхода при решении практических задач определения количества информации.
 
 
стр. 4
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;
3.3.2
применением методов кодирования информации;
3.3.3
методами решения задач теории информации с использованием современных программных средств;
3.3.4
методами построения алгоритмов решения практических задач для их реализации в вычислительной системе.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы теории информации

 
1.1
Исходные понятия информации.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.5Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
2
0
 
1.2
Понятие информации в теории Шеннона.  /Ср/
Л1.1 Л1.5Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-8.1
2
0
 
1.3
Информационная энтропия. Энтропия сложных систем.  /Ср/
Л1.1 Л1.5Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1
2
0
 
1.4
Канал связи как сложная система. /Ср/
Л1.1 Л1.5Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1
2
0
 
1.5
Объемный подход. /Ср/
Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
2
0
 
1.6
Измерение информации. Объемный подход /Ср/
Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
2
0
 
1.7
Сжатие информации.  /Лек/
Л1.1 Л1.5Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
2
0
 
1.8
Алгоритмы Хаффмана. /Пр/
Л1.1 Л1.5Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
2
0
 
1.9
Алгоритмы Шеннона-Фано, сжатие со словарем (LZW). /Пр/
Л1.1 Л1.5Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
2
0
 
1.10
Операции с информацией и способы ее представления. Виды информационных процессов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.5Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 2. Помехоустойчивое кодирование.

 
2.1
Понятие о помехоустойчивом кодировании, самокорректирующие коды Хэмминга. /Ср/
Л1.1 Л1.3 Л1.5Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1
2
0
 
2.2
Коды Хэмминга /Лаб/ /Ср/
Л1.1 Л1.3 Л1.5Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1
2
0
 
2.3
Кодирование текстовой информации алгоритмами Хаффмана, Шеннона-Фано и Лемпеля-Зива /Ср/
Л1.1 Л1.3 Л1.5Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 3. Элементы теории автоматов

 
3.1
Абстрактные автоматы /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.2
Составление графа и таблицы переходов и выходов автомата. /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
3
0
 
3.3
Эквивалентность и минимизация автоматов /Ср/
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
3.4
Минимизация абстрактного автомата Мили /Ср/
Л1.4Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1
3
0
 
3.5
Минимизация абстрактного автомата Мили /Ср/
Л1.4Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1
3
0
 
3.6
Минимизация абстрактных автоматов с помощью треугольной таблицы /Ср/
Л1.4Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1
3
0
 
3.7
Автоматные языки и распознавание /Ср/
Л1.4Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1
3
0
 
 
Раздел 4. Динамическое программирование.

 
4.1
Введение в динамическое программирование: одномерная и двумерная динамика /Лек/
Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
3
0
 
4.2
Двумерная динамика.Разбор решения задачи о рюкзаке /Пр/
Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1
3
0
 
4.3
Разбор решения задач  кузнечик (одномерная динамика) и черепашка (двумерная динамика) /Ср/
Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1
3
0
 
4.4
Алгоритмы поиска подстроки /Ср/
Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

7
3
0
 
4.5
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

9
ОПК-8.1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестатция

Примерный перечень вопросов к экзамену.

1.Статистический подход к измерению информации.

2.Ансамбли источника и приемника. Канал связи. Описание помех.

3.Взаимная информация сообщений.

4.Средняя взаимная информация ансамблей.

5.Собственная информация сообщения.

6.Информационная энтропия.

7.Энтропия сложных систем.

8.Канал связи как сложная система.

9.Объемный подход к измерению информации.

10.Понятие сжимающего кода. Код Шеннона-Фано.

11.Алгоритм Хаффмана.

12.Сжатие со словарем.

13.Понятие о помехоустойчивом кодировании.

14.Самокорректирующие коды Хэмминга.

15.Понятие конечного автомата.

16.Абстрактный синтез автоматов.

17.Эквивалентность и минимизация автоматов.

18.Автоматные языки и распознавание.

19.Понятие о динамическом программировании.

20.Алгоритмы поиска подстроки.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

1.Вычисление энтропии источника. Условная энтропия нформации

2.Системы счисления

3.Кодирование текстовой информации алгоритмами Хаффмана, Шеннона-Фано и Лемпеля-Зива.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонды оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 6
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Осокин, А. Н.
Теория информации : Осокин, А. Н.  Теория информации : учебное пособие для вузов / А. Н. Осокин, А. Н. Мальчуков. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 205 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7064-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470217 
Москва : Издательство Юрайт,, 2021
 
Л1.2
Шапцев, В. А. 
Теория информации. Теоретические основы создания информационного общества: учебное пособие для вузов / В. А. Шапцев, Ю. В. Бидуля. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02989-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434455
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
И. О. Петрищев, Е. А. Фёдорова.
Теоретические основы информатики: Петрищев, И. О. Теоретические основы информатики : учебно-методическое пособие / И. О. Петрищев, Е. А. Фёдорова. — Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2017. — 70 c. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86325.html
Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2017
 
Л1.4
Ожиганов А.А.
ТЕОРИЯ АВТОМАТОВ. : УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Санкт-Петербург : Университет ИТМО, 2013
 
Л1.5
Овчинникова Е.Н., Кротова С.Ю., Сарапулова Т.В.
КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ И СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. : УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Ай Пи Ар Медиа, 2022
 
Л1.6
Роганов Е.А.
ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ.: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Забуга А.А. 
Теоретические основы информатики.: Теоретические основы информатики : учебное пособие / А. А. Забуга. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2013. — 168 c. — ISBN 978-5-7782-2312-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/45037.html
Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет,,  2013.г.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ"
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 7
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с 

 
стр. 8
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено 

 
стр. 9
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
(аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.