2022-2023_z44_03_05 МиИ 2223_plx_Основы мехатроники_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы мехатроники
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед. наук, Доцент, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Основы мехатроники
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является в обеспечении целостного понимания обучающимися базовых категорий и принципов мехатроники, формировании информационной и методологической базы для изучения специальных дисциплин, а также приобретении практических навыков анализа и синтеза мехатронных объектов.
1.2
Задачами освоения дисциплины являются:
1.3
раскрыть основные исторические этапы становления мехатроники;
1.4
изучение современного состояния в области теории и практики разработки мехатронных систем;
1.5
изучение современных принципов и интеллектуальных методов управления мехатронными объектами.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
Основы вожатской деятельности
2.1.3
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.4
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.5
Психология воспитательных практик
2.1.6
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика
2.2.2
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.2.3
Решение олимпиадных задач по  математике
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Объектно-ориентированное программирование
2.2.7
Специальные методы решения математических задач
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способы конструктивного выполнения узлов и агрегатов мехатронных устройств и систем;
3.1.2
принципы действия приводов мехатронного типа;
3.1.3
сферы деятельности специалиста по мехатронике;
3.1.4
уровни развития и поколения мехатронных устройств;
3.1.5
социально-экономический эффект от применения мехатронных систем управления.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ставить требования к проектированию технологических машин и объектов машиностроения;
3.2.2
выявлять основные особенности технологических процессов с целью их автоматизации на основе мехатронных принципов построения систем;
3.2.3
выявлять основные особенности технологических процессов с целью их автоматизации на основе мехатронных принципов построения систем.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
первичными навыками применения различных подходов к проектированию мехатронных узлов и модулей;
3.3.2
основами анализа и синтеза кинематических и иных механических структур;
3.3.3
первичными навыками интегрированного подхода к проектированию управляемых машин с мехатронными системами управления.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 4
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Базовые категории мехатроники

 
1.1
Общие сведения о мехатронике. История развития мехатроники /Лек/
Л1.1

Э1 Э2

2
ПК-2.2
4
0
 
1.2
История развития мехатроники /Ср/
Л1.1

Э1

4
ПК-2.2
4
0
 
1.3
Общая концепция построения и компоненты мехатронной системы. Синергетический подход. Интеллектуальные технические системы. Человек как мехатронная система. /Ср/
Л1.1

Э1

4
ПК-2.2
4
0
 
1.4
Промышленные и мобильные роботы /Ср/
Л1.1

Э1 Э2

4
ПК-2.2
4
0
 
1.5
Основные понятия, термины и категории мехатроники. Микро- и макроциклы. Виды технических систем. Этапы развития мехатроники. Показатели качества и требования к мехатронным объектам. /Ср/
Л1.1

Э1 Э2

20
ПК-2.2
4
0
 
 
Раздел 2. Модули движения

 
2.1
Мехатронные модули движения /Лек/
Л1.1

Э1 Э2

2
ПК-2.2
4
0
 
2.2
Мехатронные модули движения  /Пр/
Л1.1

Э1

2
ПК-2.2
4
0
 
2.3
Интеллектуальные мехатронные модули движения /Ср/
Л1.1

Э1 Э2

4
ПК-2.2
4
0
 
2.4
Интеллектуальные мехатронные модули движения /Пр/
Л1.1

Э1

2
ПК-2.2
4
0
 
2.5
Сферы применения мехатронных систем /Ср/
Л1.1

Э1

4
ПК-2.2
4
0
 
2.6
Приводы мехатронных систем и их способы управления /Ср/
Л1.1

Э1 Э2

2
ПК-2.2
4
0
 
2.7
Приводы мехатронных систем и их способы управления /Пр/
Л1.1

Э1

4
ПК-2.2
4
0
 
2.8
Применение мехатронных систем (мс) в автоматизированном технологическом оборудовании /Ср/
Л1.1

Э1

4
ПК-2.2
4
0
 
2.9
Применение мехатронных систем на автомобильном, водном и воздушном транспорте /Ср/
Л1.1

Э1

4
ПК-2.2
4
0
 
2.10
Мехатроника в медицине /Ср/
Л1.1

Э1

4
ПК-2.2
4
0
 
2.11
Понятие моделирования. Классификация, структура и принципы построения математических моделей. Фундаментальные законы физических объектов. Тенденции практического применения мехатронных изделий. Бытовые, медицинские, транспортные, полиграфические и другие мехатронные объекты. Мехатронные технологии в роторных машинах. /Ср/
Л1.1

Э1 Э2

20
ПК-2.2
4
0
 
2.12
Кинетотроника. Пьезоэлектрические устройства. Биомеханика. Бионические мехатронные устройства. Нанотехнологии в мехатронике. /Ср/
Л1.1

Э1

18
ПК-2.2
4
0
 
2.13
/Зачёт/

4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
стр. 5
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Основные предпосылки развития мехатроники. Области применения мехатроннных систем.

2.Понятие мехатроники, как новой области науки и техники. Основные преимущества мехатронных устройств и систем.

3.Определение мехатроники, как новой области науки и техники.

4.Основные составляющие мехатронной системы. Их взаимосвязь и особенность взаимодействия.

5.Тенденции изменения и ключевые требования мирового рынка в области мехатроники.

6.Сущность мехатронного подхода в проектировании МС.

7.Факторы, обусловившие развитие мехатронных систем.

8.Поколения мехатронных модулей.

9.Структура автоматической машины, созданной на основе традиционного и мехатронного подходов в их проектировании.

10.Сущность мехатронного подхода в проектировании и эксплуатации мехатронных сиситем.

11.Методы построения мехатронных устройств

12.Интеллектуальные мехатронные модули движения

13.Сферы применения мехатронных систем

14.Приводы мехатронных систем

15.Потенциально возможные точки интеграции функциональных элементов в мехатронные модули.

16.Примененние МС в автоматизированном технологическом оборудовании

17.Применение мехатронных систем на автомобильном, водном и воздушном транспорте

18.Мехатроника  в медицине

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы для рефератов

1.Мехатронные системы для оснащения автомобилей.

2.Мехатронные системы системы в компьютерах (дисководы, принтеры, плоттеры и т.д.).

3.Мехатронные системы для офиса (факсимальные, копировальные аппараты и т.д.).

4.Мехатронные системы в видео- и фототехнике.

5.Мехатронные системы в бытовой технике (швейные, посудомоечные, стиральные машины и т.д).

6.Мехатронные системы для авиационной техники.

7.Мехатронные системы для космической техники.

8.Мехатронные системы для систем вооружения.

9.Мехатронные системы для полиции и спецслужб.

10.Мехатронные системы для спортивного оборудования.

11.Мехатронные системы для медицины.

12.Мехатронные системы для пищевой промышленности.

13.Мехатронные системы в торговле.

14.Мехатронные системы в швейной промышленности.

15.Мехатронные системы для муниципальных служб (водоснабжение, канализация, газовое хозяйство и т.д.).

16.Мехатронные системы в газовой и нефтяной промышленности.

17.Мехатронные системы для подводных аппаратов.

18.Мехатронные системы в атомной промышленности.

19.Мехатронные системы на транспорте.

20.Мехатронные системы в шоу-индустрии.

21.Микромашины.

22.Состояние и развитие мехатроники в России.

23.Состояние и развитие мехатроники в Японии.

24.Состояние и развитие мехатроники в США.

25.Состояние и развитие мехатроники в Великобритании.

26.Состояние и развитие мехатроники в Германии.

27.Состояние и развитие мехатроники в странах Юго-Восточной Азии.

28.Социальные проблемы внедрения мехатронных систем.

29.Экономические проблемы внедрения мехатронных систем.

30.Вопросы истории мехатроники.

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Подураев Ю.В.
МЕХАТРОНИКА: ОСНОВЫ, МЕТОДЫ, ПРИМЕНЕНИЕ.: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Ай Пи Ар Медиа, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 6
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
Э1
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

 
стр. 7
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные 

 
стр. 8
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.